Основные сведения из акустики, музыкальных инструментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сведения из акустики, музыкальных инструментов



I

Звук имеет следующие основные качества: высоту, тембр и громкость (сила). Этими свойствами музыкальный звук отличается от шума, не имеющего определенной высоты и определенного тембра. Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела. Громкость звука зависит от величины амплитуды (размаха) колебаний. При колебании данного звучащего тела, например, струны, высота звука будет зависеть:

а) от длины струны — чем короче струна, тем выше звук, при условии одинаковой толщины и степени натяжения;

б) от толщины струны — чем толще струна, тем ниже звук, при условии одинаковой длины и степени натяжения;

в) от степени натяжения струны — чем сильнее натянута струна, тем звук будет выше.

Чем сильнее размах колебания (амплитуды) струны, тем громче будет звук. Колебание звучащего тела — явление сложное. Помимо видимого простым глазом колебания звучащего тела (например, струны), отдельные части его совершают частичные колебания, имеющие большую скорость (большую частоту) по сравнению с частотой основного тона. Звук, получаемый от колебания основной массы, то есть от колебания всей длины струны (или всей массы звучащего тела), называется основным тоном. Призвуки, получающиеся от колебания отдельных частиц звучащего тела, называются частичными тонами или обертонами. Частичные тоны (обертоны), смешиваясь с основным тоном, создают окраску звука — тембр. Изучение высоты получаемых обертонов показывает, что они образуют определенный гармонический или натуральный звукоряд. Колебание звука «С» большой октавы дает следующий ряд обертонов:

Различие в тембре звука у различных инструментов зависит от целого ряда условий, из которых главнейшими следует считать:

а) материал, из которого сделано данное звучащее тело (например, дерево, металл и т.п.);

б) толщина или масса звучащего тела;

в) способ звукоизвлечения и отчасти сила или громкость звука.

Все эти и целый ряд других, более второстепенных, моментов влияют на характер колебания звучащего тела и вызывают то большее, то меньшее количество частичных тонов или изменяют их количественное соотношение с основным тоном в том или другом звучащем теле. Наличие в звуке данного инструмента большего или меньшего количества обертонов или большей и меньшей силы их звучания создает тот или иной тембр инструмента.

 

II

Музыкальные инструменты, употребляемые в современной музыкальной практике, делятся на три основные группы. Название каждой группы зависит от типа вибратора, из которого состоит инструмент.

1. Струнная группа — вибратором служит струна.

2. Духовая группа — вибратором служит столб воздуха.

3. Ударная группа — вибратором служит натянутая кожа, металл, дерево и т. п.

Кроме того в каждой группе различают ряд подгрупп, объединенных по типу возбудителя колебания или (очень условно) по типу материала, из которого изготовлен инструмент.

Струнная группа разделяется на:

1. Смычковые инструменты, у которых звук извлекается трением смычка о струну (скрипка, альт, виолончель и контрабас).

2. Щипковые инструменты, у которых звук извлекается щипком пальцев или кусочком пера, костяной пластинкой и пр. (так наз. плектром) (арфа, гитара, мандолина, балалайка, бандура и др.).

3. Клавишные инструменты (или клавиатуро-струнные), у которых звук извлекается ударом молоточка о струну (рояль, пианино).

Подразделение духовых и ударных инструментов, в зависимости от типа звукообразователя, будет дано ниже при (объяснении каждого инструмента в отдельности. По типу же материала, из которого обычно изготавливают духовые инструменты, их подразделяют на деревянные и медные духовые (подразделение крайне условное).

 

ОРКЕСТР

I

Оркестром называется крупная группа музыкантов-инструменталистов, объединенных для исполнения инструментальных произведений или для аккомпанирования вокальным или инструментальным сольным сочинениям. Различают два типа соединения инструментов в определенные составы или, •сак принято называть, в инструментальные ансамбли:

1. оркестр и

2. камерный ансамбль.

Под камерным ансамблем подразумевают небольшое количество музыкантов, объединенных в один коллектив (дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет и т. д.), или небольшой оркестр неполного состава, как например, салонный. Часто принято также называть «ансамблем» небольшой оркестр случайного состава. Именно из этих соображений камерным составом называют оркестр Генделя («Concerto grosso»), Баха («Бранденбургские концерты» и сюиты для оркестра).

В настоящее время различают следующие основные составы оркестра:

1. Струнный смычковый оркестр, состоящий из первых, скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

2. Струнный щипковый оркестр (три состава: «неаполитанский», состоящий в основном из мандолин и гитар; русский домро-балалаечный и украинский, состоящий из бандур).

3. Духовой оркестр, состоящий из различных духовых, инструментов, и специально медный духовой оркестр («хор» и «банда»).

4. Симфонический оркестр, состоящий из смычковых, духовых и ударных (иногда с прибавлением некоторых щипковых и др.).


 

II

Симфонический оркестр состоит из четырех основных групп:

1. Струнная смычковая группа или «квинтет» (иногда называется квартет) — первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Количество исполнителей в каждой из этих подгрупп может сильно колебаться от различных условий, как то: требования к силе и звучности (компактности) данной группы, соотношение с группами духовых инструментов, размер помещения и т. д.; но следует учесть, что существуют определенные соотношения в количестве музыкантов в каждой группе струнных, установленные на основании долголетнего опыта многих дирижеров и композиторов».

Большой оркестр средний оркестр малый оркестр

Скрипки первые 16 12 8

Скрипки вторые 14 10 6

Альты 12 8 4

Виолончели 10 6 3

Контрабасы 8—10 4—6 2—3

Благодаря своим особым качествам, о которых будет сказано ниже, струнная группа от увеличения количества исполнителей почти всегда лишь выигрывает. Не безынтересно вспомнить примечание, сделанное П. И. Чайковским на партитуре его «Струнной серенады»: «Чем многочисленнее будет состав струнного оркестра, тем более это будет соответствовать, желаниям автора».

Группа деревянных духовых инструментов (назовем здесь лишь основные: флейты, гобои, кларнеты и фаготы).

Группа медных духовых (трубы, валторны, тромбоны и туба).

Группа ударных инструментов.

 

III

Произведение для оркестра записывается в виде партитуры. Для удобства чтения и управления оркестром инструменты в партитуре пишутся в определенном порядке. В зависимости от состава оркестра (малый или большой) партитура имеет большее или меньшее количество строчек. Расположение инструментов в партитуре следующее (по группам):

Груша деревянных духовых.

Груша медных духовых.

Груша ударных.

Груша струнных.

В том случае, если произведение написано для солиста с оркестром или если в пьесе участвует хор, их строчки (партии) помещают обычно над струнной группой.

Принцип строения каждой группы в основном четырехголосный. Нормирование симфонического оркестра в период становления гомофонно-гармонического стиля, в период венских классике, оказало влияние на четырехголосное сложение отдельных групп оркестра. Можно (до известной степени условно) различить в каждой группе партии сопрано, альта, тенора и баса (то номинальной высоте). Группа деревянных: флейта, гобой, кларнет и фагот. Группа медных: труба, валторна тромбон и туба. Группа струнных: первая скрипка, вторая скрипка, альт и виолончель (контрабас же у классиков постоянно удваивал в октаву партию виолончелей). Не следует, однако, думать, что в музыкальном изложении перечисленные инструменты всегда исполняют свои партии, располагаясь по номинальной высоте. Так, например, в группе деревянных кларнет может исполнить сопрановую партию (мелодии), а аккомпанемент будет изложен у остальных деревянных духовых, струнных или медных и т. д. То же самое можно сказать и о других группах оркестра.

Наименование инструментов пишется на итальянском, французском, немецком, английском и русском языках; но наиболее распространенным является написание номенклатуры инструментов и различных обозначений на итальянском языке. Количество духовых и ударных в оркестре колеблется в зависимости от задач, поставленных автором.

Принято различать следующие «составы» симфонического оркестра, которые получили свое название (в основном) по количеству деревянных духовых:

· Парный состав

· 2 флейты (фл. пикколо исп. 2-я флейта)

· 2 гобоя 2 гобоя

· 2 кларнета

· 2 фагота

 

· Троечный состав (тройной)

· 3 флейты (фл. пикколо исп. 3-я флейта)

· 3 гобоя (2-й гобой исп. англ. рожок)

· 3 кларнета

· 3 фагота

 

· Четверной состав.

· 3 флейты + флейта пикколо исп. 4-я фл., (фл.-контральто исп. 2-я флeйта) (фл.-контральто исп. 3-я флейта)

· 3 гобоя (англ. рожок исп. 3-й гобой) + английский рожок исп. 4-й гобой

· 3 кларнета (2-й кларнет исп. бас-кларнет) (3-й кл. исп. бас-кларнет) +1 бас-кларнет

· 3 контрфагот (исп. 3-й фагот) +1 контрфагот (исп. 4-й фагот)

В скобках указаны инструменты-подвиды, которые не требуют специальных исполнителей, а применяются в нужные моменты одним из исполнителей, играющим на основном инструменте (распределение составов здесь дано по учебнику Римского-Корсакова «Основы оркестровки».).

На данных ниже примерах учащийся должен изучить расположение инструментов в партитуре (см. табл. № 1).

Иногда встречаются уклонения от обычно принятых способов расположения инструментов в. партитуре. Некоторые авторы пишут малую флейту (пикколо) ниже большой; изредка партии труб пишутся выше валторн и т. п.; но эти, обычно мало чем оправданные, изменения лишь затрудняют чтение партитуры, мешают дирижеру и вносят излишнюю путаницу.

 

IV

Помещаем ниже перечень наиболее употребительных музыкальных инструментов (таблица заимствована из учебника Г. Таранова «Курс чтения партитур»). (См. табл. № 2).

Помимо этого начинающему изучать оркестровку необходимо знать некоторые термины, общие для всех или некоторых групп или отдельных инструментов.

 


 

БОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ПАРТИТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ И УСЛОВНЫЕ

ОБОЗНАЧЕНИЯ

Агсо — смычок, coll агсо играть смычком, т. е. волосами смычка; ставится после pizz. и пр.; a punto d'arco, coll punto dell'arco — играть концом смычка.

coperto — закрытый; термин, относящийся к медным духовым, когда ради особого эффекта требуется при игре закрыть рукою раструб, а также — к литаврам, когда их нужно прикрыть сукном, чтобы сделать звук глухим.

divisi — разделение; относится к смычковым инструментам, когда они подразделяются на несколько партий; обозначаются div. а 2, а 3 и т. п., т. е. на 2, на 3 и т. д. партий.

legno — дерево, деревянная часть смычка; coll legno — играть деревянной частью

смычка (не волосами).

muta — перемены, обозначение для инструментов, меняющих строй: кларнетов, валторн, труб, литавр; ставится, чтобы указать исполнителю, что он должен перестроить соответствующим образом свой инструмент: mutа in E, in F и т.п.

parte — партия, главный голос, colla parte, a parte, т. е. следить за главным голосом в темпе и нюансировке.

pizzicato, pizz. — щипком, особый эффект на смычковых инструментах: когда кончается pizzicato, всегда обозначено агсо, т. е. смычком.

ponticello — подставка у смычковых инструментов, sul pont. или sul p. — играть у подставки.

simile — подобно, т. е. играть подобно тому, как было раньше; если какая-нибудь мелодическая фигура повторяется долго, то ее штрихи выписывают только

однажды, а затем ставят simile.

sopra — наверху; come sopra, т. е. как выше, — исполнять подобно тому, как уже было в таком же месте раньше.

solo — один; ставится там, где инструмент играет один или получает значение солирующего инструмента, хотя бы и с аккомпанементом.

sordino — сурдина; con sord., с. sord. — с сурдиной; senza sord. — без сурдины.

sul — на; sul G, sul D, sul А и т. п. указывает, что на смычковом инструменте данное место нужно играть только на струне G или D, или А и т.п.

tacet — молчит; facet ставится там, где инструмент должен молчать, если почему- либо в этом может явиться сомнение.

tastiera — гриф у смычковых инструмептрв; sulla tastiera — играть у грифа, т. е. дальше от подставки.

tutti — все, полный состав; указание, что играют все инструменты.

unisono, unis. — в унисон, т. е. играть в унисон.

При размещении оркестра на эстраде основными соображениями служат:

1. объединение одинаковых инструментов в одну группу, что создает компактную

звучность и облегчает работу дирижера, и

2. возможно большее слияние всей звуковой массы.

По поводу размещения оркестровых исполнителей у различных дирижеров, а иногда и в различных странах существуют свои традиции.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.83.8 (0.029 с.)