Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа струнных смычковых инструментов

Поиск

(1-е скрипки, 2-е скрипки, альты виолончели и контрабасы)

I

Наиболее подвижной из всех оркестровых групп является группа смычковых инструментов, так наз. «квинтет» или «квартет». Большое разнообразие в оттенках, богатство красок и в то же время исключительная ровность звучности на всем протяжении звукового диапазона этой группы выдвинули смычковые инструменты на первое место в симфоническом оркестре. Большие возможности, представляемые струнной группой, уже давно привлекали внимание композиторов, и в эпоху расцвета игры на смычковых инструментах, сольной и ансамблевой, в эпоху Корелли (1653—1713), Марчелло (1686—1739), Вивальди (1686—1743), Баха (1685—1750), Генделя (1685—1759) и др., создается обширная литература для одного струнного смычкового оркестра, представляющая и в наше время огромную художественную ценность. В последующие времена ряд выдающихся композиторов продолжает обогащать оркестровую литературу сочинениями для струнного квинтета. Учащимся следует ознакомиться с такими произведениями, как «Струнная серенада» Чайковского, рядом сочинений для струнного оркестра Моцарта (например, «Ночная серенада»), «Concerti grossi» Вивальди, Корелли и др.

II

Первые три инструмента — скрипка, альт и виолончель — сходны между собой по форме и отличаются друг от друга лишь величиной. Контрабас же отличается несколько и по форме. Данное ниже объяснение частей скрипки относится ко всем струнным смычковым инструментам.

Основу смычкового инструмента составляет корпус, склеенный из двух дек, верхней и нижней (ель и клен), и соединенных между собой бочками или обечайками. Верхняя дека имеет два выреза — «эфы», улучшающие акустические качества звука инструмента.

Корпусу придана выпуклая форма, поддерживаемая вклеенной внутрь инструмента (к верхней деке) деревянной пластиной — «пружиной». Кроме пружины внутри корпуса между верхней и нижней деками помещается маленькая палочка — «душка», распирающая деки и помогающая нести подставке нагрузку натянутых струн. К корпусу скрипки приклеена рукоятка, состоящая из двух основных частей: головки и шейки. На шейку наклеен гриф, над которым протянуты струны. В головке помещаются колки, при помощи которых натягивают струны.

В нижней части корпуса врезана пуговица, служащая для закрепления подграфа.

Струны закрепляются узелком в вырезах под гриф а, протягиваются через подставку над грифом и наворачиваются на колки. Для того, чтобы струны не прилегали к грифу, у самой головки на грифе сделано маленькое возвышение, «порожек». Струны делаются из различного материала. В настоящее время распространены для наиболее низких звуков (для скрипки — соль, ре, для альта — до, соль, для виолончели — до, соль, для контрабаса — ми, ля) кишечные струны, обвитые канителью (серебро, алюминий, медь); для средних и высоких звуков употребляются кишечные струны (в последнее же время часто также обвитые). На скрипке струна ми часто делается из стали.

Для игры на смычковых инструментах употребляется смычок, состоящий из трости и волосяной ленты (пучок конского волоса). Для натягивания волоса служит винтовой механизм, соединенный с колодочкой, в которой и закреплен волос. Для большего сцепления во время игры волоса со струной его натирают канифолью (род смолы, переваренной особым образом).

III

Скрипка (Violino) — самый высокий и подвижный из смычковых инструментов. На скрипке четыре струны: соль, ре, ля и ми, настроенные по квинтам:

Скрипка, так же как и альт, держится за шейку левой рукой; нижняя часть корпуса придерживается подбородком.

Правая рука водит смычком. Для игры на скрипке пользуются (как и на альте) четырьмя пальцами левой руки: указательный —1-й палец, средний — 2-й палец, безымянный — 3-й палец, мизинец — 4-й палец.

Одна и та же струна может давать звуки различной высоты, так как ее длину можно изменять нажатием пальцев. Струны, не прижатые пальцами, называются открытыми или (реже) пустыми и обозначаются знаком «О». На скрипке при-меняют семь основных и несколько дополнительных позиций. Позицией называется положение левой руки на скрипке в зависимости от того, какой звук берет на данной струне 1-й палец. Так, например: если первым пальцем берут первый звук после открытой струны, то это положение руки называется 1-й позицией. Если 1-м пальцем берется второй звук после открытой струны, — это положение называется 2-й позицией, и т. д.

И так далее, аналогично на всех струнах. Для получения промежуточных звуков (хроматических повышений и понижений) палец немного сдвигается вверх («вперед») или вниз («назад»).

Итак, при каждой следующей позиции рука перемещается все дальше и дальше от головки по направлению к подставке, получая с переходами со струны на струну полный хроматический объем звуков

Но в оркестровой игре редко употребляют звуки выше:

На струнных инструментах (кроме контрабаса) употребляют также игру двойным нотами (на двух соседних струнах), тройными и четверными (в последнем случае лишь арпеджиато, так как струны лежат, благодаря аркообразной форме подставки, не в одной пложости). В оркестре, во избежание излишних усложнений, не употребляют, обычно игры двойными и прочими нотами более двух-четырех подряд.

IV

На струнных инструлентах возможны различные эффекты, зависящие от того или иного движения смычка, так наз. штрихов. Основными шрихами являются следующие: Движение смычка шева направо («вниз») обозначается знаком: П. Движение арава налево («вверх») обозначается знаком: V. Затакт обычно начинают вверх смычком, а сильную часть такта — вниз. Перечислим наиболее употребительные штрихи:

1. detachee — на каядую ноту отдельное движение смычка.

2. legato—на кажде движение смычка идет группа нот.

3. spicato — мелкие, отрывистые движения смычка (каждая нота отдельно), несколько подпрыгивающего.

4. staccato — несколко отрывистых нот на один смычок (штрих, редко употребляемый в оркестровой игре).

5. saltando — отскаквающие ноты.

6. tremolo — быстрое движение вверх и вниз на одном звуке.

7. трель.

Есть также ряд особых эффектов:

1. sul ponticello—у подставки (звук приобретает несколько металлический оттенок).

2. coll legno — древком смычка по струнам (редко употребляется).

3. pizzicato — защипывая струну пальцем; в партии пишется: pizz. Когда игра этим

штрихом должна быть прекращена, пишут обозначение «агсо», то есть смычком.

4. сурдина — маленкий гребешок из дерева или кости, надеваемый на подставку, отчего звук струнного инструмента приобретает несколько триглушенный, матовый звук. В партии пишут сокращенно: con sord. (исполнителю для надевания сурдины необходимо некоторое время); для снятия сурдины пишут: senza sord.

5. флажолеты — искусственно получаемые легким прикосновением пальца призвуки (обертоны), свистящего и очень нежного тембра, слегка напоминающие звуки маленькой флейты «флажолета».

6. При игре на смычковых инструментах в мелодических последованиях переходят со струны на струну; но иногда для достижения особого эффекта исполнителю предписывают играть какое-либо последование на одной струне. Тембр таких звуков получает густой, насыщенный оттенок. Для обозначения этого эффекта пишут над данными тактами обозначение: sul G, sul D и т. д. (т. е. на струне соль, на струне ре и т. д.).

Приводим примеры перечисленных штрихов;

 
 

 

 

     
 
 
 

 

 


Альт (Viola) несколько большего размера, чем скрипка. Играют на нём и держат его как скрипку. В оркестровом квинтете он является третьим голосом сверху и в обычном расположении аккорда у струнных играет как бы роль тенорового голоса.

       
   
 
 

 


 

Звук несколько тусклый, более слабый, мягкий, нежели у скрипки. Классики пользовались группой альтов для исполнения партии среднего голоса, и лишь в более поздних партитурах

Бетховена и у последующих композиторов альт начинает получать более ответственные партии, с учетом его тембровых особенностей; с эпохи раннего романтизма (например, у Вебера) появляются партии соло для альта.

 

VI

Виолончель (Violопсеllо, Cello) по длине струн — в два раза больше альта; исполнитель держит ее между колен, опирая на пол остроконечной подставкой — шпилем.

При таком положении инструмента исполнитель может пользоваться при исполнении всеми пятью пальцами левой руки. Большим пальцем (обозначается в партии знаком) исполнитель пользуется в более высоких позициях, находящихся в той части грифа, которая лежит над самым корпусом инструмента. Это положение левой руки, опершейся, как бы на большой палец, называется «ставкой» или «позицией большого пальца». Виолончель в оркестровом квинтете исполняет басовый голос. Строй се на октаву ниже альта:

 
 

 


Партия виолончели пишется в басовом, теноровом и скрипичном (для высоких звуков) ключах. Тембр виолончели богаче альтового. Мягкие басовые ноты, очень яркий и сочный средний регистр и напряженный верхний, большой диапазон оттенков выдвигают часто виолончельную группу для исполнения больших и ответственных партий.

VII

Контрабас, (Contrabasso, Basso) по величине больше виолончели. На контрабасе играют стоя. Строится контрабас по квартам:

 
 

 

 


но звучит на октаву ниже нотируемых звуков. Ввиду большой толщины струн и большой мензуры (т. е. расстояния между соседними звуками на одной струне) требуется значительное растяжение пальцев, которое сильно ограничивает технические возможности игры на контрабасе. Основная роль контрабаса в оркестре — удвоение партии виолончели в октаву. Начиная с Берлиоза, для контрабаса стали писать более развитые и самостоятельные партии, доходящие у композиторов конца XIX и XX веков до виртуозности.

Тембр контрабаса в низком регистре тусклый и не очень ясный. В среднем и высоком регистрах — приближается к тембру низких звуков виолончели, но имеет несколько гнусавый оттенок.

 

VIII

Как говорилось выше, струнная группа является основой оркестра. Благодаря своим звуковым качествам, а также возможности беспрерывной игры, отсутствие чего значительно ограничивает исполнительские возможности духовой группы (в которой игра на инструментах требует постоянной смены дыхания) струнная группа стоит на первом месте в отношении ответственности поручаемых партий.

Смычковая группа составляет полную гармоническую группу: 1-е скрипки — сопрано, 2-е — альт, альты — тенор, виолончели и контрабасы — бас (удвоенный в октаву).

Именно в таком разрезе и рассматривали эту группу старинные композиторы — Гайдн, Моцарт, Бетховен (особенно в ранних симфониях) и другие, близкие к ним, композиторы.

Струнная группа играла первенствующую роль не только благодаря перечисленным выше качествам, но и потому, что другие группы (деревянные и медные духовые) были очень несовершенны по своему устройству. В последующие времена в группе струнных появляются более развитые партии альтов, виолончелей и контрабасов; встречается разделение инструментов на различные партии внутри одной группы (divisi), появляется более частое применение двойных нот, разнообразных штрихов, сурдин, флажолетов и т.п.

С развитием игры на духовых инструментах, с усовершенствованием их конструкции безусловное преобладание струнной группы уменьшается, и оркестровый колорит становится более разнообразным и богатым.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.013 с.)