Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема класификации критериев сравнения.

Поиск

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА КРИТЕРИЕВ КЛАССИФИКАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Вопрос о выборе критериев классификации национальных правовых систем является теоретически и практически важным вопросом.

Каков должен быть характер этих общих признаков-критериев?Каковы их особенности и виды? Наконец, каково должно бытьих содержание? Должны ли они быть временными или же постоянными, присущими сравниваемым системам на всех этапах развития?

Обсуждение подобных вопросов занимает довольно значительное

место в научной и учебной сравнительно-правовой литературе. В силуих сложности и многогранности среди авторов нет и, по-видимому, не

может быть однозначных ответов.Так, например, по вопросу о том,

должен ли быть в процессеклассификации правовых систем один основной или несколькообщих признаков-критериев, некоторые авторы склоняются к мне

нию,что это непременно должен быть "один единственный критерий".

В качестве такового, по их мнению, может выступать, в час

тности,"общность экономических систем", на базе которых возни

кают иразвиваются соответствующие им и обусловленные ими пра

вовые системы. Роль "одного единственного критерия" могут сыг

рать, с их точки зрения, также общие "исторические традиции",

"общаяисторическая природа" сравниваемых правовых систем

.

Другие же авторы склоняются к мнению о том, что классификация правовых систем должна проводиться на основе несколькихкритериев.

Только в этом случае она будет иметь какое-либо позитивное значение. В противном случае она теряет всякий смысл. Настаивая на данном мнении, некоторые авторы, однако, не исключают

И того, что "в общем конгломерате факторов-критериев" один из них

будет иметь все-таки "особый, определяющий смысл"

.Аналогичная картина складывается и при решении других вопросов, касающихся критериев классификации правовых систем,например, при

решении вопроса о том, каков должен быть характер

критериев (критерия) классификации. Должны ли они (он) быть

простыми, однозначными, не допускающими многозначности толкования и двусмысленности в понимании, или же они могут бытьсложными, общими критериями?

В качестве простого критерия предлагается рассматривать, в

частности, правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем. При этом под правовыми традициями в западной литературе понимается "совокупность глубоко

укоренившихся в сознании людей и исторически обуслов

ленных ихотношений к роли права в обществе, природе права и политической

идеологии, а также к организации и функционированию правовой

системы"3

. В отечественной же литературе под правовыми традициями

понимаются "элементы социального и культурного наследия,передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся вопределенных обществах, классах и социальных группах

в течение длительного времени".

К сложным критериям классификации правовых систем относят

такие, например, критерии, как "стиль" этих систем. При этом впонятие стиля правовой системы, выступающего в виде сложного имногогранного явления, включаются такие его "составляющие"

части,как "историческая природа правовых систем", особенности путей его

развития, "преобладающая манера правового мышления", "основные

характеристики правовых институтов", иерархия источ

ников права испособы их интерпретации, доминирующая "идеоло

гия правовыхсистем"2

. Продолжительные споры ведутся и по другим вопросам,

затрагивающим проблемы выбора критериев и опре

деления ихсодержания. В частности, довольно интенсивные дискуссии в

западной компаративистике ведутся по поводу особенностей

факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование

общихчерт различных правовых систем, а следовательно, и на выборкритериев их классификации.

При этом вопрос нередко ставится так:

должны ли при отборе этих факторов браться во внимание только

объективные, основополагающие факторы или же вместе с ними и

субъективные факторы?

Ответ на него дается неоднозначный. Одни авторы полагают,

что при анализе факторов, оказывающих прямое воздействие на

формирование общих черт различных правовых систем, должны

учитываться лишь объективные факторы. Они устойчивы и долго-

временны по сравнению с любыми субъективными факторами. Другие же исследователи вполне обоснованно, как представляется, исходят из того, что в расчет должны браться все без исключения

объективные и субъективные факторы.

Среди них многими авторами особо выделяются экономические

факторы. Они рассматриваются, и вполне справедливо, как доминирующие факторы. "Не нужно быть марксистом, — замечает по этому поводу М. Богдан, — чтобы понять, что любая правовая система

представляет собой весьма высокий уровень надстройки ("суперструктуры"), которая базируется на соответствующей экономической системе общества, и что любая правовая система призвана обслуживать среди самых различных сфер общества и нужды экономики"

. Страны с одним и тем же типом экономики (плановая, рыночная экономика) имеют, естественно, гораздо больше общих черт в своих политических и правовых системах, чем страны с разным

типом экономики. Однако надо иметь в виду также и то обстоятельство, что в рамках одного и того же типа экономики в зависимости от уровня ее развития, а также уровня развития политических и

правовых систем между одними правовыми системами может быть

больше общностей, чем между другими

 

Для того чтобы критерии классификации правовых систем оказались состоятельными и в максимальной степени пригодными для выполнения соответствующих функций, они должны отвечать, по

нашему мнению, следующим требованиям: а) в основе своей иметь

постоянные, фундаментальные, а не временные и случайные

факторы; б) по возможности быть более определенными

признаками-критериями; в) иметь устоявшийся объективный характер; г) в случаях, когда за основу классификации правовых систем берется не один, а несколько признаков-критериев, то один из

них непременно должен быть основным, доминирующим; д) при ис

-

следовании общих черт правовых систем-критериев их классификации должны учитывать не только объективные, но и субъективные

факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования.

В отечественной и зарубежной сравнительно-правовой литературе данные требования, однако, далеко не всегда учитываются. В результате этого при определении конкретных видов критериев нет

общности мнений.

1. Понятие Романо-германской правовой семьи

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

 

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

 

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

 

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

 

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

 

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

 

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

 

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

 

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

 

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

 

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

 

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

 

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

 

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

 

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

История романского права

Романская правовая система

Романской правовой системе присущи следующие особенности:

- основным источником права является нормативный правовой акт;

- нормативные правовые акты характеризуются иерархической зависимостью;

- в основе иерархии нормативных правовых актов находится закон - акт, обладающий высшей юридической силой, которому не должны противоречить другие подзаконные акты (декреты, указы, регламенты, циркуляры, инструкции, приказы, решения и пр.);

- в системе законов также существует иерархия, основанная на основном законе - конституции,' которой должны соответствовать текущие (обыкновенные) законы;

- все нормы подразделяются на отрасли права и отрасли законодательства;

- правовые нормы официально систематизируются в своды законов, кодексы и иные укрупненные акты отраслей права и отраслей законодательства;

- правовая система подразделяется по интересуй методу регулирования на право публичное и частное.

Кроме нормативных правовых актов в континентальной правовой системе действуют и иные источники права. Однако они не имеют существенного значения. В частности, в Италии юридический морской обычай в навигации превалирует над гражданским кодексом. Обычаи по разгрузке судов в различных портах действуют и в некоторых других континентальных странах. В ФРГ предоставлено право Верховному суду создавать судебный прецедент. Более значимую нормотворческую роль судебные акты играют в Скандинавских странах (Швеции, Дании, Норвегии). Судебная практика, по сути дела, всегда учитывается в юрисдикционной деятельности даже в тех государствах, где она официально не признается источником права. Юридическая наука официально также не считается источником права, однако она постоянно оказывает влияние посредством издания научных и научно-практических комментариев кодексов и иных нормативных правовых актов, своеобразно восполняющих пробелы в законодательстве.

История германского права

Раннее Средневековье

См. также: Варварские правды

Фрагмент текста Edictum Theodorici regis

Исторически немецкое право сформировалось под значительным влиянием римского права. Ко времени падения Западной Римской империи (476 год) германские племена уже имели юридическую систему и своды законов, как например лат. Edictum Theoderici (датируется 459-461 гг.). Когда эти племена стали селиться на бывших землях Римской империи им пришлось включить элементы римского права в свои законы, так как этим правом пользовалось местное население. В период раннего Средневековья сводов немецких законов ещё не было, их роль играли законы Римской католической церкви. Этот церковный закон регулировал помолвку, бракосочетание, опеку, права личности и последнюю волю (завещание). В этот период законы Римской Католической Церкви распространялись не только на духовенство, но и на неимущих, вдов, сирот и участников крестовых походов. Начиная с XII века стали составляться письменные своды местных законов общего права, как например «Зеркало Саксонии» (нем. Sachsenspiegel, 1220—1227) составленное рыцарем Эйке фон Репков и «Зеркало Швабии» (нем. Schwabenspiegel, 1275)[1][2]. В этих сборниках присутствовали характерные элементы немецкого права, как например финансовая компенсация (нем. Wergeld) семье убитого взыскиваемая с убийцы.[3]

Право объединённой Германии

Этот подраздел ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться подраздел, посвящённый объединению систем права раздробленной Германии в единое право Германской империи. Право Германии 1815-1918 гг. Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел.  

В конце XVIII—XIX веках происходит интеграция германских государств, начавшаяся созданием в 1815 году Германского союза и завершившаяся образованием в 1871 году Германской империи. Это привело также к интеграции систем права отдельных земель и способствовало дальнейшей кодификации права Германии[4].

Право Веймарской республики

Этот подраздел ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться подраздел, посвящённый системе права Веймарской республики. Право Германии 1918-1933 гг. Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел.  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.01 с.)