Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язычковые духовые инструментыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как видим, классификация инструментов на виды и семейства подсказывается особенностями их конструкции и способа звукоизвлечения. Если у свистящих в основе заложен свисток, то у язычковых специальные пластинки — «язычки», двойные или одинарные. Именно такой пищик в виде сдвоенного язычка мы смастерили в течение нескольких секунд на стебле одуванчика. Пищиком в народных духовых инструментах может служить и береста, и тонкие пластинки из тростника, гусиного пера или бамбука и из некоторых других издающих звук тонких материалов, например, пластмассы. Вдуваемая струя воздуха встречает на своем пути тонкий язычок и стремится его либо отогнуть, либо вогнуть, в зависимости от его положения. Упругий язычок стремится занять первоначальное положение. Возникает колебание, язычок звучит, а находящийся в раструбе столб воздуха резонирует, усиливая этот звук. Типичный и самый распространенный инструмент этого семейства — жалейка.
Жалейка В коротенькой новелле из книги «Над Истермой» поэт В. Боков описывает свою встречу с пастухом у себя на родине в деревне. «...На кусту бузины, под которой теплился костер, я увидел жалейку. — Сыграйте! — Не поймешь ты нашей музыки! — с добродушным сожалением заметил пастух и, снисходительно улыбнувшись, добавил: — От нашей музыки лесом пахнет! Разве только пастуху из «Марата» шумнуть. Он взял жалейку и заиграл. В мелодии слышалось что-то дикое, тоскливое, первобытное. За рекой на поле колхоза «Марат» поднялась высокая фигура пастуха. Дикие, тоскливые звуки полились и оттуда. Два человека долго объяснялись между собой. — Ай, как душевно поговорили, — сказал «мой» пастух, закончив игру». В этом непритязательном рассказе все образно и верно! И то, что пастухи играли душевно, тоскливо, и что от музыки этой «лесом пахнет». Конечно же, название инструмента произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий, вследствие заметной вибрации (дрожания).
Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них. На рисунке приведены размеры жалейки в строе соль мажор с пониженной VII ступенью, то есть фа вместо фа-диез. Этот инструмент также сконструирован Н. 3. Кудряшовым и имеет ряд новшеств по сравнению со старинными народными жалейками. Главное из них — в способе крепления пищика. Он должен быть тонким (несколько десятых долей миллиметра, наподобие лезвия бритвы), ровным и гладким. Ориентировочные размеры его указаны. Пищик крепится к специальной голосовой трубке (мундштуку), одним открытым концом вставляемой в основную трубку жалейки. Мундштук изготовляется из дерева. Верхний его конец глухой, а вдоль самого мундштука делается прямоугольный узкий срез, который должен быть на 2—2,5 мм уже ширины пищика. В этот срез должна быть видна внутренняя полость трубки. Длина среза должна точно соответствовать длине пищика. Срез идет от верхнего конца инструмента и заканчивается прямоугольным порожком, в который упрется, положенный на него пищик. На рисунке видно, что в самой верхней части мундштук срезан с небольшим закруглением, что создает между ним и лежащим сверху пищиком небольшую зону, в которой пищик может колебаться. Обычно пищик привязывался нитками поблизости от входа мундштука в основную трубку. Кудряшов предложил крепить его при помощи колечка, полученного из полихлорвиниловой изоляционной трубки (кембрика), имеющейся под руками у каждого электрика. Прогрессивность этого новшества не столько в надежности и чистоте самого крепления, сколько в другом, более важном вопросе. Чтобы жалейка имела вполне определенный заданный строй, пищик сам по себе, без резонатора, должен извлекать основной звук этого строя (например, соль в соль мажоре). Раньше приходилось долго биться над его размерами, чтобы получить искомый тон. Теперь для этого достаточно передвижением трубчатого колечка изменить величину колеблющегося конца пищика, и строй его станет другим. Такие изменения можно произвести в пределах кварты. Это значит, что при помощи найденного простого приспособления не только облегчается нахождение необходимого тона, но и появляется возможность его замены, а следовательно, и изменения в случае надобности всего строя жалейки. Для современной музыкальной практики это немало. Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он звучать будет плохо, сипло. Дуть в жалейку нужно с некоторым усилием. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься ее строй (в пределах 1/2—1/4 тона), и наоборот. Этим пользуются народные исполнители для выравнивания строя при игре или для подлаживания к певцам. При скреплении отдельных деталей жалейки рекомендуем пользоваться современной (цветной) изоляционной лентой. С ее помощью легко утолщать концы сочленяющихся трубок, заделывать трещины и т. д. Рог приклеивается техническим клеем типа БФ 6, суперцемент и др. Мундштук лучше всего закрепить силой трения. Для того чтобы случайно не повредить пищик, на мундштук надевается специальный колпачок из камышовой, деревянной или картонной трубки. Известны и до сих пор встречаются парные или двойные жалейки, настроенные и используемые так же, как парные свирели. В отличие от свирелей парные жалейки скреплены вместе и объединены одним раструбом.
Волынка — Что ты тянешь волынку? Не волыниться! Разве не употребляем мы этих и им подобных выражений и сейчас? Имеют ли они что-либо общее с всемирно известным музыкальным инструментом?
Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком; в некоторых местах — пищик типа свирели; в России, как правило, — типа жалейки. На этой игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук, настроенный в октаву, кварту или квинту к основной ступени звукоряда мелодической трубки. Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно, как гармонический фон к мелодии. Вот именно монотонное звучание бур-донов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле. Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления — Волыни — области, расположенной по верхнему течению Западного Буга и входившей в состав Киевской Руси. Эту область населяли волыняне, восточнославянское племя, жившее там, в IX—XI веках. Тем не менее, в самой Украине, Молдавии и Польше этот инструмент называется козой (по происхождению меха), в Белоруссии и некоторых русских областях — дудой. Волынка была распространена фактически по всему миру. В разных странах у разных народов она имела свои отдельные конструктивные особенности, но принцип устройства ее всюду один. Даже в большинстве местных названий волынки заложены одни и те же слова: «мешок» и «гудеть», «играть». Сравните, например, английское название волынки bagpipe (бэг — мешок, пайп — игра, свирель), немецкое Sackpfeife (зак — мешок, пфайфе — дудка), французское cornemuse (старинная свирель), голландское dudelsack (дудящий мешок) и т. д. При игре волынку держат перед собой, а чаще под мышкой. Мех наполняется воздухом через клапанную трубку, и под его напором пищики начинают звучать. Звук у волынки непрерывный: при перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается. Первые сведения о волынке в России относятся к XVI—XVII векам. В то время это был очень распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках. Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже — у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоемкими конструкциями. Однако, например, в Шотландии волынка культивируется как национальная реликвия и даже входит в состав военных оркестров. У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры.
Сурна История музыки знает случаи самых различных взаимовлияний и взаимопроникновений инструментов разных народов, особенно соседствующих в географическом отношении. Одни инструменты, например струнные, родились и развивались в разных частях света независимо друг от друга. Другие, наоборот, бесспорно, были заимствованы у народов с более древней цивилизацией. Именно к такого рода инструментам принадлежит сурна, близкая к закавказскому духовому инструменту зурне и по названию, и по устройству, и по звучанию. Сурна, иногда называемая сурьмой или сурепкой, делалась обычно из карагача (южная порода дерева, очень плотного и крепкого). Этот инструмент регулярно упоминается в письменных исторических памятниках, начиная с XIII века, но никаких достоверных описаний, рисунков и тем более подлинных экземпляров его не сохранилось. Если исходить из аналогии сурны с восточной зурной, до сих пор бытующей у народов, населяющих Кавказ и прилегающие к нему районы, то это деревянная трубка с несколькими игровыми отверстиями, небольшим коническим раструбом и двойным, реже одинарным, язычковым пищиком. Некоторые исследователи народных музыкальных инструментов утверждают, что сурна — амбу-шюрный инструмент (см. следующую главу), а возможно и амбушюрно-язычковый. 6 частности, на изображенной на рисунке русской сурне (инструменте терских казаков) играли двояким способом: как на амбу-шюрном и как на язычковом.
Язычок жалеечного типа находился в мундштуке в специальной трубочке. Звук у сурны резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе, вплоть до царствования Петра I, заменившего в военных оркестрах все национальные инструменты западными, медными. Постепенно сурна почти вышла из употребления, может быть отчасти потому, что постоянно упоминалась в царских и церковных указах в числе запрещенных, и народ вынужден был заменить ее другими инструментами, подобными ей, но с другими названиями. Очень похожа на сурну, в частности, поныне существующая брёлка.
Брёлка
Это один из наиболее мягких и благозвучных по тембру инструментов семейства язычковых. Представляет собой как бы промежуточную разновидность жалейки и сурны. Трубка его почти прямая, постепенно расширяющаяся к конусообразному раструбу. Язычок двойной, как у гобоя. Отсюда близость звука к последнему. По существу, это и есть маленький гобой народного происхождения. Во всем остальном (по количеству отверстий, строю, техническим и динамическим возможностям) брёлка сродни своим предшественникам. Предполагают, что брёлка появилась в Тверской губернии и получила столь малопонятное наименование от местного названия ивы — бредины, из которой она изготовлялась. На рисунке даны размеры сопрановой соль-мажорной брёлки. На ней играл бывший артист оркестра хора им. Пятницкого В. Воронков. Корпус его инструмента выточен на токарном станке из самшита и состоит из двух половин, вставляющихся одна в другую. Воронков использовал в своей практике обычные гобойные трости, которые делал сам или покупал в музыкальных магазинах. Звук его инструмента нежный и красивый в протяжных мелодиях, острый и задорный в быстрых, плясовых. Для изменения строя применяются специальные колечки или воск (см. главу о свистящих инструментах).
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 7658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.145 (0.012 с.) |