Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная инновационная система представляет собой следующее.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
• Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), осуществляющих производство и коммерциализацию научных знаний и технологий в пределах национальных границ. К таким структурам относятся: – предприятия и образуемые ими сети (альянсы); – система научно-исследовательских организаций; – другие исследовательские учреждения (например, лаборатории высших учебных заведений); – элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства технологического трансфера, фонды и т.п.). • Комплекс финансовых, правовых и социальных институтов, обеспечивающих происходящие внутри страны процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [Иванова, 2001]. Эти институты оказывают существенное влияние на инновационный процесс. К ним относятся: – экономическая среда, создаваемая макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования; – система образования и профессиональной подготовки; – особенности финансирования инноваций; – коммуникации; – особенности рынков: товарного, факторов производства, труда и т. д. • Развивающаяся система социально-экономических отношений между структурами и институтами, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений и заключающихся в обмене деятельностью, связанной с генерированием, распространением и практическим применением инноваций [Васин, 2002]. Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов – размеров страны, наличия природных и трудовых ресурсов, особенностей исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Кроме того, для каждой НИС характерны определенная структура и некоторая степень упорядоченности, предполагающие достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается своя конфигурация национальных элементов). Национальная инновационная система представлена на рис. 1.5. В рамках общей модели, показанной на рис. 1.5, формируются национальные особенности инновационной системы: соотношение государства и частного бизнеса в осуществлении и финансировании инновационной деятельности; роль крупных и малых предприятий в инновационном процессе; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности. Отставание России от развитых и новых индустриальных стран в технологическом развитии во многом обусловлено особенностями ее НИС, перечисленными ниже. 1. Распространение новых знаний и передача технологий, а также финансовое стимулирование предприятий и организаций, разрабатывающих и внедряющих новшества, осуществлялось в основном директивно, через соответствующие министерства и ведомства. Вследствие этого российские предприятия оказались лишены многих присущих рыночной экономике функций, а также опыта инновационного менеджмента. 2. Вплоть до начала 1990-х гг. значительная часть расходов на НИОКР в нашей стране (до 70–75 %) приходилась на военно-промышленный комплекс. Снижение государственного оборонного заказа и, соответственно, финансирования со стороны государства привело к сокращению платежеспособного спроса со стороны предприятий, «утечке мозгов», снижению научно-технического потенциала государства. 3. В российской экономике малые предприятия, если и присутствовали, то, в основном, не в отраслях, определявших научно-технический прогресс. Это приводило к отсутствию в национальной инновационной системе очень важного звена. Ведь именно малые предприятия, в силу своей гибкости, мобильности, заинтересованности их создателей в успехе, обладают высокой инновационной активностью и играют существенную роль в создании и распространении нововведений.
Рис. 1.5. Национальная инновационная система
В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран (примерно из 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80–90 % наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Доля России составляет только 0,3 %. Страны «большой семерки» обладают 46 из 50 макротехнологий, которыми владеет мир, включающими совокупность технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, само производство и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами[3]. Из этих технологий 22 контролируются США, 8—10 – Германией, 7 – Японией, по 3–5 – Великобританией и Францией и по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3–4 такие технологии[4] [Ливанов, 2009]. В последнее время формирование эффективной инновационной политики и соответствующее ей реформирование НИС становятся объектом пристального внимания со стороны государства. Только в 2008 г. были приняты такие важные для развития инновационной сферы законы, как «О патентных поверенных», «О передаче прав на единые технологии». Под эгидой Российской венчурной компании было сформировано шесть венчурных фондов общим объемом 16 млрд. руб. Два из них начали работу. Были запущены программы создания региональных венчурных фондов и технопарков. Однако формирование инфраструктуры не позволяет решить одну из ключевых проблем российской НИС – отсутствие эффективных механизмов коммерциализации результатов НИОКР-технологий. Это заставляет нас обратить внимание на изучение технологической составляющей инновационного потенциала страны и механизмов технологического развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.007 с.) |