Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Температурные и тепловые свойстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекции: 1. Температура кристаллизации, помутнения, застывания. 2. Температура вспышки, воспламенения и самовоспламенения. 3. Тепловые свойства
По мере охлаждения индивидуального химического соединения наступает его переход из жидкого состояния в твердое. Этот переход протекает при постоянной температуре, называемой температурой затвердевания. Твердое вещество при нагревании превращается в жидкость также при постоянной температуре, называемой температурой плавления, численное значение которой в большинстве случаев совпадает с температурой затвердевания. Каждое индивидуальное соединение имеет свою температуру плавления, которая является его физической константой. По ней можно судить о чистоте химического соединения, т.к. всякие посторонние примеси понижают температуру плавления. Нефть и нефтепродукты не имеют определенной температуры перехода из одного агрегатного состояния в другие. При понижении температуры их отдельные компоненты или примеси становятся постепенно более вязкими и малоподвижными, а некоторые из них переходят в твердое стекловидное состояние и выделяются в виде осадка или кристаллов (кристаллы парафинов, церезинов в дизельных топливах и смазочных маслах). Поэтому признаки, по которым приходится судить о низкотемпературных свойствах нефтепродуктов, выбраны чисто условно, а сами определения проводятся по строго стандартизованным методикам. Образование пространственной структуры или просто выпадение в осадок отдельных компонентов при охлаждении нефтепродуктов крайне нежелательно. Это явление создает серьезные трудности при эксплуатации горюче-смазочных материалов в условиях низких температур, вызывая образование пробок в топливопроводах, забивание фильтров, что приводит к отказам в работе двигателей. Для характеристики низкотемпературных свойств нефтепродуктов введены следующие показатели: для нефти, нефтяных масел, дизельных и котельных топлив – температура застывания; для карбюраторных, реактивных и дизельных топлив – температура помутнения; для карбюраторных и реактивных топлив, содержащих арены, - температура начала кристаллизации. За температуру начала кристаллизации принимают максимальную температуру, при которой в топливе невооруженным глазом обнаруживаются кристаллы. Температура кристаллизации УВ-ов повышается по мере увеличения их молекулярной массы и температуры кипения. Температура начала кристаллизации – важная эксплуатационная характеристика авиационных и реактивных топлив, богатых аренами, которые имеют более высокие температуры затвердевания, чем УВ-ы других классов. При понижении температуры низкозастывающие УВ-ы будут переходить в твердую фазу, т.е. выделять кристаллы, которые не менее опасны для нормальной эксплуатации двигателя, чем кристаллы льда или парафиновых УВ-ов. Поэтому для эксплуатационных целей важно знать температуру начала кристаллизации парафина. По техническим условиям на авиационные и реактивные топлива температура начала их кристаллизации не должна превышать – 600С. Кристаллизация парафина сопровождается помутнением нефтепродукта. Появление облачка беловатого цвета или молочного цвета кристаллов (парафина) в массе нефтепродукта считается моментом помутнения. Температурой помутнения называется температура, при которой топливо начинает мутнеть. Это эксплуатационная характеристика реактивных и дизельных топлив (не выше -25-350С). Ее определяют визуально, сопоставляя охлаждаемый нефтепродукт с прозрачным эталоном. Температура, при которой нефть или нефтепродукт в стандартных условиях теряют подвижность, называется температурой застывания. Нефть и нефтепродукт, из-за многокомпонентности состава, не имеют столь четкой точки температуры застывания. Она изменяется в пределах: от -62 до +350С. От температуры застывания нефтей и нефтепродуктов зависят условия их транспортировки, хранения и эксплуатации. Температура застывания нефтепродукта не является физической константой, а представляет собой определенную техническую характеристику, по которой судят об эксплуатационных свойствах данного нефтепродукта. Эта характеристика имеет большое практическое значение при всех товаро-транспортных операциях при низких температурах, а также при использовании нефтепродуктов в зимних условиях. Застывание нефти и нефтепродуктов вызывается резким увеличением вязкости при низких температурах, а также наличием в них растворенных твердых парафинов и церезинов, которые постепенно, в зависимости от температуры их плавления и растворимости, переходят при охлаждении в твердое состояние и образуют кристаллическую решетку, внутри которой удерживаются загустевшие жидкие УВ-ы. Чем больше содержание парафина, тем выше температура застывания. Существенное влияние на температуру застывания оказывает присутствие асфальто-смолистых веществ, которые обволакивают частички парафина и тем затрудняют образование кристаллической решетки. Поэтому из двух нефтей с одинаковым содержанием парафина температура застывания будет выше у той, которая содержит меньше смолистых веществ. Почти все нефтяные масла, а также дизельные и котельные топлива нормируются по температуре застывания. В зависимости от назначения и времени года нефтепродукты употребляются либо с низкой, либо с более высокой температурой застывания. Температура застывания топлива марки З (зимнее) для быстроходных дизелей должна быть не выше -35-450С. Нефть и нефтепродукты относятся к горючим, легковоспламеняющимся, огнеопасным жидкостям. Степень огнеопасности нефтепродукта характеризуется температурами вспышки, воспламенения и самовоспламенения; чем ниже эти показатели, тем огнеопаснее продукт. Температурой вспышки называется температура, при которой пары нефтепродукта, нагреваемого в определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Сам нефтепродукт при этом не загорается, и пламя гаснет. Температура вспышки в известной мере характеризует огнеопасность нефтепродукта. Впервые ее начали определять для керосинов, чтобы обнаружить в них примесь бензина, которая приводила к взрывам во время горения керосина. Пары всех нефтепродуктов в смеси с определенным количеством воздуха образуют взрывчатые смеси, вспыхивающие при наличии постороннего источника огня (пламя, электрическая искра и т.п.). Вспышка представляет собой слабый взрыв, который возможен в строго определенных концентрационных пределах в смеси УВ-ов с воздухом. Различают верхний и нижний пределы взрываемости по концентрации паров горючей жидкости или газа. Верхний предел взрываемости соответствует наибольшей (максимальной) концентрации паров горючего вещества в смеси с воздухом, выше которой вспышки уже не присходит из-за недостатка кислорода воздуха. Нижний предел взрываемости соответствует наименьшей (минимальной) концентрации паров горючего вещества в воздухе, при которой происходит вспышка при поднесении пламени. По температуре вспышки нефтепродукта можно составить представление о характере УВ-ов, входящих в его состав, а также о наличии примесей легкоиспаряющихся компонентов. Высококипящие УВ-ы повышают температуру вспышки и, наоборот, низкокипящие снижают ее. Во время работы двигателя при попадании бензина в смазочное масло его температура вспышки значительно снижается, масло разжижается и увеличивается его расход. Например, при попадании 1 % бензина в смазочное масло температура вспышки снижается с 200 до 1700С, присутствие в масле 6% бензина уменьшает ее почти в 2 раза. На температуру вспышки некоторое влияние оказывают атмосферное давление и влажность воздуха. Чем выше атмосферное давление, тем выше и температура вспышки. Повышенная влажность воздуха увеличивает температуру вспышки.
Температура вспышки зависит не только от физико-химических свойств масла и от параметров атмосферного воздуха, но в большей мере и от методики определения и конструкции прибора. В зависимости от условий эксплуатации нефтепродукта для определения его температуры вспышки применяют приборы открытого или закрытого типа, которые различаются между собой условиями испарения в них испытуемого нефтепродукта. Естественно, что для одного и того же продукта температура вспышки, определенная в открытом и закрытом тиглях, будет неодинаковой. В открытом приборе она будет всегда выше. При нагревании в открытом тигле пары масла легко диффундируют в окружающую атмосферу и рассеиваются в ней. Наоборот, в закрытом приборе созданы условия для накопления паров над испаряющейся жидкостью, и взрывная концентрация паров нефтепродукта достигается при температуре более низкой, чем в открытом приборе. Разность между температурами вспышки, определенными в открытом и закрытом приборе, может достигать нескольких десятков градусов. Температуру вспышки нефти, легких нефтяных фракций и моторных топлив определяют в закрытом тигле. Определение в открытом тигле применяют для масел и темных нефтепродуктов. По температуре вспышки нефтепродукты делятся на легковоспламеняющиеся и горючие. К легковоспламеняющимся относятся нефтепродукты, имеющие температуру вспышки паров не более 610С в закрытом тигле (не более 660С в открытом тигле). К горючему классу относятся нефтепродукты с температурой вспышки более 610С в закрытом тигле (более 660С в открытом тигле). Легковоспламеняющимися нефтепродуктами являются моторные топлива. Так автомобильный бензин имеет температуру вспышки в закрытом тигле – 500С, авиационный – 300С, реактивное топливо – не ниже 28-600С, дизельное – 35-610С. Температура вспышки связана с температурой кипения исследуемого вещества по формуле Орманди и Кревина: Твсп = КТкип, где: Твсп – температура вспышки, К; К – коэффициент, равный 0,736; Ткип – температура кипения, К. Температурой воспламенения называется та температура, при которой нагреваемый в определенных условиях нефтепродукт загорается при поднесении к нему пламени и горит не менее 5 секунд. Температура воспламенения всегда выше температуры вспышки (на несколько десятков градусов). Температура самовоспламенения – это температура, при которой нефтепродукт загорается, контактируя с воздухом, без поднесения пламени или искры. На этом свойстве нефтепродуктов основана работа дизельных двигателей внутреннего сгорания. Сравнительно легко, при температуре несколько выше 3000С самовоспламеняются мазуты, гудроны, сажа и кокс. Температура самовоспламенения выше температуры вспышки не несколько сот градусов. Температура самовоспламенения нефтепродукта с увеличением его молекулярной массы уменьшается: если бензины самовоспламеняются при температурах выше 5000С, то дизельные топлива при 300-3300С. По температурам вспышки, воспламенения и самовоспламенения оценивают пожаро- и взрывоопасность нефти и нефтепродукта. Теплопроводность, теплоемкость, энтальпия, теплота сгорания смесей УВ-ов нефти и ее фракций зависят от соответствующих свойств входящих компонентов и тесно увязаны с плотностью, молекулярной массой, средней температурой кипения исследуемого продукта.
Теплопроводность характеризует процесс распространения тепла в неподвижном веществе вследствие движения молекул, т.е. за счет теплопередачи. Коэффициент теплопроводности λ зависит в большой степени от температуры. Для газов и паров λ увеличивается, а для жидкостей уменьшается с увеличением температуры. Наибольшая теплопроводность характерна для алканов, би- и трициклических структур с длинными боковыми цепями. Теплоемкость нефтепродуктов зависит от плотности и температуры. В некоторой степени на теплоемкость оказывает влияние также химический состав нефтяных фракций. Наибольшая теплоемкость у алканов, наименьшая у аренов. Физический смысл теплоемкости таков, что если подводить тепло с одинаковой скоростью к нефтепродуктам с разной теплоемкостью, то тот продукт, который обладает меньшей теплоемкостью, нагреется до более высокой температуры. Удельной теплоемкостью С называется количество тепла, необходимое для нагревания 1 кг вещества на 1 град. Размерность ее Дж/(кг.град) или ккал/(кг.град). Энтальпия ( теплосодержание). Различают энтальпию для жидкостей и для паров. Энтальпией жидкости i называется количество тепла (в ккал или Дж), которое необходимо сообщить 1 кг данной жидкости, чтобы нагреть ее от 00С до данной температуры. На энтальпию нефтяных фракций влияет их плотность и химический состав. Энтальпией паров I называется количество тепла, которое необходимо для нагрева жидкого продукта до данной температуры, испарения его при этой температуре, и наконец, для перегрева паров. Она зависит от химического состава и от давления, которое в свою очередь влияет на теплоту испарения. Чем давление выше, тем теплота испарения ниже. Энтальпию жидких продуктов и нефтяных паров находят по таблицам и графикам. Теплотой сгорания, или теплотворной способностью топлива, называется количество тепла (в ккал/кг для жидких и твердых топлив и в ккал/м3 для газообразного топлива), которое выделяется при полном сгорании. Различают высшую и низшую теплоту сгорания. Высшая теплота сгорания Qв отличается от Qн на количество тепла, которое выделяется при конденсации образовавшихся при сгорании водяных паров в воду. Чаще имеют дело с Qн, т.к. при сжигании топлива образовавшиеся водяные пары не конденсируются, а уносятся вместе с дымовыми газами. Теплота сгорания является важной теплотехнической характеристикой отопительных газов, реактивных и котельных топлив. Теплота сгорания нефти, реактивных и котельных топлив составляет 9800-10300 ккал/кг. Контрольные вопросы: 1. Что принимают за температуру начала кристаллизации нефтепродуктов? 2. Что называют температурой помутнения топлив? 3. Что называют температурой застывания нефти (нефтепродуктов)? 4. Что называют температурой вспышки нефтепродукта? Чему соответствуют верхний и нижний предел взрываемости? 5. Какими методами определяют температуру вспышки нефтепродуктов? 6. Что называют температурой воспламенения и самовоспламенения нефтепродуктов? 7. Расскажите о тепловых свойствах нефтей (нефтепродуктов).
Литература:
1. Химия нефти и газа. Под ред. Проскурякова В.А., Драбкина А.Е. -Л., Химия, 1989.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.012 с.) |