II. Множественные реальности и их конституирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Множественные реальности и их конституирование



В начале статьи мы ссылались на теорию множественных под-миров Уильяма Джемса. Каждый из этих подмиров, пока на нем сосредоточено внимание, может на свой особый лад восприниматься в качестве реальности. Сам Джемс отмечал, что каждый из этих подмиров обладает своим особым и неповторимым стилем существования; что относительно каждого из них «все утверждения, будь то о свойствах или о существова-

нии, принимаются на веру уже в силу самого факта их восприятия – если только они не сталкиваются с другими утверждениями, принимаемыми на веру в то же самое время, – вследствие подтверждения того, что их термины совпадают с терминами этих последних утверждений»18; что всякое различение реального и нереального основывается на двух особенностях мышления: «во-первых, мы склонны мыслить об одном и том же по-разному; и, во-вторых, мы можем при этом выбирать, какой способ мышления принять, а какой отвергнуть». Следовательно, у Джемса речь идет о «чувстве реальности», которое можно исследовать в психологических категориях веры и неверия.

Дабы освободить это важное прозрение от его психологического контекста, мы предпочитаем говорить не о множественных подмирах реальности, а о конечных областях значения, каждую из которых мы можем наделить отличительной чертой реальности. Мы говорим об областях значения, а не о подмирах постольку, поскольку именно значение наших переживаний, а не онтологическая структура объектов, конституирует реальность19. Поэтому мы называем некоторый комплекс наших переживаний конечной областью значения, если все они проявляют специфический когнитивный стиль и – в отношении этого стиля – не только непротиворечивы сами по себе, но и совместимы друг с другом. Оговорка, выделенная курсивом, важна, так как несогласованность и несовместимость каких-либо переживаний, причастных к одному и тому же когнитивному стилю, не обязательно влечет за собой изъятие отличительных черт реальности с соответствующей области значения в целом, а лишь приводит к обесценению отдельного переживания или нескольких переживаний в пределах этой области. Но что следует понимать под выражениями «специфический когнитивный стиль» и «отличительная черта реальности»?

Давайте вновь возьмем в качестве примера мир повседневной жизни, как он был определен и проанализирован в предыдущей главе. Этот мир определенно является «подмиром», или «конечной областью значения», наряду со множеством других, хотя и выделяется как высшая, или верховная реальность по причинам, указанным в предыдущем параграфе. Суммируя главные характеристики, конституирующие его специфический когнитивный стиль, мы обнаруживаем:

(1) специфическую напряженность сознания, а именно, бодрствование, вытекающее из полного внимания к жизни;

(2) особенное эпохé, а именно, воздержание от сомнения;

верховной реальностью. Но если не делать такого ничем не подкрепленного допущения, наука вновь окажется включена в жизненный мир. И наоборот, чудо συµφιλοσοφειν возвращает в теоретическую область всю меру человечности мыслителя.

Примечания

1 James W. Principles of Psychology. Vol. II. Chapter XXI. P. 283–322.

2 Ibid. P. 320.

3 Ibid. P. 291 и далее.

4 Ibid. P. 293.

5 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Wien, 1932. S. 29–43, 72–93.

6 По поводу «рефлексивной установки» см.: Farber Marvin. The Foundation of Phenomenology. Cambridge, 1943. P. 523 и далее, p. 378 и далее. См. также: Cairns Dorion. An Approach to Phenomenology // Farber M. (ed.). Philosophical Essays in Memory of Edmund Husserl. Cambridge, 1940. P. 8 и далее. Понятие «сущностно актуальных переживаний» в работах Гуссерля найти нельзя. С его точки зрения, каждый акт в принципе может быть схвачен в рефлексии.

7 Приведенное выше изложение не вполне соответствует терминологии самого Бергсона, однако, как мы надеемся, адекватно отражает его основную идею. Приведем подборку фрагментов из работ Бергсона, важных для нашей проблемы: Essai sur le données immédiates de la conscience (1889). P. 20 и далее, 94–106 (рус. пер.: Бергсон A. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон A. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. С. 50–155); Matiere et Mémoire (1897). P. 189–195, 224–233 (Бергсон A. Материя и память // Там же. С. 159–316); Le reve (1901) // L’énergie spirituelle. P. 108–111; L’effort intellectuel (1902) // Ibid. P. 164–171; Introduction a la métaphysique (1903) // La pensée et le mouvant. P. 233–238; Le souvenir du présent et la fausse recon-naissance (1908) // L’énergie spirituelle. P. 129–137; La conscience et la vie (1911) // Ibid. P. 15–18; La perception du changement (1911) // La pensée et le mouvant. P. 171 – 175, 190–193; «Fantômes de vivants» et «recherche psychique» (1913) // L’énergie spirituelle. P. 80–84; De la position des problemes (1922) // La pensée et le mouvant. P. 91 и далее.

8 За редким исключением, вульгарный прагматизм не уделяет никакого внимания проблемам конституирования сознательной жизни, заключенным в понятии ego agens или homo faber; большинство авторов рассматривают его как данность. А следовательно, прагматизм по большей части представляет собой всего лишь обыденное описание установки, в которой человек в повседневной жизни пребывает в мире работы, но никак не философию, исследующую исходные предпосылки такой ситуации.

9 Dewey J. Human Nature and Conduct. N.Y., 1922. Part III, Section III: «The Nature of Deliberation».

10 См.: Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. P. 173–175, 196–198, 203; The Genesis of the Self // The Philosophy of the Present. Chicago, 1932. P. 176–195, особенно p. 184 и далее; What Social Objects Must Psychology Presuppose? // Journal of Philosophy. 1910, Vol. VIII. P. 174–180; The Social Self // Journal of Philosophy. 1913, Vol. X. P. 374–380. См. также замечательную книгу Альфреда Стеффорда Клейтона о Дж.Г. Миде: Clayton A.S. Emergent Mind and Education.

N.Y., 1943. P. 136–141, особенно p. 137. Усмотрение связей между актом, Я, памятью, временем и реальностью – вряд ли заслуга Мида. Позиция, изложенная в этой статье, конечно же, несовместима с мидовской теорией социального происхождения Я и его (модифицированным) бихевиоризмом, заставлявшим его толковать все вышеупомянутые феномены в категориях стимула и реакции. Гораздо больше истины в знаменитой Х главе «Принципов психологии» У. Джемса, где можно найти не только разграничение «Ме» и «I», но и его соотнесение с телесными движениями, памятью и чувством времени.

11 Mead G.H. The Philosophy of the Present. Chicago, 1932. P. 124 и далее; The Philosophy of the Act. Chicago, 1938. P. 103–106, 121 и далее, 151 и далее, 190–192, 196–197, 282–284.

12 Husserl E. Formale und Transzendentale Logik. § 74. S. 167.

13 Мы придерживаемся терминологии, которую использовал Гуссерль в «Картезианских размышлениях», § 53 и далее.

14 В отношении лицом-к-лицу – и в этом еще одна характерная особенность этого основного типа социального отношения – миры, находящиеся в моей досягаемости и в досягаемости моего партнера, пересекаются, благодаря чему образуется по крайней мере, сектор мира, находящийся в моей и его общей досягаемости.

15 В очерке «Объективная реальность перспектив», перепечатанном в книге «Философия настоящего», Дж.Г. Мид приходит к похожему выводу: «Присутствующая реальность есть возможность. Это то, чем бы она была, будь мы там, а не здесь» (Mead G.H. Philosophy of the Present. P. 173).

16 См.: Farber M.L. Loc. cit. P. 526 и далее.

17 Хотя точка зрения, высказываемая в этой статье, во многих отношениях отличается от точки зрения Герберта Шпигельберга, мне хотелось бы обратить внимание на его очень интересную статью: Spiegelberg H. The Reality-Phenomenon and Reality // Philosophical Essays (op. cit.). P. 84–105, – где предпринята попытка проанализировать спорность и сомнительность в отношении реальности. Согласно Шпигельбергу, критериями реальности служат феномены готовости, устойчивости, перцептивной периферии, границ конкретных объектов, независимости, сопротивления и согласия.

18 James W. Principles. Vol. II. P. 290.

19 Ср.: Husserl E. Ideas. General Introduction to Pure Phenomenology. L.–N.Y., 1931. § 55. P. 168: «Известным способом и с известной осторожностью, что касается употребления слов, можно сказать и так: любые реальные единства суть «единства смысла»». (Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии / Пер. А.В. Михайлова. М., 1994. С. 30.)

20 Здесь, видимо, нужно сделать одну оговорку. Понятие конечных областей значения не предполагает никаких статических коннотаций такого рода, как будто бы мы должны были выбирать одну из этих областей в качестве дома, в котором мы будем жить, из которого мы будем совершать вылазки вовне и в который мы будем возвращаться. Ничего подобного. За единственный день или даже час наше сознание может пройти через самые разные степени напряженности и принять самые разные установки внимания к жизни. Кроме того, есть еще проблема «анклавов» – регионов, которые принадлежат к одной области значения, заключенной в другую; как бы ни была важна эта проблема, мы не можем обсудить ее в рамках данной статьи, задача которой ограничивается схематичным описанием некоторых принципов анализа. В качестве примера этого оставленного без внимания круга проблем приведем следующую: всякое

проектирование в мире работы, как мы увидели, является само по себе фантазированием, а также включает своего рода теоретическое созерцание, хотя и не обязательно такое, какое характерно для научной установки.

21 Loc. cit. S. 306–312, особенно § 111, где, в частности, говорится о различии между модификацией нейтральности (в строгом смысле) и фантазией.

22 Эта ситуация была тщательно проанализирована Гуссерлем в «Идеях», § 103, а также в: Erfahrung und Urteil. Prague, 1939. S. 99 и далее, 370 и далее.

23 Principles of Psychology. Vol. II. P. 289.

24 Erfahrung und Urteil. § 74a. S. 359 и далее; см. также: Farber M.L. Loc. cit. P. 525 и далее. Надо заметить, что термин «переживание» употребляется здесь Гуссерлем в узком смысле, как Erfahrung.

25 Erfahrung und Urteil. §§ 39–42. S. 195–214.

26 См. лекцию Бергсона «Mechanism du Reve» (1901), перепечатанную в L’Energie spirituelle. P. 91–116, особенно p. 111.

27 То, что сон является состоянием сознания, свободным от апперцепций, отличает мир сновидений от мира фантазмов. Воображающее Я продолжает апперцептировать, но схема интерпретации, применяемая им к тому, что оно воспринимает в апперцепции, радикально отличается от той, которую применяет к тем же апперцепциям бодрствующее Я в мире работы.

28 Сам Фрейд, однако, в отличие от многих своих последователей, особо подчеркивал, что его «душевная топография» во всех отношениях открыта для ревизии и, как и вся теоретическая надстройка психоанализа, имеет пока незавершенный характер и подлежит постоянному изменению. (См. статью Фрейда «Психоанализ» в Encyclopaedia Britannica. 14th ed. Vol. 18, p. 673.)

29 См. выше, примечание 20.

30 Ср.: Husserl E. Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die Transzendentale Phänomenologie // Philosophia. Vol. I. Beograd, 1936. P. 124–129. (Рус. пер.: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 86–90.)

31 См. выше, с. 423–424.

32 Это не значит, что фундаментальная тревога не является главным мотивом, побуждающим людей заняться философствованием. Напротив, философия – это одна из попыток (возможно, важнейшая) преодолеть фундаментальную тревогу. Бессмертный, говорит ангел в системе Фомы Аквинского, не испытывал бы нужды стать философом. Однако, совершив скачок в царство теоретического созерцания, человек осуществляет специфическое эпохе фундаментальной тревоги, заключая в скобки ее и все ее импликации.

33 Надеюсь, что это утверждение не будет превратно понято как несущее в себе уничижительные коннотации. Термин «бодрствование» в том смысле, в каком он употребляется в этой статье, не содержит в себе никаких оценок. Автор вовсе не придерживается точки зрения некоторых так называемых «философов жизни», особенно модных в Германии, будто бы в жизни как таковой больше достоинства, чем в теоретическом мышлении.

34 См. выше, c. 411.

35 Чтобы овладеть этими гипотетическими реальностями или оказывать на них влияние, мы, однако, должны вовлечь их в пределы своей досягаемости. Например: обычное допущение, что детский паралич вызывается невидимым маленьким вирусом, который проходит даже сквозь поры глиняной посуды, может быть как обоснованным, так и необоснованным. И пока этот вирус находится вне нашей досягаемости – точнее говоря, за пределами нашей зоны манипулирования, – мы не можем изготовить эффективные сред-

ства для борьбы с ним, за исключением «антивируса», столь же невидимого и столь же для нас недосягаемого.

36 См. выше, c. 418 и далее.

37 Нет необходимости и говорить, что эту форму эпохе не следует путать с эпохе, ведущим к феноменологической редукции, посредством которой заключается в скобки не только субъективность мыслителя, но и весь мир. Теоретическое мышление следует охарактеризовать как принадлежащее к «естественной установке», если здесь (иначе, нежели в тексте) использовать этот термин в противоположность «феноменологической редукции». О двусмысленности термина «естественный» см.: Farber M.L. Loc. cit. P. 552.

38 По поводу последней проблемы см.: Kaufmann Felix. Methodology of the Social Sciences. N.Y., 1944. Chapter IV.

39 Здесь мы отвлекаемся – как от не относящихся к задаче нашего исследования – многочисленных взаимозависимостей между всевозможными системами вопросов и ответов (аристотелевскую проблему универсальной апоретики), а также от частной проблемы ключевых понятий, т.е. таких понятий, введение которых разделяет прежде гомогенную область исследования на части, из которых одни релевантны для рассматриваемой темы, а другие нерелевантны.

40 См. выше, с. 428.

41 Farber M.L. Loc. cit. P. 525.

42 См. выше, с. 431.

43 Ср.: Farber M.L. Loc. cit. P. 457, 460; Husserl E. VI Logical Investigation. §§ 47–48.

44 Ср.: Farber M.L. Loc. cit. P. 491.

45 Конкретные проблемы, заключенные в понятии мнимого, или кажущегося настоящего, не могут быть здесь проанализированы. С точки зрения нашей задачи достаточно сослаться на употребление этого термина У. Джемсом: James W. Principles of Psychology. Vol. I. P. 608 и далее, 641 и далее.

46 См. выше, с. 434 и далее.

47 Но она сразу же появляется, как только научный наблюдатель включает в поле наблюдения самого себя, как, например, в знаменитом принципе неопределенности Гейзенберга. В таком случае происходят так называемые кризисы в основаниях науки. Они представляют собой лишь одну из форм общей диалектической ситуации, схематично описанной в тексте.

48 См. статью автора: The Problem of Rationality in the Social World // Economica (London). Vol. X, 1943. P. 131–149, особенно р. 143 и далее; а также его ранее упомянутую книгу, особенно S. 247–286.

49 См.: Husserl E. Formale und Transzendentale Logik. S. 172–173, 200–201, 205–215, особенно S. 209, 212.

50 Fink Eugen. Die phänomenologische Philosophie Edmund Husserl’s in der gegenwärtigen Kritik (с предисл. Э. Гуссерля) // Kant-Studien. Berlin, 1933. S. 319–383.

51 Loc. cit. Chapter XVII B, особенно p. 558 и далее.

52 Loc. cit. P. 559–560. Третий парадокс, называемый «логическим парадоксом трансцендентальных детерминаций», самый важный из трех (хотя и не для тех проблем, которые поставлены в этой статье), связан с вопросом о том, равнозначна ли логика задаче решения проблем, возникающих в сфере детерминации базисных трансцендентальных отношений.

53 См. статью автора: Scheler’s Theory of Intersubjectivity and the General Thesis of the Alter-Ego // Philosophy and Phenomenological Research. 1942 (March). P. 323–347, особенно p. 335–337.

Символ, реальность и общество*

…Не от Бога ли истолкования?

Быт. 40, 8.

I. Вводные замечания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.034 с.)