Педагогические идеи античных философов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи античных философов



Демокрит. Идеи Демокрита о воспитании имеют важное значение в педагогике. Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он отвергал бессмертие души.

Демокрит считал, что формирование личности человека связано с его природой и воспитанием, которое он считал тем же, что и обучение, упражнение. Приведем фрагменты из его сочинений: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа».

Демокрит отводил серьезную роль в воспитании личности среде, примеру взрослых («Благомыслие отца — лучшее наставление детям»), вербальному воздействию, убеждению и доводам; считал очень важным. приучение к труду: без него, по мнению философа, дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться». Он считал, что нравственный человек — это человек умеренный, действующий по долгу перед обществом, способный участвовать в общественной и политической жизни.

В дошедших трудах отражено требование начинать воспитание детей с ранних лет. Согласно теории познания Демокрита, началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), а он, в свою очередь, берет свои доказательства из ощущений.

Платон изложил свою систему взглядов на организацию воспитания в трактатах «Государство» и «Законы». Его взгляды составляют важную часть социальных представлений древних греков.

Платон рекомендовал систему воспитания, которая сочетала бы некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, является воздействием взрослых на детей, формированием в них нравственных и добродетельных черт. Приобретение знаний посредством изучения наук составляет, по мнению Платона, понятие «учение»; главное свойство науки, по теории Платона, заключается в том, что она «будит душу пользоваться мышлением для истины».

Платон считал, что в основе воспитания малышей лежат эмоции. Первые детские ощущения, по его утверждению, должны состоять в наслаждении и страдании и окрашивать детские представления о добродетели и благе.


Он придавал особое значение как средству воспитания играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. Правда, он настаивал на необходимости законодательного установления того, что следует читать и рассказывать маленьким детям.


Платон требовал от взрослых, чтобы они следили за детскими играми, а дети должны строго соблюдать правила игры. Платон считал, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Серьезную роль он отводил песням и танцам. В трактате «Государство» Платоном выдвинута идея об общественном воспитании детей с самого младшего возраста и предложена определенная система ее организации: с 3 до 6 лет все дети жителей города или поселка должны собираться в особых местах для игр, следить за порядком и руководить играми должны специально назначенные женщины; с 6 до 12 лет дети учатся в государственной школе читать, писать, считать, петь и играть на музыкальных инструментах; с 12 до 16 лет дети должны посещать палестру, где главное внимание уделяется разносто­роннему физическому развитию; с 16 лет юноши начинают изучать арифметику, геометрию, астрономию в основном для практических целей, например, как элемент предвоенной подготовки; от 18 до 20 лет они получают специальную военно-физическую подготовку в эфебии. Те граждане, которые по своим возможностям должны остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов, заканчивали на данном этапе образование. Лица же, которые готовятся к государственной деятельности, изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, до 30 лет. Наиболее сильные в интеллектуальном отношении ученики продолжали свои занятия и, овладев философией, становились правителями государства. Воспитывать женщин, по мнению Платона, следует как в Спарте. Дети рабов не имели права на образование.

Платон первым рассмотрел вопросы воспитания маленьких детей системно, что повлияло на дальнейшее развитие теории дошкольного воспитания.

Сократ - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

 

Аристотель

(384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному

воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дикого животного", - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.005 с.)