ТОП 10:

Хеопс и волшебники - контекст



15-14 века до н.э. - максимальный расцвет Египта во всех отношениях: и в политическом, и в интеллектуальном, и в художественном, "искусство периода Амарна" придется вообще отдельным контекстом делать, потому что его много и оно значимо.

Расцвели, конечно, и литература с наукой, наиболее крупные произведения - это Новое Царство.

Сначала - про политический контекст, в силу египетского авторитаризма он был определяющим.

Тутмос I (1504—1492 гг. до н.э.) в начале своего царствования подавлял традиционное восстание в Нубии, успешно, он продвинулся до третьего порога и построил там крепость, затем дошел до области Донгола (это уже совсем юг Судана), и там тоже много грабил, убивал и угонял в рабство. После похода на юг им был предпринят поход в Азию, он легко прошел Палестину и Сирию, египетские войска впервые достигли реки Евфрат, где и разгромили остатки арийского царства Митанни (на тот момент довольно ослабленного). Огромные награбленные богатства расходовались на строительство, с Тутмоса начинается серебряный век египетской архитектуры и искусства. Причем про золотой век, когда пирамиды строили, они тоже помнили, о чем свидетельствуют сказки про фараонов того времени, собранные в комментируемом сборнике.

Тутмос II (1492—1489 гг. до н.э.). Прошел теми же туристическими маршрутами: в начале царствования воевал в Нубии, потом в Палестине, но был, судя по мумии, совсем больным, а после его смерти на троне воцарилась его жена Хатшепсут (что-то напоминающее нашу историю про больного Павла и мудрую Екатерину).

Хатшепсут (1489—1468 гг. до н.э.) правила Египтом блистательно. Дочь Тутмоса I, она была замужем за единокровным братом, как это и полагалось у египтян. Кстати, египетские династии, кажется, доказывают, что никакого вырождения от инцеста не наступает, даже после нескольких веков инцеста какого-то увеличения заболеваемости или дебильности в них не наблюдается. Формально сначала считалась регентом при Тутмосе III, но сговорившись со жрецами, провозгласила себя единоличным правителем. Активно строила храмы и памятники, в собственных статуях изображая себя мужиком. Организовала пышную морскую экспедицию в Пунт по образцу древних фараонов. Вела также военные компании во всех колониальных регионах с целью удержания завоевания Тутмоса II, который поставил северную границу на Евфрате.

Тутмос III (1479—1425 гг. до н.э.), предположительно, убил свою тетку Хатшепсут, во всяком случае, активно сносил ее памятники и стирал все упоминания о ней. В связи с этим о Хатшепсут есть много разных гипотез о том, кому она была реально родственницей, и что там происходило. Поскольку египетская культура была авторитарной, трудно разобраться - каждый фараон переписывал всю историю на свой лад, вплоть до сноса статуй и расковыривания гробниц.

К тому времени Сирия и Палестина, уставшие от грабежей египтян, создали союз "Речену" с большим влиянием в нем Кадеша и финикийцев. Хетты данный союз со своей стороны поддерживали, так как их не устраивала египетская империя у собственных границ. Этот союз выбил все египетские крепости, и пришлось завоевывать территорию по новой, что Тутмос III и делал. Наиболее известны битва при Мегиддо, несколько осад Кадеша и война с Митанни, которое опять пыталось возродиться.

Имеются подробные анналы Тутмоса III, которые описывают все эти походы и которые я в 4096 не включаю, так как оно большое и нудное, особенного значения для культуры не имеет, а описание исторических событий там сводится к тому, что, так или иначе, Египет свое влияние в регионе восстановил, но с большими проблемами. Судя по тому, что египтяне были конченными расистами, с местным населением они обходились как со скотом, и оно отвечало им взаимной ненавистью.

Есть книга В.И. Авдиева "Военная история древнего Египта", где на базе анналов Тутмоса III подробно разбираются его кампании с точки зрения военного искусства.

После Палестины фараон опять занимался Нубией, опять строил там крепости и, в целом, Судан уже хорошо весь контроллировал. На пике расширения при Тутмосе III египетская империя включает в себя современные Египет, Судан, Израиль, Иорданию, Ливан и Сирию, то есть весьма большая она была. Тутмос III, несмотря на всю эту военную биографию, не был чужд искусству и даже сам какие-то стеклянные сосуды делал на досуге, так что расцвет архитектуры продолжался.

 

Хеопс и волшебники - текст

Царь Хеопс и волшебники.

Пересказ по переводу И.Г. Лившиц.

От папируса оторваны начало и конец, так что начинается с середины.

Фараон Хеопс ознакомился с "примером искусства" его предшественника Джосера, непонятно в чем заключающемся, и распоряжается вознести Джосеру жертву. Царский сын Хефрен, будущий фараон, рассказывает историю о временах фараона Небки (отца Хеопса). Небка пришел в храм Птаха, а в это время жена херихеба (крупного жреца) по имени Убаоне гуляла с каким-то слугой, и пускала его купаться в пруду херихеба. Убаоне сделал волшебного крокодила из воска, и когда слуга опять пришел искупаться в пруду, выебав жену жреца, крокодил превратился в настоящего, схватил слугу за жопу и тот сидел семь дней внутри пруда парализованный.

Когда фараон вернулся, Убаоне предложил показать один прикол. Приходят они к пруду, Убаоне говорит: принеси слугу! Крокодил выныривает со слугой в зубах. Фараон сказал, что крокодил страшный, и поэтому херихеб его превратил обратно в воскового. Что же касается слуги, то фараон сказал, что так ему и надо, и крокодил уволок того обратно в пруд. А неверную жену по приказу фараона сожгли и пепел выбросили в реку.
Хеопсу история понравилась, и он приказал дать жертвы фараону Небке и волшебнику Убаоне.

Затем некий Бауфре рассказывает историю о фараоне Снефру, который скучает и зовет главного херихеба Джаджаеманха. Чтобы развеселить фараона, Джаджаеманх предлагает устроить прогулку по озеру в лодке, а гребцами посадили двадцать голых баб в украшениях. Во время гребли одна из баб уронила украшение в воду и опечалилась. Главный же херихеб сказал магическое заклинание, "положил одну половину воды озера на другую" и нашел на дне украшение. Затем он опять сказал заклинание, и вода легла обратно в озеро.

После этой истории Хеопс приказывает дать жертвы фараону Снефру и его прекрасному херихебу.

Поднимается царский сын Дедефхор и говорит, что в историях про прошлое время невозможно отличить правду от лжи, но есть история и про настоящее. Есть один человек по имени Деди из города Джед-Снефру в возрасте 110 лет, он способен съесть половину быка и "знает, как приставить на место отрубленную голову, знает, как заставить льва следовать за собою, знает число тайных покоев святилища Тота". Хеопс распоряжается привести к нему этого волшебника.

Дедефхор прибывает к Деди и замечает, что в возрасте 110 лет тот все еще молодо выглядит, и приглашает его к фараону. Деди с фараоном держится нагловато, демонстрирует способность оживлять гусей (людей, как он сказал, запрещено), приставлять отрубленную голову. Число тайных покоев святилища Тота он, на самом деле, не знает, но знает, где это святилище находится. Святилище Тота - в ларце, который находится в Гелиополе. Деди не может его принести, но старший из троих детей во чреве жены жреца Реддедет сможет его принести. Этот сын еще не родился, но родится этой зимой. Хеопс говорит, что он не сможет присутствовать при рождении ребенка из-за того, что канал, по которому надо плыть, в это время обмелеет. Деди обещает наполнить канал с помощью своей магии.

Наступила зима, Реддедет рождает в тяжелых муках, к ней приходят основные египетские богини - Исида, Нефтида, Хекет - и принимают роды. Старшего сына по имени Усерреф принимает сама Исида. Он был золотой, а голова из лазурита. Он - царь, который будет царствовать во всей этой стране. Затем богини принимают среднего сына по имени Сахре, он такой же, как и старший. Он - царь, который будет царствовать во всей этой стране. Затем все то же самое - про младшего сына Кеку.

Затем богини изготовили три царские короны, положили их в ячмень и послали с неба бурю и дождь, а ячмень положили в чулан.

Реддедет спрашивает - дома всего вдоволь? Служанка говорит - всего вдоволь, кроме горшков, потому что ячмень для горшков положили в чулан и запечатали печатью. Реддедет говорит - возьми немного ячменя, муж вернет им, когда они вернутся. Служанка идет в чулан и слышит в чулане песни и музыку. Реддедет спускается в чулан и устанавливает, что звуки исходят от мешка с ячменем. Тогда она помещает мешок в ларец, а ларец ставит у себя в комнате и запирает.

Через некоторое время Реддедет конфликтует со служанкой, и та решила донести фараону, что тайно родились три царя. Однако ее брат, который работал на гумне, отказывается помогать ей в доносе и избивает служанку. Когда та идет за водой, ее утаскивает крокодил.

Брат рассказывает Реддедет о том, что служанку утащил крокодил. На этом папирус обрывается.

Явно самая первая версия "рождества Христова", причем все с размахом - Христос рождается сразу в трех версиях, царь-Ирод даже не смог узнать об этом, хотя основной поединок между колдуном Деди (который на стороне царя) и тремя богинями (которые на стороне мессии, знающего тайны Тота - то есть Гермеса Трисмегиста, тайны власти над миром), к сожалению, до нас не дошел, это явно начало более обширного текста.

Возможно, основную историю вообще не записывали, а передавали устно, тут явно что-то про магию и про секреты египетских жрецов, в таких случаях могли записывать только экзотерические части трактата. Но и по ним уже многое понятно.

 

Гимн Атону - контекст

Известный документ времен Эхнатона, поэтому сначала про фараонов между Тутмосом III и Эхнатоном, потом про искусство Амарны.

Аменхотеп II (1428—1397 гг. до н.э.) - имел 323 жены и 270 любовниц, то есть ему надо было два года, чтобы посетить каждую хотя бы по одному разу. Но и этого не было, потому что он все время ходил в походы в традиционные для фараонов страны. Опять Кадеш, Митанни, Угарит и все привычные маршруты, сирийцы восставали регулярно.

Тутмос IV (1397—1388 гг. до н.э.) - продолжало сопротивляться Митанни, хотя силы индоариев Сирии были исчерпаны, Египту они сопротивлялись до последней капли крови, рабский египетский менталитет и свободный арийский, видимо, сильно противоречили друг другу. Очистил от песка Великого Сфинкса.

Аменхоте́п III (1388—1353/1351 гг. до н.э.) – помирился, наконец, с Митанни и вел дружескую переписку с ее царем (сохранилась). Арийский царь Тушратта письма подписывает: "Тушратта — митаннийский царь, Аменхотеп — египетский царь, они любят друг друга безмерно". Дружба, видимо, была связана с тем, что Митанни поссорилась с хеттами: "Вся страна Хатти, как враг, пришла в мою страну; Бог Бури, мой господин, дал их в мою руку и я разбил их; и не было никого среди них, кто бы вернулся в свою страну". Бог Бури - это Индра.

Кроме того, шла дипломатическая переписка с Вавилоном, и были заключены династические браки с этими обоими царствами. Постепенно напирали хетты, но они, в основном, периодически грабили самые северные районы Сирии и существенной опасности пока не представляли.

В целом, царство было довольно мирным, Египет был несказанно богат, продолжалось строительство храмов и расцвет искусства и литературы.

Аменхоте́п IV (Эхнато́н) (1375—1336 гг. до н.э.) - осуществил известную религиозную реформу, а именно - запретил поклонение всем богам, кроме Атона (солнечного диска). При этом фараон являлся земной инкарнацией единого Бога, то есть, по сути, тем единым Богом Эхнатон объявил самого себя, то есть это мало связано с зороастрийским и произошедшим от него иудейским монотеизмом, где Бог принципиально потусторонний, а на землю посылает пророков.

Была основана новая столица (Ахет-Атон) и прекрасно отстроена - огромный дворец фараона и прекрасный храм Атона. Жена фараона - та самая Нефертити, скульптуры которой общеизвестны. Кстати, была яростной сторонницей религиозной реформы и, возможно, искренне полагала, что ее муж - Бог, и других богов Египту не надо.

Во внешней политике пошли неудачи, она поссорились и с Вавилоном, и с Митанни, в результате над Сирией нависла реальная угроза. К концу правления и Сирия, и Палестина охвачены войнами с аморреями, хеттами и местными повстанцами (хапиру).
Обстоятельства смерти неизвестны и, возможно, насильственные.

Искусство времен Энатона считается пиком развития египетской живописи и скульптуры. Поскольку шла религиозная реформа, каноны изображений времен Древнего Царства были отвергнуты, и родилось довольно реалистичное искусство: когда египетских мастеров больше не обязывали рисовать по шаблону, они оказались на многое способны. Создано очень много изображений и царя, и Нефертити, которые входят в общечеловеческое культурное наследие.

К достижениям доамарнского периода относятся: огромный храм Хатшепсут (200 статуй), храмы Карнака, до сих пор почти все стоит на месте.

Впрочем, "4096" - обзор текстуальной культуры, про изобразительную и так много книг и роликов: https://youtu.be/XXD1BOZQqpg

 

Гимн Атону - текст

Упоминаются все же другие боги, а не только Единый, в частности, упомянуто, то Атон - это то же самое, что Ра и Шу. Другие боги являются просто разными именами одного и того же бога. Об Атоне тут можно узнать, что правит всем небом и землей, сияет на небосклоне неба, он - отец фараона, который правит Египтом.

Когда Атон заходит, люди спят, и у них крадут все вещи. Выходят львы и змеи из своих убежищ и кусаются во мраке. Когда же Солнце поднимается, то разгоняет мрак, все торжествуют, просыпаются, омывают свои тела и славят Атона за то, что воссиял.

Атон также создает зачатие в женщинах и дает жизнь ребенку в утробе матери, дает дыхание внутрь яйца, и устанавливает время, когда птенец вылупится. Определенно заявлено, что Атон - творец:

"Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах, и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях.

Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет — ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им.

Каждый имеет свою пищу, и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, ты отличил чужеземцев.

Ты создал Нил в преисподней, и привел ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящей ради них, солнечный диск дневной, большой величием".

При этом, "творение" – это, на самом деле, эманация, так как он творит из себя самого, то есть "теизма"-то нет, пантеизм типичный:

Ты един, но ты восходишь во многих своих проявлениях в виде живого солнечного диска, восспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаешь миллионы проявлений из себя одного.

Города, селения, поля, дороги, река — зрит тебя каждый человек перед ними, когда ты в виде дневного солнечного диска".

Познанием Атона обладает только фараон, и в результате этого мистического знания фараон знает также и земные вещи.

Итак, не совсем "предшественник иудаизма":

1. Бог отнюдь не абстрактный, но имеет воплощение в виде солнечного диска.

2. Божество творит весь мир из самого себя, то есть нет отдельного творения, которое могло бы также и не слушать Божью волю и так далее. Просто в центре мира - Солнце, а все остальное - его лучи. Концепция, на самом деле, более ясная и понятная, чем теологические изыски теистического монотеизма, которые практически никогда не были понятны хоть сколько-нибудь мыслящим людям и вызывали ереси и антицерковные движения. Ближе и к истине, на самом деле, просто должен быть какой-то источник для зла, если бы все было светом, то тьмы бы не наблюдалось. А про Свет написано все, в целом, верно.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.01 с.)