Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контовская классификация наукСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия - догматическое и историческое. «Первое, — писал он, — состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым».В современных терминах мы назвали бы эти условия историческим фактором (время и последовательность возникновения той или иной науки, возрастающая сложность предмета исследования по мере движения от одной к другой) и логическим фактором (восхождение от абстрактного к конкретному в процессе перехода от математики к астрономии, от последней — к физике и т.д., вплоть до социологии). Кроме того, Конт пишет о характере связи науки с практикой (чем абстрактнее наука, тем меньше она связана с практикой, и наоборот). С учетом этих критериев социология оказывается самой новой, сложной, конкретной и практичной наукой из тех шести, которые охватываются «законом классификации». Конт подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. В приведенной выше классификации она «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитар ную» цель каждой из них 12. В. Парето о социологии как логико-экспериментальной науке Вильфредо Парето (1848-1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье.Труды: «Трактат по общей социологии», «Трансформация демократии». Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены В. Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактаМи. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме. В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают Действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и нелогический характер ( Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденв ции, экономической науки и некоторых других областей знания, иоскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее иодходящих для достижения поставленной цели. Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и высту-пают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная Ісоциологическая концепция Парето получила название теории нелогическо-го действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не) на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах!Собственно,общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика - логика^ чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология. В процессе совершения нелогических действий, считает Парето, люди не могут установить объективные связи между многими фактами и явлениями и поэтому не в состоянии логически соединить цель действий и средства ee достижения. Когда же они пытаются это делать, то соединение оказывается.иллюзорным и не отражающим его действительную суть. Например, чтобы получить от Бога в качестве его милости дождь (цель), люди используют жертвоприношения (средство). Но для настоящей науки очевидно, что такое соединение цели и средств надуманно. Социология как раз призвана показать людям нелогичность их поведения. Чтобы преодолевать домыслы и предубеждения людей, она должна стать логико-экспериментальной наукой. Все рассматриваемые чувства (нелогические действия) он классифицирует, выделяя среди них неизменные, постоянные и производные. Социальное равновесие в обществе определяется именно первой группой чувств (нелогических действий), кото рые были названы социологом «резидуями», в отличие от производных, получивших название «дериватов». Термины, прямо скажем, необычные и могущие показаться странными. У первого («резидуи») происхождение явно «химического» характера (итал. residuo означает «осадок», т.е. то, что выпадает в результате химической реакции и определенное время сохраняется в нерастворимом виде). Что касается «дериватов» (от лат. derivatio — отклонение, отведение), то они рассматриваются как производные от чувств и нужны для того, чтобы скрывать истинные побудительные мотивы действий. Парето выделял шесть классов «осадков» (они же остатки, «резидуи»). К первому классу «осадков» он относил остатки «инстинкта комбинаций». Это склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех социальных изменений. Второй класс «осадков» получил название «Натойчивость в сохранении агрегатов». Остатки «постоянства агрегатов» — это консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые. Третий класс «осадков» связан с чувством собственности (он называется «Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов»). Четвертый класс — это «Осадки, связанные с социальностью». Пятый класс «осадков» («Единство индивида и того, что ему принадлежит») характеризуется стремлением проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках. Шестой класс связан с половым ин стинктом («Сексуальный осадок»). Парето делит все «деривации» на четыре класса. К первому классу относятся абсолютные истины, аксиомы или догмы. Это простые утверждения типа: «так надо, потому что так надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания. Второй класс «дериваций» содержит в себе некомпетентные суждения и аргументы, опирающиеся на какой-то авторитет (личности, обычая, традиции). Это — убеждение авторитетом. Например, мать наставляет ребенка: «Ты должен слушаться, потому что этого хочет папа». Третий класс «производных» содержит апелляции к общепринятым принципам или воле сверхъестественных сил. Здесь возникают запреты и импера-тивы. Продолжая серию примеров обращения матери к ребенку, можно привести относительно третьего класса «дериваций» следующее: «Нельзя тай делать, потому что Дед Мороз обидится, рассердится, не поздравит тебя, не;даст подарка». Наконец, четвертый класс «дериваций» — это чисто сто несные доводы, вербальные доказательства, не имеющие объективного эквивач лента. Например, определенный политический режим объявляется демократическим, потому что он действует в интересах народных масс. Такие «производные» нелогического характера имеют место сплошь да рядом и базируются на весьма сомнительных политических заявлени-, ях лидеров стран и партий. Но реальных доказательств подлинного демократизма подобных режимов, как правило, нет. 13. Ч. Кули: теория «зеркального «Я» и теория малых групп. Чарльз Хортон Кули (1864—1929).Вся его профессиональная карьера была связана с преподавательской деятельностью в Мичиганском университете, где он работал с 1982 г. до самой смерти. Основные работы Кули, написанные на раннем этапе интеракционизма: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918). Теория «зеркального "Я"» (looking-glass self). В соответствии с ней личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. «Я» человека — это воспринятое им зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, он произвел на окружающих его людей. Кули следующим образом раскрывает существо «зер кального "Я"»: «Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение». Из трактовки личности, ее взаимодействия с людьми и обществом, соотношения общественного и индивидуального сознания, сознания и самосознания, теории «зеркального "Я"» следует еще одна, крайне важная линия социологического анализа Кули, которая касается его учения о первичных и вторичных группах, прежде всего первичных (ибо им он уделял основное внимание). «Под первичными группами, - писал Ч. Кули, — я подразумеваю группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социаль ной природы и идеалов индивида. К первичной группе Кули относит кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом по принципу «лицом к лицу» (face to face). Под ней он понимает небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются взаимной симпатией и пониманием. Наиболее распространенные первичные группы, которые подробно анализирует Кули, — это семья, детская игровая группа, соседи и общинная группа старших. Кроме них, он пишет о клубах, братствах, школах, объединениях рабочих одной профессии и т.п., основанных на сходстве, которое может привести к реальной близости. Американский социолог стремится доказать, что первичные группы независимы от макросоциальных структур (хотя временами подвержены их влиянию). Один из главных аргументов при этом состоит в том, что такие группы существуют в любом обществе, начиная от первобытного, примитивного и кончая современным, индустриальным. Что касается вторичных общественных групп, то к ним Кули относил институты, образующие социальную структуру общества и выражающие его организацию. Среди них он называл и характеризовал правительство, церковь, язык, образование, промышленные системы, собственность. Кули считал их институтами, так как они являются продуктом реализации постоянных потребностей человеческой природы. В них царят безличные, формализованные отношения, а индивид оказывается не более чем носителем определенных функций. Вторичные группы по своим размерам могут значительно превышать первичные, но отличают их не только количественные параметры. Они создаются людьми сознательно в строго определенных «деловых» целях, эмоциональные отношения и взаимодействия между их членами уходят на задний план. Малая группа — это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обезличенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влияния (проблема лидерства).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.008 с.) |