Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенность тематических экскурсий.

Поиск

Понятие «тематическая экскурсия». Виды тематических экскурсий. Роль тематических экскурсий в реализации экскурсионного продукта. Примеры тематических экскурсий по региону: литературно-биографические; литературно-художественные; паломнические; природоведческие; военно-исторические; музыкально-художественные; театральные и др.

 

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

- историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);
- археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);
- историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
- экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
- производственно-исторические;
- производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
- производственно-технические;
- профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
- историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);
- историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);
- по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
- по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);
- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);
- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);
- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
- экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
- экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

Понятие и классификация экскурсионных объектов.

Экскурсионный объект. Его сущность. Классификация экскурсионных объектов: по содержанию, по функциональному значению, по степени сохранности. Отбор объектов и их оценка для раскрытия содержания экскурсии. Составление карточки (паспорта) экскурсионного объекта. Экскурсионная деятельность по сохранению уникальных историко-культурных территорий: музеев, заповедников, малых исторических городов, сел, древних торговых путей и пр.

 

Показ объектов является частью занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Этими проблемами занимаются такие науки, как педагогика, краеведение, история.

Проблема показа экскурсионных объектов связана с философской проблемой познания, как обыденного, так и научного.

Проблема восприятия той информации, которая исходит от экскурсионного объекта, связывает нас с проблемами психологии и биологии.

Экскурсионный объект - это предмет или явление, несущие информативную функцию. Объект в экскурсии - это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили конкретные события, где действовали живые конкретные лица. Если анализировать объект со стороны познавательных аспектов, то мы должны признать, что это, в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

«Визуальная коммуникация не обладает…набором заранее установленных единиц. Отсутствие элементарных единиц делает более универсальным процесс восприятия визуальной коммуникации, поскольку не требует предварительного знания списка единиц для понимания сообщения» Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - С.32.. Поэтому нет единой классификации экскурсионных объектов. В данной работе их представлено несколько, в том числе и нетрадиционные классификации.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД

Рассмотрим традиционный подход, который дается в трудах Б.В.Емельянова в понимании классификации и отбора объектов для экскурсионного обслуживания.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие показатели: познавательную ценность, известность, необычность или экзотичность объекта, выразительность объекта, сохранность и месторасположение объекта, его функциональное и качественное (в каком качестве показывается) значение в экскурсиях.

Итак, объект может классифицироваться по его качественному значению. Вот эта классификация:

1. памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Площадь 1905 года, Вознесенская Горка, привокзальная площадь в городе Екатеринбурге);

2. здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

3. природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники, заказники, отдельные деревья, реликтовые растения (например, на территории города Екатеринбурга и Свердловской области находятся следующие подобные объекты: парк «Оленьи ручьи», заказник в Артинском районе, Ботанический Сад, скалы Гронского, скалы - сланцы «Чертово городище», вековые лиственницы и т.п.);

4. экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок, например, выставки в библиотеке им. Белинского, передвижные выставки музеев других городов в городе Екатеринбурге и т.д.;

5. памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др. (например, в поселке Палкино - Ж/Д район Екатеринбурга -привлекательным объектом являются обнаруженные археологами городища, в парке «Оленьи ручьи» находится стоянка первобытного человека);

6. памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство (например, скульптуры на здании Администрации города Екатеринбурга, площадь Труда, продажа - выставка декоративно-прикладных изделий в сквере по ул.Ленина между ул.Вайнера и Хохрякова).

Следующая классификация объектов дана по содержанию:

1. одно-плановые - это произведения живописи, река, растение, животное, дом;

2. многоплановые - это архитектурный ансамбль, лес, улица, поле, площадь города.

Предлагается классифицировать объекты по их функциональному назначению:

1. основные - эти объекты служат основой для раскрытия подтем;

2. дополнительные - показываются во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.

Довольно важна классификация по степени сохранности:

1. полностью сохранившиеся, например,

2. дошедшие до наших дней со значительными изменениями, например, весь комплекс «Плотинка»;

3. частично сохранившиеся, утраченные, например, железоделательный завод на «Плотинке».

Иногда предлагается классифицировать объекты по познавательной ценности и по выразительности. Но данная классификация, скорее всего не совсем оправдана, т.к. и познавательная ценность, и выразительность при показе объекта зависят от квалификации экскурсовода.

Правильный отбор объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Желательно, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой экскурсионной темы должны быть свои объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

Если невозможно исключить тот или иной объект из экскурсии предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, здание Администрации города, Вознесенскую горку в городе Екатеринбурге), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, искусствоведческой и т.д.), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражения в экскурсиях на другую тематику. При показе таких объектов в рассказе должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

1. связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством определенного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования с целью эстетического показа;

2. известность объекта, его популярность среди населения, например, Храм-на-Крови в городе Екатеринбурге;

3. необычность, экзотичность объекта, его особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Экзотичность может быть природного характера (Например, заказник в Артинском районе является единственным такого рода в России). Необычность объекта может быть связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установления данного памятника (памятник В.И.Ленину на Площади 1905 года, сооружение Храма-на-крови), легендой или историческим событием (сооружение плотины для железоделательного завода).

Важно оценить выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Здесь важно для осмотра подобрать правильное расположение группы, нужное время суток, учесть влияние природных условий и времен года. Благодаря отсутствию заранее заданной определенности единиц визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений. Известно, что на визуальном уровне существуют предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. Изучив примеры А. Маслоу, можно то же самое сделать и в экскурсионном процессе. А. Маслоу смотрит на проблему еще шире, когда говорит, что нехватка красоты может быть патогенным фактором. "Чтобы доказать это положение, я предпринял ряд экспериментов, связанных с красивым и уродливым. Так, например, я предъявлял испытуемым фотографии обычных людей, снятых в неприглядной обстановке, и испытуемые склонны были описывать этих людей как психотиков, параноиков или преступников. Это говорит за то, что в уродливом окружении лица людей и, вероятно, самилюди будут казаться нам плохими, уродливыми, неприглядными.

Местонахождение объекта играет важную роль в процессе отбора его для показа. При отборе объектов должны учитываться расстояния от памятника до памятника, удобство подъезда к объекту, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта может происходить тогда, когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 часа, при этом экскурсанты воспринимают не более 15 - 20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы, так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, когда вся обзорная экскурсия построена на показе памятников скульптуры и монументов. Следует избегать построения однообразия зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, объектов природы.

В ходе подготовки экскурсии следует внимание изучать показу объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем, при его работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта объекта) на каждый из них. Данные карточки (паспорта) используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В паспорт объектов вносят следующие данные:

1. наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым объект известен у населения.

2. историческое событие с которым связан объект, дата события;

3. местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории объект расположен (город, поселок, промышленное предприятие, музей);

4. описание объекта (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5. источники сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания);

6. сохранность памятника;

7. на кого возложена охрана объекта;

8. в каких экскурсиях объект используется;

9. дата составления карточки и личные данные ее составителя.

В карточки на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи, в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), у геологических памятников следует отметить эпоху, в которую формировался данный объект, у объектов животного и растительного происхождения - класс, вид, экологическое взаимодействие.

Наличие паспортов объектов в экскурсионном бюро ускоряет подготовку новых экскурсионных тем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 7508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.37.129 (0.009 с.)