Контовская классификация наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контовская классификация наук



Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия - догматическое и историческое. «Первое, — писал он, — состоит в расположении наук согласно их последователь­ной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более

новым».В современных терминах мы назвали бы эти условия историческим фактором (время и последовательность возникновения той или иной науки, возрастающая сложность предмета исследования по мере движения от одной к другой) и логическим фактором (восхождение от абстрактного к конкретному в процессе перехода от математики к астрономии, от последней — к физике и т.д., вплоть до социологии). Кроме того, Конт пишет о характере связи науки с практикой (чем абстрактнее наука, тем меньше она

связана с практикой, и наоборот). С учетом этих критериев социология оказывается самой новой, сложной, конкретной и практичной наукой из тех шести, которые охватываются «законом классификации». Конт подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. В приведенной выше классификации она «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитар­

ную» цель каждой из них

12. В. Парето о социологии как логико-экспериментальной науке

Вильфредо Парето (1848-1923), известный итальянский социолог, родился

в Париже в знатной семье.Труды: «Трактат по общей социологии», «Трансформация демократии».

Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены В. Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактаМи. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме. В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают Действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и нелогический характер (

Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденв ции, экономической науки и некоторых других областей знания, иоскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее иодходящих для достижения поставленной цели.

Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и высту-пают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная Ісоциологическая концепция Парето получила название теории нелогическо-го действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не) на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах!Собственно,общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика - логика^

чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.

В процессе совершения нелогических действий, считает Парето, люди не могут установить объективные связи между многими фактами и явлениями и поэтому не в состоянии логически соединить цель действий и средства ee достижения. Когда же они пытаются это делать, то соединение оказывается.иллюзорным и не отражающим его действительную суть. Например, чтобы получить от Бога в качестве его милости дождь (цель), люди используют жертвоприношения (средство). Но для настоящей науки очевидно, что такое соединение цели и средств надуманно. Социология как раз призвана показать людям нелогичность их поведения.

Чтобы преодолевать домыслы и предубеждения людей, она должна стать логико-экспериментальной наукой.

Все рассматриваемые чувства (нелогические действия) он классифицирует, выделяя среди них неизменные, постоянные и производные. Социальное равновесие в обществе

определяется именно первой группой чувств (нелогических действий), кото­

рые были названы социологом «резидуями», в отличие от производных, получивших название «дериватов». Термины, прямо скажем, необычные и могущие показаться странными. У первого («резидуи») происхождение явно «химического» характера (итал. residuo означает «осадок», т.е. то, что выпадает в результате химической реакции и определенное время сохраняется в не­растворимом виде). Что касается «дериватов» (от лат. derivatio — отклонение, отведение), то они рассматриваются как производные от чувств и нужны для того, чтобы скрывать истинные побудительные мотивы действий.

Парето выделял шесть классов «осадков» (они же остатки, «резидуи»).

К первому классу «осадков» он относил остатки «инстинкта комбинаций». Это склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех социальных изменений. Второй класс «осадков» получил название «Натойчивость в сохранении агрегатов». Остатки «постоянства агрегатов» — это консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые. Третий класс «осадков» связан с чувством собственности (он называется «Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов»). Четвертый класс — это «Осадки, связанные с социальностью». Пятый класс «осадков» («Единство индивида и того, что ему принадлежит») характеризуется стремлением проявлять свои чувства в

общественных действиях и поступках. Шестой класс связан с половым ин­

стинктом («Сексуальный осадок»).

Парето делит все «деривации» на четыре класса. К первому классу относятся абсолютные истины, аксиомы или догмы. Это простые утверждения типа: «так надо, потому что так надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания. Второй класс «дериваций» содержит в себе некомпетентные суждения и аргументы, опирающиеся на какой-то авторитет (личности, обычая, традиции). Это — убеждение авторитетом. Например, мать наставляет ребенка: «Ты должен слушаться, потому что этого хочет папа».

Третий класс «производных» содержит апелляции к общепринятым принципам или воле сверхъестественных сил. Здесь возникают запреты и импера-тивы. Продолжая серию примеров обращения матери к ребенку, можно привести относительно третьего класса «дериваций» следующее: «Нельзя тай делать, потому что Дед Мороз обидится, рассердится, не поздравит тебя, не;даст подарка». Наконец, четвертый класс «дериваций» — это чисто сто несные доводы, вербальные доказательства, не имеющие объективного эквивач лента. Например, определенный политический режим объявляется демократическим, потому что он действует в интересах народных масс. Такие «производные» нелогического характера имеют место сплошь да рядом и базируются на весьма сомнительных политических заявлени-, ях лидеров стран и партий. Но реальных доказательств подлинного демократизма подобных режимов, как правило, нет.

13. Ч. Кули: теория «зеркального «Я» и теория малых групп.

Чарльз Хортон Кули (1864—1929).Вся его профессиональная карьера была связана с преподавательской деятельностью в Мичиганском университете, где он работал с 1982 г. до самой смерти.

Основные работы Кули, написанные на раннем этапе интеракционизма: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918).

Теория «зеркального "Я"» (looking-glass self).

В соответствии с ней личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. «Я» человека — это воспринятое им зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, он произвел на окружающих его людей. Кули следующим образом раскрывает существо «зер­

кального "Я"»: «Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение».

Из трактовки личности, ее взаимодействия с людьми и обществом, соотношения общественного и индивидуального сознания, сознания и самосознания, теории «зеркального "Я"» следует еще одна, крайне важная линия социологического анализа Кули, которая касается его учения о первичных и вторичных группах, прежде всего первичных (ибо им он уделял основное внимание).

«Под первичными группами, - писал Ч. Кули, — я подразумеваю группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социаль­

ной природы и идеалов индивида.

К первичной группе Кули относит кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом по принципу «лицом к лицу» (face to face). Под ней он понимает небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило,

отличаются взаимной симпатией и пониманием. Наиболее распространенные первичные группы, которые подробно анализирует Кули, — это семья, детская игровая группа, соседи и общинная группа старших. Кроме них, он пишет о клубах, братствах, школах, объединениях рабочих одной профессии и т.п., основанных на сходстве, которое может привести к реальной близости.

Американский социолог стремится доказать, что первичные группы независимы от макросоциальных структур (хотя временами подвержены их влиянию). Один из главных аргументов при этом состоит в том, что такие группы существуют в любом обществе, начиная от первобытного, примитивного и кончая современным, индустриальным.

Что касается вторичных общественных групп, то к ним Кули относил институты, образующие социальную структуру общества и выражающие его организацию. Среди них он называл и характеризовал правительство,

церковь, язык, образование, промышленные системы, собственность. Кули считал их институтами, так как они являются продуктом реализации постоянных потребностей человеческой природы. В них царят безличные, формализованные отношения, а индивид оказывается не более чем носителем определенных функций. Вторичные группы по своим размерам могут значительно превышать первичные, но отличают их не только количественные параметры. Они создаются людьми сознательно в строго определенных «деловых» целях, эмоциональные отношения и взаимодействия между их членами уходят на задний план.

Малая группа — это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обезличенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влияния (проблема лидерства).
Американский социолог Ч.Кули (1864-1926) был первым, кто в начале XX в. приступил к систематическому исследованию малых групп. А с 60-х годов XX в. уже всеми учеными для проведения анализа социальной структуры общества в качестве реальной элементарной частицы общества, сосредоточивающей в себе все виды социальных связей, была выбрана так называемая «малая группа».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.014 с.)