Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф

Поиск

Режим повседневной деятельности:

- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС, снижения воздействия на здоровье населения при их возникновении, участие в повышении уровня медицинской защиты населения и в его обучении правилам профилактики поражений и оказания первой медицинской помощи;

- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;

- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

- обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организация их работы;

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;

- создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы, совершенствование подготовки ее личного состава;

- поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;

- создание резервов медицинского имущества, его накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению службы и его совершенствованию, включающему оснащение формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;

- создание, поддержание на установленном уровне, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы службы;

- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.

В режиме повышенной готовности:

- оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного со става органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф;

- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортны ми средствами и связью;

- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф по содержанию и организации мероприятий;

- уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учетом возникшей обстановки и прогноза ее изменений, уточнение запланированных мероприятий; участие в подготовке населения к действиям при возникновении возможной ЧС; уточнение потребности в медицинских средствах индивидуальной защиты, подготовка к их выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку их применения;

- проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; проведение мероприятий по сокращению сроков выдачи имущества медицинским формированиям службы, пополнению недостающим оснащением;

- уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС, а также между органами управления, учреждениями и организациями министерств и ведомств, силы которых входят в состав службы медицины катастроф;

- усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний, анализ информации о санитарно-эпидемиологической обстановке на территории возможной ЧС, разработка предложений по организации и проведению комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения массовых инфекционных заболеваний и их ликвидации.

В режиме чрезвычайной ситуации:

- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;

- сбор информации об обстановке в районе (зоне) ЧС, ее оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК, внесение предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;

- введение в действие (по указанию председателя межведомственной координационной комиссии ВСМК) соответствующих разделов (положений) плана медико-санитарного обеспечения населения (с учетом характера ЧС);

- немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранения), формирований и учреждений службы;

- организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне (очаге) ЧС, участие в оказании пораженным медицинской помощи и их эвакуация из зоны (очага) ЧС;

- организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, а также по снабжению медицинским имуществом), возлагаемых на службу медицины катастроф;

- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения личного со става формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;

- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);

- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов и участников ликвидации ЧС, медицинского контроля за состоянием здоровья персонала формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

- непрерывное и оперативное управление формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их финансовое, материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом, ведение учетных и отчетных документов.

 

7. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: понятие, основные задачи, организация.

 

ЛЭО - это комплекс организационных, медицинских, технических и других мероприятий по розыску пораженных (больных), их сбору, выносу (вывозу) из очага поражения, оказанию первой медицинской помощи на месте поражения (или вблизи от него), отправке пораженных (больных) на этапы медицинской эвакуации для окончательного оказания медицинской помощи и лечения.

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС позволяет выделить об­щие факторы обстановки, которые влияют на организацию ЛЭО.

К таким факторам относятся:

  • Вид катастрофы и размер очага поражения.
  • Количество пораженных и характер патологии.

При ЧС могут возникать массовые санитарные потери, причем практи­чески одновременно или в течение короткого отрезка времени, что приводит к нехватке сил и средств здравоохранения вблизи зоны (района) ЧС, которые бы могли обеспечить выполнение в оптимальные сроки требуемого комплек­са ЛЭМ в отношении всех пораженных. В этой ситуации возрастает роль первой медицинской помощи, как жизненно необходимой.

Поражения при авариях, катастрофах и других ЧС носят разнообразный характер, появляется много тяжелопораженных, может появляться новая патология не свойственная для нормальных условий жизнедеятельности.

  • Степень выхода из строя сил и средств здравоохранения в зоне ЧС.

В зоне ЧС происходит нарушение работы медучреждений, возникают потери среди медработников. Разрушение зданий и сооружений в городах и населенных пунктах осложняет развертывание и работу медформирований.

Отсутствие возможности оказывать всем нуждающимся пораженным (Б) квалифицированной и тем более специализированной медпомощи в зоне ЧС, требует необходимости эвакуации пораженных из зоны (района) ЧС.

  • Состояние материально-технического оснащения СМК и МСГО.
  • Уровень подготовки кадров. Многие медработники забывают о проведении медсортировки, о необходимости специальной подготовки пораженных к эвакуации и оказания им медпомощи в ходе эвакуации.
  • Наличие на местности опасных поражающих факторов (РВ, АХОВ, БС, пожаров), которыми возможны заражения обширных территорий, продовольствия и воды.
  • Возможное повышение эпиднапряженности в связи с эвакуацией населения из зон ЧС.
  • Сложность управления силами и средствами служб при ликвидации последствий ЧС или нападения противника.

Опыт оказания медицинской помощи населению в ЧС показывает, что система медико-санитарного обеспечения, действующая в стране в обычных ус­ловиях, в большинстве случаев оказывается несостоятельной при ликвидации по­следствий ЧС, так как она предусматривает оказание всего объема необходимой ме­дпомощи и лечение больных (пораженных) в одном ЛУ. Такая система называется «лечением на месте». Эта система использовалась санитарной службой местной противовоздушной обороной в период ВОВ. Пострадавшие, получив медпомощь на месте, доставлялись в существующие больницы того же города, где им оказывалась медпомощь и проводилось лечение до исхода. Время доставки пострадавших в лечебные учреждения обычно составляло 20-30 мин, т.е. существовал фактически один этап эвакуации.

Эвакуация пострадавших проводилась только при условии захвата города противником. Это позволило вернуть к труду 80% пострадавших (Б).

Приодномоментном возникновении значительного количества пораженных при ЧС или применении противником ОМП, отсутствия, как правило, вблизи очага (зоны) поражения доста­точных возможностей для сохранения жизнь пораженным и оказания исчерпывающей медпомощи, заставляет применить другую систему оказания медпомощи отличающуюся от повседневной системы, а именно система этапного лечения.

При этой системе медицинские мероприятия, в которых нуждается пораженный или больной, расчленяется на ряд комплексов мероприятий, которые осуществляются по мере эвакуа­ции (транспортировки) к месту окончательного лечения.

Основу ЛЭО в СМК и МСГО составляет система двухэтапного лечения пораженных и больных в сочетании с эвакуацией по назначению.

На первом этапе оказывается первая медицинская, доврачебная и первая врачебная помощь (догоспитальные виды медпомощи) для этого используются ВСБ, БДМП, ОПМ, бригады скорой медицинской помощи, уцелевшие ближайшие ЛУ.

На втором этапе оказываются квалифицированная и специализированная медпомощь (госпитальные виды медпомощи). Для этого используются в крупные ЛПУ за зоной аварии, катастрофы, стихийного бедствия, госпитали и больницы СМК, медучреждения и госпитали МО, Министерства Внутренних Дел, ОАО «РЖД».

Сущность данной системы состоит в последовательном, преемственном и своевременном оказании пораженным (б) медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией до лечебных учреждений, обеспечи­вающие оказание исчерпывающей медицинской помощи и полноценного лечения в соответствии с имею­щимся поражением (заболеванием).

Основные организационные принципы функционирования системы:

Своевременность – медпомощь пораженным (б) должна оказываться в сроки наиболее благоприятные для последующего восстановления здоровья.

Это достигается:

  1. правильной организацией розыска пораженных (б),
  2. их постоянной эвакуацией на этапы медэвакуации,
  3. максимальным приближением медицинской помощи к пораженным (б),
  4. правильной организацией работы этапов медицинской эвакуации.

Преемственность – это единые методы лечения пораженных (б).

Это достигается:

  • единым пониманием этиологии и патогенеза патологических процессов,

протекающих в организме человека при различных поражениях,

  • едиными взглядами на принципы оказания медицинской помощи, профилактики и лечения пораженных (б),
  • наличием краткой, единой медицинской документации.

Расчленения или эшелонирование медицинской помощи - в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф складываются, как правило такие условия, которые исключают возможность одномоментного оказания исчерпывающей мед. помощи всем пострадавшим, т.е. приходитсямедицинскую помощь расчленять на ряд лечебно-профилактических мероприятий.

Последовательность – это последовательное наращивание лечебно-профилактических мероприятий на этапах медэвакуации.

Непрерывность оказания медицинской помощи. Необходимо проводить специальную подготовку пораженных к эвакуации и оказывать медицинскую помощь им в ходе эвакуации.

Специализация в оказании медицинской помощи. Пострадавший (б) должен попасть в специализированное лечебное учреждение (отделение).

 

8. Система лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Виды и объем медицинской помощи.

 

Лечебно-эвакуационное обеспечение (ЛЭО) населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - часть системы медицинского обеспечения, представляющая собой комплекс своевременных, последовательно проводимых мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пораженным в зонах ЧС в сочетании с их эвакуацией в лечебные учреждения для последующего лечения.
Учитывая относительную диспропорцию между количеством пораженных, тяжестью полученных ими травм, силами и средствами, находящимися в районе катастрофы или вблизи него, становится очевидным, что одновременно оказать помощь всем пораженным - задача практически невыполнимая. Для повышения эффективности медицинской помощи необходимо определить приоритеты: кому следует оказывать немедленную помощь, кого эвакуировать, кого направить на лечение в больницу. Невозможность лечения всех пострадавших, требующих медицинской помощи, из-за недостатка персонала, ресурсов и возможностей, для приема пораженных приводит к созданию определенной системы медико-санитарного обеспечения. Систематизация служит материально-технической базой для всей совокупности работ по оказанию медико-санитарной помощи, целью которой является непрерывное обслуживание всех пораженных, начиная от очага катастрофы и вплоть до различных медицинских центров.

Лечебно-эвакуационные мероприятия являются важнейшей составной частью медицинского обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф природного и техногенного характера. Они включают своевременный розыск и сбор пострадавшего населения в очаге поражения, последовательное и преемственное оказание им медицинской помо­щи в сочетании с эвакуацией на этапы с эффективным лечением и быстрейшем восстановлении трудоспособности.

В основу медицинского обеспечения пострадавшего населения при ЧС и катастрофах в настоящее время положена система двухэтапного лечения пострадавших с эвакуацией их по назначению. Лечебно-эвакуационному обеспечению подлежат все лица, получившие поражения в ЧС и нуждающиеся в медицинской помощи (МП).

Очевидно, что разделение единого лечебного процесса и выполнение мероприятий различных видов МП по мере прохождения пораженным (больным) этапов медицинской эвакуации отрицательно влияет на его состояние, на течение и исход патологического процесса. В свою очередь, такая организация медицинской помощи увеличивает потребность службы медицины катастроф в силах и средствах. Поэтому при организации лечебно-эвакуационных мероприятий необходимо максимально сократить число этапов медицинской эвакуации, через которые должны «проходить» пораженные и больные. Оптимальный вариант - после оказания первой медицинской помощи в очаге ЧС, эвакуировать пораженных в специализированное лечебное учреждение.

Весь процесс организации спасательных мероприятий зависит от медико-тактической характеристики конкретной чрезвычайной ситуации или катастрофы. Работу по оказанию медицинской помощи пострадавшим в районе трагедии условно можно разделить на три фазы (периода): фазу изоляции, длящуюся с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения спасательных работ; фазу спасения, продолжающуюся от начала спасательных работ до завершения эвакуации пострадавших за пределы очага поражения; фазу восстановления, которая с медицинской точки зрения характеризуется проведением планового лечения с последующей реабилитации пораженных до окончательного исхода и не требует специальной характеристики.

Не смотря на развитую инфраструктуру лечебно-профилактических учреждений в Республике Беларусь, достаточную сеть автомобильных и железных дорог, оказать своевременную, исчерпывающую и одномоментную медицинскую помощь массовому количеству пострадавших в непосредственной близости от очага бедствия при всех чрезвычайных ситуациях не представляется возможным.

Многофакторность этой проблемы состоит в следующем:

- катастрофа происходит внезапно с формированием массовых санитарных потерь;
- удаленность объектов здравоохранения от очага поражения;
- различная величина и структура санитарных потерь;
- изоляция пострадавших в первую фазу ЧС до начала спасатель­ных операций;
- лечебно-профилактическим учреждениям необходима особая организация работы при ЧС;
- единовременная госпитализация всех пораженных в стационары невозможна;
- несоответствие медицинского обеспечения пострадавших на месте катастрофы;
- квалифицированная медицинская помощь всем нуждающимся недоступна в районе ЧС;
- организация ликвидации ЧС требует определенного времени до начала ее проведения.

Разделение медицинской помощи в системе ЛЭО представляет собой объективно необходимый, однако, вынужденный процесс, обусловленный, при определенных условиях, невозможностью оказания исчерпывающей медицинской помощи в районе ЧС. Для этого проводится эвакуация пораженных в лечебно-профилактические учреждения, расположенные вблизи зоны ЧС или на значительном удалении от нее, на различных видах транспорта, где исчерпывающее лечение становится реальным.

Подобная система, в основном отвечает современным требованиям и обеспечивает успешное выполнение стоящих перед здравоохранением задач. Сущность этой системы состоит в последовательном и преемственном оказании пораженным (больным) медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией до лечебного учреждения, обеспечивающего оказание исчерпывающей МП в соответствии с имеющимся поражением (заболеванием).

Для эффективности функционирования системы этапного лечения пораженных с эвакуацией по назначению необходим ряд требований:

1. Медицинская доктрина, включающая единые взгляды всего медицинского персонала службы на этиологию, патогенез поражений и заболеваний населения в ЧС и принципы этапного оказания медицинской помощи и лечения пораженных и больных при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
2. Наличие на каждом эвакуационном направлении лечебных учреждений с достаточным количеством специализированных (профилированных) госпитальных коек.
3. Единая, краткая, четкая, система медицинской документации, обеспечивающая последовательность и преемственность лечебно-эвакуационных мероприятий.

Реализация этих положений требует соблюдения следующих основных принципов:

· обеспечение постоянной готовности медицинских формирований и учреждений к осуществлению лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации ЧС;
· создание необходимой группировки сил и средств медицинской службы на границе очага поражения при ЧС;
· своевременное выдвижение и развертывание группировки в назначенных районах;
· приближение сил и средств медицинской службы к районам санитарных потерь
в целях проведения в предельно сжатые сроки основных лечебно-эвакуационных мероприятий;
· дифференцированный подход к определению объема медицинской помощи, исходя из оперативной и медицин­ской обстановки для достижения оптимальных результатов имеющимися силами и средствами;
· организации эвакуации пораженных за пределы очага бедствия.

В фазе изоляции, когда лица, оказавшиеся в зоне бедствия, вне зависимости от уровня организации экстренной медицинской помощи, остаются предоставленными сами себе, особую роль приобретает первая медицинская помощь, оказываемая преимущественно в виде само и взаимопомощи. Продолжительность этой фазы может быть различной - от нескольких минут до многих часов. Кроме того, следует учитывать, что в условиях ЧС медицинский персонал часто будет иметь затруднения в оказании МП пострадавшим при наличии у них поражений (заболеваний), с которыми в обычной обстановке он не встречался или встречался крайне редко. При отсутствии заблаговременной подготовки медицинского персонала по вопросам патогенеза, диагностики, оказания МП при поражениях, типичных для ЧС, рассчитывать на успех лечебно-эвакуационного обеспечения нельзя. Этот же вывод можно сделать и в отношении единых принципов оказания медицинской помощи и ее документирования.

 

Под видом медицинской помощипонимается официально установлен­ный перечень лечебно-профилактических мероприятий выполняемых в порядке само и взаимопомощи, а также медицинским персоналом определенной квалификации в системе ЛЭО с использованием табельного медицинского оснащения или подручных средств.

В системе этапного лечения пораженных и больных с их эвакуацией по назначе­нию различают следующие виды медицинской помощи:

первая по­мощь, доврачебная, первая врачебная, квалифицированная и специализированная медпомощь.

В рамках каждого вида медицинской помощи в соответствии с конкретными ме­дико-тактическими условиями предусматривается выполнение определенного переч­ня лечебно-профилактических мероприятий. Этот перечень в совокупности составля­ет объем медицинской помощи.

Объем медпомощи – это совокупность лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых на данном ЭМЭ в границах определенного вида медпомощи в отношении определенных категорий пораженных (б) по медицинским показаниям, а также в соответствии с конкретной медико-тактической обстановкой и возможностями ЭМЭ.

Таким образом, объем медицинской помощи и в очаге поражения, и на этапах медицинской эвакуации не является постоянным и мо­жет меняться в зависимости от обстановки. Если в конкретных условиях выполняют­ся все мероприятия данного вида медицинской помощи, то считается, что объем ме­дицинской помощи полный. Если же в отношении какой-то группы пораженных (б) в очаге поражения или ЭМЭ те или иные лечеб­но-профилактические мероприятия не представляется возможным выполнить и их выполнение приходится переносить на более поздний срок, то объем медицинской помощи называется сокращенным.

Первая медицинская помощь (ПМП) - это комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непо­средственно на месте поражения или вблизи него в порядке само- и взаимопо­мощи, а также участниками аварийно-спасательных работ, в т.ч. и медработниками, с использованием табельных (аптечки, медицинские сумки) и подручных средств.

Целью ее проведения является: прекращение воздействия поражающего фактора; временного устранения последствий поражения, угрожающего жизни и здоровью пострадавшего; подготовки пострадавшего к дальнейшей эвакуации; профилактики осложнений.

ПМП может иметь решающее значение для сохранения жиз­ни и здоровья пострадавших, возвращения их к труду, снижения инвалидности.

По данным ВОЗ, каждый двадцатый из 100 погибших в результате несчастных случаев в мирное время мог быть спасен, если бы первая медицинская помощь была оказана немедленно на месте происшествия.

Важность фактора времени подчеркива­ется тем, что среди лиц, получивших первую помощь в течение первых 30 мин после травмы, осложнения возникают в 2 раза реже, чем у тех, кому она была оказана позже. Оптимальным сроком оказания данного вида медицинской помощи являются первые 30 минут, при некоторых состояниях это время сокращается до 5 – 10 минут (кровотечения, асфиксия).

Содержание первой помощи зависит от характера полученных людьми поражений.

Доврачебная медицинская помощь - вид медицинской помощи, меро­приятия которой, как правило дополняют первую помощь. Оказывается фельдшером или медицинской сестрой в очаге (зоне) поражения с использова­нием табельных средств медицинского имущества, с целью: борьбы с угрожающими последствиями поражений, заболеваний (кровотечение, асфиксия, шок), подготовки пострадавшего к дальнейшей эвакуации, профилактики осложнений.

Время оказания до 1 часа с момента поражения

Медицинский персонал, оказывающий доврачебную помощь, осу­ществляет контроль за правильностью оказания первой помощи.

Первая врачебная помощь - включает комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачом общей квалификации, как правило, на соответствующем ЭМЭ (пункте медпомощи, в амбулаторно-поликлиническом учреждении, здравпункте объекта или другом ближайшем ЛПУ) и направлен на ослабление или устранение последствий поражений (з) непосредственно угрожающие жизни пораженному (б); профилактики осложнений; подготовки пораженных (б) к дальнейшей эвакуации.

Оптимальный срок оказания данного вида медицинской помощи 4 – 5 часов с момента поражения (З).

Данный вид помощи оказывается с помощью табельного имущества имеющегося на ЭМЭ.

При поступлении на этот ЭМЭ значительного числа по­раженных создается ситуация, когда нет возможности своевременно (в допустимые сроки) оказывать всем нуждающимся первую врачебную помощь в полном объеме. Учитывая такую ситуацию, мероприятия данного вида медицинской помощи разде­ляются на 2 группы:

- неотложные мероприятия

- мероприятия которые могут быть вынужденно отсрочены или оказаны на следующем этапе.

К неотложным относятся мероприятия, которые должны быть обязательно выполнены, невыполнение этого требования грозит пораженному (больному) гибелью или большой вероятностью воз­никновения тяжелого осложнения.

В полном объеме в этой помощи нуждается каждый 2-ой пострадавший, в сокращенном каждый 4-ый. При авариях с поражением АХОВ до 100%, при поражении токсинами до 70%.

Не устраненный шок в течении 1 часа после травмы может стать необратимым.

На оказание ПВП требуется при: травмах – 15-20 мин., поражении ХОВ – 5-6 мин., подозрении на инфекцию – 10-12 мин.

При оказании данного вида медицинской помощи приоритет отдается детям и беременным женщинам.

Вышеперечисленные виды мед.помощи оказываются в очаге поражения.

За пределами очага оказываются:

Квалифицированная медицинская помощь (КМП) - вид медицинской помо­щи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняе­мых врачами-специалистами широкого профиля (хирургами, терапевтами) в медицинских формированиях и учреждениях с целью полного устранения причин угрожающих жизни пораженным (б) в данный момент, предупреждения осложнений, создания благоприятных условий для лечения пострадавшего..

Данный вид медицинской помощи делится на:

- квалифицированную хирургическую

- квалифицированную терапев­тическую

Оптимальный срок оказания данного вида медицинской помощи 8 –12часов с момента поражения (з).

Мероприя­тия КМП разделяются на неотложные мероприя­тия и мероприятия, которые при неблагоприятной обстановке могут быть отсрочены.

Неотложные мероприятия выполняются, как правило, при поражениях (заболе­ваниях), представляющих непосредственную угрозу жизни пораженных. При несвое­временном их выполнении значительно увеличивается вероятность смертельного ис­хода или крайне тяжелых осложнений.

65-70% пораженных с механической травмой и до 80% лиц терапевтического профиля нуждаются только в КМП и лечении.

Специализированная медицинская помощь (СМП) – это высшая форма мед помо­щи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выпол­няемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных ЛУ с использованием специального оснащения.

Время оказания не должен превышать 3-х суток с момента поражения.

Основными видами хирургической СМП являются:

- нейрохирургическая, офталь­мологическая, оториноларингологическая, стоматологическая (эти четыре вида спе­циализированной хирургической помощи часто объединяются понятием «специали­зированная помощь пораженным с повреждениями головы, шеи и позвоночника»)

- травматологическая;

- помощь пораженным с повреждением органов грудной полости, брюшной полости, мочеполовой системы (эти три вида специализированной хирур­гической помощи часто объединяются понятием «торако-абдоминальная и урологи­ческая специализированная медицинская помощь»)

- комбустиологическая,

- педиатри­ческая (хирургическая),

- акушерско-гинекологическая,

- нефрологическая,

- ангиохирургическая,

Основными видами терапевтической СМП являются:

- токсикологическая,

- радиологическая,

- помощь общесоматическим боль­ным,

- психоневрологическая,

- помощь инфекционным больным,

- педиатрическая (тера­певтическая).

Квалифицированная и СМП в специализированных ЛУ часто выполняется одновременно, поэтому нередко трудно провести между данными видами помощи четкую грань.

9. Оценка санитарно-эпидемиологического состояния зоны ЧС.

 

Санитарно-эпидемическое состояние территории характеризуется совокупностью следующих данных:

- уровнем, структурой и динамикой инфекционной заболеваемости населения попавшего в зону катастроф;

- вероятностью заноса и выноса инфекций за пределы зоны ка­тастроф;

- наличием или отсутствием условий для распространения инфекци­онных заболеваний (санитарное состояние территории, степень раз­рушения объектов водоснабжения, коммунального благоустройства и качества проведения всего комплекса мероприятий по противоэпиде­мической защите населения и войск в предшествующий период и пери­од ликвидации последствий катастрофы).

Санитарно-эпидемическое состояние зоны катастроф, на основе полученных в ходе санитарно-эпидемиологической разведки данных, оценивается как, благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние:

1) наличие инфекционных заболеваний среди населения (за исключением чумой, холерой, желтой лихорадкой или заболеваний нехарактерных для данной местности) не связанных друг с другом и появляющихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;

2) состояние эпизооти­ческой (энзоотической) обстановки, которая не представляет опасности для населения формирований спасателей;

3) отсутствие условий для широкого распространения инфекционных заболеваний (удовлетвори­тельное санитарное состояние территорий, объектов водоснабжения, коммунальная благоустроенность, качественное проведение всего комплекса противоэпидемических мероприятий);

4) в соседних районах среди населения отсутствуют массовые заболевания, а единичные не представляют в существующих условиях непосредственной опасности для войск и населения.

Неустойчивое состояние:

1) возникновение отдельных не регист­рировавшихся ранее инфекционных заболеваний, незначительное повы­шение спорадического уровня инфекционной заболеваемости или воз­никновение отдельных групповых заболеваний без тенденции к даль­нейшему распространению при удовлетворительном санитарном состоя­нии территории, объектов питания и водоснабжения коммунальной благоустроенности и качественном проведении всего комплекса ме­роприятий по противоэпидемической защите населения;

2) отсутствие инфекционной заболеваемости, за исключением спорадической, при наличии эпизоотических очагов зоонозных инфекций, могущих предс­тавлять угрозу для пострадавшего населения и подразделений спаса­телей и (или) неудовлетворительном санитарном состоянии террито­рии, объектов водоснабжения, коммунальной неблагоустроенности, низком качестве проведения профилактических и противоэпидемичес­ких мероприятий;

 

3) наличие очагов инфекционных заболеваний без выраженного развития эпидемии;

4) расположение района ЧС в непос­редственной близости от очага особо опасных инфекционных заболе­ваний.

Неблагополучное состояние:

1) появление групповых инфекцион­ных заболеваний и наличие условий для дальнейшего их распростра­нения;

2) возникновение единичных заболеваний особо опасными ин­фекциями (чума, холера, лихорадка Ласса, Эбола, Марбург и др.).

Чрезвычайное состояние:

1) нарастание числа инфекционных за­болеваний среди пострадавшего населения в короткий срок;

2) груп­повые заболевания особо опасными инфекциями;

3) активизация при­родного очага чумы, туляремии и появление заболеваний ими среди людей.

10. Содержание противоэпидемических мероприятий в очаге ЧС. Понятие о карантине и обсервации.

 

Противоэпидемический режим работы этапов медицинской эвакуации осуществляется в целях недопущения распространения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, больных и обслуживающего персонала данного этапа, предупреждения заноса инфекции на последующие этапы и в населенные пункты. При невозможности быстрой эвакуации в инфекционную больницу часть больных останется на дому или в перепрофилированных учреждениях здравоохранения, других общественных зданиях и сооружениях. Образуется множество эпидемических очагов, появятся больные с сочетанными инфекционными заболеваниями. Поэтому для предупреждения распространения инфекции должен проводиться комплекс следующих мероприятий:

1. Регистрация. Все больные и подозрительные на заболевания лица берутся на специальный учет в санитарно-эпидемиологическом учреждении, поэтому динамика поступления инфекционных больных докладывается в штаб санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) не реже двух раз в сутки, а при карантинных инфекциях - каждые 2 часа.

2. Эпидемиологическое обследование. При появлении инфекционных больных среди пораженных, поступивших на этап, проводится тщательное эпидемиологическое обследование, имеющее целью выявить источник заражения и пути передачи возбудителя, число общавшихся, а также определить объем лабораторного обследования и показания к антибиотикопрофилактике или использованию иммунопрепаратов.

3. Госпитализация. Своевременная госпитализация инфекционного больного является кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции. Эвакуация инфекционных больных из эпидемических очагов в зонах катастроф проводится специальным или приспособленным для этой цели транспортом, который после каждой перевозки должен быть подвергнут дезинфекции. В первую очередь эвакуируют больных с высококонтагиозными формами инфекции. В случае привлечения к сопровождению больного сотрудников милиции, ОМОНа и др. необходимо предусмотреть меры их медицинской защиты (одежда, защитная маска, профилактика антибиотиками и т.д.)

4. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация. В помещении, где находится инфекционный больной до госпитализации, проводится текущая дезинфекция; после госпитализации больного проводится заключительная дезинфекция, особенно тщательно в местах временного размещения пострадавшего населения (в палатках, землянках). При кишечных инфекциях с момента выявления больног



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.014 с.)