Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поучения Птаххотепа - контекстСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Произведение довольно раннее, но написано в условиях уже сложившегося бюрократического государства, советы там именно для людей, живущих в стабильной бюрократической империи. Отсюда, в качестве контекста, - история Раннего царства, то есть периода формирования цивилизации. Сейчас считается, что он продолжался с 3120 по 2649 годы до н.э., то есть примерно соответствует временам легендарных царей Шумера и первой династии Ура (Гильгамеш - это около 2600 г. до н.э., от этой даты можно синхронизировать Египет и Двуречье). В самом начале царства египтяне уже имеют в готовом виде и письменность, и технологию ирригации. Поэтому я полагаю, что имело место шумерское завоевание либо основание государственности каким-то шумером. Поскольку письменность структурно как в Двуречье (вплоть до детерминативов, которые вообще больше нигде не встречаются), календарь напоминает шумерский, первоначальная структура государства тоже аналогичная - федерация городов-государств с формальным общим вождем, который выполняет также и религиозные функции. Слишком много похожего. Однако религия была сохранена африканская, и это, вкупе с расовым и географическим компонентом, далее влияло. Поскольку в Египте всегда был деспотизм, хроники про ранний период редактировались, чтобы приписать основание государства африканским богам, и история про шумерское завоевание была, очевидно, тщательно вычеркнута. Ну а когда потом гиксосы пришли, там уже давно была письменность во всем макрорегионе, и скрывать было сложно. Первый фараон Менес (по-египетски - Мени) - арийский корень "ман", вообще, обозначает мужика либо разум, как лучшее качество мужчины (отсюда и "манихейство", кстати). То есть, возможно, это тупо псевдоним того арийца, который и основал реально царство, на его собственном языке. Потом уже кликуху интерпретировали как египетское слово "сильный", или, может быть, даже наоборот, слово "сильный" произошло от того арийца. Поскольку про Мени в позднейшей традиции много сказок, часть египтологов вообще отрицают его существование, другие отождествляют его с Нармером, от которого дошла палетка Нармера - каменная плита с его изображением и текстом об объединении страны. Текст идет в готовых уже иероглифах, никаких следов медленного развития письменности (которые имеются в Шумере), в Египте нет. Нармеру, по мнению позднейших египетских хроник, предшествовали боги-фараоны, потом полубоги-фараоны, все это имеет смысл рассматривать тогда, когда этих фараонов придумали, а именно - в Новое Царство. Второй фараон первой династии - Хор Аха (то ли сын Мени-Нармера, то ли это и есть Мени) правил уже объединенной страной. Начал систематическое летописание, благодаря которому про Египет все известно прямо по годам. В основном мирно правил страной, иногда совершая набеги в Нубию. Хор Джер (2870—2823) - был довольно энергичным, дошел в своих походах в Нубию до второго нильского порога. Выбил нам на скалах надпись про то, какой он крутой, в качестве иллюстраций нарисованы убитые и порабощенные люди. Совершал также экспедиции на Синайский полуостров с целью пограбить бирюзу. При нем началось строительство пафосных гробниц, которые с каждым новым фараоном становились все более громоздкими и набитыми всяким барахлом (барахло еще в древности потом пограбили). Согласно позднейшим источникам, при Джере начали составляться медицинские трактаты, то есть первой темой после религии в Египте была медицина, что неудивительно для цивилизации, которая более всего на свете боялась смерти. В целом последователи этих фараонов продолжали их политику - рабов добывали в Нубии (Судане), камень на Синае, смысл внутренней политики неизвестен. Судя по записям, проводились те же праздники и обряды, что и в новое царство, культ вообще в Египте практически не менялся, все очень архаично, но придумано именно в Раннее царство, так как оно ориентировано на классовое общество, а не на первобытное по идеологии. Достоверно известно, что и египтяне, и шумеры в это время торгуют с Сирией и Палестиной, иногда совершая туда военные походы. При этом нет никаких сообщений, что они где-то там встречаются. Такое умолчание подозрительно и укрепляет меня в том, что египетская пропаганда упорно скрывала скелет в шкафу, а именно - происхождение от шумеров. Так упорно скрывают обычно тогда, когда есть что-то совсем постыдное, возможно, первый арийский правитель был просто убит неграми, которые далее присвоили его мудрость и потом были вынуждены постоянно замазывать и скрывать от народа существование где-то еще цивилизаций, кроме Египта. Переход ко второй династии осуществился при фараоне Хетепсехемуи (непонятно когда, но около 2800 г. до н.э.). Цитирую с вики, так как не вникал в эти разборки, да и источников мало: "Возможно, Хетепсехемуи пришёл к власти с помощью женитьбы на принцессе-наследнице I династии, поэтому исследователи не могут определённо утверждать, был ли он связан с древнейшей Тинитской царской семьёй. Однако маловероятно, чтобы Хетепсехемуи был сыном своего предшественника Каа, а тот факт, что последний был тестем своего преемника, считается общепринятым. Во всяком случае, именно Хотепсехемуи провёл похороны Каа, что свидетельствует об отсутствии насильственного свержения предыдущей династии". Вторая династия продолжала делать все то же самое, ставили стеллы, вели монотонные летописи типа "в таком-то году провели такой-то праздник", строили пышные гробницы фараонам. Фараон Сет Перибсен вместо бога Гора начал отождествлять себя с его врагом Сетом, что, вероятно, отражает какие-то политические разборки, нам неизвестные. Причем есть признаки, что замена осуществлялась при жизни, на погребальной стелле соскоблили "Гор" и написали "Сет". Его сын, последний фараон Раннего царства Хасехемуи (умер в 2686-м или в 2648-м г. до н.э.) вообще назывался и Сетом, и Гором. Метания, вероятно, вызваны общим раздором в стране, при последних фараонах второй династии север страны отделился, и его многократно и кровопролитно покоряли, хотя Хасехемуи покорил уже надолго. Как сообщают памятники этого фараона, при подавлении последнего восстания было убито 48205 человек и 47209 уведено в плен. Причем это была не первая карательная экспедиция, войны шли лет сто. Достоверно известно, что в его время Египет уже торговал с Финикией.
Поучения Птаххотепа - текст Древнее царство, примерно 2400 г. до н.э., то есть текст написан несколько раньше шумерских школьных текстов, но позже "поучений Шуррупака" и, вероятно, им подражает. То есть не является это "самым древним философским текстом", как утверждают фанаты Египта, так как он появился через двести лет после Гильгамеша, который действительно создал самые древние философские тексты. Приписывается Птаххотепу, премьер-министру Джедкара Исеси (V династия, Древнее царство). Большинство древних текстов доведического периода приписывается разным царям или, как минимум, министрам, но очевидно, что им их составляли анонимные рефератчики. Нет этого на русском, есть какие-то отрывки, "поэтически", то есть пафосно и неправильно переведенные. Так как я древнеегипетский знаю очень плохо, буду пользоваться английским переводом. Несмотря на мою нелюбовь к египтянам, должен заметить, что написано красиво и местами мудро. Мораль в целом рабская, восточная. В принципе, вся азиатская и российская бюрократия живут именно по заповедям Птаххотепа, а не Евангелия. Текст оказал явное влияние на "Притчи Соломона", которые стилистически аналогичны и местами их почти заимствуют. Ниже я перевел введение и 1-12 главы (из 46 глав); собственно, по первым 12 главам примерно ясны установки автора, и я сократил явные повторы и мутные места. Дальше там советы про жену, друзей, что не надо отталкивать просителя и многократно в разных вариациях - "гни спину перед начальником своим". Писал я когда-то, в томских еще инетах, пародию на это, можно поискать, хотя она, скорее всего, утеряна. "Письменные учения смотрящего за городом, визиря Птаххотепа, по воле его величества фараона Изези, царя верхнего и нижнего Египта, да живет он вечно. Смотрящий за городом, визирь Птаххотеп сказал: "Господин мой! Старость уже здесь, старость приходит. Усталость приходит, слабость теперь мне известна. Лежу в печали весь день, глаза слепые, уши глухие, сила покидает, на сердце тяжесть. Рот молчит и не говорит, сердце не вспоминает прошлое, все кости мои болят. Доброе становится злым, вкус ко всему потерян. То, что с человеком делает возраст - зло во всем. Нос в соплях, не дышит, трудно вставать и садиться. Пусть этому рабу повелят сделать посох старости, скажут ему слова судей, пути тех, кто был до нас, тех, кто слушал богов. (...)" Его величество сказал: "Учи его изречениям прошлого, чтобы он мог стать хорошим примером для детей великого. Пусть слова войдут в него, и точность каждого сердца говорит ему. Ведь никто не родился мудрым". Здесь начинаются изречения доброго учения, сказанные принцем, графом, отцом бога, любимым богом, старшим сыном царя, смотрящим за городом визирем Птаххотепом, учение для тех, кто не знает, образец доброго рассуждения, полезный для того, кто слышит, и горе тому, кто его не слушает. Так он сказал своему сыну: "Да не становится твое сердце большим от твоего знания, советуйся с глупым также, как и с ученым. Ведь нет границ искусству, никто не достиг совершенства. Если ты встречаешь человека, который спорит, который выше тебя должностью, сложи твои руки и согни спину, не направляй своего сердца против него, ведь он никогда с тобой не согласится. Прекрати злую речь, не сопротивляйся ему, когда он спорит (...). Если ты встречаешь человека, который спорит, который равен тебе, ты покажешь свое превосходство в молчании, даже если он говорит неправильно. Спорить хорошо с тем, кто слушает, и начальники узнают тебя с лучшей стороны. Если ты встречаешь человека, который спорит, который ниже тебя, совсем тебе не равен, не будь агрессивным, потому что он слаб, дай ему возможность себя опровергнуть. Вообще не отвечай ему, чтобы облегчить твое сердце. Не показывай сердца перед твоим противником. Плохой человек тот, кто повреждает человека маленького сердца. Ты сделаешь то, что хочет твое сердце, когда доложишь о нем начальству. Если тебя поставили руководить, назначили вести многие дела, делай все хорошо и точно, чтобы твое поведение было безупречным. Богиня мудрости (Маат) велика и долго воздействует, никто ее не беспокоит со времен Осириса. Наказывают нарушителей законов, но сердце грабителя пренебрегает этим. Унижение собирает богатства, но преступление никогда не сохранит свои товары. Он говорит: "я возьму это для себя", он никогда не говорит: "я возьму для моей должности".(...) Не делай заговоров против людей, ведь бог накажет тебя в ответ. Если человек говорит: "я буду жить так", у него не будет хлеба для рта его. Если человек говорит: "я ограблю", он кончит тем, что все отдаст чужому. Не победят замыслы людей, но победит воля Бога. Живи же в мире с тем, что у тебя есть, ведь все придет само собой. Если ты будешь гостем за столом того, кто выше тебя, принимай то, что он дает, то, что поставлено перед твоим носом. Смотри на то, что перед тобой, не бросай взгляды вокруг тебя. Они оскорбляют душу Ка. Не говори, пока тебе не прикажут, никто не знает, может, у него зло на сердце. Говори, когда он тебя спросит, и пусть твои слова ублажают сердце. Знатный человек, который сидит у хлеба, должен взять свою душу Ка своим руководителем. Она даст ему, что он хочет, ведь таков обычай, когда приходит ночь. Это Ка позволяет его рукам всего достигать. (...) Если ты доверенный человек, которого одни большой человек послал к другому, сделай точно то, за чем тебя послали. Говори то, что тебе сказали передать. Сохрани себя от хвастливой речи, чтобы не поссорить одного великого с другим. Держись богини мудрости и не преувеличивай. Не говори ничего против кого угодно, большого или маленького, ведь Ка ненавидит это. Если ты пахал, и на поле выросло, потому что бог дал процветание в твою руку, не хвались этим перед твоим соседом, потому что люди больше уважают того, кто молчит. Не выпендривайся перед человеком, у которого нет детей, никогда его не критикуй и не хвались перед ним, ведь многие отцы - в печали, и матери - менее довольны, чем бездетные. Одинокого хранит Бог, а семейный вечно молится о своем наследнике. Не напоминай ему, если он был в унижении, не возвеличивай перед ним своего сердца, зная о его прежнем положении. Уважай его за то, чего он достиг, ведь добро не приходит само по себе. Свою победу он сам заработал, но Бог сделал его достойным и хранит его, когда он спит. Следуй за твоим сердцем, пока ты жив, не делай больше того, что нужно. (…) Не трать время на ежедневные заботы, оставь это своим домашним. Когда пришло богатство, следуй за своим сердцем. Печальным богатство не приносит счастья. Если ты – хороший человек, достойный доверия, произведи сына по воле Бога. Если сын честный, твоего характера, заботится о твоем имуществе, делай для него хорошее. Он твой сын, семя твоей Ка, так не убирай от него твоего сердца. Но потомки могут причинять беспокойство: если он пошел неправильным путем, пренебрегает твоим советом, нагло не слушает того, что ты говоришь, если его уста произносят злые речи, заставь его работать за все, что он сказал. Не люби того, кто переходит тебе дорогу, ведь его судьба была уготована еще в утробе матери. Тот, кем руководят боги, не может уклониться, а кого они лишили лодки, ничего не сможет сделать».
Гимн Нилу - контекст В Междуречье был определенный плюрализм рек, там, помимо Тигра и Евфрата, еще много мелких рек, и всю страну перепахали каналами, а вот в Египте все тоталитарно - только Нил. Образ единого стержня, видимо, способствовал авторитарным формам правления и менталитета. Контекстом к гимну, видимо, выступает география Древнего Египта. Имеется два региона метрополии, которые определяются строением Нила: Нижний Египет (Дельта) и Верхний Египет (там, где узкое русло). Географически они устроены как треугольник и полоса, то есть разные совсем структуры. Вероятно, были отличия в менталитете и языке, но Верхний Египет стабильно покорял Нижний, хотя во все периоды истории известны нижнеегипетские сепаратисты, с которыми незменно воевали фараоны. Первая столица - Мемфис - была на стыке макрорегионов, но все же в Верхнем Египте (почти на границе с Нижним). К нижнему региону относятся города Пер-Уаджит (Буто), Сау (Саис), Баст (Бубастис) и Иуну (Гелиополь). Хотя там были хорошие гавани, и потом Александрию построили, египтяне почему-то не любили плавать по Средиземному морю (Уадж-Ур, "великая зелень") и предпочитали, во всех отношениях, Красное (Па-йам аа эн Му-кеду, "великое море гор и перевернутой воды"). Основная негативная среда, как и в Междуречье - болото. Верхний регион - Инбу-Хедж (Мемфис, первая столица), Та-Ше (Файюмский оазис, небольшое озеро сбоку), Нени-Несу (Гераклеополь), Абджу (Абидос), Уасет (Фивы, вторая столица) и Нехен (Иераконполь). Негативная среда - пустыня. Вся жизнь прилегающих к Нилу регионов определяется разливами Нила и способностью организовать ирригацию на этой основе, в связи с чем культ Нила в религии весьма значим. Это метрополия. Колонизируемые регионы: Нубия, Синай, Палестина. На запад лежала Сахара, туда экспансии не осуществляли. На юге - "Нубия", которая, в принципе, - современный Судан, основной предмет ввоза оттуда – рабы; несмотря на регулярные туда походы, никакой стабильной колонизации не было. У порогов строили крепости, опираясь на которые угоняли негров в метрополию и грабили окрестности. Население Нубии, совершенно очевидно, черной расы, это видно на всех египетских картинках на эту тему. Синай - важный регион, потому что в Египте не добывали меди, а это основной металл до изобретения железа (а это очень поздно, египетская цивилизация почти вся прошла в медном и бронзовом веке). Соответственно, смысл экспансии на Синай - грабеж либо захват медных рудников, а также других месторождений (бирюзы, например). А вот к Палестине была, по выражению Глеба Жеглова, любовь с интересом, потому что там, в принципе, тоже цивилизованные земли - города, земледелие, белые люди. Палестину постоянно пытались завоевать крепко - оттуда можно было не только тупых негров доставлять, но и опытных ремесленников, произведения искусства, там можно было города строить и полноценные египетские колонии осваивать. Итак, у любого египетского фараона задачи шли в следующем порядке: 1. Как минимум зачморить Нижний Египет, если он сопротивлялся, то есть объединить метрополию. 2. Организовать вывоз рабов из Нубии и оборону от попыток негров отбить своих родственников обратно, а также вывоз меди с Синайского полуострова. 3. Если задачи №2 и №3 решены, можно попытаться захватить Палестину, что наиболее продвинутые фараоны и делали.
Гимн Нилу - текст Текст хорошо известен в переводе Ахматовой, его приписывают или к Среднему, или к Древнему царству, ну, то есть, всяко, тексту не менее четырех тысяч лет. В переводе Ахматовой довольно впечатляющая лирика получается. Привожу выдержки, остальное примерно такое же:
Слава тебе, Хапи! Ты пришел в эту землю, Явился, чтоб оживить Египет. Бег его таится, подобно мраку Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему. Он орошает поля, созданные Ра, Чтобы дать жизнь каждой козе; Он поит и пустыню и сушь, — Ведь это его роса падает с неба; Он любит землю, Он правит Непра, Он дарует процветание ремеслам Пта. (...)
Когда случается самое страшное, вся земля в бедствии, Гибнут и большие и малые. Но собираются в толпы люди при приближении его.
Когда Хнум сотворил его, Когда появляется он — и земля ликует, Всякая тварь радуется, Каждый позвонок хохочет И все зубы обнажаются в смехе. (...)
Нет таких житниц, чтоб вместили твои дары, Никому не надо повелевать твоим сердцем. Тебе радуются юноши твои и дети твои. Тебе воздают почести, как царю. Законы при тебе неколебимы. Ты выходишь у Верхнего и у Нижнего Египта. Каждый пьет очами воду твою. Всем сердцем стремишься ты умножить прекрасное.
Когда о тебе возвещает глашатай, Радость выходит наружу, каждое сердце веселится. Крокодилы беременны, у Нейт начинаются роды. Все твои девять богов Гелиополя — прекрасны. Всходы на полях подобны излишкам чревоугодия. Урожай делает людей сильными, Одного насыщает, другого услаждает, И нет между ними спора, Готовящий дары кому-то, никого нет с ним рядом. Люди ставят ему границы.
Всё освещающий, выходящий из мрака, Тучность стад своих, Мощь, творящая все. Нет среди живущих никого, кто бы не знал его. Одаряющий людей, чтобы они выполняли его намерения, Сердцем обращенный к работе на поле вечером ласкающий свои поля. Друг Пта, Трудящийся с ним вместе, Творец божественных писаний И всего в Нижнем Египте. (...)
Утверждающий истину, которой алчут люди, В изреченье: «Пребывай в готовности до тех пор, Пока тебе ответят». Тогда ответит о Ниле Великое Зеленое море. Знатные следуют за бедняками, Непра правит живущими, Ему воздают хвалу боги. Нет птиц, слетающихся из пустыни. Руки твои помнят золото, Когда льют серебро в формы. Никто не ест лазурит, Когда созревает зерно. (...)
Когда прибываешь ты, о Хапи, Тебе приносят жертвы, Приводят быков на закланье, Откармливают птиц для тебя, Ловят для тебя львов в пустыне, Дарят тебе прекрасные вещи. И так же, как приносят жертвы Хапи, Приносят их каждому богу: Небесные благовония, быки, скот, Птицы, огонь. Хапи прорыл пещеры в Фивах, Но имя его неизвестно в преисподней.
Взывают люди к богам Из страха перед могуществом Владыки всего земного, Моля о процветании для обоих берегов. Процветай же, процветай же, Хапи. Процветай же, Дарами полей Оживляющий людей и скот. Процветай же, процветай же, Хапи, Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.
Доведено до конца благополучно в мире Трудами писца обоих домов серебра Кагабу,
Математические тексты Как и медицинские, эти тексты - довольно древние и восходят к Древнему Царству. В связи с этим - про расцвет Древнего царства, которое началось с третьей династии. Древнее царство во все дальнейшие периоды египетской истории воспринималось как образец, именно в этот период были построены пирамиды, Сфинкс и многие другие памятники. Государство было полностью централизованным и тоталитарным, последующие египетские царства определенные вольности допускали и только стремились к тому идеалу. Фараон считался богом и владел любым египтянином безраздельно. В отличие от Вавилона, никакого законодательства не было, закон - это то, что сказал начальник. Объединение экономического района в одно государство способствовало таки развитию технологий и экономики в целом, хотя, думаю, что коррупции тогда хватало, на Востоке без этого не бывает. История Древнего Царства активно фальсифицировалась, часто находят сведения о различных фараонах, которые официальные царские списки не упоминают. С другой стороны, правители тех времен далее воспринимались как легендарный идеал, про них рассказывали сказочные истории, которые скоро тут будут, как образцы древнеегипетской литературы. Основатель блистательной Третьей Династии - Джосер (предположительно 2635—2611 гг. до н.э.). Захватил медные рудники Синая и поставил там стеллу, на которой нарисовано, как фараон побеждает бедуинов. Построил первую пирамиду (ступенчатая пирамида Джосера), а также пригнал огромное количество рабов из Нубии, создав на южной границе цепь укреплений, чтобы рабы не смогли вернуться. Снофру (2613—2589 гг. до н.э.) - основал четвертую династию. Не был сыном Хуни, и откуда он взялся неизвестно. Женился на дочери главной царицы и так, типа, вписался в царскую семью. Отец наиболее известного фараона Хуфу (Хеопса). Развернул торговлю с Финикией и продолжал колонизацию Синая, создавая там постоянные поселения шахтеров и обеспечивая их защиту. На Суэцком перешейке создал систему укреплений. Построил целую кучу собственных пирамид; зачем ему их надо было так много, до сих пор неизвестно. Хуфу (2589—2566 гг. до н.э.) - построил самую большую пирамиду, также он - герой многочисленных народных сказаний, где, в основном, предстает как типичный восточный деспот, хотя для египтян это, возможно, и, наоборот, комплимент. Джедефра (2566—2558 гг. до н.э.) - сын Хуфу, достроил белую пирамиду своего отца и поставил там Сфинкса, а себе сделал красную пирамиду из гранита. Так как гранит - годный стройматериал, пирамиду растащили по кускам еще в римское время. Эти были на пике развития, дальше было некоторое плато (стабильность) и упадок, о чем будет позже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.016 с.) |