Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура Пскова начала 14 – 16 веков.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 14 веке из новгородского зодчества выделилась самостоятельная ветвь – псковская архитектура. Древнейшим из сохранившихся храмов является Рождественский собор Снетогорского монастыря, возведенный в 1310 году. Поверхность стен начали замазывать раствором. Дальнейшее развитие псковского зодчества очень плохо изучено, поскольку подавляющее большинство памятников 14 века и 1-й половины 15 века до нас не дошло. Одним из первых каменных храмов, построенных по заказам горожан, была церковь Архангела Михаила в Городце (1339). Несмотря на очень существенные перестройки, этот памятник зодчества все же дает возможность судить о его первоначальной композиции и конструкции. План церкви очень близок новгородскому типу; храм являл собой квадратную четырехстолпную постройку с одной апсидой и притвором с запада. Характерная особенность здания – ступенчато повышающиеся своды. Близок к новгородским образцам Никольский собор в Изборске, построенный между 1330 и 1341 гг. ветви креста здесь перекрыты ступенчатыми арками, что при пониженных подпружных арках дает очень своеобразное решение, как бы промежуточное между ступенчато повышающейся конструкцией. Самый неясный период в истории псковской архитектуры – 2я половина 14 века-1я половина 15 века. Некоторое представление о развитии зодчества этого периода можно получить, главным образом, по нескольким памятникам зодчества, раскопанным на территории Довмонтова города. В псковской архитектуре появляются две боковые апсиды, имеющую форму, близкую к прямоугольной. Церковь Успения Богородицы в Мелетове, построенная во 2й половине 15 века (1461-1462). Церковь в Мелетове имеет ступенчатую конструкцию сводов, а покрытие ее очень сложное: средняя часть фасадов, покрытая на два ската, здесь ступенчато возвышается над боковыми частями, а глава приподнята на пьедестале, оформленном в виде восьми фронтончиков, то есть покрытом 16 скатами. Судя по материалам раскопок, параллельно с подобными памятниками уже во 2й половине 14 века псковские зодчие разрабатывали еще два типа храмов. Первым из них были маленькие бесстолпные одноапсидные постройки. Такова не сохранившаяся церковь Федора Стратилата в Довмонтовом городе (1384). Она сохраняла конструкцию сводов в виде нескольких повышающихся арок, перекинутых поперек здания, составляя в середине пространства широкую щель. Щель эта была, в свою очередь, перекрыта несколькими повышающимися к середине арочками, а в центре оставалось небольшое отверстие, над которым стояла главка. Подобная конструкция сохранилась и в Петропавловской церкви Серетинского монастыря. Другой тип псковского храма, также сложившийся в 14 веке, представлен постройкой, раскопанной в Довмонтовском городе и определяемой как церковь Кирилла (1374). Это небольшая четырехстолпная церковь, в отличие от остальных храмов, имела три полукруглые апсиды. Именно такой вариант планового решения стал наиболее характерным для Пскова в дальнейшем. Как перекрывались храмы и какую они имели систему завершения фасадов, мы не знаем, поскольку сохранившиеся архитектурные памятники с подобным планом относятся уже к концу 15 века. В более поздних храмах фасады перекрывались на два ската, образуя, таким образом, восьмискатное покрытие здания. Членились фасады лопатками соответственно внутренним столбам. Вверху, под кровлей, лопатки были стянуты декоративными ползучими арками. Конструкция сводов имела два варианта – с повышенными арками и с арками, слитыми со сводами, то есть выделенными. К первому варианту относятся своды церкви Богоявления на Запсковьи (1496), в селе Устье, в селе Назимово и другие, а ко второму – своды церкви Георгия со Взвоза (1494)… Несколько особое место занимает церковь Василия с Горки (1413). В отличие от остальных четырехстолпных псковских церквей здесь на фасадах боковые членения завершаются не ползучими, а полукруглыми декоративными арками. Многие псковские храмы составляли сложный ансамбль, включавший помимо основного здания галереи, крыльца, приделы, хозяйственные пристройки, звонницы. Роспись стен отсутствовала, только иконостас. В 16 веке можно отметить наиболее яркий расцвет самостоятельной псковской архитектурной школы. Строили исключительно из местной плиты, отказавшись от кирпича. Псковские храмы обычно невелики. Церковь была одноглавым, четырехстолпным храмом и имела три апсиды. Нижние части столбов делали круглыми, чтобы они занимали возможно меньше места. Перекрывались храмы ступенчато повышенными сводами и арками, хотя в небольших по величине церквах порой подпружные арки делали слитыми со сводами. Каждый фасад покрыт на два ската. Часто псковские храмы образовывали сложный ассиметричный и очень живописный комплекс с галереей и притворами, приделами, звонницей и хозяйственными пристройками. Звонницы псковского типа – представляют собой стенки с пролетами для колоколов. Пролеты имели разную ширину в зависимости от размеров колокола. Ставились звонницы на одну из стен храма или над его крыльцом, но часто их возводили отдельно от церкви на одной из стен небольшой хозяйственной постройки. Церковь Успения Богородицы у Парома (1521), Николы на Усохе (1535), Иоакима и Анны и ряд других. В качестве приделов при больших храмах псковичи сооружали другой тип церкви – бесстолпный. Такие церкви имеют своеобразную конструкцию сводов: помещение перекрывали несколькими ступенчато повышавшимися к середине арками, а в пространство между ними встраивали поперек несколько меньших арочек. Над образовавшимся в центре квадратным отверстием ставили барабан главы. Одна апсида. Вскоре начали возводить пятиглавые храмы с позакомарным покрытием. В некоторых псковских храмах стали устраивать высокий подклет, откровенно выраженный снаружи.
Успенский собор. В 1326-1327 годах был построен белокаменный Успенский собор. Этот собор не сохранился и об его формах существуют различные предположения. Фрагменты резного камня говорят о том, что здесь сохранялись традиции владимиро-суздальского зодчества. Он был разобран. И в 1472 году начали возводить новое здание, значительно большего размера. Строительство вели московские мастера Кривцов и Мышкин, которым в качестве образца был указан Успенский собор во Владимире. В 1474 году почти законченное здание рухнуло. Приглашенные псковские мастера похвалили качество работы, а причиной катастрофы посчитали плохое качество извести. В 1475 году в Москву прибыл Аристотель Фиораванти. Задача была поставлена та же. К 1479 году Успенский собор был возведен. Построенный собор имеет все основные типологические особенности владимирского образца. Он являет собой шестистолпный пятиглавый храм с закомарным завершением фасадов. По середине высоты здания проходит аркатурно-колончатый пояс, а порталы имеют романскую перспективную форму. Несмотря на то, что в строительстве широко использовался кирпич, стены здания облицованы каменными плитками, что придает храму вид белокаменного сооружения. Зодчий интерпретировал храм в духе своего ренессансного понимания. Фиораванти сделал все нефы одинаковыми по величине, благодаря чему здание оказалось разделенным в плане на 12 одинаковых квадратных ячеек. Именно поэтому и фасады здания разделены на одинаковые по величине прясла, и высота всех закомар одинакова. Пятиглавие компактное и сдвинуто к востоку. Тем самым обе восточные главы потеряли функциональный смысл. Чтобы придать и восточной стене сооружения плоскостный характер и тем самым сблизить ее решение с решением остальных фасадов, Фиораванти придал центральной апсиде относительно малый вынос, а каждую из боковых апсид разделил на две. По краям восточного фасада расположены сильно выступающие лопатки. В итоге восточный фасад производит впечатление почти плоского. Перед западным порталом находилось крыльцо с двойными висячими арками и «гирькой» между ними. В интерьере храм отличается от владимирского прототипа. Столбы в плане круглые.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.011 с.) |