Группа медных духовых инструментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа медных духовых инструментов



(валторна, труба, тромбон и туба)

I

Название — медные духовые инструменты не вполне точно передает и определяет их сущность не только с точки зрения материала, из которого изготовлены эти инструменты, но и в отношении их звуковых свойств. Обычно, с названием «медные духовые» связано представление о блестящих фанфарных звуках, о «металлическом» тембре инструмента и т. п.

Здесь как раз будет уместным упомянуть, что материал все же не играет окончательно решающей роли в тембре инструмента. Напомним, что старинные рога, различного рода «фанфарные» духовые, изготовлялись часто именно из рогов животных, из раковин, из дерева и проч. И, как показывает опыт, имели тембр, отвечающий требующимся качествам этого рода инструментов.

Но, так как в настоящее время эти инструменты изготавливаются из прокатанного металла, — за ними остается название — «группы медных духовых».

Состав медной группы, по тембровым качествам, несколько более однороден чем группа деревянных духовых. Тем не менее, каждому из этих инструментов присущи столь специфические качества, что даже малоопытный слушатель симфонической музыки очень скоро начинает различать характерные тембры представителей разбираемой группы инструментов.

Состав группы медных духовых в оркестре изменяется в зависимости от тех или иных требований оркестратора.

По силе звучности группа медных духовых превосходит остальные инструменты симфонического оркестра. Но было бы ошибочно думать, что эта группа и ее отдельные представители должны выступать лишь в качестве «тяжелой артиллерии», играя роль сильно действующего средства в tutti оркестра. Наиболее мощный, по силе звука, представитель группы медных — тромбон может дать исключительное мягкое пианиссимо; а по кантиленным качествам трудно найти более чарующий инструмент, чем валторна...

В отношении выразительных свойств этой группы следует отметить, что медные с большим трудом, нежели деревянные, достигают разнообразной нюансировки, тонких динамических оттенков и т. п. Группа медных духовых появилась в симфоническом оркестре не вся сразу. Благодаря техническим несовершенствам, о которых будет сказано ниже, старинные композиторы долгое время избегали широкого употребления медных духовых.

Но уже в партитурах Люлли (1633—1687) появляются первые представители этой группы— охотничьи рога, то есть натуральные валторны, занявшие вскоре (с 1710— 1715 гг.) вместе со столь давно известной трубой постоянное место в партитурах Баха и Генделя. В симфонии же венских классиков трубы и валторны вошли как вполне сложившаяся четырехголосная группа медных духовых инструментов (2 трубы и 2 валторны), составившие, таким образом, полный гармонический комплекс. Тромбон же, хотя и известный еще с XVI века, появляется в симфоническом оркестре гораздо позднее.

II

Звучащим телом — вибратором — в медных духовых инструментах (так же, как и в деревянных) является воздух, заключенный в корпус инструмента. Для того, чтобы понять принцип построения медного духового инструмента, необходимо разобраться в устройстве его звукообразователя.

Медный духовой инструмент представляет собой узкую, постепенно расширяющуюся к концу, медную трубку, оканчивающуюся раструбом. Для игры на медных духовых в качестве звукообразователя служит мундштук, который прижимают к губам. Мундштук — это воронкообразный или чашеобразный наконечник, пустой внутри, который лишь помогает формированию звука, возбудителю колебания. Главную же роль в звукообразовании играют сложенные особым образом напряженные губы исполнителя (так наз. амбушюр), дающие при вдувании струи воздуха характерный звук. Этот звуко-образователь и есть возбудитель колебания столба воздуха в медных духовых. Форма мундштука оказывает влияние на тембр инструмента. Более плоские мундштуки (труба) дают более открытый и светлый звук; более глубокий — более сочный звук, а воронкообразный (у валторны) — придает инструменту мягкий, задушевный тембр.

Для удобства игры на медных духовых длинная металлическая трубка инструмента свернута в несколько раз. Как говорилось выше, медные духовые — труба и валторна — долгое время были столь несовершенны, что находили очень малое применение в оркестре. Несовершенство этих инструментов, так называемых «натуральных медных духовых», заключалось в следующем.

Изменение высоты звука в натуральных медных получается благодаря лишь изменениям в напряжении губ исполнителя и той силы, с которой он вдувает воздух в устье инструмента. Благодаря такому способу игры, так наз. «передуванию», исполнитель получает различные частичные тоны (так наз. обертоны), соответствующие натуральному звукоряду (см. стр. 10), без каких-либо промежуточных звуков. Такого род несовершенные инструменты (трубу и валторну) получили и венские классики в свои партитуры, а за ними, еще долгое время, вплоть до ранних произведений Берлиоза, Вагнера и Глинки, мы встречаем в оперных и симфонических партитурах партии медных натуральных духовых. Еще Римский-Корсаков, несмотря на существование усовершенствованных вентильных медных духовых, делает опыт употребления натуральных инструментов в партитуре «Майской ночи». Как же получали промежуточные звуки на этих инструментах? При введении руки в раструб валторны столб воздуха в инструменте несколько укорачивается, и исполнитель получает возможность повысить звук на ½ тона (при введении, руки плашмя). Помимо этого, повышение и даже понижение звука достигалось путем нажима губ. Особенно искусные валторнисты могли исполнить весьма сложные соло, подобные соло 4-й валторны из адажио 9-й симфонии Бетховена. Тем не менее, таким путем нельзя было получить полный хроматический звукоряд всего диапазона инструмента.

Для различных тональностей произведения, употребляли разные строи валторн и труб. При изменении длины воздушного столба звук инструмента изменяется (при укорачивании — он повышается, а при удлинении — понижается). На соответствующий интервал понижается и весь натуральный звукоряд инструмента. Для удлинения и укорачивания воздушного столба в медном духовом инструменте существовали дополнительные трубки — кроны, которые вставлялись в инструмент. Отсюда мы и имеем в партитурах старинных композиторов столь разнообразные строи валторн и труб.

Обозначения согпо in Es, D и т. п. показывают, что данному инструменту при данной длине трубки соответствует натуральный звукоряд от ми-бемоль, ре и т. д. В современных валторнах и трубах существует вентильный механизм, позволяющий играть полностью весь хроматический звукоряд. Отсюда и происходит название этих инструментов «хроматические валторны и трубы». Сущность этого механизма заключается в том, что имеющиеся на инструменте три клапана, или, как их принято называть, вентили, включают дополнительные, трубки, увеличивающие общий объем воздуха, заключенного в. инструменте, на различную длину. При трех вентилях и их разных комбинациях можно получить полную хроматическую скалу звуков на протяжении всего объема данного инструмента.


III

Валторна (Согпо). Объем:

Звучит:

обладает светлым, мягким, певучим звуком; в низком регистре — несколько мрачным.

Валторна хорошо смешивается с тембром низких деревянных инструментов (нижние ноты кларнета, фагот, с которым ее объединяют зачастую в одну звуковую комбинацию). В оркестровой литературе есть ряд соло для валторны, в которых использованы ее кантиленные качества. Помимо этого, ввиду мягкой и ровной звучности, валторну часто используют для выдержанных звуков, так наз. «педали» (см. гл. X). Тембр валторны может быть изменен употреблением закрытых звуков, имеющих несколько приглушенный, таинственный оттенок. Этот эффект достигается введением руки в раструб инструмента.

При игре forte тембр «закрытой валторны» приобретает трескучий оттенок. В партитуре пишут: sons bouches, sons cuivrees (фр.), coperto (ит.). Для получения застопоренных звуков служит также сурдина, сделанная из дерева и имеющая форму груши. Такие же сурдины употребляются и для труб и тромбонов. На медных духовых с различной подвижностью (в зависимости от возможностей того или иного инструмента) можно исполнять быстро повторяющиеся ноты, трели, короткие гаммообразные пассажи и пр. (педаль — 26, 16).

 

IV

Труба (Тгоmbа,). объем:

Звучит:

Употребляется в настоящее время хроматическая труба в строе В. Имеет сильный, иногда резкий, блестящий звук, очень светлый и открытый. Трубе, более чем валторне, свойственна техника стаккато и гаммообразных последовательностей в весьма подвижном темпе. В литературе западных и русских композиторов есть ряд соло, показывающих возможности этого инструмента как кантиленные, так и технические.


 

V

На этом мы предлагаем приостановить дальнейшее изучение инструментов оркестра и начать ознакомление с партитурными образцами из произведений Гайдна и Моцарта.

Смычковый квинтет (по сути дела, квартет с удвоенным басом); парный состав деревянных духовых (не всегда полный); квартет медных духовых (2 валторны и 2 трубы); из ударных — пара литавр — вот тот оркестровый состав, которым располагали долгое время композиторы, начиная с основоположников классической симфонии. Для такого же состава писал, большей частью, Бетховен, многие современные ему и некоторые последующие композиторы. Не вдаваясь в подробный разбор стилистических принципов оркестровки Гайдна, развития отдельных групп и партий инструментов у Моцарта, а затем у Бетховена, — укажем лишь на то, что исключительная ясность и чистота голосоведения в партитурах названных композиторов, простота гармонического языка, ясное распределение функций между группами оркестра представляют особую ценность с точки зрения изучения оркестровой партитуры. Прежде, чем продолжать дальнейшее изучение инструментов, следует проделать ряд практических работ по изучению этой полной, хотя и скромной, партитуры венских классиков.

Развитая фактура струнных, играющих основную роль в этом оркестре; вспомогательная роль деревянных духовых, лишь изредка выступающих с самостоятельными партиями и соло; очень ограниченные возможности натуральных медных, позволяющих им выступать главным образом в арпеджиро-ванных последовательностях и т. п., — дает возможность учащимся начать на этих образцах изучение полной партитуры и партий отдельных групп инструментов оркестра.

Практические работы.

1. Переложить ряд отрывков из партитур Гайдна и Моцарта для фортепиано следующим образом: партитура перекладывается на три двойных нотоносца, помещенных один под другим, как бы для трех фортепиано. Переложение производится последовательно: на верхний нотоносец перекладывают деревянные духовые, на средний — медные и на нижний — струнные. Учащиеся разбирают роли групп, сочетания инструментов и т. п.

2. Чтение на ф-п. наиболее легких отрывков из этих же партитур.

 

VI

Тромбон (Trombone). Объем:

Низкий инструмент группы медных духовых. В оркестре употребляются обычно три тромбона, нотируемых (в настоящее время) в двух ключах: 1-й и 2-й в теноровом (реже в альтовом), а 3-й тромбон и туба — в басовом. Высота звука у тромбона изменяется при помощи «кулисы», U-образной трубки, выдвигающейся из параллельно стоящих двух основных трубок. Столб воздуха, таким образом, то увеличивается (при выдвигании кулисы), то сокращается (при ее вдвигании), и исполнитель получает полную хроматическую скалу звуков. Тромбон обладает блестящим, мощным звуком, несколько тяжеловесным, мрачным в низком регистре. Подвижность тромбона не очень велика.


 

VII

Туба (Tuba), объем:

Вентильный инструмент большого размера, употребляется в большом симфоническом оркестре один, редко два. Туба имеет сочный и сильный звук. Употребляется, главным образом, для удваивания басового голоса в оркестре.

Три тромбона и туба образуют в оркестре квартет тяжелой меди. Помимо рассмотренных основных инструментов медной группы, существует ряд редко встречающихся в симфонической партитуре медных инструментов, или, вернее, «металлических» духовых инструментов, относящихся по принципу звукообразования к этой группе. Таковы: «высокая баховская труба», корнет, вагнеровские (валторновые) тубы и т. п. инструменты, рассмотрение которых не входит в задачи нашего курса.

 

 

ГРУППА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

I

Ударные инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. С незапамятных времен люди начали аккомпанировать своему пению ударами в ладоши, постукиванием двух деревяшек, встряхиванием пустой тыквы, наполненной твердыми зернышками и т. д.

Группа ударных инструментов — самая обширная по разнообразию и количеству своих представителей. В современных партитурах с каждым годом появляются все новые и новые ударные инструменты. Некоторые из них привезены из стран Советского Востока и вошли в симфонические и оперные партитуры для воспроизведения характерных ритмов народных песен и плясок. Некоторые ударные появились в партитурах западноевропейских композиторов как заимствованные из музыкальной практики народов, населяющих южные страны Европы. Некоторые же инструменты из этой обширной группы изобретены лишь недавно для воспроизведения каких-либо особых эффектов.

Ниже разобраны инструменты, самые употребительные, занявшие постоянное место в симфоническом оркестре.

 

II

Ударные инструменты можно подразделить на ударные со звуком определенной высоты и на ударные со звуком неопределенной высоты. Для первых партия пишется на пятилинейном нотном стане; для вторых — на одной линейке («нитке»), лишь для обозначения ритма. Ударные инструменты можно также разделить на инструменты с кожей, в качестве вибратора, и прочие инструменты.


 

III

Инструменты с кожей в качестве вибратора.

Литавры (Timpani. Объем:

 

Один из наиболее употребительных ударных инструментов симфонического оркестра. В партитурах венских классиков группа ударных инструментов была почти всегда, за редким исключением, представлена лишь парой литавр.

Литавры состоят из медного котла, обтянутого сверху кожей. Для изменения звука необходимо менять натяжение кожи. Это делается при помощи железного обруча, прилегающего вплотную к внешней окружности края котла. Несколько винтов дают возможность опускать и поднимать этот обруч, а кожа, закрепленная на обруче, натягивается или, наоборот, ослабляется. Литавры имеют (вполне высотно-определенный звук. Играют на литаврах двумя палками, имеющими на концах шары из мягкого фильца. На одной литавре одновременно можно издать лишь один (по высоте) звук. В оркестре употребляют 2—3, а иногда и большее количество литавр, ири одном—двух исполнителях. Партия литавр пишется в басовом ключе, на одной строке. В начале нотоносца выставляется строй литавр (напр., timpani in С, G).

При перестройке инструментов пишут muta С in D. Литавры обычно настраиваются на тонику и доминанту основной тональности; но часты случаи и другой настройки. В случае перестройки исполнителю необходимо некоторое время для перетяжки кожи и проверки звука. На литаврах возможно исполнение тремоло, трелей, отдельных ритмических фигур и т. п. На литаврах очень эффектны крещендо до огромного фортиссимо и диминуэндо до тончайшего пианиссимо и проч. В некоторых случаях на литаврах употребляют игру палочками от малого барабана, что дает более жесткий, сухой звук. Встречаются засурдиненные литавры (прикрытые куском материи) и пр.

 

К ударным без определенного звука относятся следующие инструменты:

Большой барабан (Gran cassa) — крупный инструмент, с гулким, сильным звуком. Исполнитель бьет в барабан большой колотушкой с мягким наконечником.

Малый или военный барабан (Tamburo militare) — инструмент с высоким, сухим тембром. На малом барабане играют двумя деревянными палочками; в игре применяются трели, тремоло, различные ритмические фигуры и проч.

 

Тамбурин или бубен (Tamburino) состоит из обруча с натянутой кожей. В прорезах обруча закреплены маленькие тарелочки, по паре в каждом отверстии. При ударах тарелочки мелодично позвякивают. Исполнитель ударяет в тамбурин правой рукой, встряхивает его или играет тремоло, проводя большим пальцем по коже.

 

Тарелки (Piatti). В оркестре употребляется пара больших металлических тарелок, выкованных из бронзы в виде двух тонких, слегка выгнутых кругов. При игре ударяют одну тарелку о другую, наискосок. Иногда употребляется игра на подвешенной тарелке, литавровыми или барабанными палочками или, изредка, особой металлической щеточкой.

 

Треугольник (Triangolo), железный прут, согнутый в виде треугольника и подвешенный за петлю. На треугольнике играют железной палочкой (гвоздем). В игре употребляются отдельные удары, тремоло и пр.

 

Там-там или гонг (Tam-tam) — большой металлический круг, свободно подвешенный к стойке в виде рамы. В там-там ударяют колотушкой с мягким наконечником. Тембр там-тама напоминает звук отдаленного колокола.

 

Кастаньеты (Castagnetti) представляют собой две соединенные шнурком деревянные пластинки, выточенные в форме чашечек, с углублениями на внутренних сторонах и обращенные этими углублениями друг к другу. Звук кастаньет сухой, щелкающий.

 

Партия каждого из инструментов без определенного звука пишется на одной линейке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.032 с.)