Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники американского праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из ключевых вопросов в понимании сущности функционирования правовой системы США являются эволюция источников права Соединенных Штатов и их отношения между собой. К источникам права относятся˸ - судебный прецедент, - законодательство, - нормативные правовые акты органов исполнительной власти, - обычай, - право справедливости. 1. Судебный прецедент. Американская правовая система своими корнями уходит в английскую систему общего (прецедентного) права. Основополагающим ᴇᴦο принципом является принцип следования судебному прецеденту (Stare Decisis), суть которого сводится к тому, что суды при рассмотрении дел обязаны следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. В Соединенных Штатах принцип следования прецеденту имеет свои особенности. В частности, судебная практика характеризуется гибким применением этого принципа, приспособлением ᴇᴦο к политическим и социально-экономическим условиям на каждом историческом этапе развития страны. Прецедентное право создало определенную преемственность в конституционном развитии США. Оно позволяет развивать Конституцию, так как в конституционной области больше, чем в какой-либо другой, судьи не стремятся связывать себя своими предшествующими решениями. В случае если верно суждение, что Конституция – центр правовой системы, а её основу составляют судебные прецеденты, то из этого можно сделать вывод, что судебный прецедент – основа правовой системы США. Деятельность Верховного суда США сосредоточивается прежде всего вокруг толкования Конституции. Интерпретируя ее, Верховный суд США разработал многие понятия˸ ʼʼполицейская властьʼʼ, ʼʼраспределение полномочий федерации и штатовʼʼ и др. 2. Законодательство. Вторым важным источником и компонентом американского права является статутное право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ охватывает правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами. На протяжении всей истории существования американского государства конгресс США и законодательные органы штатов играли активную роль в создании правовых норм, регулирующих различные аспекты жизни общества. Это значительно дополняло свод норм, создаваемых судебными прецедентами. Среди федеральных законов центральное место занимает Конституция США. Это не такой закон, как все другие. Закон обычно рассматривается в странах общего права как нечто чуждое общему праву, способное только вносить в право некоторые дополнения и уточнения. Конституцию США нельзя рассматривать под таким углом зрения. Она – Основной закон, и можно считать, что само общее право черпает в ней свою силу в соответствии с идеями школы естественного права, господствовавшими в 1787 ᴦ. Барристер (англ. "barrister" от "bar" - барьер в зале суда, за которым находятся судьи) это вид адвокатов в Великобритании (их там много, что связано со сложной историей судебного дела на территории UK). Барристеры появились в XV в. и имели "допуск к судебному барьеру", т.е. могли быть выслушаны судом в интересах своего клиента. Начиная с 13 века осужденный мог поручить "образованному и красноречивому другу" защищать свои интересы. Каждый современный Барристор является членом одной из четырех юридических корпораций (Линкольнс-Инн, Грейс-инн, Миддл-Тэмпл либо Иннер-Тэмпл). У Барристеров существуют некоторые особенности:
Вторая категория адвокатов - солиситоры. Они ниже рангом, нежели барристоры, и как правило занимаются подготовкой материалов для своих старших коллег (могут выступать в "низших" судебных процессах - в каких-нибудь малых графствах). Последний. 3. Судоустройство в Англии. Высшие суды. Палата лордов. В качестве самой высшей и последней судебной инстанции палата лордов рассматривает апелляции на решения судов Англии и Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии – по гражданским делам и на приговоры по уголовным делам судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Особое значение палаты лордов как наивысшей инстанции определяется тем, что ее прецеденты обязательны для всех без исключения судов. Таким образом, палата в настоящее время может свободно вводить новые правовые нормы своими решениями, которые имеют такую же силу, как нормы, установленные законодательными актами.
Судебный комитет Тайного совета является высшей и окончательной инстанцией для судов всех частей Соединенного Королевства. Комитет состоит из лорда-канцлера, ординарных апелляционных лордов и определенного числа «тайных советчиков», назначаемых короной. Поскольку судебный комитет входит в Тайный совет короны, его решения выражаются в форме «почтительного совета» Её Величеству. Им рассматриваются апелляции на решения высших судов «заморских» территорий, а в отношении территории Англии – на решения отделения королевской скамьи Высокого суда по так называемым «призовым» делам, на решения церковных судов и некоторых дисциплинарных трибуналов.
Верховный суд Англии и Уэльса. Так называются три самостоятельных высших суда Англии. Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны (с 1971 г.). Их структура и юрисдикция регулируются новым Законом1981 г. о Верховном суде.
Апелляционный суд с 1966 г. разделен на два отделения: гражданское и уголовное. Председателем суда является лорд-канцлер, хотя в действительности эти функции исполняет лорд-хранитель судебных архивов, являющийся одновременно председателем гражданского отделения. В уголовном отделении председательствует лорд главный судья. Закон 1981 г. установил максимальное число судей Апелляционного суда. Их может быть не более 18. Судьи этого суда именуются лордами апелляционными судьями или просто лордами-судьями.
Для рассмотрения апелляций, поступающих в уголовное отделение, обычно призываются судьи Высокого суда из отделения королевской скамьи. Апелляции слушаются, как правило (в обоих отделениях), тремя судьями, так что одновременно может заседать несколько судебных составов. С 1982 г. по указанию лорда-хранителя судебных архивов Дональдсона, который сменил известного судью Деннинга, разрешен кворум в два судьи, а если они разойдутся во мнениях, апелляция передается трем судьям.
В гражданское отделение направляются апелляции на решения Высокого суда, судов графств, суда о запрещенной торговой практике, суда по защите интересов душевнобольных, Апелляционного трибунала по патентам, Земельного трибунала и Апелляционного трибунала по трудовым спорам.
Уголовное отделение было учреждено в 1966 г. вместо прежнего уголовного апелляционного суда. В это отделение поступают апелляции на приговоры Суда короны, вынесенные после рассмотрения дела с участием суда присяжных, а также на те приговоры, которые он выносит по делам, переданным ему магистратскими судами со стадии определения меры наказания. Уголовное отделение не рассматривает апелляции на оправдательные приговоры.
Высокий суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, канцлерского и отделения по семейным делам. В каждом из отделений имеется свое апелляционное присутствие, формируемое не менее, чем из двух судей отделения. Старший по должности или по времени пребывания в ней председательствует. Высокий суд состоит из лорда-канцлера, лорда – главного судьи, председателя отделения по семейным делам, вице-канцлера и рядовых судей этого суда, числом не более 80 человек.
Установление более высокого максимума производится короной «Приказом в совете» утвержденным парламентом. Все рядовые судьи Высокого суда наделены равными правами, властью и юрисдикцией. В соответствии со специализацией судьи распределены по отделениям, хотя лорд-канцлер с согласия старшего судьи отделения может переводить судей из одного отделения в другое, если это требуется при большой нагрузке.
Отделение по семейным делам состоит из председателя и 16 рядовых судей, из которых две женщины. Это обстоятельство особо подчеркивается английскими юристами, поскольку это единственные женщины в составе всех высших судов Англии. Данное отделения занимается рассмотрением жалоб на решения судов графств и магистратских судов по делам опеки над несовершеннолетними, на приказы магистратских судов по делам об усыновлении, на решения магистратов и апелляционные постановления Суда короны по спорам об установлении отцовства.
Судьи этого отделения, как и судьи всех отделений Высокого суда, могут назначаться только из кандидатов, которые в течение 10 лет и более имели право на выступление в качестве адвокатов в Высоком суде, во всех отделениях и по всем делам. Иными словами, те адвокаты, которые имеют адвокатский сертификат, необходимый для ведения дел в Высоком суде. Помимо этих лиц судьями Высокого суда могут назначаться окружные судьи со стажем работы не менее двух лет.
Суд короны состоит из 12 присяжных заседателей. Присяжные заседатели избираются наугад, им может быть любой гражданин Великобритании в возрасте от 18 до 70 лет. Присяжные заседатели избираются каждые 2 недели. Является высшим уголовным судом первой инстанции, он, в то же время, играет роль «средней» апелляционной инстанции для магистратских судов. При этом он рассматривает апелляции не только на приговоры и приказы по уголовным делам, но и на решения и приказы, издаваемые магистратами в порядке их ограниченной гражданской юрисдикции (приказы об усыновлении, выдаче лицензий и пр.) Таким образом, Суд короны осуществляет от имени высших судов надзор над судами мировой юстиции. 4. Судоустройство в Англии. Суды графств и магистратские (мировые) суды. 5. Низшие суды 6. Суды графств. В настоящее время 90% всех гражданских исков рассматривается в судах графств. Их юрисдикция конкурирует с Высоким судом, ограничиваясь ценой иска. 7. Магистратские суды. Как и суды графств, они являются местными судами. В Англии и Уэльсе около 1000 магистратских судов, которые обслуживаются 25 тысячами мировых судей, не являющимися юристами и не получающими платы. Им оплачиваются только проездные и командировочные расходы. В среднем такой магистрат отдает работе один день в течение двух недель. Магистратский суд ограничен мерой наказания по уголовным делам. Он может приговорить к лишению свободы на срок до 6 месяцев (при совокупности преступлений – к 12 месяцам) и (или) к штрафу до £5000. 8. Магистратские суды наделены ограниченной гражданской юрисдикцией по делам об опеке, усыновлении, взыскании алиментов и административным функциям по выдаче и аннулированию различных лицензий. Основная их загрузка – это рассмотрение уголовных дел в суммарном порядке, т.е. без присяжных. В среднем ими рассматриваются около 2 млн. дел в год, что составляет 95% всех уголовных дел. При этом более половины этого количества относится к транспортным нарушениям. Магистратские суды выступают также в качестве специализированных судов по делам несовершеннолетних. 1. Структура федеральных судов США. Верховный суд США, виды апелляционных судов, окружные суды и специализированные суды первой инстанции 2. Федеральные суды США
3. 4. Юрисдикция федеральных судов 5. Прежде чем федеральный суд сможет заслушать дело, или "осуществить свою юрисдикцию", необходимо выполнить определенные условия. Во-первых, по Конституции федеральные суды осуществляют только "судебные" полномочия. Это означает, что федеральные судьи могут толковать законы только путем разрешения фактических правовых споров, упомянутых в Статье III Конституции как "дела или споры". Суд не может пытаться исправить проблему по собственной инициативе или ответить на гипотетический правовой вопрос. 7. Суд не может пытаться исправить проблему по собственной инициативе или ответить на гипотетический правовой вопрос. 8.9. Во-вторых, при наличии фактического дела или спора истец, подающий федеральный иск, также должен обладать "правоспособностью", позволяющей просить суд вынести решение. Это означает, что истцу должен быть неким образом нанесен ответчиком ущерб или правовой вред. 10. В-третьих, дело должно представлять категорию споров, для рассмотрения которых предназначен соответствующий закон, и должно содержать жалобу, которую суд правомочен удовлетворить. Иными словами, суд должен быть по Конституции или федеральному законодательству правомочен заслушать дело и предоставить истцу надлежащие средства судебной защиты. Наконец, дело не может быть "спорным", то есть оно должно представлять собой сохраняющуюся проблему, которую должен решить суд. Таким образом, федеральные суды являются судами "ограниченной" юрисдикции, поскольку они могут решать только определенные типы дел в соответствии с предписаниями Конгресса или положениями Конституции. 11. Хотя детали сложной системы федеральной юрисдикции, предоставленной Конгрессом федеральным судам, выходят за рамки этого краткого издания, важно уяснить, что существуют два основных источника дел, поступающих в федеральные суды: юрисдикция по вопросам, отнесенным к федеральной компетенции, и юрисдикция при несовпадении правовых норм. 12. В общем случае федеральные суды могут решать дела, связанные с правительством США, Конституцией США или федеральными законами, спорами между штатами или между США и иностранными правительствами. Дело, вызывающее такой "федеральный вопрос", может быть направлено в федеральный суд. Примерами таких дел могут служить претензия гражданина на право получать деньги по программе федерального правительства (такой, как программа социального обеспечения), исковое заявление правительства о том, что некто нарушил федеральное законодательство, или возражение на действия, предпринятые федеральным учреждением. 13. Дело может также быть подано в федеральный суд по принципу "несовпадающего гражданства" тяжущихся сторон - например, между гражданами разных штатов или между гражданами США и другой страны. Чтобы обеспечить тяжущейся стороне из другого штата или государства беспристрастность, Конституция предусматривает, что такие дела могут слушаться в федеральном суде. Важным ограничением юрисдикции по несовпадению правовых норм является то, что в федеральный суд можно направлять лишь дела, связанные с потенциальным ущербом свыше 75 000 дол. Претензии на меньшие суммы могут подаваться только в суд штата. Более того, любое дело по юрисдикции, обусловленной несовпадением правовых норм, независимо от денежной суммы, о которой идет речь, может быть подано не в федеральный суд, а в суд штата. 14. Федеральные суды также правомочны решать любые дела о банкротстве, которые Конгресс предписывает рассматривать в федеральных судах, а не в судах штатов. Прибегая к процедуре банкротства, лица или предприятия, которые больше не имеют возможности платить своим кредиторам, могут либо добиваться ликвидации своих активов под надзором суда, либо реорганизовать свои финансовые механизмы и выработать план погашения задолженности. 15. Хотя федеральные суды расположены в каждом штате, они не являются единственной инстанцией, доступной потенциальным тяжущимся сторонам. Фактически подавляющее большинство правовых споров в американских судах рассматривается в отдельных системах судов штатов. Например, суды штатов правомочны решать практически все вопросы, связанные с разводами и опекунством, завещаниями и наследованием, вопросы о недвижимости и дела несовершеннолетних, рассматривают они и большинство уголовных дел, споров по контрактам, нарушений правил дорожного движения и дел о личном вреде. Кроме того, некоторые категории правовых споров могут решаться в специальных судах или инстанциях, входящих в систему федеральной исполнительной или законодательной власти, а также административными агентствами штатов и федерального уровня. 16. Судебные системы штатов США 17. В американских штатах действуют весьма различающиеся между собой системы судов. По большей части их особенности объясняются историческими условиями формирования судебной системы в данном штате. Порою вновь образовывавшиеся штаты заимствовали схему судебной организации у соседних штатов. Чаще всего в штатах используются двух- и трехступенчатая системы общих судов, а также различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Двухступенчатая система общих судов, включающая в себя лишь суды первой инстанции и высший судебный орган, обычно свойственна небольшим по размерам и населению штатам, а трехступенчатая, с судами промежуточной, апелляционной юрисдикции, –более крупным штатам, в судах которых рассматривается большое количество гражданских и уголовных дел. 18. Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным судом. 19. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются, главным образом, рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. В большинстве штатов они рассматривают жалобы лишь на судебные решения, которые касаются вопросов права, в остальных –также и по вопросам факта. В большинстве штатов верховные суды сами решают, принимать ли к рассмотрению апелляционные жалобы и иные обращения к ним, кроме приговоров к смертной казни, жалобы на которые подлежат обязательному разбирательству в верховном суде штата. В отдельных штатах действует правило, согласно которому верховный суд обязан рассматривать все без исключения поступающие к нему жалобы. 20. В качестве суда первой инстанции эти суды чаще всего издают лишь судебные приказы в случае непосредственного обращения к ним, например с жалобой на незаконное содержание под стражей (приказ «хабеас корпус»), а в некоторых случаях принимают связанные с изданием приказов дела к своему производству, если они отличаются особой сложностью. Особенно велика роль верховных судов штатов в толковании конституций и оценке законодательства штатов в связи с рассматриваемыми ими судебными делами или жалобами на решения административных органов. 21. Суды промежуточной юрисдикции (термин «промежуточный» иногда входит в их официальное название) созданы в ряде штатов для рассмотрения жалоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апелляционными судами. 22. Основное звено судебной системы штатов –суды общей юрисдикции, которые выступают под самыми разными названиями, например: в штате Нью-Йорк это верховные суды, в штате Калифорния –высшие суды, но чаще всего они именуются окружными судами. 23. Дела в окружных судах рассматриваются либо единоличными судьями, либо судьями с участием присяжных заседателей. В настоящее время количество присяжных заседателей в американских судах любых инстанций, в том числе и в федеральной системе судов, составляет при разбирательстве уголовных дел 12или меньше, но не менее шести присяжных, при разбирательстве гражданских дел –чаще всего шесть, если стороны не потребуют увеличения числа присяжных. В большинстве штатов для признания подсудимого виновным требуется вынесение присяжными единогласного вердикта. Назначение подсудимому наказания, как правило, входит в компетенцию только судьи, однако в некоторых штатах присяжные своим вердиктом должны решать и вопросы наказания (о допустимости вынесения смертного приговора и др.). 24. Помимо названных звеньев общей системы судов в каждом американском штате имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рассматривать дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо, как правило, лишь краткосрочным лишением свободы, а также гражданские дела с небольшой суммой иска, чаще всего до 1 000долларов. Они носят названия муниципальных городских, полицейских судов, иногда –судов графств, судов общих сессий и т.п. Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не обязательно обладающие профессиональной юридической подготовкой. 25. Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции –либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушении правил дорожного движения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о правонарушениях несовершеннолетних, принимают меры к родителям, не заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты и т.п. 26. В системе американских учреждений на уровне федерации и штатов отсутствуют специальные органы конституционного контроля, поскольку эти функции выполняются судами общей юрисдикции. Верховный суд США прецедентом 1803г. ввел для себя, а также и для других федеральных судов исключительное по своей важности полномочие толковать положения Конституции США и объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов, любые акты исполнительной власти по мотивам их противоречия Конституции. Верховный суд США, как и другие федеральные суды, вправе по тем же мотивам отменять решения любых судебных органов. В свою очередь, верховные суды штатов самым активным образом рассматривают дела, связанные с толкованием конституций и законов штатов. Суды общей юрисдикции в штатах также выступают в роли органов конституционного контроля и административной юстиции, поскольку они нередко принимают к своему рассмотрению жалобы на действия административных учреждений и должностных лиц по мотивам неправильного применения теми законов. 27. Назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Федеральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству. 28. Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством других федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельского муниципалитета. Они вправе производить аресты, допрашивать подозреваемых, разыскивать и собирать доказательства преступления. Аресты, обыски и некоторые другие следственные действия производятся полицией с предварительной либо, в исключительных случаях, последующей санкции суда. 29. В ряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федерального атторнея (они имеются в каждом федеральном судебном округе), либо генерального атторнея штата, либо, наконец, местного атторнея (графства, города и др.). Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. По существу, атторнеям всех уровней принадлежит решающая роль в возбуждении уголовного преследования и в решении вопроса о предании обвиняемого суду. В большинстве штатов сохраняется также специальный орган – большое жюри, состоящее из 12–23 присяжных, которые проверяют, имеется ли у обвинения достаточно доказательств для передачи дела в суд (в некоторых случаях большое жюри может выступать и в качестве органа расследования). 30. Важнейшая функция атторнеев –поддержание обвинения в суде. Атторнеи выступают также в судах первой инстанции и при рассмотрении апелляционных жалоб по гражданским делам, в которых являются стороной США либо в решении которых каким-либо образом заинтересованы американское государство (федеральные атторнеи) или отдельные штаты, графства, города и т.д. (атторнеи штатов или соответствующих территориальных единиц). Федеральные атторнеи назначаются президентом США с согласия Сената. 31. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением и, как правило, занимают свои должности благодаря поддержке той или иной политической партии. 32. Защиту интересов обвиняемых по уголовным делам и представительство интересов сторон в гражданском процессе осуществляют адвокаты, которые в США не делятся на какие-либо категории, различающиеся по своим правомочиям, что не исключает их специализации по тем или иным вопросам, как и по видам деятельности. Для получения права на занятие адвокатской практикой в большинстве штатов необходимо сдать экзамены, организуемые судами. Во многих штатах (но не во всех) для допуска к такому экзамену требуется диплом о высшем юридическом образовании. Лицо, допущенное после экзаменов к адвокатской практике, получает право выступать во всех судах данного штата. Для выступления в судах другого штата от адвоката требуется либо сдача нового экзамена, либо лишь получение соответствующего разрешения. Последнее правило распространяется и на федеральные суды. 33. Американские адвокаты действуют либо в составе адвокатских контор, либо самостоятельно. Адвокаты, юристы, работающие в корпорациях, и государственные атторнеи объединены в ассоциации юристов штата (членство в такой ассоциации в некоторых штатах является обязательным условием для занятия соответствующей практикой). В масштабах всей страны деятельность этих объединений координируется и направляется Американской ассоциацией юристов, насчитывающей около 400тыс. членов.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.011 с.) |