Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центральные и местные органы государственного управления в XVII в. Эволюция приказной системы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В системе органов централизованного управления наибольшее развитие получают приказы. Их число доходило до 80 (постоянных — 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления. Кроме того, к каждому приказу приписывались определенные города и уезды, которыми они ведали «судом и данью», т. е. собирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Основную чиновничью массу, от которой зависело решение всех дел, составляли подьячие. В середине XVI в. была проведена реформа местного самоуправления. Система кормления была заменена органами губного и земского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения. По мере укрепления государственной власти и перерастания ее в абсолютистскую, с середины XVII в. были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население. Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод. Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей. При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам. Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль Центра за деятельностью воевод был крайне слабым. В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды — военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них - Тульский — был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но здесь они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю. Основная тенденция эволюции российской государственности в XVII в. – движение по направлению к самодержавию. Можно наблюдать, как на протяжении всего столетия в России трансформируется форма правления. Из сословно-представительной монархии она становится монархией абсолютной. Сословно-представительная монархия - форма государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (дворян, духовенства, горожан). В России cословно-представительная монархия существовала в середине XVI-XVII вв., царь правил, опираясь на Земские соборы. Абсолютная монархия - форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Существенными признаками абсолютизма являлись концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; отмирание институтов, характерных для сословно-представительной монархии; создание разветвленного бюрократического аппарата, регулярной армии, полиции; подчинение церкви светской власти. При абсолютизме достигается высшая степень государственной централизации. В России, где переход к абсолютной монархии начался в XVII в., такая форма правления сохранялась до начала ХХ в. Названная тенденция проявилась в следующих аспектах. Царь В середине XVII в. меняется титул монарха. Ранее – «Государь всея Руси», теперь – «Божьей милостью Великий государь, князь и великий царь всея великая, и малая, и белая Руси самодержец». В новом титуле обращает на себя внимание преамбула «Божьей милостью» – апелляция к Богу, свидетельство того, что на престоле не просто смертный человек, а помазанник Божий, представитель Бога на земле. И второе – новый элемент титула – слово «самодержец». Соборное уложение 1649 г. - свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648-1649 гг. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины XIX в. Кроме того, в Соборном уложении 1649 г. на законодательном уровне преступление против царя и его семьи приравниваются к преступлению против государства. А также в этом своде законов впервые подробно прописывается сложный и пышный церемониал, связанный с монархом. Земские соборы. Эти органы власти, возникшие в середине XVI в., были в свое время олицетворением сословно-представительной монархии. Теперь деятельность Земских соборов начинает затухать. Последний полноценный Земский собор состоялся в 1653 г. (принял решение о воссоединении с Украиной). Позднее, во второй половине XVII в., царь время от времени собирал представителей сословий, но более ни разу не было созвано межсословного Земского собора. Боярская дума - в России конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики. В XV–XVI вв. Боярская дума – это очень немногочисленный орган, состоявший из 10-12 самых родовитых бояр. Такая Дума была весьма влиятельна. О значении Думы того периода говорит тот факт, что в эпоху классической сосовно-представительной монархии все указы в России предварялись формулой «Государь приказал, а бояре приговорили», что указывало на то, что монарх не один, а вместе с боярами управляет государством. Теперь, в течение XVII в., Боярская дума численно растет, но это происходит за счет включения в ее состав представителей дворянства. Дума на протяжении XVII в. остается важным органом государственной власти, но соотношение сил в системе «Царь – Боярская дума» меняется в пользу царя. В XVII в. исчезает формула «Государь приказал, а бояре приговорили», все чаще встречаются именные царские указы. Приказная система С одной стороны, XVII в. – время наибольшего развития приказной системы. Во второй половине века исследователи фиксируют существование свыше 40 постоянных и еще такое же число временно действующих приказов. С другой стороны, по мере роста числа приказов все отчетливее проявлялись недостатки приказной системы. Недостатки приказной системы заключались в том, что функции многих приказов пересекались. Пересечение функций было вызвано тем, что одни приказы имели отраслевой, а другие и территориальный характер. К тому же почти каждый приказ ведал судом по делам, относящимся к их компетенции. Осознавая эти недостатки, власть в середине XVII в. предпринимала попытки ее реформирования. Так, 1650-е гг. были созданы счетный приказ (1656 г.) и приказ тайных дел (1654 г.). Первый должен был отвечать за финансовую дисциплину, а второй задумывался как орган, координирующий работу прочих приказов. Со своими задачами новые ведомства справиться не смогли и превратились в два очередных приказа. Система была настолько запутана, что в начале XVIII в. Петру I придется от нее отказаться. Однако и в XVII столетии приказная система сыграла свою немаловажную роль. Дело в том, что именно внутри приказов сформировалась категория профессиональных управленцев – бюрократический аппарат – одно из условий существования абсолютизма. Армия В XVII в. костяк российской армии по-прежнему состоял из конного ополчения землевладельцев. Среди принципиальных новшеств периода необходимо отметить создание полков нового (иноземного) строя. Такие полки впервые стали формироваться в 1631 г. из «охочих» людей, казаков, иностранцев по образцу западноевропейских армий. Полки нового (иноземного) строя - воинские части, сформированные в XVII в. в России из "охочих" вольных людей, казаков, иностранцев и др., позже и из даточных людей по образцу (организации, обучению) западноевропейских армий. В конце XVII - начале XVIII вв. использованы для формирования регулярной русской армии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.007 с.) |