Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовые Музыкальные инструментыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Ленинградский государственный музей музыкальных инструментов в 1965 году поступила большая партия предметов, найденных при археологических раскопках в разных районах нашей страны. Самый древний экспонат — флейта из птичьей кости, сделанная руками неизвестного мастера еще 4 тысячи лет назад. Найден этот инструмент около деревни Фомино в Рязанской области. Еще более древняя флейта была обнаружена при раскопках древнекаменного века. Ей около 20 тысяч лет. Это — свисток из сустава северного оленя. Путешествовавший во II веке нашей эры греческий историк Полидевк писал, что скифы «дуют в кости орлов и коршунов наподобие флейт». (В это время в самих Афинах игра флейтистов и флейтисток уже ласкала слух людей в театрах и храмах). И, наконец, менее 20 лет назад в русле Днепра в слое песка была обнаружена свистулька из белой глины. Этой флейте более 600 лет. Называется она окариной. Все эти факты разрознены, и перепад во времени тут от 20 тысяч до 600 лет. Что ж, — значит, люди играли на флейтах все это время. Теперь вопрос чисто практический. На каких именно флейтах играл древний человек? Ведь изобретение отверстий, укорачивающих столб воздуха в трубке и, соответственно, регулирующих его высоту, относится к более позднему времени. А в старинной флейте столько открытых с одной стороны трубочек, сколько необходимо в данный момент для исполнения многозвучной мелодии. Самые древние флейты имели 2—3 ствола, более поздние 4—5 и так далее. Старинная многоствольная флейта называется флейтой Пана. Названа она так в честь древнегреческого бога, покровителя пастухов. Греки почитали Пана как божество, олицетворяющее силы природы. Сопровождаемый нимфами, бродил он по диким ущельям и дремучим лесам, звуками своей многоствольной флейты собирая стада. Тех, кто нарушал покой леса, он наказывал, насылая на них безотчетный страх, панику. Это по-детски трогательное существо с ясными голубыми глазами, с козлиными ногами и рожками, изображено на знаменитой картине Михаила Александровича Врубеля. В правой руке Пан держит свою четырехствольную флейту. Флейта Пана дожила до нашего времени. Ее отличает чистый и ясный звук. У разных народов она бытует под разными названиями. У молдаван, например, это «най», в Литве — «скудучай». А совсем недавно был обнаружен русский инструмент типа флейты Пана — «кугиклы». О его существовании ученые знали и раньше, но он считался вышедшим из употребления. Фольклористы нашли его в затерявшемся в гуще Брянских лесов селе До-рожево. Живы еще и люди, которые знают, какой стебель куги (цевницы) нужно срезать на болоте, чтобы он заиграл. Отсюда, кстати, и название — «кугиклы». А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты — поперечной или продольной? Поперечная — это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Ее держат поперек лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своем составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную. А продольная флейта — это нечто другое. У башкир это «курай», у узбеков «най» (не путайте с молдавским), у белорусов «дудка», «флуэр» у молдаван, «сопилка» у украинцев, «саламури» у грузин, «свирель» у русских. Можно еще перечислять названия продольных флейт многих народов мира. Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню «Во поле береза стояла», вернее, то место в ней, где поется: Срежу я с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка... Песне этой не одна сотня лет, исследователи фольклора, однако, относят ее к не очень древним. Но слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Вот тогда-то, видимо, и были срезаны эти пруточки. А гудочки (имеются в виду свистульки) делались очень просто. Весной дерево просто наполнено соком. И очень легко, кстати, не только у березы, а и у ольхи и у орешника, отделить всю толщу коры от сердцевины. А уж когда сердцевина вынута, очень просто проделать отверстия и вставить пищик. Вы, конечно, знаете, как устроен обыкновенный свисток. Такую же клювовидную форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков березы. Итак, к группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Но мало было открыть, обнаружить способность струй воздуха издавать звуки. Нужно было научиться управлять ими. Подсказала опять-таки сама природа: ветер свистел, заставлял дрожать и колебаться различные тонкие перепончатые предметы, усиливал и разносил звуки, издаваемые другими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовитые звуки, а из узеньких стволов камыша или корабельных снастей раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились не только разновидности духовых инструментов, отличающихся друг от друга способом звукоизвлечения, но и приспособления для получения звуков разной высоты. Сорвите длинный стебель одуванчика, надкусите верхний его конец так, чтобы образовалось подобие пищика. Дуньте в него — и вот вам первобытный музыкальный инструмент. А теперь оторвите нижнюю половину стебля и снова дуньте: звук повысится. Почему? Потому что уменьшился столб воздуха в одуванчике, а всё, что меньше, звучит всегда выше. Значит, чтобы исполнять мелодии, состоящие из звуков разной высоты и длительности, нужны стебли (трубки) разной длины. Так была изобретена флейта Пана. Однако она имеет существенные недостатки: громоздкость, сложность изготовления и игры, неудобство исполнения протяжных мелодий, большая затрата воздуха при вдувании. И вот кто-то первый додумался проделать на стволе инструмента голосовые отверстия. Попробуйте и вы на вашем стебельке одуванчика прорезать несколько таких отверстий (пока приблизительного размера: около 5 мм в диаметре и на расстоянии 2—3 см друг от друга). Закройте их все пальцами и дуйте — получится самый низкий звук: ведь звучит весь столб воздуха, находящийся внутри трубки. Откройте теперь нижнее отверстие и дуньте: звук станет повыше (воздушный столб укоротился). Когда вы откроете все отверстия, ваш «инструмент» издаст самый высокий звук. По такому принципу и конструируются почти все духовые инструменты. Отличаются они друг от друга способом звукоизвлечения и теми непосредственными источниками звука, которые, собственно, и заставляют колебаться столб воздуха. В связи с этим всю группу духовых музыкальных инструментов делят на три семейства: свистящие, язычковые и амбушюрные.
СВИСТЯЩИЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Кугиклы Кугиклы или кувиклы, кувычки — это многоствольная флейта, русская разновидность флейты Пана. Как уже было сказано, изготовлялась она обычно из стеблей куги (камыша). Годились для этой цели и другие растения — зонтичные травы с их трубчатыми стеблями или кустарники с мягкой сердцевиной, например, бузина. Хорош для всех вообще свистящих инструментов бамбук, а в наше время пластмассовые, эбонитовые и даже металлические трубки.
Комплект кугикл обычно состоит из 3—5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы стволов, в которые дуют, открыты; нижние закрыты. Стволы не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. Подстройка трубок производится по вышеописанному принципу: удлиняя ствол или высверливая его стенки, мы увеличиваем его объем и, следовательно, понижаем звук. Укорачивая ствол — повышаем. В народной практике редко прибегают к обрезыванию трубок, потому что ошибки в этом случае непоправимы. Для того, чтобы укорачивать звучащий столб воздуха, можно положить на дно трубки камешек, засыпать в нее песок или залить расплавленный воск. Все это в случае надобности можно быстро извлечь обратно и добавлять и убавлять более мелкими дозами. Еще лучше нижние концы трубок затыкать пробками. Передвигая пробки вверх или вниз, можно более точно регулировать строй и даже в случае надобности изменять его. Играют на кугиклах только ансамблем, группой из трех-четырех исполнителей. Это чисто женский инструмент; в народной практике мужчины на кугиклах никогда не играли. Ансамблевая игра на кугиклах — сложное и своеобразное искусство. Как правило, такая игра носит живой, танцевальный характер и сопровождается припевками, приплясами. При этом отдельные кугикальницы не только дуют в дудочки, но в определенные промежутки делают своеобразные выкрики («споукания») или прихлопывают в ладоши, притопывают, присвистывают, «ихают». Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой. Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины или фарфора. К ним относится всемирно распространенная окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусенок. (Первоначально по форме окарина действительно напоминала гусенка.)
Впоследствии во всем мире подобного рода инструменты стали делать то в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого животного. Но суть его всегда оставалась одна: это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота ее звучания. У нас на Руси инструменты такого типа народ просто назвал свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями. Эти примитивные духовые инструменты в глубокой древности имели обрядовое значение. В одной из книг описываются своеобразные поминки по умершим предкам в Вятской губернии. К часовне, построенной на месте погребения, приносили со всей округи различные глиняные изделия в форме людей, животных, рыб и птиц. Среди них были и свистульки. После панихиды начиналось стихийное гулянье, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Весь этот обряд так и назывался свистопляской. Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и поныне слово, означающее теперь уже всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье. Свистульки настроены, как правило, в кварту (с одной дырочкой), в мажорный квартсекстаккорд или мажорное трезвучие (с двумя). Конечно, при таком крайне ограниченном звукоряде в наши дни их уже трудно считать музыкальными инструментами. Это скорее музыкальные игрушки. И именно в детских самодеятельных ансамблях и оркестрах они могут сыграть определенную украшающую роль. Через игрушку затем можно приобщать ваших младших товарищей к другим, более богатым по своим возможностям инструментам. Использование свистулек в ансамблях требует большой изобретательности и находчивости. Нужно уметь вычленять из музыкальной ткани произведения отдельные попевки, интервалы и даже звуки, которые были бы исполнимы на тех или иных свистульках. Дело не из легких, но эффект может быть большой.
Свирель Вот мы и подошли к одной из наиболее распространенных у нас разновидностей семейства флейтовых. Нигде, пожалуй, не наблюдается такой путаницы и несогласованности в наименовании по существу одного и того же инструмента, как именно здесь. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов. Вот эти названия: дудка, дуда, пыжатка, сопель, сиповка, пищаль, посвистель и, наконец, свирель. А суть у всех одна: открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части.
Можно, правда, как-то разграничить эти разновидности и объяснить их наименования. Так, например, у дудки (от слов дуть, дудеть) открыты оба конца и звук образуется дутьем на края ствола, как при игре на кугиклах. У пыжатки уже вставлено свистковре приспособление в виде пыжа со щелью. Что касается сопели, сиповки, посвистели и пищали, то их названия говорят сами за себя (сопеть, сипеть, свистеть, пищать). В наше время все чаще подобный инструмент со вставленным в верхнюю его часть свистко-вым устройством называют свирелью. Свирель сравнительно легко изготовить своими руками, поэтому мы даем ее рисунок с размерами и краткие комментарии к нему. Для корпуса свирели лучше всего подобрать уже готовую эбонитовую или металлическую трубку или изготовить ее из дерева, камыша, бамбука. Чем больше размеры трубки, тем ниже будет строй инструмента, и наоборот. Приводимые здесь ориентировочные размеры сняты с ре-мажорной свирели. Самым ответственным моментом является изготовление звукоизвлекающего, свистящего устройства. Оно представляет собой пробку (пыж) со скошенной щелью, в которую вдувается воздух. На расстоянии, равном длине пыжа, в стволе свирели делается небольшой прямоугольный вырез, также скошенный в сторону нижнего конца трубки. Острый край среза должен находиться напротив узкой части щели пыжа. Струя воздуха, врываясь при вдувании из щели, попадает на острый выступ и, разбиваясь о него, издает свист. Получается обыкновенный свисток. Этот свисток колеблет своим звуком столб воздуха в трубке, который при помощи отверстий на стволе исполнитель может то укорачивать, то снова удлинять. Следующий ответственный этап работы — прорезывание или прожигание отверстий и их подстройка. Можно отчасти воспользоваться рисунком, где указаны места положения отверстий, и впоследствии довести их до необходимого строя опытным путем, так как указанные на рисунке размеры приблизительны и не могут соответствовать многим непредвиденным особенностям той или иной модели (материал, его плотность и толщина и т. д.). Подстройка инструмента осуществляется так. Если закрыть все отверстия, то при слабом вдувании должен получиться звук ре 1-й октавы; при более интенсивном, называемом передуванием, — ре 2-й октавы. Если любое из этих ре ниже (проверяем по хорошо настроенному баяну или фортепиано), следует укоротить трубку на 1—2 мм. Если выше, то в нижнюю часть трубки вставляется кольцо из дерева, металла или картона толщиной 1—2 мм. Если звук, образующийся при закрытых отверстиях, вообще далек от искомого, но вполне чисто интонирует какой-либо другой, рядом лежащий, например до или ми-бемоль, имеет смысл оставить данный инструмент в получившемся строе. Народные мастера не знали точной разметки пальцевых отверстий и делали это весьма приблизительно. При исполнении они различными способами, которые, кстати, следует иметь в виду (сила дутья, неполное закрывание отверстий), добивались необходимой чистоты строя. Изображенная на нашем рисунке свирель сделана народным умельцем, более 30 лет проработавшим в оркестре хора им. Пятницкого, Н. 3. Кудряшовым. Он был вполне грамотным музыкантом и старался изготовлять свои инструменты в строго определенных строях. Но как неровны (то маленькие, то большие, то круглые, то овальные) пальцевые отверстия на его свирели! Есть даже несколько наглухо заделанных отверстий, просверленных, как потом выяснилось, не в нужном месте. Все это — следы подстройки инструмента. Принцип ее состоит в том, что весь столб воздуха делится отверстиями на участки, соответствующие при колебании определенным звукам в гамме ре мажор: ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез. Увеличивая отверстие книзу, как бы вытягивая его, мы понизим звук; кверху — повысим. Лишнюю часть отверстия можно залепить воском. Так, например, открытое нижнее отверстие должно дать вторую ступень гаммы ре мажор, звук ми. Если это ми звучит ниже, слегка увеличиваем отверстие сверху и подклеиваем воск снизу. Второе открытое отверстие соответствует звуку фа-диез. Доводку до него производим аналогичным способом, вплоть до заделки отверстия деревянной пробочкой и сверления нового. И так далее. Последнее отверстие просверливается на тыльной стороне инструмента и предназначается для большого пальца правой руки. В конечном счете любой инструмент можно подстроить под любую последовательность тонов и полутонов. Для русской народной музыки наиболее типична обычная мажорная гамма, чаще всего с пониженной седьмой ступенью, что дает возможность пользоваться рядом родственных мажорных и минорных тональностей. При уменьшении любого пальцевого отверстия (уже подстроенного) наполовину звук получается на полтона ниже. Например, открывание на нашей свирели самого нижнего отверстия, соответствующего тону ми, наполовину даст уже не ми, а ми-бемоль. При этом неважно, какую половину отверстия прикрывать: верхнюю, нижнюю или одну из боковых, — звук в любом случае понизится на полтона. Это обстоятельство народные музыканты используют для получения на бесклапанных духовых инструментах хроматического звукоряда. Те, кому это делать в процессе игры пальцами затруднительно, могут пользоваться специальными резиновыми или металлическими колечками, постоянно надетыми на ствол свирели и передвигаемыми по ней от одного отверстия к другому в зависимости от надобности.
На рисунке показано положение колечка на первом отверстии ми, в результате чего будет звучать не ми, а ми-бемоль. Для такой перестройки необходимо время. Желательно и опробование инструмента. Но это хоть в какой-то степени обогащает его художественные возможности. Так, например, изменив в гамме ре мажор три ступени: фа-диез на фа, си на си-бемоль и до-диез на до, мы получим полную одноименную минорную гамму. Используя в дальнейшем трубки большего или меньшего размера, можно изготовить инструменты более низких или более высоких строев. В заключение упомянем о двойчатке — парной свирели. Это два не скрепленных между собой инструмента, каждый с четырьмя отверстиями: тремя на лицевой и одним на тыльной стороне. Свирели держутся при исполнении под небольшим углом друг к другу. Настраиваются так, что одна продолжает звукоряд другой. На обеих свирелях одновременно можно исполнять двухголосные мелодии.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.016 с.) |