ТОП 10:

Экономическая политика Петра I: основные цели, направления, характер и особенности. Роль государства в хозяйственной жизни страны.



Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, вводилось множество новых (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.), чеканилась «облегчённая» монета. В результате всех этих мер доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения.

В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной. Эта финансовая реформа имела и широкие социальные последствия

Во время царствования Петра I Россия постоянно воюет с турками, со шведами, с персами. Не случайно, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.

Постоянные войны выявили существенную нужду в деньгах, и Петр I должен был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Петр I видел в развитии национальной промышленности и торговли. Новизна экономической политики заключалась в принятии мер по развитию торговли и промышленности. При Петре Великом стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

Петр I стремился сблизить Россию с Западом, проводя экономическую политику "европейского" образца. Ее главными элементами стали:

1) резкое возрастание экономических функций государства, централизация и регламентация всех сторон хозяйственной жизни страны;

2) усиленное развитие промышленности, ориентированной на решение общегосударственных задач и нацеленной на создание крепкого государства, опирающегося на мощные вооруженные силы;

3) энергичное строительство новых путей сообщения и создание отечественного морского флота;

4) протекционизм, являвшийся основой внешней торговли.

Петр сознательно и деятельно искал средств народного обогащения и желал подъема производительности в своем народе. Для этой цели он применил принятую в то время в Западной Европе систему протекционизма, опекая каждый шаг народной торговли и производства. Рядом указов и распоряжений Петр предписывал, как обрабатывать руду; приказывал косить, а не жать хлеб; беречь леса; разводить табак, шелк и вино; улучшить породу скота; ткать холсты; публиковал заграничные цены на товары, «дабы знали, где что дешево или дорого», и т д., и т д. Петр всему хотел указывать и все хотел направлять к общей пользе государства.

Учитывая особенности созданного бюрократического аппарата, государство в эпоху Петра Великого играла ведущую роль в хозяйственном развитии страны. Разросшийся государственный аппарат контролировал все сферы жизни страны, строго регламентировал развитие в различных отраслях. Об этом говорит издание регламентов для каждой коллегии и каждой отрасли, а также издание уставов и инструкций. Этим же и характеризуется отмена воеводства, для большего контроля и увеличения финансовых поступлений именно в казну госудрства.

 

Петровские реформы органов власти и управления. Завершение процесса централизации государственного управления. Утверждение абсолютизма.

 

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Утверждение абсолютизма

В России абсолютная монархия окончательно складывается в первой четверти XVIII в. Установление абсолютизма явилось закономерным результатом развития государственной системы страны. Непосредственное же оформление абсолютизма связано с петровскими преобразованиями.

Утверждение абсолютизма в России имело ряд особенностей. Он возник в условиях полного господства феодально-крепостнических порядков и отсутствия развитых буржуазных отношений, существенного отставания России от ведущих европейских стран, значительного воздействия так называемых восточных, или деспотических, традиций на политический строй государства. В отличие от стран Западной Европы, где социальной базой абсолютизма был союз дворянства с городами, в России абсолютизм опи-рался на крепостническое дворянство и служилые сословия.

Еще во второй половине XVII в. были ликвидированы или лишены самостоятельности сословно-представительные органы как в центре (Земские соборы), так и на местах (губные и земские учреждения). В 1700 г. фактически упраздняется патриаршество. После подавления в 1698 г. стрелецкого восстания Петр I приступил к проведению военной реформы. Стрелецкие полки подлежали расформированию и замене регулярной армией. К 1705 г. окончательно осуществляется формирование армии на основе рекрутской повинности. В начале XVIII в. прекращаются заседания Боярской думы. Вместо прежних органов государственного управления учреждаются Сенат (1711) и Синод (1721), приказы заменяются коллегиями (1717—1720), вводится губернское административно-территориальное деление (1708). В 1714 г. Петр I издает указ о единонаследии, приведший к стиранию юридических различий между вотчиной и поместьем и слиянию боярства и дворянства в единое сословие.

Важное место в политической системе абсолютизма занимают органы политического сыска. Таковыми в петровской России являлись Преображенский приказ (с 1695 г.) и Тайная канцелярия (с 1718 г.).

Внешним выражением утверждения абсолютизма в России стало принятие Петром I императорского титула. 22 октября 1721 г. видный деятель петровского царствования Г. И. Головкин от имени Сената обратился к Петру I с просьбой в ознаменование победы России над Швецией в Северной войне принять титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». Так Россия была провозглашена империей. Первыми императорский титул российского монарха признали Пруссия, Нидерланды и побеждённая Швеция, позднее — другие государства.

Законодательная формулировка российского абсолютизма впервые была дана в толковании к 20-му артикулу Воинского устава (1716): «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» — и уточнена в Духовном регламенте (1721): «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает».

В январе 1722 г. Петр I изменил порядок наследования престола. По этому указу монарх получил право по собственной воле назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, он мог отменить свое решение, если наследник не оправдывал его надежд. Хотя издание этого указа было связано с личной трагедией Петра I — конфликтом и вынесением смертного приговора сыну, царевичу Алексею, его вполне можно квалифицировать как апофеоз самодержавия. В то же время указ о престолонаследии, порывавший с исторически сложившимся, традиционным порядком передачи престола, послужил прологом к эпохе дворцовых переворотов, начавшейся после смерти Петра.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.009 с.)