Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранний меркантилизм (XVI—XVII вв. )↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Билет №1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Любое экономическое действие – это коммуникация!
2. Предмет экономической теории: - Согласно Адаму Смиту, предметом экономики является создание и использование материальных благ. Однако это не исчерпывающая позиция, т.к. мир не только материальный, но и духовный. - Предметом экономической теории так же является изучение процессов производства, распределения, обмена и потребления товаров. - Один из главных – системный подход. Журналистская проблематика вопроса – Любой сбой в экономических коммуникация является предметом журналистского интереса, журналистской сенсации.
КСЕНОФОНТ: (444 до н.э.- 356 до н.Э.)
1)Разделение труда на умственный и физический, людей соответственно на свободных и рабов – имеет естественное происхождение; 2)Естественным является преимущественное развитие сельского хозяйства, по сравнению с ремеслом и торговлей; 3)Производственно может выполняться наиболее простая работа, а упрощение трудных операций можно добиться с помощью разделения труда; 4)Всякому товару присущи полезные свойства (потребительская стоимость) и способность обмениваться с другими товарами (меновая стоимость); 5)Степень разделения труда обусловлена размерами рынка; 6)Деньги изобретены для того, чтобы с их помощью осуществлять обращение товаров и накопление, но ни как ростовщических операций. * Ксенофонт так же написал «Воспоминания о Сократе». Его главное историческое произведение – «Анабасис» (отступление после битвы при Кунаксе) Ксенофонт делит экономику на области: - Труд что означает разделение труда.
Билет № 2 Определения терминов и понятий Хрематистика – это искусство делать деньги. Аристотель иронизировал над людьми, которые умеют деньги делать. Он считал, что это – люди второго сорта, а главное – работа. Идея вылилась в науку, которая занимается товарно-денежными отношениями. Аристотель третировал хрематизм, хотя считается первым, выделевшим товарно-денежные отношения. Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг средневековых университетов, представляющая собой синтез католического богословия и логики Аристотеля. Направление не оставило никакого серьёзного следа в экономической науке. Позже начали называть схоластикой беспредметные споры. Физиократия – французская школа экономистов второй половины XVIII в. (в пер. – господство природы) термин введён в действие Адамом Смитом. Основоположник теории – Франсуа Кёне, последователь - Жак Тюрго. Физиократы считали богатством не деньги, а земли. С их точки зрения, основным богатством нации являлось не промышленное, а сельскохозяйственное производство. В своём произведении Кёне «Экономическая таблица» разделяет общество на: ● производительный класс землевладельцев ● класс земельных собственников ● бесплодный класс. ● Кёне считал, что между классами существуют определённые отношения, и в эти отношения не должно вмешиваться государство. Физиократы настаивали на том, чтобы гос-во не вмешивалось в экономику. Создание закона, четко регулирующего вмешательство гос-ва. ● Физиократы в рамках своей теории создали физическую основу для экономического моделирования. ● Эта теория на короткое время стала государственной политикой Франции. ● Именно отмена реформ Тюрго послужила одной из причин возникновения великой французской революции. Меркантилизм (от итал. mercante- торговец) богатство общества усматривал в накоплении денег. По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост денег самоочевиден: товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются по более высоким. Термин ввёл Адам Смит. Последователи: Уильям Стаффорд, Томас Ман, Монкретьен, Джон Лоу. Меркантилизм постепенно трансформировал образ героя времени. Если до меркантилизма героем являлся завоеватель, то теперь героем стал тот, кто создал свой капитал. Задачу экономической теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятных условий для внешней торговли государство должно вмешиваться в экономику - покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Понятие «нация» возникло благодаря меркантилизму Меркантилизм определил роль первого лица государства как менеджера, управляющего. Ранний и поздний меркантилизм. Централизация. Создание наций и государств – регулярная армия, создание систем пополнения государственных работников, толчок к созданию систем налогового обложения. Поздний меркантилизм – соединение торгового баланса с хозяйственными соображениями. Меркантилистская политика создаёт хорошие условия для экспорта.
Маржинализм (Margo - в пер. с французского –край, предельный доход) Английская политика фритредерства могла привести к разорению всей остальной Европы. Французы хотели вывести теорию, которая могла бы противостоять политике фритредерства. Представители маржинальной школы исходили из того, что ценность товара устанавливается не в производстве, а в процессе обмена. Товар стоит столько, сколько за него готов дать покупатель. Цена товара зависит от субъективных, психологических особенностей восприятия товара покупателем. Принцип снижающейся предельной полезности (пример с обувью) Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Основатели: К.Менгер, У.С.Джевонс, Л.Вальрас. Последователи - Джон Кларк, Парето Закон Парето, или Принцип Парето, или принцип 20/80 — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий (клиентов) дают 80 % результата (выручки фирмы), а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата».
Классическая школа политической экономии: основоположники, ключевые положения. Журналистская проблематика вопроса. Классик – первое экономическое учение, которое оказало влияние на другие, XVII – зарождение, XVIII – XIX – развитие теории. Классическая политическая экономия по-своему доказала научную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации создается, считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства. Классическая политическая экономия теоретически изучает все сферы экономики - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного описания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов развития экономики. Для этого углубленно исследуются экономические отношения между социальными группами, классами общества. Своего расцвета классическая политэкономия достигла в Англии в XVII-XVIII вв. Ее родоначальниками были Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Они основали трудовую теорию стоимости, показав, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящих товары. Основатели классической школы рассматривали экономическую науку как науку о богатстве и способах его увеличения. Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства, высказал У. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитое изречение: “Природа - мать, а труд - отец богатства”. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А. Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стала преподаваться в высших учебных заведениях. В главном труде - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) - он обосновал “естественный порядок” в экономической жизни. Фундаментальный вывод – народ, чем богаче, тем больше потребляет. Адам Смит вводит такие термины, как производительность труда, производительный и непроизводительный класс. Адам Смит развивает идею Аристотеля. Аристотель писал: В процессе торговли выигрывает либо продавец, либо покупатель. Адам Смит утверждал, что при грамотно организованной экономике обмен одинаково выгоден и продавцу, и покупателю. Выдвинул тезис: за всё платит конечный потребитель. Адам Смит ввёл такой термин, как невидимая рука рынка. Он считал, что экономика регулирует сама себя, государство не должно вмешиваться в экономику.
Томас Мальтус в труде «Закон о народонаселении»проанализировал такой сложный объект, как народонаселение. Впервые написал о демографической проблеме как таковой. Впервые использовал статистику, выделил противоречие между инстинктом продления рода и ограниченностью ресурсов. Человеческое население растёт в геометрической прогрессии, а природные ресурсы – в арифметической. Закон убывающего плодородия земли
Давид Рикардо не получил системного образования, но был прекрасным практиком – биржевиком. 1817 г. – «Начала политической экономии и налогового обложения» (до него не знали о налогах). Разработал законченную теорию о формах земельной ренты, выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению. Фритредерство (free trade) – направление в эконом. теории, провозглашающее свободу торговли и невмешательство гос-ва в предпринимательскую сферу. А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают предприниматели. Джон Стюарт Милль получил потрясающее системное образование, член парламента, Первые свои работы по экономике опубликовал в 16 лет. Он был и теоретиком и практиком. В 1848 г написал книгу «Принципы политической экономии».
В XIX веке вокруг теории классик сложилась парадоксальная ситуация. Зачитывались ею все, всем она нравилась, но её невозможно было применить на практике. Появились ответвления. Капитализм – экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем порядке и равенстве и свободе предпринимательства. Накопление капитала в руках немногих, поляризация богатства, бедственное положение пролетариев. Эти вещи вызвали тотальную критику капитализма как системы. Появилось несколько утопических общественно-политических систем. Призывали к принципам коллективизма, справедливости, равенства, братства. Взгляды социалистов-утопистов не опирались на какие-либо научные теории. Это был труд литературный. Томас Мор – Утопия. В этой стране нет частной собственности, производство общее, труд – всеобщая обязанность, распределение по потребностям. Монах-доминиканец Томато Кампанелла “Город солнца”. Чудо-город, в нём живут люди без семей, без частной собственности, но у них есть деньги. Детей воспитывает государство. Обязательный труд длится 4 часа в день, наука процветает. Утопист Габриэль Гарле Марли. Жан-Жак Руссо. Настаивал на насильственном устранении несправедливости. “Родовое право слабого – устранить сильного”. Ценсимон, Шарль Пурье, Роберт Оуэлл – все они писали об идеальном обществе. Сен Симон – индустриализм, Фурье – гармония, Оуэлл – коммунизм. К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) взял на себя труд привести утопические идеи в порядок, в своем главном экономическом труде “Капитал”, которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости.
Развивают - Энгельс => Ленин => Сталин
Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) - древнегреческий философ. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. труды «Политика» и «Этика», «Риторика» и «Поэтика»
Термин этика принадлежит Аристотелю. Впервые исследует экономические процессы, как абстрактные, считает экономическим идеалом замкнутые экономические системы, где работают рабы. Богатство Аристотель трактует как совокупность продуктов и изделий произведённую в этих хозяйствах. Считает, что достижение богатства – это захват новых территорий и захват новых рабов. По Аристотелю экономика – это наука о правилах рационального управления хоз-вом и рабами. Аристотель предложил новое направление – хрематистику. Аристотель насмехался над людьми, которые умеют делать деньги. Он считал, что это – люди второго сорта, а главное – работа. Аристотель третировал хрематизм, хотя считается первым, выделившим товарно-денежные отношения.
Билет 3. 1. Монетаризм -направление экономической мысли, ставящее во главу угла в изучении экономических процессов влияние денег (“денежного сектора экономики”) на течение этих процессов. Кейнсианство - макроэкономическая теория, автором которой является всемирно известный ученый-экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов, основывается на следующих положениях: а) уровень занятости определяется объемом производства; б) общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных средств, Так как часть этих средств откладывается в виде сбережений; в) объем производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала; г) при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми. Институционализм - Его сторонники рассматривают капиталистическую экономику как неравновесную систему, все основные структуры которой подвержены постоянным структурным изменениям. Центральной категорией учения институционализма являются "экономические институты" под которыми понимаются феномены хозяйственной жизни, связи и отношения, которые носят устойчивый характер, т.е. являются "обычаями ". Приобретая авторитет в обществе они закрепляются в форме "институтов", образующих основу общества. К ним относятся: частная собственность, государство, семья, профсоюзы, конкуренция, монополии и т.п. Система институтов в их совокупности образует определенный тип цивилизации Потребности – нужды людей, которые приняли форму необходимости. Безграничные индивидуальные желания, потребности соц группы, коллектива, государства. Ресурсы - источники и средства обеспечения производства, состоящие в том числе из природных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. 2. Пока нет 3. А. Смит - шотландский экономист и философ, видный представитель классической буржуазной политической экономии. шотландский экономист и философ, видный представитель классической буржуазной политической экономии. С. подверг критике теорию и практику меркантилизма, феодальные институты и пережитки, тормозящие развитие капитализма. Признавая своекорыстный интерес основным мотивом хозяйственной деятельности, "естественным порядком" в области экономической жизни считал свободную конкуренцию, господство частной собственности, ограничение всякого рода монополий, свободу торговли, невмешательство государства в экономику. Антиисторизм теоретических представлений С. выражал практические интересы промышленной буржуазии. Противоречие в методологии С. между анализом внутренних сущности явлений и некритическим фиксированием их эмпирической видимости находит отражение в том, что в его экономической системе наряду с научными положениями содержатся вульгарные взгляды. Заслуга С. — разработка важнейших категорий трудовой теории стоимости. Он признавал труд субстанцией стоимости, отстаивал товарную природу денет, различал меновую и потребительскую стоимость, приблизился к пониманию двойственного характера труда, воплощённого в товаре. Непоследовательность С. проявилась в том, что стоимость он определял не только трудом, затраченным на производство товара, но и т. н. покупаемым трудом. "Исследование о природе и причинах богатства народов", изданная в 1776г. В этом труде, состоящем из пяти частей, он изложил свою систему экономических взглядов. Билет 4 1. Экономика как хозяйственная система - 1). деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2). наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности. Потребности – нужды людей, которые приняли форму необходимости. Безграничные индивидуальные желания, потребности соц группы, коллектива, государства. Блага – средства удовлетворения человеческих потребностей. То, что имеет свойства полезности. Производство – процесс активного преобразования природных ресурсов с целью создания необходимых благ. Производственные возможности общества. Есть кривая произв возм общества. Товар – любой экономический продукт, поступающий после производства на рынок. Работа- трудовая деятельность, существование которой рассматривается как результат. Услуги – один из способов работы, в результате которой меняется качество уже существующих вещей. Постоянный рост потребностей, ограниченность производственных ресурсов. 2. Экономические отношения – производственные отношения. Возникают по поводу производственных сил общества. Только соответствие отношений и сил общества приводит к хорошей жизни. Работает только сбалансированная система. Центрально место принадлежит собственности. Собственность характеризует отношение человека к своей или чужой вещи. Это первый0 мотив, с помощью которого возникает собственность. Отношения к собственности закреплены законами. Собственность – прежде всего, отношения между людьми. Субъект собственности – человек, собственник, он активен. Объект – пассивная сторона отношений. Собственники имеют право владения, пользования, распоряжения или присвоения собственности. Владение дает экономическую власть над другими. Может быть активным и пассивным. Можно владеть, но не пользоваться, поэтому важно право пользования. Права владения и пользования переходят в право распоряжения. А началом всех этих прав является право присвоения. В процессе присвоения вещь становится собственностью. После получении собств во владение происходит ее присвоение. Связь между владением, пользованием и распоряжением порождает ответственность за состояние, сохранение и использование объекта. 3. К. Маркс - (5.5.1818, Трир, — 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение М. раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира. В личности М. слились черты гениального мыслителя, осуществившего революционный переворот в общественных науках, и несгибаемого революционного борца, способствовавшего превращению рабочего движения в могучую силу общественного прогресса. Важной сферой он считал экономику— сферу материального производства. Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами. Во-первых, это класс, обладающий собственностью на средства производства, и занимающий в обществе господствующее положение. Во-вторых, класс, не имеющий собственность. КАПИТАЛ - главный труд К. Маркса, бессмертное произведение, совершившее полный переворот во взглядах на человеческое общество и поставившее социализм на научную основу. Маркс своим «Капиталом» неопровержимо обосновал положение о том, что капиталистические общественные отношения представляют собой преходящую, историческую форму общественного производства. Эта форма с естественной закономерностью возникает на определённой ступени общественного развития, но с такой же закономерностью должна погибнуть в огне пролетарской революции, уступив своё место новым, более прогрессивным формам общественной жизни. Критики капитализма — утопические социалисты, мечтая избавить человечество от капиталистического гнёта, изобретали фантастические схемы и рецепты.
Билет №5 Определения терминов и понятий (по ходу повторение вопроса билета №3) 1) Люди. Человек – центральная фигура экономики. Люди – цель экономики и её созидательное начало. В этом близка с журналистикой.
Экономика родилась вместе с трудом, как целесообразным действием, проявляемым в введении хозяйства. Люди – средство экономики. Человек в экономике выступает в трёх очень важных ипостасях – человек-управленец. Обрабатывает информацию на основе экономических решений. Принимает управленческие решения, менеджмент.
Человек-производитель. Тот, который работает в рамках принятых экономических решений. Производит услуги и блага.
Человек-потребитель. Тот, который потребляет продукты экономической деятельности.
2) Природные богатства. Природа – среда обитания людей, огромный клад, из которого экономика черпает ресурсы. Ресурсы: - Земля - Ископаемые богатства (полезные ископаемые). Но бесполезное становится полезным. К примеру, пресная вода. - Водная и воздушная среда. - Флора и фауна. - Солнечное тепло и свет. Влияет на все процессы. Энергетика. Набирает мощную силу. 3) Искусственная природа -всё, что создано человеком, возникло в результате деятельности человека, средства производства. Станки, машины, другие средства производства, на которых изготавливаются новые продукты.
4) Предметы потребления. Продукты питания, одежда, обувь, жилье, товары культурно-бытового назначения. Товары хозяйственного обихода. Комплекс потребительских услуг. Духовные ценности. Всё то, что направлено на непосредственное удовлетворение личных потребностей людей. 5) Инфраструктура – совокупность объектов, систем, обеспечивающих функционирование производства и условий жизнедеятельности людей.
Разделение условно. Двойственная природа инфраструктуры.
6) Информация. Знания, полученные руководителями и работниками в результате общего образования; применяемые в производстве результаты научных исследований; знания оперативного и стратегического характера, влияющая на конъектуру отрасли и рынка; информация потребительского характера, используемая людьми в процессе жизнедеятельности.
Существенную часть информации потребительского характера потребители получают от журналистов. Таким образом, журналистика становится своеобразным элементом экономики, влияющим на результаты работы и на принятие стратегически важных решений
Факторы производства, их виды, формы. Журналистская проблематика вопроса. Факторы производства — те ресурсы, которые вовлечены в производство. *Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. *Средства производства делятся на средства труда и предметы труда. Средства труда (машины, станки, здания, дороги) переносят свою стоимость на конечный продукт по частям, в течение нескольких кругооборотов, но они функционируют целиком в каждом производственном цикле. Оборот закончился, когда полностью возмещена стоимость средства производства. Предметы труда (сырье, топливо, электроэнергия, вода) переносят свою стоимость на готовую продукцию сразу, за один кругооборот. *Средства труда -к ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага. В их состав входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.). *Природные ресурсы: земля, сырье и т.д Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. *Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. *Информация – знания, применяемые в производстве результаты научных исследований; знания оперативного и стратегического характера, влияющая на конъектуру отрасли и рынка. *Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства. *Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: § организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; § принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; § рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; § быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Ментальность по отношению к предпринимательству. Выяснено, что к предпринимательству способно только 3% населения. Во всём мире признано, что доход, получаемый в результате предпринимательской деятельности – это премия за риск. В России же к предпринимателям относятся крайне негативно. Предпринимательский класс в России задавлен, чтобы там не говорил «МедПут». Задача журналистики – поддерживать предпринимательский класс - ежу понятно для чего (по ходу это и есть журналистская проблематика). *Время - один из важнейших факторов производства. Время – это множитель. Может умножить на ноль любое производства. К=Дельта*t, где К – капитал, t – свободное время. Если у вас нет свободного времени, то капитал равен нулю. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход: § рента (земля.); § процент (капитал); § заработная плата (труд); § прибыль (предпринимательская способность). Немецкий экономист и философ XIX в. Карл Маркс выделял личный и вещественный факторы производства, при этом в качестве личного фактора выступает сам человек, как носитель рабочей силы, а под вещественным фактором производства подразумеваются средства производства, которые в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда. По К. Марксу совокупность факторов производства выступают как производительные силы, которые неразрывно связаны с производственными отношениями. Одни характеризуют материально-вещественную содержание процесса общественного производства, а другие его исторически определенную форму. Эволюционируя, каждая ступень развития производительных сил, характеризуемая типом производственных отношений, составляет уникальный способ производства. Немарксистские экономические теоретики не согласны с положением К. Маркса о том, что новая стоимость создается только наёмными рабочими, а считают, что в ее создании принимают равное участие все факторы производства. Так, Альфред Маршалл писал: "капитал вообще и труд вообще взаимодействуют в производстве национального дивиденда и получают из него свои доходы соответственно в меру своей (предельной) производительности. Их взаимная зависимость самая тесная; капитал без труда мертв; рабочий без помощи своего собственного или чьего-либо другого капитала проживет недолго. Когда труд энергичен, капитал пожинает богатые плоды и быстро возрастает; благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильем во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиком и ткачом; небольшой приоритет на стороне прядильщика, но это не дает ему никакого преимущества. Процветание каждого из них теснейшим образом связано с силой и энергией другого, хотя каждый из них может выгадать себе временно, а то и постоянно, за счет другого, несколько большую долю национального дивиденда". + дополнительно Общий продукт факторов производства - то количество продукции, которое произведено определенным количеством этого фактора. Средний продукт факторов производства - то количество продукции, которое приходится на единицу фактора в среднем. Предельный продукт факторов производства - тот прирост совокупного продукта, который получим за счет прироста единицы данного фактора. Закон убывающей отдачи ресурсов: начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающий добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса (выполняется на практике, но теоретически никто не обосновал, так что разбираем на примере). Если у нас было 10 рабочих, и мы увеличили их количество, а все остальные факторы оставим неизменными, то предельный продукт сначала будет расти, но, дойдя до определенной точки, начнет снижаться. Это говорит о том, что в производстве должны соблюдаться реальные пропорции между факторами производства. Закон действует только при неизменном научно-техническом прогрессе и только в краткосрочном периоде деятельности фирмы (период, в течение которого ни один фактор изменить нельзя, можно только более эффективно использовать уже имеющие производственные ресурсы).
Абрахам Маслоу (1908 — 1970) Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик. — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Основные труды § «Мотивация и личность» § «Новые рубежи человеческой природы» § «Пиковые переживания» § «Психология бытия» Идеи об иерархии потребностей изложены наиболее подробно в книге «Мотивация и личность»
Иерархия потребностей Маслоу (“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность. Однако Маслоу считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.014 с.) |