Анализ организационной структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ организационной структуры



Рациональность организационной структуры является важнейшим условием повышения эффективности управления предприятием. Постоянно меняющиеся условия функционирования организации не могут быть адекватно оценены при нерациональной организационной структуре.

Целью настоящего параграфа является анализ организационной структуры предприятия на основе метода оценки формальных взаимосвязей, представленных на схеме организационной структуры управления.

Официально принятая схема организационной структуры представлена на рисунке 1.

Отметим основные недостатки данной схемы.

Нет четкого разделения на пять основных блоков управления – экономического, кадрового, блока сбыта и снабжения, блока технического обеспечения процесса производства и, наконец, производственного блока. Речь не идет о полном отсутствии этих функций, а лишь об их структуризации, введении дополнительных должностей и удалении излишних из организационной структуры. Для более эффективного построения организационной структуры необходимо помощника директора по экономике и заработной плате и подчиняющиеся ему подразделения объединить в экономический блок.

Функции подразделения по сбыту и снабжению производства необходимо переложить на блок сбыта и снабжения, целесообразно ввести должность коммерческого директора, отвечающего за данную функцию.

Блок технического обеспечения процесса производства необходимо возглавить главному инженеру и все подотчетные ему подразделения.

Производственный блок также четко не определен, нет ответственного заместителя директора по производству, но функции разбросаны между отделами, нет обозначения функциональных взаимосвязей между ними, отсутствуют


 
 

 


Рисунок 1 – Схема действующей организационной структуры предприятия


ответственные за эту функцию. Разумно ввести должность заместителя по производству и подчинить данные отделы ему.

Огромным недочетом является фактическое отсутствие четких уровней иерархии. Имеется высший уровень иерархии, четко прорисованный, однако средний и низший переплетены и неструктурированны. Не обозначены ответственные за конкретное исполнение производственного процесса, отсутствуют начальники КБ и участков, а также введено недопустимое обозначение должности секретаря-машиниста, не участвующего в производственном процессе.

Необходимо вывести из среднего уровня иерархии в низший уровень ряд цехов, с одновременным переносом в производственный блок. Отрицательным моментом является отсутствие службы маркетинга в организационной структуре, функции маркетинга возлагаются на директора ЗНО и работа осуществляется по наработанным схемам сбыта, а свободное продвижение товара на рынок не имеет четко отработанной программы осуществления, происходит сотрудничество с вышестоящей службой маркетинга головного предприятия.

Отсутствуют в структуре специальные подразделения по контролю брака и качества продукции, данные функции распределены по подразделениям и носят характер второстепенной работы в их функционировании.

Отрицательным моментом является отсутствие подразделения по научной организации труда, эти функции также растворяются по отдельным подразделениям, возлагаются, время от времени на отдельных лиц, что является крайне недопустимым и опасным фактором на данном специфическом производстве, где НТП должен идти впереди других подразделений предприятия.

При устранении этих недостатков можно значительно повысить потенциал производства, его расширение на базе достижений НТП, эффективной организационной структуры, понизить отходность производства, брак, увеличить долю пчественной продукции.

Рекомендуемая организационная структура управления представлена на рисунке 2.2


Рисунок 2.2 – Схема рекомендуемой организационной структуры предприятия


Анализ методов управления

На предприятии используются следующие методы управления.

Административно-правовые методы заключаются в разграничении прав и полномочий, сопряженных с ними ответственностей отдельных работников и подразделений. Право какого-либо работника сопряжено с обязанностью другого. В отделе существует ряд нормативных документов, положений, регламентирующих производственные отношения, распространено доведение до исполнителей приказов по различным вопросам деятельности.

Существует ряд правил внутреннего трудового распорядка для работников ОАО «ЗНО», такие как:

Общие положения, имеющие целью обеспечение наиболее эффективной работы предприятия, повышение производительности труда для достижения главной цели организации – получение максимальной прибыли.

Экономический метод управления производственным процессом, полагает денежное поощрение работников за выполнение работы выше запланированного объема, как по качеству, так и по количеству. Политика руководства отдела ориентирована на поощрение энергосберегающей и ресурсосберегающей работы людей и соответствующее вознаграждение за уменьшение отходности производства, уменьшение количества брака, приветствуется новаторство и внедрение новых методов и технологий работниками для более эффективной работы, оценивается высокая квалификация сотрудников. Однако эффективность этих мер вознаграждения низка.

Социально-психологические методы управления существуют в любой организации, но именно методами их можно назвать при понимании природы этих методов руководителем и возможности эффективно управлять психологией работника. Ведь элементарное удовлетворение работника выполненной работой и оценка этого руководителем, в дальнейшем только благоприятно скажется на его работе. Элементарная доска почета, либо личное приветствие работника руководителем приносит только хорошие результаты. В руководстве понимают специфику этого метода, существует ряд информационных стендов, содержащих как производственную информацию, так и неофициальную, относящуюся к социальной стороне жизни работников.

Анализ транспортного обеспечения. На данном производстве при наличии ряда отдельно стоящих цехов, находящихся в постоянном внутрипроизводственном сотрудничестве не возможно отсутствие четко организованного транспортного обеспечения. Касательно производственного процесса внутри цехов имеется большой спектр агрегатов для транспортировки деталей, узлов, блоков, имеются конвейеры, налажена работа стропальщиков. В наличии имеется спектр мини техники собственного изготовления, мини трактора типа МТ-16. Однако нельзя говорить о наличии абсолютно совершенного транспортного сообщения между подразделениями. Вопрос может стоять о смене существующих устаревших образцов на новые более экономичные и дешевые в обращении, также остро стоит вопрос об износе транспорта. Однако это проблема не только транспортного отделения производства, это относится ко всем оборотным средствам и фондам, то есть вопрос носит риторический характер.

Анализ системы планирования на предприятии. Этапы планирования на данном предприятии имеют следующий вид: 1) Разработка плана материально-технического снабжения и финансово-хозяйственной деятельности; 2) Разработка и внедрение в производство организационно-технических мероприятий обеспечивающих выполнение плана; 3) Подготовка выполнения плана средствами труда, технической документацией и рабочими; 4) Оперативное регулирование перераспределения ресурсов в ходе выполнения плана; 5) Текущий контроль и анализ результата выполнения плана. Наиболее эффективно планирование, если на предприятии для руководства и каждого работника ясна его роль в каком-либо этапе планирования и ясна роль других, входящих в планирование элементов, что обеспечивает осознание работником своей задачи и как можно более точное придерживание заложенным принципам в своей деятельности, несомненно, особенно в условиях неопределенности, остро стоит задача текущего контроля за деятельностью подразделения, текущих поправок и корректировок в деятельности. Речь идет о строгом ведении учета и нормативных документов. На данном предприятии существует как долгосрочное планирование – перспективные возможности развития, освоения производства нового оборудования, определяются также социальные аспекты возможных направлений развития. Более детальное среднесрочное планирование, где плановым отделом, руководством, а также руководителями производств, определяются технические, экономические параметры для осуществления определенных производственных пропорций в деятельности предприятия, определяется возможность достижения в текущей деятельности стратегически заложенных параметров эффективности производственной и коммерческой деятельности. Еще более детальное текущее планирование детализирует поставленные планы посредством производства конкретных расчетов производственной деятельности, обеспечивается выполнение программ производственных подразделений, участвуют низовые уровни организационной структуры. Объектами управления являются участки, цеха, КБ и другие структурные подразделения. Технико-экономическое планирование включает развитие техники организации и экономики предприятия на перспективу, планирование и производственные процессы.

Примером планирования является планирование производства на основе договора. В 1 месяц 4 квартала руководство рассылает письма заказчикам, для подтверждения заявок на будущий год, учитываются и те заявки, по которым предприятие не выполнило заказ в прошлом году. Затем, после подтверждения заказа, руководство анализирует и прорабатывает, проводит расчеты возможностей удовлетворения этих потребностей, после анализа и расчетов, выстанавливаются и подписываются договора, это происходит в середине декабря, после этого идет расчет текущего плана.

Таким образом, имеется хорошо отлаженная, отработанная система планирования. Во многом благодаря стандартам социалистической системы, из которой она вышла. Однако сама по себе эта система, без взаимосвязи с отработанной службой маркетинга и эффективной организационной структуры в совокупности, не способна противостоять все меняющимся условиям во внешней среде и тем более ситуации неопределенности и риска.

Анализ маркетинговой деятельности предприятия. Под маркетинговой деятельностью в существовании организации понимается система маркетинговых исследований рынка, касательно интересов потребителя, а также учитываются стратегии конкурентов. Создание по результатам исследования необходимых товаров, наладка коммуникаций с потребителем, определении оптимального подхода к ценообразованию, распределение товаров по сегментам рынка, разработка методов стимулирования потребителей.

В ОАО «ЗНО» не существует четко отлаженной системы маркетинга в организационной структуре. Продажа товара осуществляется по налаженным в прошлом связям с потребителем, без осуществления программы привлечения новых. Лишь часть товара выстанавливается на рынок в свободную продажу. Отсутствие отдела маркетинга не позволяет эффективно проводить производственную и сбытовую функцию во взаимосвязи, что крайне неэффективно сказывается на деятельности предприятия.

Следовательно, злободневнейшей задачей, необходимой для немедленного осуществления является, введение на всех подразделениях предприятия мобильных маркетинговых служб для исследования рынка, функцию, которую на сегодняшний момент руководители подразделений осуществляют самостоятельно, благодаря устоявшимся ранее личным связям.

Анализ кадрового потенциала предприятия, организация оплаты труда и стимулирование на предприятии. На данный момент фактическая численность в ОАО «ЗНО» – 242 человека, в составе ИТР, рабочих основного производства, рабочих вспомогательного производства. Рабочие составляют большинство. Заработная плата ИТР начисляется на основе оклада за выполнение определенного объема работ, начисляются премии за выполнение плановых показателей себестоимости, планов по производству товарной продукции, а также планов по номенклатуре выполнения продукции, что оговаривается соответствующим положением, а также учитывается районный коэффициент. Заработная плата ИТР составляет – 8387 рублей.

Рабочие основного производства работают по сдельно-премиальной оплате труда, по показателям выполнения плана и качества продукции. Введена оценочная бальная система, с высшим балом 5, за совершенный брак вычитается его сумма из заработной платы. Средняя заработная плата основных рабочих составляет – 4968 рублей.

Вспомогательные рабочие получают повременно-премиальную заработную плату по разрядам и окладники, к которым относятся кладовщики и уборщики.

Руководством и утвержденным положением приветствуется высокая квалификация сотрудников, однако, меры по повышению ее не проводятся, высшее образование, профессиональное мастерство, а также стаж работы.

Для стимулирования работников в повышении качества продукции, уменьшении брака используются как экономические меры, так и воздействие на моральные принципы, однако в существующих тяжелых экономических условиях, работа без соблюдения четких предписаний не возможна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.012 с.)