Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Марксистско - ленинское учение о всестороннем развитии личности.
Похожие статьи вашей тематики
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые связали вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества и научно доказали, что всестороннее развитие человека является объективной необходимостью строительства коммунизма. Проведя глубокий анализ закономерностей развития производительных сил общества, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что общественное разделение труда привело к односторонности развития человека и в конечном итоге породило классы эксплуататоров и эксплуатируемых. В обществе с антагонистическими классами появились и разные цели воспитания. С особой силой это проявилось в буржуазном обществе. Если раньше ремесленник выполнял весь комплекс операций, необходимых для выпуска какого-либо законченного изделия, т. е. его труд был насыщен и определенным интеллектуальным содержанием, требующим напряжения мысли и проявления творческих начал, то рабочий в условиях капиталистического производства, по существу, является придатком машины, лишенным возможности сделать что-либо самостоятельно, занятым отупляющим по своей монотонности трудом. «Пожизненная специальность - управлять частичным орудием,- писал К. Маркс,- превращается в пожизненную специальность - служить частичной машине». Развивая эту мысль, Ф. Энгельс писал: «Вместе с разделением труда разделяется и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда...». Показывая всю пагубность участия детей в таком труде, К. Маркс отмечал, что «большая часть детей, занятых на современных фабриках и мануфактурах... целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике». К. Маркс и Ф. Энгельс показали также, что в развитии современного машинного производства наблюдается две тенденции. Первой из них является все более узкая специализация производства, проявляющаяся в дроблении его отраслей и производственных операций. Вторая тенденция связана с тем, что постепенно самые разнородные по своей природе производства приобретают определенную общность, которая создаётся едиными научными принципами, лежащими в основе технологических процессов и операций, совершаемых машинами. Понимание основ этой общности дает возможность человеку быстро осваивать постоянно осуществляемые технические нововведения. Однако такое понимание научных основ производства может быть обеспечено лишь соответствующим широким образованием. Оно недоступно едва обученному грамоте рабочему, обреченному в процессе труда выполнять лишь однообразные, узкоспециализированные действия. Рисуя картину будущего общества, построенного на новых, справедливых началах, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что материальной основой социализма и коммунизма должна стать высокоразвитая в научно-техническом отношении производственная база, а отношения между участниками производства должны строиться на принципах свободы, равноправия, предоставления каждому возможности выбора сферы труда и приложения своих разносторонне развитых способностей. Чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на необходимую высоту, «недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства». Выдвигая идею необходимости для человека всестороннего развития, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали высокогуманный характер такой цели и указывали, что каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей. Но только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности». К. Маркс и Ф. Энгельс связывали великую цель построения коммунизма с осуществлением мечты о раскрытии всего богатства человеческой природы и творческих дарований каждого человека. Сам процесс разделения труда они не считали противоречащим интересам рабочих. Признавая его неизбежность, закономерность и объективную необходимость, основатели научного коммунизма говорили лишь об исчезновении разделения труда в таком его виде, когда в его основе лежит эксплуатация человека человеком. Эта мысль неоднократно подчеркивалась и развивалась ими в ряде работ, где указывались пути осуществления всестороннего развития человека. Так, в «Принципах коммунизма» подчеркивалось, что такое развитие человеческих способностей будет обеспечено путем «устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней...». Чрезвычайно важным является положение о революционном преобразовании общества как основном условии осуществления идеи свободного, всестороннего развития человека. Революция необходима, писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества». Впервые в истории прогрессивной философской и педагогической мысли К. Марксом и Ф. Энгельсом было научно доказано, что всестороннее гармоничное развитие людей является объективной необходимостью строительства коммунистического общества и что победа социалистической революции является важнейшим условием и предпосылкой организации такого воспитания, которое бы действительно обеспечивало раскрытие всего богатства чедовеческой натуры, развития всех задатков и способностей каждого человека. Раскрывая содержание понятия «воспитание», К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли умственное воспитание - в первую очередь широкое общее образование; физическое воспитание - «такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями», а также техническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Иными словами, под всесторонним воспитанием основоположники марксизма понимали единство умственного воспитания и физического развития, соединенного с техническим обучением и участием молодежи в практической трудовой деятельности. В одной из работ К. Маркса говорится о большом значении и художественного воспитания, которое должно даваться «в свободное для всех них время и средствами, сделавшимися доступными для всех...». Выдвигая идею всестороннего развития человека, К. Маркс и Ф. Энгельс отнюдь не имели в виду одинаковости развития у всех людей самих задатков и способностей или какого-либо выравнивания их духовного и физического развития. Они подчеркивали, что социалисты никогда не считали, что каждый человек должен стать Рафаэлем, но «каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться». Иными словами, основоположники марксизма ставили задачу создания равных для всех условий, в которых могли бы проявляться и развиваться таланты и способности каждого, которые, естественно, могут сильно различаться и встречаться в различных сочетаниях. Развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о всестороннем гармоничном человеке, В. И. Ленин подчеркивал, что школа должна стать орудием всестороннего развития и раскрытия всех заложенных в детях трудящихся талантов, которые капитализм душил и подавлял. Еще при подготовке первой Программы РСДРП в 1902 г. В. И. Ленин настаивал на включении в нее пункта о необходимости перестройки общественного производства на новых началах «...не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества». Это ленинское положение было сохранено во второй Программе партии, принятой в 1919 г. на VIII съезде РКП (б). Наиболее полное развитие оно получило в Программе, принятой на XXII съезде КПСС (1961). Выступая против искаженного толкования понятия равенства, В. И. Ленин говорил, что социалисты борются за общественное равенство, равенство общественного положения, но не ставят задачи добиваться равенства «физических и душевных способностей отдельных личностей». В. И. Ленин резко критиковал уродливое разделение труда при капитализме и односторонность развития человека, выдвигая задачу полного устранения противоположности между умственным и физическим трудом в социалистическом обществе. В. И. Ленин указывал, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, отменить частную собственность на средства производства, «надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда». Намечая программу коммунистического строительства, В. И. Ленин указывал, что идти к коммунизму надо, осуществляя переход «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Все эти идеи получили дальнейшее развитие в ленинской теории культурной революции, программе строительства новой советской школы, призванной стать орудием коммунистического преобразования общества. Как и предвидели классики марксизма-ленинизма, практическая реализация идеи всестороннего гармоничного развития человека могла начаться лишь после свершения социалистической революции. Для полной реализации задач всестороннего развития человека необходимы как социальные, так и определенные материальные условия.
|