Общая характеристика исторической школы. Предшественники исторической школы (А. Мюллер, Ф. Лист). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика исторической школы. Предшественники исторической школы (А. Мюллер, Ф. Лист).



Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

В отличие от классиков, которые считали, что экономикой движут 2 фактора: человек и всё человечество, Фридрих Лист говорил, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность.

Германия первая половина XIX века

Камералистика + учения Смита + завоевания наполеона — отмена крепостного права— таможенный союз, защита руководящих кругов.

Реакция немецкой науки на идеи классической школы:

- экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, связанным с её географ, историей, культурой, менталитетом. Общие эк законы пр-ва, роста, обмена и распределения считали выдумкой. Френсис Лист

1798-1846 - предшественник исторической школы

Работы - «Национальная система политического экономического роста» - 4 книги:

1) «История» - ист. европ. наций; 2) «Теория» - теор основа его сис-мы; 3) «Системы» - расс-ся несколько сис-м ПЭ 4) «Политика» - проблемы эк политики. В центре исследования нацэкономика, и её связи со средой

- у каждой страны своя ПЭ —у Л подмена понятий ПЭ и эк политики

- критика смитовского принципа свободной commerce international

- принцип промышленного воспитания нации

- личные интересы, включая экономические второстепенны по отношению к нац-ым Богатство - полное и всестороннее развитие производительных сил нации (институты)

- ради нац интересов поколения должны жертвовать благополучием Акцент на развитии промышленности

-удержание внутреннего рынка важнее выхода на внешний— протекционизм

- гармонично развитые 3 сектора - с/х, пром-ть и внешняя торговля 5 стадий эк развития

Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. Например, в тот период в Германии существовало около сорока государств со своими закрытыми границами и огромными торговыми пошлинами. Это затрудняло торговлю, и следовательно, развитие экономической мысли в целом. Все же формирование экономической мысли в Германии в большей степени опиралось на труды Томаса Мальтуса.

Развитие исторической школы в Германии принято разбивать на три этапа:

1) 40—60-е гг. XIX в. Этот период известен в истории под названием «Старая историческая школа». Основными лидерами этого этапа являются Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд, Карл Книс;

2) 70—90-е гг. XIX в. Это второй этап, называется он «новая историческая школа». Основатели этого этапа — Луйо Брента- но, Густав Шмоллер, Карл Бюхера.

3) первую треть XX в. принято называть «новейшей исторической школой». Ее основные лидеры — Венер Зомбарт (1863— 1941), Макс Вебер (1864—1920), А. Шпитхоф. Наибольший вклад в становлении экономической мысли

в Германии определить практически невозможно. Одни считают, что существовали три этапа развития, и приписывают ценней-ший вклад в развитие экономики Рошеру, Гильдебранду, Кнису. Другие же полагают, что было всего два этапа, поэтому родона-чальниками и основоположниками следует считать Брентано, Шмоллера, Бюхера. К этой группе ученых относится также сам Шмоллер.

Эта школа внесла новые элементы в саму методологию политической экономии. Суть этих элементов можно изложить в нескольких пунктах:

1) опора на экономическое развитие страны в целом, учет влияния «человеческого фактора»;

2) понимание того, как взаимосвязаны экономические и неэкономические факторы;

3) понимание роли неклассовых критериев;

4) исследование того, как они влияют на общественную жизнь и развитие общества.

Представителей различных поколений главным образом объединяет одна мысль — критика классической школы по поводу того, что ее представителями все рассматривается лишь в теории, не оставляя места для присутствия «человеческого фактора».

Поскольку метод исторической школы был слишком нов для того времени, да к тому же совершенно не связан с уже сущест-вующими достижениями в экономической теории, то данное направление так и не смогло занять лидирующие позиции в эко-номике того времени. Это позволило бы наверстать упущения представителей классической школы. Такое стало возможно лишь в XIX—XX вв. Историческая школа возникла в XIX в. как одна из альтернатив классической школы.

Главные идеи представителей исторической школы взяты из трудов Адама Мюллера («Основы искусства управления государ-ством», 1809) и Фридриха Листа («Национальная система политической экономии», 1841). Главное, в чем единодушны все представители исторической школы, — классики слишком увлечены обобщением и абстрак-цией и совершенно не желают признавать никаких наблюдений и опыта из прошлого или настоящего.

Также представители исторической школы полагали, что экономические законы совершенно не похожи на природные (химические или физические). На основе таких размышлений они сделали вывод, что политическая экономия имеет универсальный характер, экономика зависит не только от экономических, но и от неэкономических факторов. К таким неэкономическим факторам можно отнести:

1) географическое положение, следовательно, климат;

2) особенности менталитета;

3) веру и ее особенности;

4) особенности исторического развития;

5) особенности культуры;

6) особенности психологии.

К представителям исторической школы Германии на начальном этапе можно отнести таких ученых, как Вильгельм Рошер (1817—1894), Бруно Гильдебранд (1812—1878), Карл Книс (1821—1894). Их учения опирались на собирание исторических фактов. Эта тенденция началась в 1840—1850-е гг. Позже этих троих ученых отнесли к «старой» исторической школе.

Вильям Рошер — профессор университета, составитель «Программы лекций по историческому методу». Он разделил на пять категорий сведения, которые касались доходов, собственности, кредита, цен, денег, рабства, свободы, разделения труда, роскоши, народонаселения. Также он выделил три этапа развития истории экономики: древний, средневековый и новый. Известен как автор трудов «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843), «Начало народного хозяйства» (в 4-х тт.; 1854, 1860, 1881, 1886).

Бруно Гильдебранд — наставник и учитель американского неоклассика Дж. Б. Кларка, автор «Политической экономии настоя-щего и будущего» (1848) и книги «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство» (1864).

Карл Густав Адольф Книс — автор «Политической экономии с точки зрения исторического метода» (1853). Он отрицал эконо-мическую науку вообще. Исторический метод Карла Книса в итоге был сведен к истории экономических мнений.

Немецкий экономист Фридрих Лист провозгласил Национальную экономику. Он рассматривает процесс образования богатства не вообще, а в конкретное время и месте. А именно в Германии, в то время когда писал. Лист не был поборником отсталого пережитого немецкого хозяйства. Выступал за индустриализацию Германии он сформулировал теорию развития производительных сил. Благосостояние нации определяется не количеством созданного товарного богатства, а степенью развития. Способность создавать богатство значительно важнее самого богатства. Решающая производительная сила - заводская промышленность. Лист считает производительным любой труд, прямо или косвенно способствующий созданию богатства. Потому производственные силы он включает в государственные институты вплоть до политики, систему образования, прессу и меняющие ход развития политические и экономические реформы. Предмет ПЭ Лист определяет как политику которой должна следовать наука, чтобы достигнуть прогресса в экономическом развитии. В центре внимания Листа национальная экономика в целом во взаимоотношении с окружающим миром. Более всего Лист нападает на принцип экономической свободы и в особенности не неограниченную международную торговлю. Лист не отвергает свободу международной торговли в принципе, он считает ее полезной для стран которые находятся на одинаковой стадии экономического развития. Здоровая и развитая нация должна иметь одинаково гармоничное развитые производительные силы в 3-х основных секторах: с.х., промышленность и внешняя торговля. Два последних фактора имеют наибольшее значение для развития культуры нации и ее независимости. Особенный упор Лист делает на развитии морского и сухопутного транспорта. Помимо этого следует развивать высшие разделы технических наук. В своем развитии нормальная нация проходит ряд стадий: 1. состояние дикости 2. пастушеская и земледельческая 3. земледельческо-промышленная 4. равномерное развитие всех 3-х сил. Несомненной заслугой является то, что он показал неравномерность развития стран в одну эпоху. Смит придавал этому большое значение и искал общие закономерности. Лист искал национальные различия. Идеи Листа пользовались в Германии большой популярностью, они сохранили свою актуальность и в наши дни, для развивающихся стран. Лист заключает следующие идеи: 1) Ассоциация - наиболее удобное средство увеличить силу человека и упростить его счастье 2) Ассоциация не может объять все человечество не угрожая при этом общей свободе 3) Определение нации или государства составляют небольшое звено между личной обособленностью и всемирным союзом 4) Независимость нации требует: - соединения в одном народе земледелия, промышленности и торговли, - устройство государства целой системы путей сообщения для коммерческих и военных нужд страны, - существование таких пошлин, которые покровительствуют отечественной промышленности, не задерживали ввоза сырья и позволяет состязаться с народами которые ушли вперед.

< К оглавлению


40. Старая историческая школа (В. Рошер, Б. Гильдебранд).

Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

В отличие от классиков, которые считали, что экономикой движут 2 фактора: человек и всё человечество, Фридрих Лист говорил, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность.

Начало 1843 - работа Вильгельма Рошара «Очерк ПЭ с т.з. исторического метода» 1848 - Бруно Гильдебрант «ПЭ настоящего будущего» 1853 Карл Книс «ПЭ с т.з. исторического метода» От Листа: - ПЭ как наука о нацхоз-ве с гегемонией гос-ва

- критика классиков

- стадии эк развития

Сами:

Исторический метод ПЭ по Рошару:

Показать чё думали народы по эк вопросам, чё хотели и чё добивались Не ограничиваться наблюдением современных эк отношений Исследование и сравнение эк процессов у всех народов (у древних тж) Не ругать и не хвалить эк учреждения

Понять почему целесообразное у одних становится лажей у других

Историческая школа возникла в XIX в. как одна из альтернатив классической школы.

Главные идеи представителей исторической школы взяты из трудов Адама Мюллера («Основы искусства управления государ-ством», 1809) и Фридриха Листа («Национальная система политической экономии», 1841). Главное, в чем единодушны все представители исторической школы, — классики слишком увлечены обобщением и абстрак-цией и совершенно не желают признавать никаких наблюдений и опыта из прошлого или настоящего.

Также представители исторической школы полагали, что экономические законы совершенно не похожи на природные (химические или физические). На основе таких размышлений они сделали вывод, что политическая экономия имеет универсальный характер, экономика зависит не только от экономических, но и от неэкономических факторов. К таким неэкономическим факторам можно отнести:

1) географическое положение, следовательно, климат;

2) особенности менталитета;

3) веру и ее особенности;

4) особенности исторического развития;

5) особенности культуры;

6) особенности психологии.

К представителям исторической школы Германии на начальном этапе можно отнести таких ученых, как Вильгельм Рошер (1817—1894), Бруно Гильдебранд (1812—1878), Карл Книс (1821—1894). Их учения опирались на собирание исторических фактов. Эта тенденция началась в 1840—1850-е гг. Позже этих троих ученых отнесли к «старой» исторической школе.

Вильям Рошер — профессор университета, составитель «Программы лекций по историческому методу». Он разделил на пять категорий сведения, которые касались доходов, собственности, кредита, цен, денег, рабства, свободы, разделения труда, роскоши, народонаселения. Также он выделил три этапа развития истории экономики: древний, средневековый и новый. Известен как автор трудов «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843), «Начало народного хозяйства» (в 4-х тт.; 1854, 1860, 1881, 1886).

Бруно Гильдебранд — наставник и учитель американского неоклассика Дж. Б. Кларка, автор «Политической экономии настоя-щего и будущего» (1848) и книги «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство» (1864).

Карл Густав Адольф Книс — автор «Политической экономии с точки зрения исторического метода» (1853). Он отрицал эконо-мическую науку вообще. Исторический метод Карла Книса в итоге был сведен к истории экономических мнений.

Общая характеристика исторической школы. В 1843г. в Германии выходит работа «Очерк ПЭ с точки зрения исторического метода» - Вильгельм Рошер. Именно с этого момента принято считать, что начинается историческая школа. Рошер определяет существующие особенности исторического метода ПЭ: 1) показать как и о чем думали народы по экономическим вопросам, чего они желали и чего добились 2) Исследовать и сравнить экономические явления и процессы у всех народов, особенно полезно и удобно изучать древние народы, чья история уже закончилась. 3) Не ругать и не хвалить экономические учреждения. Никогда не бывает, чтобы все они были полезны или вредны для разных народов. 4) Стараться выяснить как и почему целесообразное становится нелепым, а благодеяния оборачиваются бедствием. В 1848г. Гильдебран - «ПЭ». В книге Гильдебран резко критикует учение Смита, цель своего труда он определяет следующим образом: обратить в ПЭ в учение о законах хоз-го развития нации. Он противопоставлял абстрактному методу классиков имперические исследования, сбор статистической и исторической информации. Возлагал большие надежды на сравнительные методы изучения экономической истории различных наций. Им была предложена 3-х фазовая система развития человечества: 1. естественное или натуральное хозяйство (обмена нет, или он без денег) 2. денежное хозяйство (деньги становятся необходимым посредником обмена) 3. кредитное хозяйство (деньги перестают играть роль посредников, обмен совершается на основе кредита). Гильдебран видел особый порок предшествующий экономической науке в сведении поведения хоз-х субъектов к чисто эгоистическим поведениям. Анализируя учения Смита он писал о том, что классики совершенно игнорировали воздействие на экономическую жизнь морали, права, обычаев, политики, которые побуждали к альтруизму и преследованию интересов нации и своего государства. С точки зрения Книсса хозяйственный строй общества - это результат исторического развития. Теоретическое представление и хоз. строй тесно связаны с состоянием общественного организма в данное время. Они развиваются вместе с этим организмом и проходят ряд стадий. Ни одна из форм организации общества не является абсолютной и совершенной, все они закономерно сменяют друг друга. Что касается экономических категорий, то историческая школа не внесла ничего нового. За исключением Рошера никто не проявлял к ним никакого интереса. Рошер разделял в данной теории исторический подход. При этом Рошер применил к данной теории исторический фактор. По мере эволюции национальной экономики решающая роль переходит от одного фактора к другому, от природы к труду, от труда к капиталу. Не смотря на то, что представители исторической школы широко вводили в свои работы исторический и статистический материал, их работы сводились к описательности и полезности.

< К оглавлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.022 с.)