ТОП 10:

НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ



КЛАССИФИКАЦИИ

Следующая классификация экскурсионных объектов не традиционна, но не менее существенна. Она основывается в первую очередь на данных социологии и коммуникавистики. «…Продвижение к вещам есть обстоятельная работа, прежде всего призванная устранить предрассудки, закрывающая от взгляда вещи» Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998. - С.32.. Проанализировав сказанное М. Хайдеггером, приходим к выводу, что любого видения объектов не может быть истинно самостоятельным. Мы никогда не видим, так как оно есть. Мы видим зрением, сформированным соответствующей культурой и нашими повседневными потребностями.

Удавшаяся экскурсия всегда трансцендентна. Она дает выход за пределы наличного, индивидуального бытия субъекта.

Художественное произведение, а экскурсия - это своего рода художественное произведение, характеризует процесс отстранения, создания нового взгляда даже на старый и известный объект.

Гармония и целостность внешнего мира не суть порождения органов чувств. К чувствам присоединяется мозг, накопленный в мозге прошлый опыт, ум, способный извлекать инварианты, синтезировать фрагменты чувственных впечатлений. Мы видим не только то, что на нас действует, но и то, о чем мы думаем. «Мировоззрение, то есть теоретический взгляд на мир, неотделимо от мировосприятия как формы видения мира. Взгляды людей, принявшие форму мировоззрения, переживаются носителями этих взглядов не как атрибуты внутренней реальности мышления, а как мир, существующий вне и независимо от сознания, как "объективный" мир» Кузнецов В.Ю., Проекция представлений о времени как социально- философская проблема. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук, Чебоксары. - 2002. - С.12..

Если все давно уже знакомо, если мы видим и слышим обо всем этом не один раз, то мы имеем сформировавшиеся взгляды, они давно укоренились. Экскурсоводу, работающему с местным населением, не всегда удается сломать эти уже сложившиеся схемы, для того, чтобы привнести в них нечто новое, неизведанное. Экскурсовод, работающий с въездными группами, испытывает трудности совсем другого порядка.

Поэтому предлагаю классификацию и экскурсий и объектов, в которых следует отразить, для какого типа экскурсантов эти объекты были предназначены:

1. для местного населения, которые во время экскурсии попадают в определенную информационную среду. Обо всех или о почти всех объектах экскурсанты уже что-то знают, при этом они уверены, что эти знания являются непоколебимо правильными.

Резкие изменения в восприятии экскурсантов представленных объектов практически невозможны. Экскурсантом важно раскрыть другие, для них малоизвестные, с первого взгляда невидимые стороны в познании объектов, в их символике. Важно удивить, поразить, включить экскурсантов в игру. Игра здесь должна стать еще одним важным экскурсионным объектом. О ней важно говорить ее важно раскрывать во всей ее значимости.

2. для въездных групп, которые во время экскурсии попадают в неопределенную информационную среду. Неопределенная информационная среда предполагает следующие параметры: а) отсутствие информации о некоторых объектах (неполнота информации или отсутствие знания о данных объектах вообще), б) наличие неправильной информации о некоторых объектах.

В данном случае возможны резкие изменения у экскурсантов о представленных объектах. Интересны не только сами объекты, но и возрастает роль коммуникатора, т.е. экскурсовода в формировании восприятия экскурсионных объектов.

Хотя, экскурсия, как вид коммуникации, протекает в основном в рамках двух основных каналах человеческого восприятия: вербального и визуального, следующая классификация должна включать не только зрительный ряд, но и должна содержать такие, на первый взгляд странные объекты экскурсии, как запахи (например, около кондитерских фабрик, хлебозаводов, аромат деревни, соснового бора и т.д.); звуковые ощущения (гул заводской трубы, шум двигателя мотора, бой курантов, музыкальное произведение). Вспомним фразу Э. Тоффлера, что воображение будет столь же важным фактором, как и информация вообще. Поэтому, экскурсовод должен сделать все от него зависящее, чтоб возбудить воображение экскурсантов. Поэтому объекты следует разделить на:

1. зрительно-осязательный ряд - визуальный знак должен обладать следующими типами характеристик: а) оптическими (видимыми), б) онтологическими (предполагаемыми), в) условными. Под последними У. Эко понимает иконографические коды того времени. Подписи под объектами, комментарии экскурсовода сделанные на естественном языке, позволяют остановить многозначность, задать верный уровень восприятия. "На практике мы все равно сначала читаем изображение, а не текст, его сформировавший: роль текста, в конечном счете, сводится к тому, чтобы заставить нас выбрать одно из возможных означаемых".

2. звуковой ряд;

3. объекты, действующие на обонятельные ощущения.

Данная классификация поможет отобрать именно те объекты, которые будут более ярко возбуждать воображение, действуя на все органы чувств.

«Восприятие - это не только прием, но и выдача информации… Объект познания не создается субъектом, хотя вычленяется и концептуализируется самим субъектом» Кузнецов В.Ю., Проекция представлений о времени как социально- философская проблема. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук, Чебоксары. - 2002. - С.12.. Экскурсовод отбирает объекты, исходя из своего видения, которое может не совпадать с видением экскурсантов. В данном случае рекомендуется проворить ряд социологических исследований по вопросу восприятия экскурсантами данных объектов, в том числе и обыкновенных опросов. Классификация объектов должна быть проведена по принципу их значимости для различных экскурсионных групп и индивидов.

ВЫВОД

В данной работе даны два подхода к классификации экскурсионных объектов. Оба они имеют свои плюсы и минусы, это всего лишь модели, но учет и традиционного и нетрадиционного подхода к отбору экскурсионных объектов должен повысить качество экскурсионного процесса и его востребованность среди населения.

Традиционный подход к классификации объектов связан с взглядом на экскурсию, как только на педагогический и воспитательный процесс массового экскурсанта. Нетрадиционный подход ориентирован не на массы, а на индивида. Объекты показа трактуются как символы социально-культурной коммуникации. Мы здесь имеем дело с образным восприятием вещей-объектов. Для въездных групп оно формируется сразу же, с первым знакомством с объектом. Объект становится символом какого-то события, действия, явления. С местным населением все происходит совсем иначе. Изначально, вещи объекты воспринимались только со стороны «простого схватывания», «данности вживе» (которую следует отличать от «самоданности») Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск, 1998. - С.45.. Научить схватывать чего-либо как изображенное, которое имеет совсем другую структуру - вот одна из наитруднейших задач экскурсовода. Требуется развить образное сознание. Только тогда вещь-объект будет рассматриваться как символ.

Въездной турист готов к чтению символов чужой культуры. Он изначально видит не жилище, не парк, не явление природы, а символы другой культуры, с которой он желает начать диалог. Этот экскурсант через видение данной символики познает чуждую ему культуру, заимствует необходимое и с этим уезжает домой. Вот почему наши экскурсанты не стремятся к внутреннему туризму. И дело здесь совсем не в имидже. Реклама для внутренних туристов должна быть построена совсем иначе. Обычная вещь должна суметь стать символом, который будет с ними разговаривать. Вещи-предметы не говорят. Ими пользуются.

Совершая отдельный акт показа объекта, экскурсовод не использует всего "поля" картины социальной реальности, он фокусирует свое сознание на том ее фрагменте, который в данный момент представляет наибольший для него смысл. Но условия показа и социальные нормы не делают экскурсовода полностью свободным в выборе показа. Экскурсовод свободен постольку, поскольку более эрудирован во всех областях человеческой деятельности, поскольку знаком с разными мировоззренческими картинами.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

- Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:

1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование "портфеля экскурсовода".
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.

 

Английский язык

(третий вопрос)

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.006 с.)