Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толстой лев николаевич (28. 08. (09. 09. ) 1828- 07(20). 11. 1910 гг. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Толстой был не только великим русским писателем, но и великим русским педагогом, теоретиком и практиком школьного, в особенности начального, образования, создателем знаменитой Яснополянской школы для крестьянских детей, редактором и главным автором одного из первых в России общественно-педагогического журнала "Ясная Поляна". Его главная идея - в том, что "образовывающий" и "образовывающийся" имеют единую цель, и важнейшая задача - в изучении условий совпадения их деятельности и факторов, препятствующих такому совпадению. Не нужно развивать ребенка: ему "нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне", т.е. школа, образование способствуют саморазвитию ребенка. Все образование, по Толстому, должно быть подчинено идее гуманизации научного знания и формированию самосознания и самоопределения личности ребенка. Главная задача образования - способствовать самостоятельному творческому мышлению учащихся. "Образование народа есть преимущественно дело общественное, которому как бы ни помогало мудрое правительство, оно не может много сделать без содействия самого общества", - писал Толстой Острой критике современную ему систему образования и ее официальные идеологические основы подверг Лев Николаевич Толстой (1828-1910), великий русский писатель, философ, педагог-экспериментатор, создавший знаменитую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Здесь он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном положении о том, что именно ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому и недопустимо грубое вмешательство взрослых – педагогов и родителей – в духовный мир его личности. Дав острую критику современной ему школы, как российской, так и зарубежной, Л.Н. Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, ценной чертой которой являются уважение к личности ребенка, развитие активности и творчества детей. Л.Н. Толстой требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией и была его Яснополянская школа (1859-1862). В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Твердого расписания занятий не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, тем не менее, они охотно приходили в нее и настолько заинтересовывались учебой, что им приходилось напоминать – пора по домам. Замечаний за опоздание не делалось, и, тем не менее, дети не опаздывали. Какие бы то ни было наказания и взыскания отсутствовали. В круг обучения в Яснополянской школе входило: чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование, черчение и пение. Л.Н. Толстой пришел к выводу, что сведения по географии, истории и природоведению надо давать детям в виде художественных рассказов на уроках русского языка. Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать детям самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. В этом плане интересным представляется такой прием, как написание детьми творческих сочинений-рассказов на данную им тему. Хотя Яснополянская школа просуществовала недолго и была единичным опытом, несмотря на существенные недостатки в ее организации (недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, расписания, программы, идеализация личности ребенка) она имела большое значение как протест против формализма и подавления детей. Следует учесть, что достижения Яснополянской школы во многом объяснялись гениальностью и мастерством самого Л.Н. Толстого как педагога. Л.Н. Толстой является автором неоднократно переиздававшихся учебных книг для начальной народной школы: «Азбуки», «Новой Азбуки», «Русских книг для чтения». Эти книги многократно переиздавались и наряду с «Родным словом» К.Д. Ушинского были самыми распространенными учебниками в народных школах России. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности: Принцип сознательности и активности обучения;- Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков
2. принцип связи обучения с жизнью;- Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. 3 принцип доступности обучения; - то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: “1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.” 3. принцип прочности усвоения знаний;- в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании. 4.принцип природосообразности ;- присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.“Желание учиться в детях так сильно,- отмечал он -, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков”. Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь.
В свою очередь, Лев Николаевич разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке: 1.наглядность в обучении, 2.«рассказ-рассказывание», 3.методика эмоциональных воздействий, 4.«ситуация затруднения», 5.индивидуальный подход к учащимся, 6.работа с сочинениями учащихся и т. д. Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания. Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.008 с.) |