Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральные и местные органы государственного управления в XVII в. Эволюция приказной системы.

Поиск

В системе органов централизованного управления наибольшее раз­витие получают приказы. Их число доходило до 80 (постоянных — 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления. Кроме того, к каждому приказу приписывались опреде­ленные города и уезды, которыми они ведали «судом и данью», т. е. со­бирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Основную чи­новничью массу, от которой зависело решение всех дел, составляли по­дьячие.

В середине XVI в. была проведена реформа местного самоуправ­ления. Система кормления была заменена органами губного и зем­ского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения.

По мере укрепления государственной власти и перерастания ее в абсолютистскую, с середины XVII в. были учреждены должности вое­вод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности зе­мельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служи­лых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответст­вующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял го­товность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода на­правлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая числен­ность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и зем­ские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль Центра за деятельностью воевод был крайне слабым.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды — военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них - Тульский — был создан еще в XVI в. В XVII в. в свя­зи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгород­ский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимир­ский и др.), но здесь они оказались недолговечными. Воеводами раз­рядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная зада­ча состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

Основная тенденция эволюции российской государственности в XVII в. – движение по направлению к самодержавию. Можно наблюдать, как на протяжении всего столетия в России трансформируется форма правления. Из сословно-представительной монархии она становится монархией абсолютной.

Сословно-представительная монархия - форма государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (дворян, духовенства, горожан). В России cословно-представительная монархия существовала в середине XVI-XVII вв., царь правил, опираясь на Земские соборы.

Абсолютная монархия - форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Существенными признаками абсолютизма являлись концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; отмирание институтов, характерных для сословно-представительной монархии; создание разветвленного бюрократического аппарата, регулярной армии, полиции; подчинение церкви светской власти. При абсолютизме достигается высшая степень государственной централизации. В России, где переход к абсолютной монархии начался в XVII в., такая форма правления сохранялась до начала ХХ в.

Названная тенденция проявилась в следующих аспектах.

Царь В середине XVII в. меняется титул монарха. Ранее – «Государь всея Руси», теперь – «Божьей милостью Великий государь, князь и великий царь всея великая, и малая, и белая Руси самодержец». В новом титуле обращает на себя внимание преамбула «Божьей милостью» – апелляция к Богу, свидетельство того, что на престоле не просто смертный человек, а помазанник Божий, представитель Бога на земле. И второе – новый элемент титула – слово «самодержец».

Соборное уложение 1649 г. - свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648-1649 гг. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины XIX в.

Кроме того, в Соборном уложении 1649 г. на законодательном уровне преступление против царя и его семьи приравниваются к преступлению против государства. А также в этом своде законов впервые подробно прописывается сложный и пышный церемониал, связанный с монархом.

Земские соборы. Эти органы власти, возникшие в середине XVI в., были в свое время олицетворением сословно-представительной монархии. Теперь деятельность Земских соборов начинает затухать. Последний полноценный Земский собор состоялся в 1653 г. (принял решение о воссоединении с Украиной). Позднее, во второй половине XVII в., царь время от времени собирал представителей сословий, но более ни разу не было созвано межсословного Земского собора.

Боярская дума - в России конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

В XV–XVI вв. Боярская дума – это очень немногочисленный орган, состоявший из 10-12 самых родовитых бояр. Такая Дума была весьма влиятельна. О значении Думы того периода говорит тот факт, что в эпоху классической сосовно-представительной монархии все указы в России предварялись формулой «Государь приказал, а бояре приговорили», что указывало на то, что монарх не один, а вместе с боярами управляет государством. Теперь, в течение XVII в., Боярская дума численно растет, но это происходит за счет включения в ее состав представителей дворянства. Дума на протяжении XVII в. остается важным органом государственной власти, но соотношение сил в системе «Царь – Боярская дума» меняется в пользу царя. В XVII в. исчезает формула «Государь приказал, а бояре приговорили», все чаще встречаются именные царские указы.

Приказная система

С одной стороны, XVII в. – время наибольшего развития приказной системы. Во второй половине века исследователи фиксируют существование свыше 40 постоянных и еще такое же число временно действующих приказов. С другой стороны, по мере роста числа приказов все отчетливее проявлялись недостатки приказной системы.

Недостатки приказной системы заключались в том, что функции многих приказов пересекались. Пересечение функций было вызвано тем, что одни приказы имели отраслевой, а другие и территориальный характер. К тому же почти каждый приказ ведал судом по делам, относящимся к их компетенции.

Осознавая эти недостатки, власть в середине XVII в. предпринимала попытки ее реформирования. Так, 1650-е гг. были созданы счетный приказ (1656 г.) и приказ тайных дел (1654 г.). Первый должен был отвечать за финансовую дисциплину, а второй задумывался как орган, координирующий работу прочих приказов. Со своими задачами новые ведомства справиться не смогли и превратились в два очередных приказа. Система была настолько запутана, что в начале XVIII в. Петру I придется от нее отказаться. Однако и в XVII столетии приказная система сыграла свою немаловажную роль. Дело в том, что именно внутри приказов сформировалась категория профессиональных управленцев – бюрократический аппарат – одно из условий существования абсолютизма.

Армия

В XVII в. костяк российской армии по-прежнему состоял из конного ополчения землевладельцев. Среди принципиальных новшеств периода необходимо отметить создание полков нового (иноземного) строя. Такие полки впервые стали формироваться в 1631 г. из «охочих» людей, казаков, иностранцев по образцу западноевропейских армий.

Полки нового (иноземного) строя - воинские части, сформированные в XVII в. в России из "охочих" вольных людей, казаков, иностранцев и др., позже и из даточных людей по образцу (организации, обучению) западноевропейских армий. В конце XVII - начале XVIII вв. использованы для формирования регулярной русской армии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.007 с.)