Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Саргон и Ур-Забаба - контекст

Поиск

В общем, Шумер к концу 24 века до н.э. был в явном кризисе - традиции демократии времен Гильгамеша теряли актуальность, росла разница между богатыми и бедными, многие лично свободные за долги попадали в рабы, жрецы клали руку на общак, что не нравилось военным, и так далее. На юге Урукагина предложил решать проблему через построение правового государства с равноправием всех перед законом, то есть существенно опередил время. Однако на севере предложили другой путь, по которому Шумер и пошел - создание централизованных империй с государственным распределением, то есть путь условно "коммунистический". Первым объединителем, еще до широко известного Саргона, стал Лугальзагеси ("царь блестящий").

Происходил он из той самой Уммы, которая все время воевала с Лагашем. Пользуясь разбродом в Лагаше после майдана (некоторые группы населения не поддерживали реформы Урукагины и стали потенциальными предателями), Лугальзагеси напал и, после нескольких лет героического сопротивления Лагаша, этот ненавистный Умме город он все-таки завоевал. Большую часть годов своего правления (с третьего года по седьмой) Урукагина непрерывно воевал с Уммой, война носила затяжной позиционный характер, ирригационная система была существенно разрушена, люди болели от ран и голодали. В итоге, хотя часть революционных сил и скрылась в крепостях, Лагаш был банально разрушен, а население вырезано либо угнано в рабство. "Плач об Урукагине" это описывает следующим образом:

«Люди Уммы бросили огонь в Эникалу, подожгли (храм) Анташурра, унесли серебро и драгоценные камни, потопили в крови дворец Тираш, в храме Абзибанда, в святилищах Энлиля и Баббара они пролили кровь… (идет длинный перечень разгромленных, сожженных и разграбленных храмов и других зданий), унесли зерно с Гинарбаниру, поля бога Нингирсу, которое было обработано. Люди Уммы, опустошив Лагаш, согрешили против Нингирсу. Могущество, пришедшее к ним, будет у них отнято. Царь Нгирсу Уруинимгина не грешен в том. Что же касается Лугальзагеси, энси Уммы, то пусть его богиня Нисаба несёт на своей главе бремя греха сего».

Лугальзагеси как-то умудрялся при этом воевать на несколько фронтов, например, в 2316 г. до н.э., одновременно с нападением на Лагаш, был взят северный центр Киш и убит его царь Ур-Забаба. Урук, Ур и Ниппур были захвачены ранее. В отличие от Гильгамеша, который Аггу помиловал, Лугальзагеси лугалей других городов попросту убивал, и объявил себя лугалем всего Шумера, то есть решил-таки построить империю. Кроме того, он был выбран в каждом городе энси, то есть совмещал политическую и религиозную власть в своем лице, и притом в каждом городе контролируемой территории.

Имеется его надпись, где он объявляет себя наместником Энлиля на земле и утверждает, что Энлиль «от Нижнего моря, по Тигру и Евфрату, до Верхнего (то есть до Средиземного моря) предоставил ему путь». Но про Средиземное море очень сомнительно, потому что в Сирии уже было государство (Эбла), которое как раз тогда захватило пограничный шумерский город Мари, то есть Лугальзагеси не контролировал даже верховья Тигра и Евфрата и не доходил до Средиземного моря.

Вот тут на сцену и выходит Саргон (Шуррукин), который был вообще не шумером, а семитом. Было много легенд о его происхождении, но, в общем, сходятся они на том, что он был каким-то официантом либо поваром у Ур-Забабы, а после погрома Киша с какими-то остатками войска убежал на север, в родной город Аккаде, где закрепился и провозгласил себя лугалем (2316 г. до н.э.). Поскольку Лугальзагеси был связан упорным сопротивлением Урукагины, ушлый семит постоянно укреплялся и собирал у себя всех недовольных погромами по всему Шумеру. То, что он был нацмен, делало его арбитром среди шумеров, так как это означало, что чувак, в принципе, не связан ни с какими кланами – это очень важно для востока, где интересы, в основном, идут по родственным связям. То есть, собственно, как ни странно, именно семитское происхождение и сделало Саргона императором.

Сначала Саргон пытался сплотить окружающих Шумер семитов, то есть людей, которые были как бы на перефирии цивилизации, для чего в 2313 г. до н.э. он завоевал первое сирийское государство Эблу. В 2311 году до н.э., когда Лугальзагеси наконец-то закончил кровопролитную войну с демократами, Саргон нагрянул с севера и разбил его ослабленные войной войска, а самого диктатора казнил.

Секреты успеха:

1. Технологический - широко применялся лук, малознакомый шумерам.

2. Социальный - армия набиралась из всех желающих, то есть традиционный принцип городских ополчений отметался, что позволило собрать отморозков со всего Ближнего Востока, терять им было нечего, права они не качали, любили убивать и грабить.

Саргону реально удалось построить централизованное государство, в котором традиционная знать сидела тихо и не шуршала, а если залупалась, то их попросту убивали головорезы из имперской армии. Причем власть распространялась не только на Шумер, но и на окружающие территории. Принцип комплектования войска из грабителей подразумевал, что завоевательные походы ведутся постоянно, и, так как иначе, армию кормить нечем, а своих грабить - их же нельзя отпускать. Была захвачена Сирия, половина Турции, прилегающие части Ирана ("Элам"), всем горцам с окружающих гор Саргон устроил большую резню и грабеж, они это потом шумерам припомнят, когда сами захватят Шумер.

Религиозное обоснование, как и у Лугальзагеси, делалось к Энлилю:

«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.

Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.

Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].

Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.

Кто когда-либо разрушит эту надпись — пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

https://youtu.be/vHT6OrwGss8

 

Саргон и Ур-Забаба - текст

Легенда о Саргоне, записанная позднее, но на шумерском еще языке, то есть, до полной семитизации двуречья, во втором тысячелетии до н.э. Возможно, она составлена еще при Саргонидах, с целью обоснования появления безродного чувака из пустоты, который внезапно стал владыкой огромной империи, куда входил не только Шумер.

Поскольку текст маленький, перевожу, с сокращениями, полностью:

"(какие-то обрывки про поля и каналы)... превратить Киш, который стал городом призраков, в живое место - царь его, пастух Ур-Забаба, поднялся как бог солнца над домом Киша. Но Ан и Энлиль авторитетно решили своей святой волей укоротить дни его царства и удалить процветание из его дворца.

И тогда Саргон - город его был (пропуск, но известно что Аккад), отец его был Лабиум, мать его была... - Саргон... с радостным сердцем. Когда он родился... Однажды, когда пришел вечер и Саргон принес обычные поставки во дворец, Ур-Забаба спал и видел сон в своей святой спальне. Он понял о чем сон, но не выразил это словами, не обсудил ни с кем. Когда же Саргон получил обычные поставки для дворца, Ур-Забаба назначил его виночерпием, поставил его следить за напитками и чашами. Не отступала от него святая Инана.

Когда прошло пять или семь дней, царь Ур-Забаба... и испугался в своем доме. Как лев он обоссался, залив свои ноги, и в моче были кровь и гной. Он испугался, обеспокоился как рыба в грязной воде.

Затем Саргон, виночерпий винного дома Эзины, не уснул, но видел сон. В этом сне святая Инана утопила Ур-Забабу в кровавой реке. Саргон во сне застонал и грыз землю. Когда царь Ур-Забаба услышал, что он застонал, его привели в святое присутствие царя, который сказал: "Виночерпий, был ли тебе открыт сон ночью?" Саргон отвечал своему царю: "Царь, вот мой сон, о котором я тебе говорю: была молодая девушка, высокая как небеса и широкая как земля. Она стала крепким основанием стены. И я видел как она утопила тебя в великой реке, реке крови".

Ур-Забаба сжал свои губы и испугался. Он говорил (...) "Моя сестра, святая Инана, (...) она утопит Саргона, виночерпия, в великой реке. Бели-тикаль, кузнец, избранный мной, который может писать таблички, приказываю тебе, а ты выполняй: следуй моему совету, когда виночерпий принесет тебе мое бронзовое зеркало в доме судьбы Э-сикиль, брось их в формы для отливки как статуи".

Белиш-тикаль услышал слова царя и приготовил отливки. Царь говорит Саргону: "иди и принеси мое бронзовое зеркало главному кузнецу". Саргон выходит из дворца Ур-Забабы. Святая Инана стояла по его правую руку и до того, как он вошел в дом судьбы, святая Инана повернулась к нему и стояла на пути, говоря: "Э-сикиль - дом святой! Никто, оскверненный кровью, в него не войдет!" И поэтому он встретил главного кузнеца только у ворот дома судьбы. И когда он доставил бронзового зеркала (повреждено, но похоже он бросил самого кузнеца на переплавку).

Когда прошло пять или десять дней, Саргон пришел к царю Ур-Забабе, крепкий, как великая гора. Царь Ур-Забаба... и испугался в своей спальне, и понял о чем это, но не выразил это словами, не обсудил ни с кем другим.

В эти дни, хотя писали слова на табличках, в конверты таблички еще не ставили. Царь Ур-Забаба отправил Саргона, творение богов, к Лугальзагеси в Урук с письмом, написанным на глине, и в этом письме был приказ убить Саргона. (...пропуск)

С женой Лугальзагеси... она... Лугальзагеси не... посланник. "Приди! он направил твои шаги к кирпичной Эанне!". Лугальзагеси не понял это, не говорил он с посланником. Но как только он поговорил с посланником... господин сказал "Увы!" и сел в пыли.
Лугальзагеси отвечал посланнику: "Посланник, Саргон мне не уступит". И когда он подчинился, Саргон... Лугальзагеси... Саргон... Лугальзагеси... почему... Саргон".

- - - -

Короче, надо было как-то загладить тот факт, что основатель династии был чем-то вроде официанта при царе Киша. Причем, похоже, что эта работа считалась позорной, по пьяни этих виночерпиев били и оскорбляли за то, что вино плохое или не так поднес.

Соответственно, текст изображает царя слабым, испуганным, он ссал кровью и боялся даже свои сны рассказать. Саргон же охраняется богами, которые предотвращают все попытки его убить, и видит будущее, которое заключается в том, что всех врагов Саргона, начиная с Ур-Забабы, Инана утопит в реках крови. В общем, в отличие от ранних мифов, тут "боги" уже выступают как тупое обоснование текущей политической ситуации - кто позже победил, значит, с тем и раньше боги были, а кто проиграл, с тем не было богов.

 

Надпись Гудеа - контекст

Судьба империи Саргона напоминает империю монголов - жестокий харизматический основатель, потом торможение, загнивание и распад. Походы в дальние страны прекратились, шумерские кланы власти над собой семитов не признавали, несмотря на госпропаганду про Энлиля, который избрал Саргонидов для власти. Как обычно на Востоке, копали они медленно, но постоянно, причем как прямыми способами - путем восстаний, покушений и так далее, так и, конечно, косвенными - саботажем и провокациями. Сына Саргона Римуша забили камнями заговорщики, потом убили и другого сына, Маништушу. Горные племена не забыли, как жестоко расправлялся с ними Саргон и возобновили набеги, то есть правительству приходилось воевать как с внутренними врагами, так и с внешними. Пытаясь хоть как-то закрепиться, власти на награбленные в походах деньги пытались скупать землю у рядовых шумеров, чтобы хотя бы считаться крупными землевладельцами, раз в качестве лугалей их народ не признает.

Это неустойчивое равновесие продолжалось лет сто, максимальной стабилизации империя достигла при внуке Саргона, Нарам-Суэне (2237—2200 годы до н.э). Ему удалось эффективно подавить сепаратистов и начать внешнюю экспансию по схеме дедушки - Сирия (Эбла была полностью разрушена), Элам (юг Ирана), Кавказ; было открыто даже южное направление - Оман и Индия. Скорее всего, походы в Оман и Индию были чем-то вроде турпоездок - приехали, пограбили и уехали. Иногда с вождями разграбленных племен заключались договора о подчинении Шумеру, которые, впрочем, те племена соблюдать не собирались и в дальнейшем не соблюдали.

В конце его царствования шумерская знать опять объединилась с горцами, и Нарам-Суэну пришлось сражаться со всеми врагами вместе; в одном из сражений он, вероятно, и погиб.

Сын его к тому времени умер, и царем стал внук Шаркалишарри. Горные племена, особенно гутии, весьма усилились - у них была сильная мотивация на кровную месть, так как войска Саргонидов уже много поколений приходили и убивали их отцов и дедов + внутренняя поддержка в самом Шумере из числа сепаратиствующей знати, которая вечно была недовольна империей и хотела отделиться, как в старые добрые времена. После смерти Шаркалишарри наступил окончательный хаос, в котором самым сильным началом оказались варвары - гутии прошли по всему Шумеру и отомстили окончательно, разрушив города, а оставшихся после резни жителей обложив данью. На этом фоне и действовал Гудеа, которому посвящен основной текст; он пытался спасти остатки цивилизации и культуры.

 

Надпись Гудеа - текст

Небольшое стихотворение, обращенное к богине Баба (покровительнице Лагаша).

Гудеа (2142—2116 гг. до н.э.) - чувак с непонятным статусом, что, впрочем, объясняется общим бардаком в стране. То ли он вообще наместник этих самых гутиев, то ли он дань им платит систематически, то ли он от них периодически откупается, а сам незавимый правитель. Не совсем ясна также территория, которую он контроллирует - то ли Лагаш, то ли юг Шумера до Ниппура. В общем, если бы про Александра Невского, который жил под татарами, что-нибудь обрывочное раскопали, тоже не совсем был бы ясен и статус чувака, и чем он правил.

Строительство он, тем не менее, вел, пытался в какой-то степени восстановить храмы и ирригацию после описанных ранее событий. Есть его изображение, где он складывает руки в общеизвестном позднее молитвенном жесте, обращаясь к богам.
Стихи написал такие (почти все строчки повторяются два раза).

Госпожа моя, прекрасная женщина, дочь святого Ана, привлекательная, возлюбленная Энлилем, с великим страхом проникающая с небес, любимая госпожа богов. (повтор)

Ты принесла божественные силы из сердцевины небес. Твой отец, Ан, лугаль, дал тебе божественные силы, и ты вызываешь уважение у анунаков. (повтор).

Ты избрала пастуха за его привлекательность, ты признала его... ты выбрала Гудеа за его привлекательность в собрании, ты признала его...

(Дальше описывается, что, несмотря на то, что на земле у нее как бы мужем был Гудеа, на небе у нее муж Нингирсу, тоже бог. Боги традиционно лагашские, то есть текст ориентирован на Лагаш).

Ты госпожа, которая издает законы, жена воина, справедливая среди богов (повторы)

Ты выбрала достойного человека, истинного пастуха Гудеа. мать Бау, он будет восхвалять тебя в твоем городе, Лагаше. Бау, ты посмотрела и выбрала его (повторы).

 

Кодекс Ур-Наммы - контекст

Около 2112 года произошло, наконец, восстание шумерских националистов, которые установили собственно шумерскую власть после нескольких веков господства то семитов, то гутеев. При этом итогом восстания под лозунгами национального освобождения стало формирование тоталитарного государства (первого в истории), то есть, фактически, продолжалась политическая традиция Саргона, но уже самими шумерами.

Лидером восстания был простой ремесленник Утухенгаль, которого, впрочем, быстро убили свои же ("несчастный случай" произошел), реальным основателем стал Ур-Намму, видимо, общеизвестные тоталитарные порядки восходят именно к нему. Все было превращено в государственную собственность - все сельское хозяйство, все мелкие ремесленные мастерские, в общем, степень засилья государства была много выше, чем когда-либо в СССР. К тому же денег-то не изобрели еще, то есть оплата в совхозах была неизбежно пайками, как при военном коммунизме в 1918 году. Это вообще без вариантов, потому что тупо не было денег, через 1500 лет придумали, торговля всегда была бартерной и до того.

Реализация подобной системы требует огромных размеров бухгалтерского учета, 100% плановая экономика же. В связи с этим за 100 лет шумерского коммунизма была создана хуева туча табличек с тупыми перечнями того, кому что выдали, порядка 100 тысяч их найдено, и это примерно треть всех клинописных документов вообще, на всех языках, на которых клинопись за 3 тысячи лет применялась.

Позитивным моментом регламентации являлось то, что законодательство тоже начали разрабатывать, такой огромной и полностью централизованной империей никак нельзя управлять без законов и инструкций, они и были приняты. Кроме того, именно при плановой экономике централизованно фиксировали (и редактировали, конечно) все мифы, создали некий утвержденный канон песен и стихов, который в значительной степени дошел до нас именно со времен третьей династии Ура. Для подготовки огромной оравы чиновников, которые контролировали плановое хозяйство, была создана система государственных школ, в результате широко распространилась грамотность.

Кодекс Ур-Наммы, соответственно, как общечеловеческое достояние (первый в мире сборник законов), входит в "4096". Подробнее на эту тему тут.

 

Кодекс Ур-Наммы - текст

Использую перевод В.К. Афанасьевой, так как не рискую, с моим уровнем шумерского, переводить юридические тонкости.

Имеется вступление к кодексу, где описываются подвиги Ур-Намму, причем, имеется та же концепция некоей мистической силы нам-лугаль, которая, по воле богов, переходит от царя к царю, как и в "Царском списке"; видимо, эта идея относилась к основному идеологическому комплексу при третьей династии Ура:

"После того, как Ан и Энлиль передали Нанне нам-лугаль для Ура, тогда Ур-Намму, сын, порожденный богиней Нинсун, для своей возлюбленной матери-родительницы, по справедливости и истинности его... семь... он воистину дал ему... Наммахани, энси Лагаша воистину он убил. (...)

В те времена поля были обложены податью нискум, над торговым судоходством был поставлен начальник моряков, над пастухом был поставлен взиматель быков, взиматель овец, взиматель ослов...

Тогда Ур-Намму, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, могуществом Нанны, владыки Града, по праведному повелению Уту, воистину установил справедливость в Стране, воистину изгнал зло, насилие и раздор. Он отстранил начальника моряков от торгового судоходства, взимателя быков, взимателя овец и взимателя ослов — от пастуха и тем установил свободу в Шумере и Аккаде".

То есть Ур-Намме приписывается освобождение Шумера от гутиев, которые обложили его данью. На самом деле, как мы знаем, освобождение осуществил Утухенгаль, и такое наглое присвоение заслуг таки наводит на мысль, что Утухенгаль был убит сторонниками Ур-Наммы.

Описывается, что Ур-Намма ввел единые меры весов по всей стране:

"Он установил семь... Он сделал бронзовую меру в 1 ка, гирю в одну мину он утвердил, гирю в один сикль он утвердил [по отношению к] мине".

"...Старшего садовника он поставил. Сирота не был отдаваем во рласть богатого, вдова не была отдаваема [во власть] сильного, человек сикля не был отдаваем [во власть] человеку мины".

После преамбулы про справедливого правителя следуют сами законы. Убивать неверную жену можно самостоятельно:

"§ 4. Если жена человека завлекла другого человека, и он спал с ней, он [т.е. муж] убьет эту женщину. В прелюбодеянии этом он [т.е. прелюбодей] будет свободен [от наказания]".

Рабынь можно, в принципе, ебать, но надо платить штраф в пять шекелей. Как мы видим, хотя денег и не было, но серебро на вес применялось для измерения штрафов.

"§ 5. Если человек злонамеренно лишит невинности девственную рабыню другого человека, этот человек должен уплатить пять сиклей серебра".

Запрещены разводы, но только если имелся брачный контракт:

"§ 6. Если человек оставил свою жену, не бывшую прежде замужем, он должен уплатить одну мину серебра.

§ 7. Если он оставил [бывшую] вдову, он уплатит полмины серебра.

§ 8. Если же он сожительствовал со вдовой без... брачного контракта, он не должен платить ей ничего..."

По обвинению в колдовстве топили в реке, что потом будет и в законах Хаммурапи. Если выплыл, то не колдун:

"§ 10. Если человек возвел на другого человека обвинение в... [колдовстве] и подверг его испытанию Рекой и бог Реки очистил его, то тот, кто подверг его испытанию, должен уплатить три сикля серебра.

§ 11. Если человек возвел на жену другого человека обвинение в прелюбодеянии, но бог Реки очистил ее, обвинитель должен уплатить одну треть мины серебра".

Премии за поимку рабов:

"§ 14. Если раб или (?) рабыня сбежали (?) и пересекли пределы города, [а другой] человек вернул ее [их?], хозяин уплатит тому, кто вернул [их?] два (?) сикля серебра".

Обычные в древнем праве штрафы за телесные повреждения:

"§ 15. Если человек другому человеку оружием (?) конечность повредил, он уплатит десять сиклей серебра.

§ 16. Если человек другому человеку сломал орудием кость, он уплатит одну мину серебра.

§ 17. Если человек другому человеку ножом (?) отрезал нос, он уплатит две трети мины серебра.

§ 18. Если пальцы (?) ему он отрезал... за каждый палец (?) он уплатит... сиклей серебра.

§ 19. Если зубы ему он выбил, он уплатит два сикля серебра [за каждый зуб?]..."

Наказания рабов регламентированы законодательно, а не как господин захочет (в римском праве хозяин устанавливает наказания рабов вплоть до смертной казни):

"§ 22. Если чья-либо рабыня сочла себя равной своей госпоже, бранила ее, она [госпожа] натрет ей рот 1 ка соли.

§ 23. Если чья-либо рабыня сочла себя равной своей госпоже, ударила..."

Несмотря на господство государственной собственности, сохранялись приусадебные участки и законы о них, кроме того, поля раздавались чиновникам для прокормления, так что законодательство о них имелось. Штрафы тут исчислялись в мерах ячменя:

"§ 27. Если человек злонамеренно возделал поле, принадлежащее [другому] человеку, и он [собственник] возбудил против него судебное дело, но тот пренебрег, этот человек потеряет свои труды.

§ 28. Если человек поле другого человека воде дал затопить, он отмерит [хозяину поля] три гура ячменя за каждый ику поля.

§ 29. Если человек другому человеку отдал пахотное поле для возделывания, но тот поля не возделывал и превратил его в залежь, он отмерит [хозяину поля] три гура ячменя за каждый ику поля".

К сожалению, кодекс дошел не полностью, но даже по этим отрывкам видно, что широко известный Хаммурапи, в основном, переделывал именно законодательство третьей династии Ура, хотя он его адаптировал к другой экономической системе, что будет подробнее видно позже.

 

Плач об Уре – контекст

Гибель третьей династии Ура наступила примерно через сто лет, то есть шумерский тоталитаризм примерно столько же прожил, сколько и советский. Империи собственных зеков / государственных рабов не хватало, и поэтому она регулярно угоняла в рабство людей из соседних народов, поэтому очень скоро ее все возненавидели, и воевать приходилось по всему периметру. Задача обороны решалась тоже тоталитарно - с запада выстроили большую стену, на востоке были горы, поэтому приходилось вести там перманентную войну с набегами. Но технических возможностей полностью огородиться от враждебного мира на тот момент никаких не было, поэтому однажды, когда царь воевал на западе, амореи (которые и в Библии упоминаются) прорвали границу с востока.

Тут выяснилось, что плановая экономика имеет свои недостатки, а именно, когда по дорогам грабят бедуинские племена и правительство ничего не может сделать, централизованная система распределения рушится, и становится выгодным распределять каждому городу отдельно. Город укрепленный, бедуины его взять не могут, соответственно, еда свозится туда, на склад, и оттуда распределяется. Центральное правительство, которое раньше все планировало, становится не при делах, и в столицу хавку никто не поставляет. Там дохнет от голода и бардака огромный бюрократический аппарат империи, - люди, которые вообще ничего не умеют, только писать отчеты.

Именно такую картину застал царь Ибби-Суэн, когда вернулся из Элама с победой. Ряд городов таки смогли захватить аморейские вожди, и провозгласили себя в них царями. Поскольку вторжение шло с востока, на западе был еще хлеб, поэтому Ибби-Суэн послал чиновника по имени Ишби-Эрра достать для столицы зерно на западе, чтобы хотя бы остановить голодные смерти в самом Уре, а дальше будет видно. Ишби-Эрра хлеб достал, собрав огромные количества зерна в маленьком городе Иссин возле Ниппура. После этого он сообщил Ишби-Суэну о выполнении задания и о том, что для перевозки зерна нужно 600 кораблей. Однако такого их количества у царя не было, и он посоветовал Ишби-Эрри попросить баржи у городского энси, а сам пообещал заплатить двойную цену за привезенное зерно.

Ишби-Эрра решил, что нехер и связываться с таким правительством, у которого нет даже кораблей привезти себе еду, сговорился с городским энси и объявил царем Шумера и Аккада самого себя – типа, у кого еда, тот и главный. Поскольку рядом было общешумерское святилище в Ниппуре, то, захватив его, Ишби-Эрра уже точно мог считать, что ему досталась нам-лугаль - в "царском списке" обычно считают правителем именно того, кто контролировал Ниппур.

Наличие двух центров власти только усилило развал страны - часть местных властей признали Ишби-Эрру, часть - Ибби-Суэна, часть вообще к ебеням отделились, потому что нафиг такая центральная власть, которая не помогает, а сама все время чего-то просит.

Через несколько лет собрались с силами эламиты, которых в начале нашей истории Ибби-Суэн победил на западе. Амореи в 2003 году до нашей эры пропустили эламские войска до Ура, полностью его разграбили, поубивали несчастных имперских интеллигентов, которые так и не дождались зерна из Иссина, а потом вернулись к себе в Элам. Страна окончательно распалась, деревню грабили амореи, города с трудом оборонялись, каждый самостоятельно. Ишби-Эрра сидел там, в Ниппуре и пьянствовал, спасать империю он не собирался.

События воспринимались как полная катастрофа, хуже, чем мы воспринимали ельцинское время. Империя была такой рациональной, сильной, незыблемой, и вдруг - храмы повержены в прах, всемогущие владыки в цепях идут в горные деревни, огромный, созданный при плановой экономике бюрократический класс вымирает и истребляется. В литературе появился целый жанр "плачи о городах", из которого будет рассмотрен плач о самом главном городе, об Уре.

 

Плач об Уре - текст

Текст большой, поэма целая, поэтому беру пересказом с минимумом цитат.

1. Бык оставил свою корову, Энлиль оставил свой Шумер.

2. Инана оставила, Урук, Нанна оставила Ур, и так далее, по списку богов (очень долго, практически идут все боги, все города и все главные храмы). И ветры гонятся за их овцами.

3. Корова, ты больше не будешь мычать в своем коровнике, больше не обрадуешь своего хозяина.

4. Горьким плачем плачу я о тебе, город Ур (много повторов и вариаций этого предложения).

5. Перечень храмов Ура и городов Шумера, каждый из которых оплакивается отдельно ("Ниппур, горьким плачем плачу я о тебе. Урук, горьким плачем плачу я о тебе", и так далее).

6. Имя твое осталось, но ты разрушен, стена твоя стоит, но земля твоя уничтожена. Как невинный козленок убито твое дитя. Твои магические силы превратились в силы твоих врагов. Как долго будет плакать господин твой? Как долго будет плакать Нанна?

7. Нингаль приходит к Нанне и горько плачет, она подходит, потому что город разрушен и плачет, она подходит, потому что дом ее опустошен и плачет (и так далее).

8. Так она говорит (сильно сокращаю): буря упала на меня, испугалась я в этот день, не видела я доброго дня для своего правления из-за бури, пришел ко мне ночью горький плач, испугалась я ночи и не убежала от ее насилия. От горького горя в моем городе я била крыльями как небесная птица и прилетела в мой город, но мой город был разрушен до основания; Ур погиб на своем месте. Не дали мне, царице, правления, но дали мне плач и рыдания. В доме, где успокаивался дух шумеров, где они праздновали, теперь место злобы и страха.

В этот день, когда пришла буря, не оставила я мой город, не забыла я своей страны. Плакала я перед Аном, перед Энлилем - да не будет мой город разрушен, я умоляла их. Не погибнут мои люди - я умоляла их. Но не изменил Ан своего слова, не смягчил Энлиль своего сердца, и сказали они: "хорошо это, и так да будет".

И второй раз, сидели анунаки все вместе, и я простерлась перед Аном и протянула к нему руки - да не будет мой город разрушен, я умоляла их. Не погибнут мои люди - я умоляла их. Но не изменил Ан своего слова, не смягчил Энлиль своего сердца, и сказали они: "хорошо это, и так да будет".

Они повелели, чтобы мой город был разрушен, чтобы Ур был разрушен, и судьба его людей - быть убитыми. И некому отменить их приказ, ведь Энлиль не меняет того, что он сказал.

9. Энлиль взывал бурю - люди застонали, послал он злую бурю на Шумер и люди застонали, послал он бурю, которая уничтожила страну - и люди застонали (дальше красочное описание грозы и наводнения с припевом "люди застонали").

Головы людей, отрубленных топорами, не были покрыты платками. Как газель попадает в ловушку, их губы ударились о пыль. Люди, убитые копьями, не были повязаны их раны. В месте, где работали их матери, они лежат в собственной крови. Не повязали их платками, не были они пьяны, но головы упали с их плеч. Слабые и сильные Ура погибли от голода. Матери и отцы, которые не оставили своих домов, были уничтожены огнем. Маленькие дети, которые лежали на руках матери, были снесены как рыбы водой.

Нингаль, как перепуганная птица, улетает из города и кричит "Увы, мой город, увы, мой дом. Город мой разрушен, дом мой разрушен. О Нанна, Ур разрушен и люди его убиты".

Мать Нингаль стоит и плачет: "Ан проклял мой город и мой город разрушен на моих глазах. Энлиль изменил мой дом, мой дом разрубили топорами. На мой город с юга пришел пламень, с гор пришел пламень, и я плачу - увы, мой город".

(Нингаль долго оплакивает все, что было в Уре - поля, серебро, жемчужины, болота; все это досталось людям, которые не способны оценить красоту, варварам. "Рабыни и дети были уведены из моей лодки, мои рабыни теперь носят странные знаки в странном городе, мои юноши скитаются по пустыням, которые они не знают").

10. Повторы предыдущих тем, описание плачущей Нингаль, которая бьет себя в грудь. Она не понимает причины разрушения города, и почему Энлиль так повелел.

11. Описывается, как прекратились все ритуалы, оплакивается каждый ритуал отдельно. Прекратились все действия - музыка, быки не возвращаются в коровники, овцы не живут в овчарнях, рыбаки не ловят рыбу и т.д.

12. Город Ур плачет о своей матери Нингаль - где ты, мать моя? Ты оставила свой город, ты оставила дом свой? Как долго ты будешь вдали от своего города, как будто ты враг нам? Ты - наша царица, но ты оставила своих овец. Ты заботишься о нас, но ты бросила нас в огонь.

Вернись, как бык возвращается в коровник, как овцы в овчарню, как маленький ребенок в свою комнату, вернись в свой дом. Пусть Ан скажет "довольно", пусть Энлиль определит твою судьбу и восстановит город для тебя. Пусть он восстановит Урук, восстановит Ниппур, восстановит Исин.

13. Увы, буря охватила всю страну, великая буря небес, ревущий ветер, злая буря по всей стране, она разрушила города, разрушила дома, разрушила коровники, разрушила овчарни, прекратила ритуалы, все хорошее она отрезала от страны.

Эта буря не знает матери, не знает отца, не знает жены, не знает ребенка, сестры, брата, соседа, шлюхи, от этой бури жена оставлена, от этой бури дети оставлены, от этой бури свет Страны прекратился, от этой бури, которую послал Энлиль в своей ненависти.
Пусть эта буря не вернется, будет полностью уничтожена, пусть закроется дверь ее, пусть никто ее не узнает.

14. От основания Шумера, Нанна, люди его играли тебе музыку, пусть они вернутся и покорятся тебе. В твоем городе, на его руинах, пусть они плачут о тебе. О Нанна, пусть твой город восстановится и воссияет пред тобой. Как сияющая небесная звезда, пусть никогда он не будет разрушен.

Мой ангел-хранитель приветствует тебя, мой заступник просит тебя, Нанна, который милосерден к стране, чтобы ты простил мой грех, и твое сердце склонилось к тому, кто произносит тебе молитвы. Мой ангел-хранитель смотрит на меня с жалостью, на меня, которые принес дары. Нанна, чей взгляд проникает сердца, пусть люди, пострадавшие от этой злой бури, будут чисты пред тобою. Пусть сердца твоих людей, кто живут в этой стране, будут чисты пред тобою. Нанна, когда ты возродишь город, да будешь ты там прославлен.

- - - -

Вот Энлиль - это то, что потом было известно как Иегова. Как мы видим, гнев Энлиля иррационален, богиня города мечется с неба на землю, не понимая, что происходит, и почему Энлиль так решил. Но есть много более светлых и добрых к человеку богов - мать города, ангел-хранитель и так далее, на них надеются, что они заступятся перед Энлилем. А вот когда в иудаизме уже всех богов, кроме гневного бога грозы, отменили, как он там сам им говорит - да не будет у тебя других богов перед моим лицом (то есть которые стоят перед Энлилем и заступаются за людей) - жаловаться уже стало некому, полная труба.

А то, что шумеры тут жалуются, типа, вот, столько богам молились и боги такую полную жопу устроили - так рабы-то тоже наверно молились, чтобы разнесло когда-нибудь весь этот гадюшник, где их за людей не считали, где они тысячами дохли в концлагерях от голода и грязи. И решил Энлиль молитвы рабов послушать, а молитвы господ - нет.

Жалко, кстати, что песни рабов не фиксировались, наверняка ведь у них было что-то вроде: "Мы бежали по Тигру, по большому болоту, когда вновь Гештинана из Иркаллы пришла - по Тигру, по большому болоту, где ездит баржа из Урука в Ниппур".

https://youtu.be/d5pj1KVZ0pQ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.017 с.)