Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Лист, старая и новая историческая школаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенность предмета и метода. Лист: космополитической экономии противопоставил национальную экономию как задачу выяснений условий подъема нации на высшую ступень экономического развития «торгово-мануфактурно-земледельческое» состояние. Старая Школа: Предметом исследования историков стало «национальное хозяйство», историческое развитие нации, а главной чертой этой школы являлось использование исторического метода применительно к анализу экономических явлений и процессов. Новая школа: Молодая историческая школа поставила перед собой задачу создания «реалистической» экономической теории, объясняющей с помощью исторического метода организацию экономической жизни каждой нации. Критика классической политэкономии, Понятие производительных сил нации Листа Лист: называл ее «космополитической экономией». Указал на три недостатка теории Смита: 1) космополитизм, идею о существовании единых для всех стран универсальных экономических законов, не учитывающих национальную специфику; 2) индивидуализм - использование в экономическом анализе понятия «экономический человек» без учета всех общественных связей; 3) материализм - исследование только материальных факторов создания богатства. В противовес этим недостаткам Лист выдвигает понятие «производительные силы нации» - способность создавать богатство нации.1) здесь берется не индивидуальный, а национальный масштаб; 2) сюда включаются все сферы экономики; 3) помимо экономических сюда входят все общественные институты. Формирование производительных сил нации «является результатом взаимного действия интеллектуальных и материальных капиталов страны, капиталов сельского хозяйства, мануфактур и торговли». Старая школа: Гильдебранд: КПЭ – естественное учение о человеческом эгоизме. Они отвергали идею о естественных экономических законах, настаивая на «относительности» и изменичивости экономики, развитие которой идет параллельно с развитием народа. Помимо свободы выбор хозяйствующих субъектов на различие нац. Экономик, по мнению представителей старой исторической школы, влияют политические, правовые, этические, психологические факторы – национальный дух. Вывод: каждая нац. экономика должна изучаться своей нац. эконом. наукой. Этапы развития хозяйственных систем: 5 этапов: охотничий, пастушеский, аграрный, аграрно-промышленный, аграрно-промышленно-торговый. Отношение к политике экономического либерализма: критиковал экономический либерализм, и в частности концепцию фритредерства (свободы внешней торговли). Происходит навязывание всем странам экономической политики, нормальной и выгодной для Англии, которая была в то время лидером мировой экономики, но невыгодной менее развитым странам. Предлагает исторический подход и этапы развития. Для достижения высшей стадии экономике четвертой стадии необходима помощь со стороны государства, в первую очередь политика протекционизма. Основные представители старой и новой исторической школы Старая: Вильгель Рошер, Бруно Гильдебранд, Карл Книс. Новая: Густав Шмоллер, Луйо Брентано, Карл Брюхер. Спор о методе (Шмоллер-Менгер): Учение австрийской школы было обречено на столкновение с немецкой исторической школой, занимавшей ведущее положение в университетах Германии. Методология анализа этих двух направлений была противоположной. Это проявилось в ожесточенной полемике, развернувшейся между Менгером и Шмоллером, которая получила название «спора о методах». Шмоллер и историческая школа хотели видеть экономическую науку исторически конкретной, исследующей динамику институтов, междисциплинарной, основанной на эмпирических исследованиях, этически и практически ориентированной. Он выступал против методологического индивидуализма австрийцев, исходя из социальной природы человека. Австрийцы же отстаивали специализированную, абстрактную, базирующуюся на внеисторической рациональной логике и дедукции, из априорных предпосылок (таких, как максимизация благосостояния каждым индивидом). Спор фактически шел о соотношении двух типов экономических исследований. В краткоср. аспекте спор о методах на немецкой земле закончился победой исторической школы, в результате чего Германия оказалась на полвека закрытой для проникновения маржиналистских идей. В долгосрочном, исходя из дальнейшего развития экономической науки, ближе к истине в этом споре оказался все-таки Менгер. Катедер-социализм – теория государственного социализма, некий третий путь между концепцией «экономического либеризма» и марксистским социализмом. Речь шла о разработке законов, гарантирующих определенные права всем, но в первую очередь низшим членам общества (трудовое законодательство и т.п.), о развитии профсоюзного движения, создании системы социального страхования, развитии кооперации (потребительской, производственной, кредитной и др.), введении всеобщего начального образования и т.п. Обобщающей целью было достижение классового мира и эффективного функционирования экономики. На практике идеи «государственного социализма» разрабатывал созданный в 1872 г. «Союз социальной политики», объединивший ученых, политиков и бизнесменов, выступавших за разрешение социальных конфликтов путем реформ. «Союз» ставил проблемы, давал гранты на их исследования и доводил рекомендации исследователей до прессы и государственных органов.
Новейшая историческая школа Особенности предмета и метода Представители новейшей исторической школы уделяли больше внимания абстракции, стремясь сочетать ее с историческим подходом. Их теории имели тесные связи с активно развивающейся в то время социологией. Под влиянием современных им философов В. Виндель-банда, Г. Риккерта и В. Дильтея они относили экономическую науку к классу «понимающих» Такой подход к экономической науке трактовался ими как альтернативный и теоретическому, и эмпирическому. Основные представители Самым популярным представителем этой школы был Вернер Зомбарт (1863—1941), «Современный капитализм» (В нем он исследовал развитие экономики, выделяя докапиталистическую стадию, ранний, развитый и поздний капитализм, начинающийся с Первой мировой войны. Зомбарт дал прогноз о следующей стадии в книге «Будущее капитализма» (1932). Эта стадия получила у него название «организованный капитализм», основными чертами которого были государственное регулирование экономики и сочетание частной, коллективной (и государственной собственности. Понятие «экономической системы» В.Зомбарта После второго издания «Современного капитализма» — работы все-таки в основном описательной, Зомбарт перешел к разработке теоретического понятия «экономическая система», под которым он понимал «определенную организацию хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника Понятие «предпринимателя» В.Зомбарта Предприниматели-это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Зомбарт насчитал шесть основных типов капиталистических предпринимателей:разбойники,феодалы,государственные деятели,спекулянты,купцы и ремесленники. Как главные функции предпринимателя Зомбарт выделил: 1) организационные (умение подбирать и объединять людей и вещи в работоспособное целое); 2) торговые (искусство вести переговоры, за-" воевывать доверие, возбуждать желание покупки своего товара); 3) счетоводные (точное числовое исчисление затрат и результатов). Виды социальных действий М.Вебера Вебер выделяет четыре типа социального действия: целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения; ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности; традиционное — определяется традицией или привычкой; аффективное — определяется эмоциями; Понятие «идеального типа хозяйства» Предложенная Вебером концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы отношений от идеала. Это – метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели. Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. Анализ основ капиталистической системы Зомбарт полагал, что веберовский подход охватывает лишь одну сторону капитализма и капиталистического духа, которую сам Зомбарт называл буржуазным, мещанским духом и которая вносит в капиталистическую систему хозяйства такие добродетели, как трудолюбие, умеренность, расчетливость, верность договору. Но это как бы тыльная сторона капиталистического духа, а на переднем плане выступает энергия стремления к бесконечности, воли к власти, предприимчивости, бросившая людей на путь мятущегося себялюбия и самоопределения, вырвавшая их из мира традиционных отношений, построенных на родственных и общинных связях. Две стороны в единстве образуют душевное настроение, котороесоздало капитализм. Возводя истоки предпринимательства к стремлению завоевания себе мира, наслаждению полнотой жизни, Зомбарт указывал, что в сфере материальных стремлений завоевание равнозначно увеличению денежной суммы. Понятие «духа капитализма». Капитализм по Веберу - форма цивилизации, феномен культуры, где господствуют рациональный образ жизни, мыслей, чувств, денежная мотивация и рациональная хозяйственная этика. Капитализм как феномен культуры оформился благодаря совпадению в одном месте и в одно время различных факторов исторического развития, прежде всего рациональной науки, рационального права и рационального способа производства, а также соответствующей им религии — протестантизма, создавшего духовно-мировоззренческие предпосылки капиталистического общества,т.е, «дух капитализма» 7. Развитие институционализма Противостояние промышленного и финансового сектора Основное противоречие капитализма Веблен рассматривал как противоречие между производством и бизнесом. На промышленной стадии развития, которой достигло общество, материальные интересы подчинены интересам получения прибыли. Производство создаст полезные для общества блага, бизнес заинтересован только в выгоде. Это противоречие, подробно исследованное, основоположником институционализма, получило название дихотомии Веблена.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.195.229 (0.013 с.) |