Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лугальбанда и птица Анзу – контекстСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лугальбанда - следующий царь первой династии Урука после Энмеркара, контекстом, соответственно, выступает разбор первых царей этой династии. 1. Мескиаггашер - мифический основатель (конец 28-го века до н.э.). О нем ничего неизвестно, кроме записи в летописи: «В Эане Мескиаггашер, сын Уту, правил [и] как эн, и как лугаль 324 года — Мескиаггашер вошёл в море [и] поднялся в горы». "Как эн и как лугаль" - имеетя в виду, что он был как жрецом, так и военным руководителем, эти должности часто не совпадали, и тогда ветви власти конфликтовали. Про море и горы - непонятно, возможно, речь о военных походах. 2. Энмеркар - помимо своеобразной торговли с Араттой, известен тем, что "построил Урук", то есть, видимо, вокруг храма что-то строить начал, а предыдущий охранял тупо склад зерна в храме. Судя по мифу об Аратте, кроме храма Ана (Эаны) именно Энмеркар распространил в Уруке почитание Инанны. Иногда отождествляется с библейским Нимродом, хотя я не вижу для этого оснований, в Библии написано: "Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех (Урук), Аккад (Сиппар) и Халне, в земле Сеннаар". Ни Вавилона, ни Аккада при Энмеркаре еще и в проекте не было. Далее, Нимрод, по Библии, строит зиккурат не в Уруке, а в Вавилоне, и, очевидно, Нимрод - это мифологические воспоминания о царе Хамураппи, который действительно первый правил в Вавилоне, объединил вышеописанные области и что-то там, в Вавилоне, строил. Но языки на Земле разделились уже явно до Хамураппи, при котором жрецы уже давно составляли словари и описывали различные языки, такие как шумерский и аккадский, например. 3. Лугальбанда (лугаль - это царь, банда - младший, возможно, какое-то время правил совместно с Энмеркаром) - до вступления на престол он был пастухом, потом его выбрали царем. Вместе с Энмеркаром воевал с Араттой; кстати, Киш как-то выпадает на этой стадии, хотя позднее утверждали, что именно Киш в те годы правил Шумером. Энмеркар с Лугальбандой - это уже 27-й век до н.э., при них определенно существует письменность и упоминается в связанных с ними сказаниях. Как это часто бывает в архаических системах, имелся культ древних правителей, то есть Энмеркар, Лугальбанда, Думузи, Гильгамеш - как древние цари Урука, так и боги со своими храмами и статуями.
Лугальбанда и птица Анзу - текст Тексту предшествует история "Энмеркар и Лугальбанда" про то, как Лугальбанда в походе на Аратту заболел и его бросили в пещере выздоравливать. Лежит в горах Лугальбанда, он добрался до гор Забу. Нет с ним матери, чтобы дать ему совет, нет с ним отца, чтобы поговорить с ним. Нет с ним никого, кто знает, кого он ценит, нет с ним товарища, чтобы поговорить. И вот говорит он сам с собой: "я поступлю с птицей как она заслуживает, я поступлю с Анзу как он заслуживает. Я буду приветствовать его жену. Я накрою стол для его детей". После чего Лугальбанда описывает подробно, как они будут бухать с орлом Анзу и, таким образом, подружатся. Следует поэтическое описание Анзу и мест, где он живет, а также того, как он поет на рассвете. Лугальбанда не находит самого орла, но кормит вкусной едой орленка. Возвращается Анзу, неся в когтях дикого быка. Обнаруживает, что орленок накормлен и клянется выполнить любое желание того, кто накормил орленка. Лугальбанда вылазит, после чего идет длительный торг - орел что-то предлагает, а шумер отвергает. В итоге герой получает способность перемещаться на любые расстояния и не уставать. Лугальбанда идет дальше по горам и встречает в горах урукское войско, которое опять отправилось в поход на Аратту; видимо, продолжаются разборки на тему того, какой город больше любит Инанна. Войско возглавляет Энмеркар, так что перед нами возможно прямое продолжение предыдущего мифа "Энмеркар и Аратта", где тот угрожает пойти походом и теперьему, видимо, пришлось таки пойти. Царь спрашивает, кто пойдет в Урук и отправит письмо Инанне с просьбой о помощи (Инанна поселилась в Уруке в храме Эанна незадолго до этого). Вызывается Лугальбанда, который получил от Анзу способность моментально перемещаться. После телепортации в Урук он беседует с богиней, которая советует поймать какую-то рыбу в реке, сделать чашу из тамариска, но конец текста утерян. В общем, судя по летописям Лугальбанда (то есть "младший военачальник") был вообще из простого народа, и какое-то время, благодаря своим способностям, был на вторых ролях при Энмеркаре. Поскольку карьера его была головокружительной, это приписывали магии и контактам с волшебной птицей, от чего и возникла соответствующая легенда.
Гильгамеш и Агга - контекст Гильгамеш - фигура как историческая, так и культурная, причем легенды о Гильгамеше явно отражают реальные исторические события, зачастую описанные в форме сказок, но тогда никакой другой формы попросту и не было. Начало правления в Уруке – 2675-й год до н.э., непосредственный предшественник - Думузи-рыбак, именно тот, кого Инана в ад отправила, а поселилась Инана в Уруке при Энмеркаре, то есть в том же 27-м веке. После Энмеркара правил Лугальбанда, потом Думузи, а потом уже Гильгамеш. То есть события, связанные с жертвоприношением Думузи, были еще совершенно свежими и Гильгамеш на них реагирует как на ближайшую современность (примерно как мы - на коммунистическое прошлое). Достоверно известно, что первоначально Гильгамеш был главой брахманов Урука, верховным жрецом как раз этой самой Инаны. Позднее он возглавил национально-освободительное движение юга против Киша, и был народным собранием выбран лугалем, то есть также и военным руководителем, после чего совмещал обе должности (что было не всегда). Совет старейшин, то есть что-то типа парламента, он тупо разогнал, опираясь на народное собрание, то есть приход Гильгамеша к власти был вполне такой националистической революцией, причем победоносной. После победы революции Гильгамеш осуществил ряд важных проектов, прежде всего, строительство стены Урука, что окончательно превратило эти три деревни в город. Кроме того, им было построено общешумерское святилище в Ниппуре и ворота в Лагаше. Поскольку торговля была тогда плохо налажена, за кедровым лесом для строительства (Ирак - это болота, и с лесом там напряженка) осуществлялись военные походы на Ливан, где и был, по преданию, побежден великан Хумбаба. После осуществления строительных проектов Гильгамеш задумался о смысле жизни и подверг критике господствующую шумерскую религию, в особенности - культ Инаны и Думузи, то есть в особенности тот вариант, который был в его родном городе. Фольклор красочно описывает эти искания как битву с чудовищами, которые посылала Инана, путешествия в ад и на край земли и тому подобное, то есть вполне мистическим и сказочным языком. Представляется, что Гильгамеш основал некий орден, и мистическое оформление его философии в виде преданий принадлежит, как обычно, ученикам. Собственно, дальнейшая работа этого ордена и породила гностический вариант вавилонской философии, вплоть до ессеев (то есть Иешуа), мандеев и манихеев, что в дальнейшем питало и персов (через них греков) и каббалистов, то есть Гильгамеш, по сути - основатель философского мышления Запада как такового. Конечно, один он эту тему не мог распахать, и Бог посылал также Заратуштру, Будду и других философов, но Гильгамеш был первым, ему было труднее всего, за ним не было никакой традиции вовсе, если только описание встреч с Ноем не является перифразой встречи Гильгамеша с какими-то учениками допотопных орденов. Гильгамешианцев регулярно громили, учение в текстах, по возможности, извращали, но эта религия была явно популярна не менее официальной, потому что до конца разгромить ее не получалось никогда, храмы Гильгамеша и почитание его учения сохранялись в Вавилоне вплоть до персов, когда они перетекли в соответствующие ордена уже в зороастризме. Так что свеча, конечно, не погасла, не для того зажигали.
Гильгамеш и Агга - текст Текст небольшой, дошел почти полностью и, в принципе, не содержит ничего сверхъестественного, что укрепляет доверие к нему, как к отражающему реальные события. Перевожу его полностью, потому что он прекрасен, сокращая повторы и тому подобное. Послы Агги, сына Энмебарагеси, пришли из Киша в Урук. Гильгамеш говорит старейшинам Урука: "надо закончить рытье колодцев, надо их укрепить, мы не покоримся Кишу, мы победим их оружием". Старейшины города ответили Гильгамешу: "надо закончить рытье колодцев, и потому мы покоримся Кишу, мы не победим его оружием". Гильгамеш, господин Кулабы, положился на Инану и не положился на совет старейшин. Он сказал собранию людей города, внимательно выбирая слова: "надо закончить рытье колодцев, надо их укрепить, никогда мы не покоримся Кишу, мы победим их оружием". В собрании люди города отвечали Гильгамешу: "мы соблюдаем свой долг, мы стоим на страже. Старые люди хотят покориться Кишу, а мы, молодые, победим Киш оружием. Боги создали Урук, творение богов, храм Эану, который сошел с небес. Великую стену, волшебное жилище, установленное Аном. Ты будешь нашим лугалем и воином, великий человек, руководитель, которого полюбил Ан. Когда придет Агга, он испугается, армия его рассыпется, и люди его ничего не смогут". Тогда Гильгамеш обрадовался совету людей города, и дух его воссиял. Он сказал своему Энкиду: "Приготовь оружие для боя. Когда он придет, то его охватит великий страх, разум его будет смущен и суждение его расстроено". Не пять, не десять дней прошло, когда пришел Агга, сын Энмебарагеси, и осадил Урук. И сказал Гильгамеш воинам: «Выбирайте, воины! если кто-то добровольно скажет "я пойду к Агге", то я его пошлю к Агге». Бирхар-тура, его телохранитель, пошел к Агге, и когда он вышел из ворот города, они схватили его и били. Он пришел к Агге и говорил с ним. Пока он говорил, офицер из Урука взошел на стену. Агга увидел его и спросил: "это твой лугаль?" "Это не мой лугаль. Если бы это был мой лугаль, с его гневными бровями, с его глазами бизона, с его бородой из лазурита, он поднял бы множества, и все нации бы удивлились, и он схватил бы Аггу, царя Киша, и сделал бы его пленником". И они били Бирхар-туру по всему телу. Гильгамеш поднялся на стену за своим офицером. Его сияние поразило молодых и старых вокруг Кулабы. Он вооружил людей города булавами и поставил их у ворот города, за ворота вышел только Энкиду. Гильгамеш спустился со стены. Смотря на это, Агга спросил: "Это твой лугаль?" Гильгамеш, господин Кулабы, подошел к Агге: "Ты будешь моим надзирателем, моим губернатором, моим командиром, ты дал мне жизнь, дал мне дыхание". Люди Урука провозгласили: "Ты смотришь за Уруком, творением богов, великой стеной, волшебным жилищем, установленным Аном. Ты будешь нашим лугалем и воином, великий человек, руководитель, которого полюбил Ан". Гильгамеш сказал Агге: "возвращаю тебе твою прежнюю доброту, оплачу тебе добром за добро". И он отпустил Аггу в Киш. Слава Гильгамешу, господину Кулабы! - - - - То есть имеется некое собрание старейшин, которое крутит городом и занимается коллаборционизмом, пытаясь сдать всех Кишу. Агга, вероятно, требует людей на сельхозработы, поскольку Киш, как бы, столица. Гильгамеш, опираясь на народные массы, навязывает собственное решение как совету старых пердунов, так и Агге. После этого отпускает Аггу домой, так как они были ранее знакомы, и Гильгамеш был ему обязан жизнью, как он утверждает. Кстати, история с жертвоприношением Думузи, позднее мифологизированная, могла иметь реальную основу; Думузи, вообще-то, предшествующий Гильгамешу исторический главный жрец Урука. Попросту вот этот самый совет старейшин решил его однажды устранить, может, он мешал им город Кишу продавать или еще что. Банальное убийство по тем временам могли оформить как человеческое жертвоприношение богине Инане, жрец же считался мужем богини, вот и "отправили вместо нее в ад". Гильгамеш попал после него на эту должность, но не собирался ждать, пока его тоже принесут в жертву, и нашел противовес совету знати среди простых воинов, после победы став лугалем, а позднее начал бороться против культа Инаны и человеческих жертвоприношений как таковых, как мы можем узнать из последующих про него историй.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.008 с.) |