Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хронология работы итальянских мастеров в последней трети 15 – первой трети 16 века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отдаленность России исключила для нее возможность иных путей приобщения к художественной культуре итальянского Возрождения, кроме приглашения мастеров. Зато по интенсивности работы итальянских строителей она занимала в ряду европейских стран весьма заметное место. Это станет особенно ясно, если мы обратимся к подробному хронологическому сопоставлению известий о работе итальянцев в разных странах Европы в пределах интересующего нас периода. Можно даже считать, что реальной датой, открывающей непрерывную художественную деятельность итальянцев за рубежом, был 1475 год — год приезда Фьораванти в Россию и закладки им Успенского собора. В середине 1480-х годов развернулось строительство Московского Кремля, которое возглавили фряжские зодчие. Весьма вероятно, что итальянский мастер руководил и начавшейся тогда же перестройкой Новгородского детинца, восходящего к тому же типу североитальянских крепостей, что и Кремль Москвы. В России в тот же период намечается явный рост активности мастеров-фрязей, особенно заметный с приездом в Москву Пьетро Антонио Солари. Завершается строительство Московского Кремля и Грановитой палаты, начинается возведение нового великокняжеского дворца. Судя по сохранившимся остаткам галереи, можно предполагать участие итальянцев в строительстве Новоспасского монастыря (1491-1497)(17). В начале последнего десятилетия XV века Москва — важный центр приложения сил итальянских мастеров вне их родины. Бон фрязин, возводивший в 1505—1508 годах столп Иоанна Лествичника(24), Петр Френчюшко, посланный в 1508 году для строительства кремля в Нижний Новгород(25), Варфоломей, ездивший в 1508/1509 году в Дорогобуж для городового дела вместе с Мастробоном, видимо, тем же Боном фрязином(26), и также, возможно, мастер Иван, работавший во Пскове в 1516/1517 году(27). Но, в отличие от западных стран, поток прибывающих на Русь мастеров уже в самом начале века иссякает, и к концу 1510-х годов известия об их работе исчезают со страниц летописей. Картина, которую мы наблюдаем в России, во многом аналогична той, что имела место в Западной Европе, с той разницей, что Иван III, один из могущественных государей этого времени, поручил итальянским зодчим возведение не только дворца, но и всего Кремлевского комплекса, включая башни, стены и соборы. Деятельность фряжских мастеров поначалу также целиком определялась великокняжескими заказами, но уже к началу XVI века положение изменилось и здесь. Об этом свидетельствует архитектура нескольких маленьких вотчинных храмов, заставляющая предполагать участие в их возведении итальянских строителей или, во всяком случае, говорить о нетрадиционности и наличии сильно выраженных итальянизирующих черт. Таковы церкви в вотчинах Голохвастовых (Юркино)(34), Нагих (Благовещенский погост)(35), Репниных (Ильинское)(36) и даже торговых людей Чашниковых (Чашниково на Скалбе)(37). Таким образом, социальный статус заказчиков в России и в большинстве европейских держав весьма сходен. Почетное положение итальянских мастеров в России подтверждается множеством свидетельств. Красноречиво уже само обилие имен фряжских архитекторов, упоминаемых в летописях, — десять, причем речь идет почти исключительно о памятниках общерусского летописания, в которых имена строителей приводятся крайне редко(57). При описании похода Ивана III на Тверь в S485 году имя Аристотеля Фьораванти названо непосредственно вслед за именами великого князя, его сына Ивана, брата Андрея Углицкого и князя Федора Вольского(58). Упоминание имени Солари в надлиси на воротах Кремля — первый на Руси эпиграфический памятник такого рода и единственный, в котором даны русский и латинский варианты текста(59). Алоизио да Карезано писал на родину в середине [490-х годов, «как хорошо он обласкан этим Господином (имеется в виду Иван II?.--С. Я.), который подарил ему восемь своих одежд"(60). Франческе да Колло, побывавший в Москве в 1518 году, писал, что иностранцы в России «не только допускаются, но и бывают обласканы, и от князя непосредственно одеты в прекраснейшие одежды и снабжены продовольствием, и если ремесленники, назначены к искусству, и к своему занятию, если солдаты, то еще намного более дороги, и итальянцы в частности чтятся сверх меры, и желанны»(61). Ряд топонимов Подмосковья указывает на земельные пожалования фрязям, хотя, правда, не известно, относятся ли эти свидетельства именно к мастерам(62). Но об одном из таких пожертвований, сделанном архитектору, нам известно доподлинно: Петр фрязин, бежавший в 1539 году в Ливонию, имел при себе, помимо драгоценных одежд — «саженья» и «золотного», —- государевы поместные и жалованные грамоты(63). Пожалование землями в условиях XVI века означало приравнивание к классу служилого дворянства. Таким образом, социальный статус итальянских мастеров в России был не менее высок, чем в других европейских странах. Ситуация в России в этом отношении была иной, и для мастеров-фрязей дорога на родину была закрыта. Хорошо известны летописный рассказ о просьбе Аристотеля Фьораванти отпустить его в Италию и о последовавшем за этим его аресте(68), а также многие другие свидетельства источников. Нетрудно заметить, что Россия представляла в этом отношении значительный контраст большинству европейских стран. Итальянские мастера использовались здесь в первую очередь как архитекторы. Только по данным летописей, они возвели в России двадцать восемь построек, среди которых не только единичные здания, но и такие грандиозные комплексы, как Кремлевская крепость(99). Летописный перечень, однако, далеко не полон. Вне его остаются кремли Новгорода, Тулы и Коломны, собор Новоспасского монастыря, церковь в Юркине и другие сооружения, в строительстве которых, по всей вероятности, принимали самое активное участие мастера-фрязи. Свободнее всего должны были чувствовать себя итальянцы при возведении крепостей благодаря своему авторитету не только как фортификаторов, но и вообще как военных инженеров. Московский, Нижегородский, Тульский и некоторые другие кремли конца XV — начала XVI века развивают традиции строительства североитальянских крепостей. Недавно А. Н. Кирпичников обратил внимание на имеющиеся данные о введении итальянскими мастерами в 1530-х годах типа земляной бастионной или полубастионной крепости, который использовался главным образом на западных рубежах(109). Как бы то ни было, размах собственно архитектурной деятельности итальянских мастеров в России по сравнению с другими странами Европы был несопоставимо велик. Помимо этого, итальянцы достаточно широко использовались на Руси как мастера-резчики. Прежде всего обильно украшались резьбой здания, возводившиеся под руководством фряжских мастеров: Грановитая палата, великокняжеский дворец,, Архангельский собор. Но образцы орнаментальной архитектурной пластики ренессансного характера находим и в некоторых других сооружениях, таких как Благовещенский собор, собор Чудова монастыря(110), Покровский храм Александровской слободы. Источники также содержат сведения о приглашении на Русь итальянских резчиков. Это — «pichapedre» Бернардино да Боргоманеро, отправившийся из Милана в 1494 году вместе с Алоизио да Карезано(111), и «резец» Григорий Воренза, задержанный в 1505 году в Крыму Менгли-Гиреем(112). Кульминацией культурных проявлений, о которых шла речь выше и которые создавали предпосылки для восприятия ренессансного искусства, был самый рубеж XV и XVI веков. После церковного собора 1503 года и разгрома новгородско-московской ереси преобладающее влияние получила клерикальная партия Иосифа Волоцкого. «Элементы Возрождения, которые намечаются в конце предыдущего века, в XVI веке почти совсем исчезают», — пишет Я. С. Лурье(118). Резко сокращаются и посольства в Италию, благодаря которым попадали на Русь итальянские мастера. После 1528 года дипломатические связи России и Италии прерываются на несколько десятилетий. Изменение общей ситуации не сразу сказывается на архитектуре, и первые 15—20 лет XVI века продолжается активная строительная деятельность фряжских мастеров, но после новой короткой вспышки конца 1520-х и начала 1530-х годов она окончательно затухает, уступая место последующей фазе, когда происходят активное осмысление и переработка того нового, что внесли в русское зодчество итальянские архитекторы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.009 с.) |