Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы политики меркантилизма в России.

Поиск

Меркантилизм (с итал. - «торговец») - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счёт осуществления активного торгового баланса (превышение экспорта над импортом товаров).

Иными словами, концепция меркантилизма - это система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI — XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т. д.

Меркантилисты на протяжении трех столетий придерживались следующих общих принципов научного мировоззрения:

1) Золото и сокровища являются выражением богатства

2) Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья

3) Протекционистские тарифы на импортные товары

4) Поощрение экспорта

5) Рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы (поддержание предложения рабочей силы)

6) Обеспечение притока в страну золота и серебра

7) Недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций

► В России меркантилизм зародился немного позже, как, впрочем, и все другие направления в науке. Если в Европе он стал формироваться в середине XVI в., то в России это направление экономической мысли возникло лишь в середине XVII - XVIII вв. Этому способствовало более длительное существование натурального хозяйства. Натуральное хозяйство существовало в России столь долго потому, что лишь здесь сохранилось крепостное право.

На Руси каждый помещик старался сам с помощью своих крепостных производить все необходимое для своего личного потребления. Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепостило крестьян. Для этих целей были увеличены барщина и оброк. Это не позволяло торговле развиваться так быстро, как в Европе. К тому же до преобразований Петра Великого Россия не имела ни столь мощного флота, который можно было бы использовать в торговых целях, ни испытанных морских путей для сбыта товаров за границу. Но, несмотря на все это, в XVII в. все же началось формирование всероссийского рынка. Многие предприимчивые люди (купцы) смогли добиться увеличения своего капитала. Стали появляться первые мануфактурные производства, расширяется круг товаров, который можно было бы продавать в европейские страны. Эта идея показалась выгодной как правительству, так и дворянам. Дворяне посчитали, что, возможно, древесный уголь будет одним из таких товаров, поэтому стали выжигать свои леса.

Политика меркантилизма сложилась в России в XVII в. и повсеместно внедрялась Петром I. Меркантилизм заключался в активном протекционизме - в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и, конечно, - в защите внутреннего рынка, установления высоких таможенных пошлин на ввозимые товары. Одновременно в угоду политическим интересам правительство могло отменять торговые пошлины. Так, еще в 1668 начались переговоры о свободной торговле с Францией. В 1712, уже в царствование Петра I, вышел указ об учреждении торгово- промышленных компаний, дополненный указом 1718 года о правилах торговли в Санкт-Петербурге. Для защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаров, в 1724 был принят Таможенный устав. В результате такой политики в промышленности были достигнуты определённые успехи - при Петре I прекратился ввоз в Россию оружия из Европы, с 1722 страна сама начинает экспортировать железо. К 1726 импорт товаров был вдвое ниже, чем экспорт.

В период развития меркантилизма в России стали известны такие имена, как Афанасий Ордин-Нащокин (1605 - 1680), Юрий Крижанич (1618-1663).

Особое значение Ордин-Нащокин придавал развитию торговли, которую считал важнейшим источником доходов государства и одним из способов увеличения народного благосостояния. Он выступал за свободную торговлю, направленную против привилегий, предоставляемых иностранным купцам, откупщикам и пр., которые сдерживали торговую деятельность отечественных купцов.

С его именем связывают разработку Новоторгового устава 1667 г. который определил дальнейшее направление внешнеторговой политики и внес существенный вклад в разработку торгового законодательства России. Во введении к уставу Ордин-Нащокин призывал русских купцов к созданию торговых компаний, чтобы устанавливать твердые и высокие цены на русские товары, конкурировать с иностранными купцами. Новоторговый устав включал вопросы организации таможенного обложения, а также статьи, регулирующие иностранную торговлю.

Фактически Ордин-Нащокин сформулировал основы таможенного протекционизма. Так, по уставу иностранные купцы должны были уплачивать таможенные пошлины только иностранной валютой, что способствовало привлечению в государственную казну иностранного серебра. Иностранцы были стеснены в выборе контрагентов (запрещалось торговать друг с другом, а нарушение каралось конфискацией товаров), запрещались для них розничная торговля, беспошлинная торговля между собой. В Новоторговом уставе формулировались принципы финансовой политики. В нем была установлена строгая регламентация торговли и контроля над ввозом и вывозом золота и серебра с целью обеспечения активного денежного баланса. Ордин- Нащокин попытался организовать систему кредитования торговли, в частности, предлагал создать «земскую избу», выполняющую функции своеобразного банка.

Юрий Крижанич (1617- 1683 гг.), хорват по национальности, призывал к ограничению торговли иностранных купцов, организации государственной торговли, предоставлению купцам займов без взимания процентов, предотвращению вывоза промышленного сырья.

Крижанич выступал против свободной торговли для иностранных купцов, которые скупают по дешевке русские товары, увозят их «от нашего пота, кормятся и богатеют». Чтобы защитить и развить русскую торговлю, Крижанич предлагал радикальное средство — царскую монополию на внешнюю торговлю. Тогда «всему народу будет общая польза», окажется возможным посредничество между восточной торговлей (с Персией, Турцией) и западной. Он рекомендовал создание «торговищ» на Дону, в Путивле и т. д.

Главную задачу Крижанич усматривал в том, чтобы нужные России товары не вывозились за рубеж, а на ее территорию ввозились только необходимые ей продукты и изделия. Для поощрения русских купцов он рекомендовал выдавать беспроцентные ссуды. Крижанич высоко ценил мастеров, умеющих выплавлять металлы и изготовлять из них разные вещи (в том числе оружие), а богатым признавал государство, имеющее золотые, серебряные и другие рудники.

> Взгляды И.Т.Посошкова: см. вопрос 17.

< К оглавлению


Меркантилизм (с итал. - «торговец») - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счёт осуществления активного торгового баланса (превышение экспорта над импортом товаров).

Иными словами, концепция меркантилизма - это система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI — XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т. д.

Меркантилисты на протяжении трех столетий придерживались следующих общих принципов научного мировоззрения:

1) Золото и сокровища являются выражением богатства

2) Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья

3) Протекционистские тарифы на импортные товары

4) Поощрение экспорта

5) Рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы (поддержание предложения рабочей силы)

6) Обеспечение притока в страну золота и серебра

7) Недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций

► Завершение петровской эпохи реформаторства было отмечено появлением «Книги о скудости и богатстве» (1724) «купецкого человека» Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726). Его экономическая книга предназначалось для Петра I, но, на беду сочинителя, царь умер в январе 1725 г., а через полгода Посошков был заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724) очень напоминает название вышедшей значительно позже работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). И это сходство не только внешнее. Обе работы рассматривают главные проблемы политической экономии: сущность и формы богатства нации, механизмы его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически представляет у него разницу между ценой и издержками производства. Книга пронизана глубоким патриотизмом, заботой о благополучии Родины, большой любовью к своему народу и верой в его великое будущее.

Посошков считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Задачей экономической политики государства Посошков ставил "всенародное обогащение". Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому".

Рост народного богатства выгоден и народу, и государству. Для достижения богатства, считает Посошков, необходимо: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем. Посошков выступает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные принципы их эксплуатации. Большое внимание он уделяет развитию русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных и других заводов на средства государства и передаче их затем в частные руки. Посошков также предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства.


Много места в своем сочинении Посошков отводит вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий - купечеству. "Торг - дело великое! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может", - писал Посошков. При этом он был сторонником раздачи купцам прав на торговые монополии. Он отрицательно относился к системе внутренних пошлин, сильно стеснявших товарооборот.

В русле меркантилистских идей Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности концепции "торгового баланса". В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит, богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег.

Трактуя деньги, Посошков развивал номиналистическую концепцию (что близко традициям классической политической экономии), полагая, что их курс определяется лишь царским штампом. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли, безусловно, деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну, и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд.

Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России, и без чего обойтись совершенно невозможно. В целях поощрения собственного производства Посошков предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.

Посошков подверг резкой критике ничем не ограниченную эксплуатацию крестьян помещиками, за что и был заключен в тюрьму. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками, определить законом размер крестьянских повинностей, существенно понизив их. Он писал о "правде" как необходимой предпосылке возможности устранения скудости и умножения богатства в стране. В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей. К этому добавляются предложения о размежевании крестьянских и помещичьих земель, снижении податей, установлении равного суда для всех сословий и т.д.

Таким образом, в своей книге Посошков сумел понять основные проблемы и задачи России, определить пути их решения. Он был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов.

< Назад к вопросу 16

< К оглавлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.180 (0.008 с.)