Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советы молодому писцу - текстСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Небольшое, емкое, перевожу полностью. - - - - Учитель говорит: "Школьник, подойди ко мне, и я объясню тебе то, что открыл мне мой учитель. Я делал то, что он указал мне - все всегда было на своем месте. Только дурак будет уклоняться от его инструкций. Он направил мою руку по глине и сохранил меня на верном пути. Он сделал меня красноречивым в словах и дал мне совет. Он направил мои глаза к правилам, которые ведут человека к достижению цели: упорство нужно для достижения цели, а растрата времени запрещена; всякий, кто отвлекается, достигая цели, игнорирует свою цель. Не хвалился он своим знанием; слова его были скромными. Если бы он хвалился знанием, люди бы хмурили брови. Не трать время, не отдыхай ночью - продолжай свою работу. Не отказывайся от приятной компании наставника или его помощника: если ты уже встретил на своем пути такие великие умы, твои слова станут достойными. И вот еще что: никогда ты не вернешься к своим тупым взглядам, ты не сможешь унизить подлинное достоинство человека. Нужные растения успокаивают сердце, и грехи прощены. К дарам человека с пустыми руками так и нужно относиться. Даже бедный человек прижимает ребенка к своей груди, когда кланяется. Ты должен уступать силам и это тебя успокоит. Вот, я тебе прочитал то, что открыл мой учитель, и ты не пренебрегай этим. Ты должен внимательно к этому отнестись, взять это в свое сердце, и это тебе поможет". Ученый писец отвечает учителю со смирением: "Я дам тебе ответ на то, что ты прочитал как заклинание, и твою прекрасную песню я опровергну. Не делай из меня идиота - я тебе отвечу однажды и навсегда. Ты открыл мои глаза, как будто щенку и ты сделал меня человеком. Но зачем ты даешь мне эти правила, как будто я тунеядец? Любой, кто слушает твои слова, будет оскорблен ими. Когда ты приказал принести жертвы, я выполнил это для тебя в соответствующие дни. Я сделал овец и приготовил еду так, что твой бог был счастлив. Когда приходит лодка твоего бога, люди должны приветствовать ее с уважением. Когда ты послал меня на край полей, я заставил там людей работать. На тяжелой работе они не спали ни ночью, ни в жару дня, работали они до конца на границах полей. Я сделал твои поля плодородными, и люди тобой восхищаются. Что ты сказал о быках, я это выполнил, я полностью наполнил их кормушки для тебя. С моего детства ты следил за мной и смотрел за моим поведением, исследуя его как серебро - и нет этому никакого конца. Говоря просто, я раб тебе. Но те, кто себя недооценивают, тобой игнорируются - вот что я хочу объяснить тебе". Учитель отвечает: "Подними свою голову, тот, кто был раньше юношей. Ты можешь повернуть свои руки против любого человека, делай же то, что надо". Ученик говорит: "Через то, что ты сказал молитвы и благословил меня, влил в мое тело знание, как будто молоко и масло, и твоя помощь мне не прекращается, я имею успехи и не испытываю зла". Учитель отвечает: "Учителя, эти ученые люди, должны высоко ценить тебя (пропуск)... в их домах и на видных местах. Имя твое будет превозноситься как известное за твои достижения. Ради твоих сладких песен даже я буду сражаться... Учитель благословит тебя с радостным сердцам. Ты, кто как юноша сидел и слушал, обрадовал мое сердце. Нисаба (= богиня знания) положила в твою руку честь быть учителем. Ради нее определенная тебе судьба будет изменена, и ты будешь щедро благословлен. Ты был создан Нисабой! Да благословит она тебя с радостным сердцем и освободит тебя от уныния... как будто в школе, в месте учения. Величие Нисабы... молчание. Ради твоих сладких песен даже пастухи будут сражаться... Они признают тебя как опытного в знании. Маленькие ребята будут наслаждаться, как пивом, сладостью красивых слов: мудрецы приносят свет во тьму, они несут его во все улицы и переулки. Слава Нисабе, которая принесла порядок в... и определила границы всему, женщине, чья магия не имеет равных. - - - - Судя по тексту, часть учеников жили в доме учителя, но, видимо, не все, а какие-то, которые дальше сами становились учителями, и в качестве учителя они также были обязаны писать стихи. Содержание обучения сводится к умению писать, читать и сочинять стихотворения, то есть чисто гуманитарное. Уже есть метафора "свет знания", и метафора второго рождения, потом она пойдет в многочисленные религии и тексты - интеллигент рождается от богини знания, вся его судьба, которая имелась до получения знания, отменяется, и дальше он несет свет во тьму, во все улицы и переулки. Слава богине знания - женщине, которая знает самую главную магию.
Поэмы-споры - контекст Интеллектуальная культура сразу при возникновении была диалогической, "Советы молодому писцу" - тоже в форме диалога, но был отдельный жанр, "поэмы-споры". Прямой смысл их был, видимо, учебный - чтобы молодой интеллигент привыкал к тому, что у сторон могут быть разные аргументы, надо не тупо выслушивать одну сторону, а взвешивать суждения обоих сторон нелицеприятно. Кроме того, переписывая эти дискуссии, школьники получали какие-то сведения по природоведению, технике и технологии. Но, помимо учебного смысла, это еще и интересные произведения литературы, поэтому попробую вкратце рассмотреть каждую. Всего их дошло шесть: 1. Спор между мотыгой и плугом. 2. Спор между зерном и овцой. 3. Спор между зимой и летом. 4. Спор между птицей и рыбой. 5. Спор между медью и серебром. 6. Спор между фиником и тамариском. Кстати, зря традиция писать учебники в виде диалогов была прервана, в античности такая форма была распространена, и во времена Ренессанса тоже - диалоги писали и Платон, и Джордано Бруно, и бывали интересные. Диалогическая форма показывает мысль в ее развитии, что современным учебникам весьма недостает. Кроме того, диалоги позволяли бы разыгрывать учебник как пьесу, разучивание и постановка такой пьесы была бы и учащимся полезна, и зрителям весьма полезна; в общем, зря такую прикольную античную штуку, которая была еще у шумеров, по непонятным причинам теперь вообще забыли.
Поэмы-споры - текст (1) Большие по объему, потому что учебные. Реферирую очень кратко, например, в "Споре мотыги и плуга" описываются вообще все сельхозоперации, строительные работы и все связанные с этим обряды. Но и даже если кратко, придется разбивать это на две главы, а в этой главе будет два первых "спора". 1.Спор между мотыгой и плугом. "Мотыга, мотыга, мотыга, связанная нитями; мотыга, сделанная из тополя, сделанная из тамариска, с зубами из пепла, мотыга, дочь бедняка, мотыга начала спорить с плугом". Далее мотыга перечисляет какие конкретно сельхозоперации плуг не может выполнить и спрашивает, зачем он вообще нужен, такой слабый. Плуг отвечал мотыге: я плуг, устроенный с великой силой, собранный великими руками, могучий чиновник отца Энлиля. Я верный отец человечества. Чтобы отметить мой праздник на полях в месяц урожая, царь закалывает скот, и приносит овец в жертву, и наливает пиво в чашу. Приносит царь возлияние и бьют барабаны. Затем плуг описывает разные операции, которые он делает, с упором на то, что мотыга копает мелко, и если все это делать мотыгой, то будет плохо. И вообще мотыга - это дерево для бедных, а плуг - орудие богатых и знатных. Мотыга ссылается на то, что в храме Энлиля она стоит впереди плуга. Мотыгой копают каналы, без которых вообще невозможно земледелие. Мотыгой работают круглый год, а плугом только 4 месяца. Ей строят дома и делают кирпичи (следует подробное описание строительных технологий). Описываются различные работы по сезонам года, осуществляемые мотыгой. Ветер сказал: друшлаг тут спорит с ситом. Почему ты такая злая на плуг? Так мотыга вступила в спор с плугом, так мотыга победила плуг - слава богине Нисабе! 2. Спор между зерном и овцой. Имеется длительное мифологическое введение про то, что анунаки первоначально не знали ни зерна, ни овцы, и даже не одевались в одежды, а люди в те годы не ели хлеба. Наконец, анунаки сотворили зерно (земледелие) и овцу (скотоводство), и Энки с Энлилем решили послать овцу и зерно на святую гору. Овца явилась на горе в виде прекрасного пастуха, а Зерно - в виде прекрасной девушки, и они излучали сияние (если из этого когда-либо мультфильм сделают, то, в соответствии с полом героев, это должно называться «Баран и Пшеница»). И сказала Пшеница Барану: я лучше тебя, я - слава всех светильников Шумера. Я дар Анунаков, я даю силу воину, из-за меня ссорятся соседи (и так далее). Ответил Баран Пшенице: Сестра моя, что ты сказала? Мне принадлежат все овчарни Уту, ради меня Шаккан, царь святой горы, надевает свои эмблемы и повязывает большую веревку вокруг гор восставшей страны. (Описываются одежды царей и священников, сделанные из овечьей шерсти). Пшеница напоминает, что из нее делают пиво, описывается технология производства и применение. Баран отвечает, что веревками из шерсти связывают рабов, а хлеб кидают на землю, муку месят и кидают в печь, то есть относятся к Пшенице непочтительно. Энки сказал Энлилю: Баран и пшеница должны стать братом и сестрой. Но из них Пшеница должна быть выше, пусть Баран падет перед ней на колени. Пусть он целует ей ноги, от рассвета до заката, пусть Пшеница почитается. У кого есть серебро, у кого есть драгоценности, у кого есть стадо, у кого есть овцы, пусть он сядет у ворот того, у кого есть зерно, и сидит там долго. Такой был спор между Овцой и Зерном: Овца проиграла, а Зерно победило - слава отцу Энки!
Поэмы-споры - текст (2) 3. Спор между зимой и летом. Начинается он с того, как Энлиль выеб землю, ебал горы и холмы, и земля родила Лето и Зиму. Он определил Зиме и Лету разную судьбу и обязанности (описываются). Затем Зима и Лето приносят жертвоприношения Энлилю в его храме (описание приношений); Зима, слушая, как Лето себя восхваляет, становится злой и начинает его ругать. Сводится к тому, что Лето не одно производит растения, не одно Лето делает каналы и так далее. А также обзывает Лето разными словами, в том числе рабом. Ответ Лета идет с лакунами, но, в общем, Зиму упрекают за лень, описываются подробно всякие летние работы. В ответ Зима описывает зимние работы, помимо того, оба времени года хвалятся теми праздниками и обрядами, которые в них совершаются. 4. Спор между птицей и рыбой. Та же схема: описывается сотворение (в данном случае - биологический мир сотворил Энки). Затем птица свила себе гнездо в тростнике, а рыба плыла внизу, и начали они спорить. Рыба ругает птицу за то, что она шумная, вьет гнезда, где попало, портит поля земледельцам, и люди на нее охотятся. Птица, уходи из моих болот. Птица отвечает, что она умная и красивая, и что она может съесть рыбу, еда же пусть не высказывается. Она поет прекрасные песни, и ей приносят фрукты в храмах. Злая на это Птица ищет Рыбу по всем болотам и рекам, находит ее икру и тоже ее съедает. Продолжая ругаться, они приходят к сыну Энлиля, императору Шумера Шульги и просят рассудить их спор. Он присуждает победу Птице, потому что поет красиво. Слава отцу Энки! 5. Спор между медью и серебром. Сильно поврежден, но очевидно, что в нем та же схема, по одному канону делалось. Подозреваю, что у них там сотни было таких споров, но только шесть нашли. Схема явно наработана и предполагает, что жанр отточен на многочисленных образцах. Конец, к сожалению, до нас не дошел, и мы не знаем, кто там победил, медь или серебро. 6. Спор между фиником и тамариском. Дошло только начало - тамариск открыл свой рот и сказал финику: тело мое - как тело богов. И в гневе отвечал ему финик.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.014 с.) |