Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление профессиональной музыки

Поиск

О профессиональном музыкальном искусстве восточнославянских племён существуют известия со времён Руси. С принятием христианства в конце X века на территории современной Украины появилось церковное пение, которое формировалось под влиянием византийской и славянской народной музыки. В XII—XVII веках в православных церквях распространился одноголосый «знаменный распев», которое значительно повлияло также на творчество композиторов последующих эпох.

XVII — XVIII века

В эпоху барокко, на смену одноголосому знаменному пению пришло многоголосное партерное пение, которое поспособствовало развитию мажоро-минорной системы, и на основе которого развился стиль духовного концерта. Среди выдающихся музыкальных деятелей того времени — Николай Дилецкий, автор «Мусикийской грамматики» (1675).

Важным событием того времени стало открытие в 1632 году Киево-Могилянской академии, где, среди других, преподавались и музыкальные предметы. Воспитанники академии популяризовали вертеп, а позже — канты. Среди выпускников Академии были многие деятели искусства, в том числе композиторы Григорий Сковорода, Артёмий Ведель.

Светская профессиональная вокальная и инструментальная музыка, которая существовала в помещичьих усадьбах и военных частях, с XVII века начала развиваться и в городах. Появились цехи музыкантов, а при магистратах создавались оркестры и капеллы. На основе народно-песенных и кантовых традиций в XVIII — начале XIX веков получила распространение песня-романс на стихи разных поэтов. Одним из первых в этом жанре начал творить Григорий Сковорода, который ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и лирическую тематику.

Особо важное значение в украинской музыкальной культуре XVIII века имела созданная по инициативе Даниила Апостола в 1730 году Глуховской песенной школы, воспитанником которой стали Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артёмий Ведель. По окончании глуховской школы Бортнянский и Березовский продолжили своё обучение в итальянских музыкальных школах, которые были центрами европейской музыки того времени.

Объединение традиций партесного пения и современных техник европейского письма обусловили уникальность творчества этих композиторов. Став придворным капельмейстером в Петербурге, а с 1796 года — руководителем придворной капеллы, сформированной почти исключительно из воспитанников Глуховской школы, Бортнянский очень повлиял и на развитие российской музыкальной культуры. Он же стал первым композитором Российской империи, музыкальные произведения которого начали выходить в печать.

XIX — начало XX века

XIX век в истории музыки ознаменовался выходом на мировую арену многих национальных школ, что было связано с ростом национального самосознания европейских народов. Вслед за польской и русской появилась и украинская национальная композиторская школа.

Вслед за украинским писателями и поэтами, профессиональные музыканты ХІХ века начали обращаться к народной тематике, обрабатывать народные песни, которые исполнялись талантливыми аматорами в сопровождении народных инструментов — кобзы, бандуры, цимбал, скрипки, лиры и др. В начале XIX века в украинской музыке появились первые симфонические и камерно-инструментальные произведения, среди авторов которых — И. М. Витковский, А. И. Галенковский, Илья и Александр Лизогубы.

Основоположной для развития национальной профессиональной музыки стала деятельность Николая Лысенко, который создал классические образцы произведений в разных жанрах: 9 опер, фортепианные и инструментальные, хоровые и вокальные произведения, произведение на слова украинских поэтов, в том числе на слова Тараса Шевченко. Он же стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904; с 1918 — Музыкально-драматический институт им. Лысенко).

В начале XX века всемирную известность обрела плеяда украинских исполнителей. Среди них певицы Соломия Крушельницкая, О. Петрусенко, З. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут, певцы М. Э. Менцинский, А. Ф. Мишуга, И. Паторжинский, Б. Гмыря, пианист Владимир Горовиц, хоровой дирижёр А. А. Кошиц. За пределами Украины стали известны хоровые обработки Н. Д. Леонтовича.

На период Украинской революции(1917-1918гг.) приходится создание ряда художественных коллективов и появление нового поколения украинских культурных деятелей. Правительство Украинской Державы последовательно поддерживало культурную жизнь, в том числе музыкальное искусство, о чём свидетельствует Постановление Совета Министров о мобилизации литературных, научных, артистических и технических сил Украины. Также указом Павла Скоропадского в 1918 году был основан Государственный симфонический оркестр Украины, первым дирижёром которого стал Александр Горилый, Украинская государственная капелла, Первый и второй национальные хоры. Киевская опера была переименована в Украинский театр драмы и оперы. Значительное число всемирно известных опер была переведена на украинский язык. Также в 1918 году был основан кобзарский хор, позднее известный как Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины им. Г. И. Майбороды.

Приход советской власти на земли Украины ознаменовался несколькими трагическими событиями. В 1921 году агентом ВЧК был убит Н. Леонтович, а в 1928 году была запрещена деятельность общества его имени. В 1930-е годы советская власть уничтожила несколько сот бандуристов, кобзарей и лирников, а в 1938 был расстрелян музыкант и этнограф Гнат Хоткевич. В целом двадцатые и тридцатые годы в украинской культуре называют «Расстрелянным Возрождением»

В то же время советская власть открыла ряд музыкальных учреждений в разных городах Украины. Среди них театры оперы и балета в Харькове (1925), Полтаве (1928), Виннице (1929), Днепропетровске (1931), Донецке (1941), хоровые и симфонические коллективы.

Начиная со второй половины 1930-х годов музыкальное искусство советской Украины развивалось в основном в русле соцреализма, который стал единственным официально разрешённым в СССР творческим методом литературы и искусства. Деятели культуры, которые отходили от этого метода подвергались жестокой критике и преследованиям.

В то же время на Украине возникла массовая советская песня, одним из первых творцов которой стал Константин Богуславский. В 1930-е годы появились первые оперы советской тематики, в том числе «Щорс» Б. Лятошинского (1930), «Перекоп» Ю. Мейтуса (1937). Песни, посвящённые коммунистической партии и её вождям, закрепились в репертуарах профессиональных и аматорских коллективов.

Весомый вклад в развитие украинского музыкального искусства внёс композитор и педагог Николай Вилинский (ученик Витольда Малышевского), который работал сначала в Одесской, а затем в Киевской консерватории.

В послевоенное время среди видных украинских композиторов — Григорий Верёвка, братья Георгий и Платон Майбороды, Константин Данькевич, А. Я. Штогаренко и др. Среди известных исполнителей — украинский тенор Иван Козловский. Широко известной благодаря исполнению фронтовых песен стала уроженка Харьковщины Клавдия Шульженко.

1960-е года стали временем прорыва украинской музыкальной школы на мировую арену, проникновения в украинскую музыку новейших направлений европейской музыки. В Киеве была создана группа «Киевский авангард», в которую вошли Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский и Виталий Годзяцкий. Из-за расхождений с официальными музыкальными кругами СССР члены «Киевского авангарда» поддавались давлению разного рода, в связи с чем группа в конце концов распалась. Мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Параллельно с формированием поп-музыки в Западных странах, в Украине, как и в других странах достигла расцвета совестская эстрада. Особенно выделяется творчество Владимира Ивасюка, автора более 100 песен, жизнь которого трагически оборвалась в 1979 году.

Среди композиторов-песенников тех лет также известны А. И. Білаш, В. Верменич, позднее — И. Карабиць. В те же годы популярность завоевали эстрадные исполнители — София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, Игор Белозир, Тарас Петриненко, Алла Кудлай и другие.

Современная музыка

В наследство от СССР Украина получила разветвлённую систему образовательных и концертных музыкальных организаций, которые находятся в ведении Министерства культуры и туризма Украина. Среди них:

Театры

* оперные театры в Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Днепропетровске, Донецке

* театры музыкальной комедии в Харькове и Одессе, а также театр оперетты в Киеве

* Детский музыкальный театр в Киеве

Концертные учреждения

* Национальная филармония и филармони во всех областных центрах Украины,

* Дома органной и камерной музыки в Киеве, Днепропетровске, Белой Церкви, Львове, и Харькове

* дворцы культуры и дома культуры во многих городах Украины.

Музыкальные учебные заведения

Подготовку профессиональных музикантов проводят:

* Консерватори (музыкальные академии) в Киеве, Одессе, Львове, Донецке, Днепропетровске

* Музыкальные факультеты в Харьковском университете искусств и Киевском университете культуры

* Музыкальные училища в разных городах Украины.

Концертные коллективы

По состоянию на 2008 год в Украине действуют 9 национальных и 2 государственных коллектива. Из них 10 находятся в Киеве и один — в Одессе:

* Национальный симфонический оркестр Украины

* Национальный одесский филармонческий оркестр

* Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка»

* Национальный заслуженный академический украинский народный хор им. Григория Верёвки

* Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины им. Г. И. Майбороды

* Национальный ансамбль солистов «Київська камерата»

* Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского

* Национальный оркестр народных инструментов Украины

* Национальный академический духовой оркестр Украины

* Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины

* Государственная академическая мужская хоровая капелла Украины им. Л. Ревуцкого

Кроме этого, существует множество муниципальных коллективов, коллективов при областных филармониях, домах органной и камерной музыки и т. д.

Музыкальные объединения

Два творческих музыкальных союза имеют статус национальных:

* Национальный союз композиторов Украины и

* Национальный всеукраинский музыкальный союз

Популярная музыка

На современной украинской сцене представлены почти все музыкальные направления: от фолка до acid джаза. Активно развивается клубная культура. Многие украинские поп-исполнители — София Ротару, Ирина Билык, Александр Пономарёв, ВИА Гра, Руслана, Ани Лорак, Надежда Грановская-Мейхер, Алёна Винницкая, Анна Седокова, Светлана Лобода, Вера Брежнева-Галушка, Верка Сердючка — давно обрели популярность за пределами Украины, особенно в СНГ. Популярная музыка представлена на фестивалях «Червона рута», «Таврийские игри», «Чайка» и других.

Исполнители из Украины достойно представляли Украину на конкурсах Евровидения. Так Руслана, синтезировав в свей музыке фольклорные мотивы карпат, стала победительницей конкурса Евровидение-2004, и выиграла для Украины право на проведение следующего конкурса — Евровидение-2005. На Евровидении-2007 Верка Сердючка заняла второе место.

Также развивается украинская рок-музыка. Среди самых известных групп — «Океан Эльзы», «Воплі Відоплясова», «Танок на майдані Конго», «Крихітка Цахес», «Скрябін», «Тартак», «Плач Єремії», «Кому Вниз», БадлоВ, «Lama» (Лама). Регулярно проводятся украинские рок-фестивали «Рок-екзистенція», «Тарас Бульба» и другие.

Становятся популярными и чисто вокальные ансамбли, такие, как «Пиккардийская терция» и «Менсаунд». Представлено на Украине и искусство джаза — международные фестивали джазовой музыки проходят в разных городах страны, среди них наиболее известны — Jazz Bez та Jazz Koktebel. Значительный вклад в популяризацию джазового движения в Украине внесли Владимир Симоненко и Алексей Коган.

Тенденция использования фольклора современными украинскими исполнителями становится всё выразительнее. Одной из первых народные мотивы в рок-музыке начала использовать во второй половине 1980-х годов группа «Воплі Відоплясова». Опираясь на фольклорную основу, новую самобытную музыку создают группы «Скрябин», «Мандри», «Гайдамаки», исполнители Тарас Чубай, Мария Бурмака и многие другие. Свидетельством роста интереса к фольклору стало основание в Украине двух фестивалей этнической музыки — «Країна мрій» в Киеве и «Шешоры» на Ивано-Франковщине.

http://www.uhistory.ru/ct/642-kyltyra.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.0 (0.009 с.)