Романтизм как ведущее идейно-художественное направление XIX века. Французский театр эпохи романтизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романтизм как ведущее идейно-художественное направление XIX века. Французский театр эпохи романтизма.



Историко-культурный контекст формирования романтизма во Франции: основные исторические события и выдающиеся личности. Французское Просвещение XVIII в. как философская основа романтизма. Историческая обусловленность его характерных черт: антибуржуазности и «антропоцентризма».Своеобразие героя французского романтизма, как «сына века» (А. де Мюссе).

Этапы развития: становление романтизма (1795-1815), «высокий романтизм»; сосуществование романтизма и реализма, нарастание антиполитических установок и антибуржуазного пафоса (1835-1843); кризис романтизма (1843-1848); актуализация опыта романтизма в неоромантических направлениях литературы последней трети ХIХ в., рубежа ХIХ-ХХ вв.

Место театра в культурной жизни Франции XIX века.

Привилегированные парижские театры Парижа: «Комедии Франсез» и «Одеон». Их место в культурной жизни Парижа. Специфика репертуара.

Активизация театральной жизниПарижа в период Реставрации (1815-1830) и Июльской монархии (1830-1848). Ф еномен театров Больших бульваров в Париже. «Варьете» и «Порт-Сен-Мартен» как наиболее известные из них. Специфика их репертуара. Влияние на его формирование драматургов-романтиков: В. Гюго, А. Дюма, А. де Виньи. Театр «Порт-Сен-Мартен» (1814) – центр общественной жизни Парижа. «Битва за “Эрнани”» на премьере пьесы В. Гюго как начало славы театра и известности драматурга. Ее культурное значение: утверждение принципов романтизма во французском театре. Открытие А. Дюма«Исторического театра» (1847, бульвар Тампль).

Появление мюзик-холлов («Фоли-Бержер», «Олимпия»). Специфика организации сценического действия в них. Другие развлечения «бульварной жизни»: балаганные представления, пантомима, буффонады, цирк.

Драматургия французского романтизма.

Манифесты французского романизма: Стендаль «Расин и Шекспир»(I часть1823; II частьмарт 1825), В. Гюго Предисловиек исторической драме «Кромвель» (1827). Их значение для формирования французского романтизма.

Концепция романтического театра В. Гюго. Своеобразие его творческого метода. Феномен исторической драмы В. Гюго («Кромвель» (1827), «Марион Делорм» (1829), «Эрнани» (1830)). Своеобразие жанра: актуальность и полемичность. Антимонархический характер пьес: «Король забавляется»(1832), «Мария Тюдор» (1833),«Рюи Блаз» (1838)«Бургграфы» (1843). Проблема положительного героя в драматургии Гюго. Отход В. Гюго от театра в начале 1840-х годов. Театральная природа поэтики Гюго-романиста.

Драматургия А. де Виньи: «Супруга маршала Д’Анкра» (1831), «Отделалась испугом» (1833), «Чаттертон» (1835). Специфика романтического метода А. де Виньи. Проблематика и поэтика его произведений. Трагическое звучание темы роли личности в истории как итог анализа современной ему постреволюционной действительности. Психологизм его драматургии.Переводы А. де Виньи пьес В. Шекспира («Венецианский купец» (1829), «Отелло» (1829)). Их значение для развития французского театра.

Драматургия А. де Мюссе. Специфика романтического метода А. де Мюссе. Поэтика и проблематика его произведений («Венецианская ночь» (1830), «Андреа дель Сарто», «Прихоти Марианны» (1833), «Фантазио» («Fantasio»), «С любовью не шутят» (1834), историческая драма «Лоренцаччо» (1834)). Роль А. де Мюссе в формирование психологических тенденций в западноевропейском искусстве.

Феномен «хорошо сделанной пьесы» и вырождение романтизма.

Феномен «репертуарной пьесы» А. Дюма-отца («Генрих III и его двор» (1829), «Карл VII у своих вассалов» (1831), «Нельская башня» (1832)). Ирония над романтическими идеалами. Развенчание мифа о вдохновенности актерского творчества («Кин или Гений и беспутство» (1836)).

Мелодрама как ведущий театральный жанр сер. XIX в. Его проблематика и тип героя. Оформление мелодрамы в творчестве А. Дюма-отца («Энтони» (1831)). «Дама с камелиями» (1852) А. Дюма-сына – вершинное произведение жанра. Особенности творческого метода А. Дюма-сына.

«Хорошо сделанная пьеса» Э. Скриба – плод сотрудничества коллектива авторов. Особенности трактовки им романтической проблематики. Полемический характер пьесы «Адриенна Лекуврёр» (1849). Рашель в образе заглавной героини пьесы.

Влияние «репертуарной пьесы» на организацию театральных представлений.

Наиболее значимые актерские величины французского романтизма.

«Звезды» – романтики французской мелодрамы: М. Дорваль, П. Бокаж, Ф. Леметр).

Феномен Рашель (Элиза Феликс) – «трагическая актриса» эпохи романтизма во Франции.

Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С. С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература:

1. Бобылева А.Л. Французский и немецкий театр в эпоху романтизма // Бобылева А.Л. Западноевропейский и русский театр XIX-ХХ веков. – М., 2011.

2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 1999.

3. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

4. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. 1: Французская литература ХIХ века. – М., 1998.

5. Обломиевский Д. Французский романтизм. – М., 1974.

6. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

19. Европейская «новая драма» конца XIX – начала ХХ вв. в историко-культурном контексте: Генрик Ибсен, Август Стриндберг, Герхарт Гауптман, Бернард Шоу, Морис Метерлинк.

Эстетика и менталитет конца XIX века. Общественно-духовная ситуация, истоки смены нравственной и художественной парадигм рубежа веков.

Феномен «новой драмы» в культуре конца XIX – начала ХХ вв. Тесная связь «новой драмы» с философией, эстетикой, этикой, естественными науками. Радикальный характер перемен, произошедших в драматургии. Обращение к проблемам современной действительности как решающее условие возникновения «новой драмы». «Новая драма» как одно из важнейших оснований становления и формирования режиссерского театра.

Генрик Ибсен (1828-1906) – новатор и первопроходец «новой драмы», создатель психологической драмы и философской «драмы идей». Ибсен накануне создания «новой драмы»: национально-героическая тематика и романтическое звучание ранних драм Ибсена («Бранд», 1865, «Пер Гюнт», 1866). Острое звучание социальной и нравственной проблематики в реалистических драмах Ибсена, принцип аналитической композиции, формирование символистских тенденций. Драма «Кукольный дом» (1879) как выражение художественной формы и идей «новой драмы». Острота психологического конфликта натуралистические тенденции в аналитической драме «Привидения» (1881), концентрация событий, единство времени и места, роль дискуссии, настроения, подтекста, символики. Новые черты в поэтике поздней драматургии Ибсена: сомнение в «достаточности собственного реализма», иррациональное истолкование происходящих событий, усиление обобщенно-условного плана, доминирование символистской направленности в пьесах «Строитель Сольнес» (1892) и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). Роль Ибсена в развитии норвежского театра. Пьесы Ибсена на сцене европейского и отечественного театров.

Теоретик и экспериментатор «новой драмы» Август Стриндберг (1849-1912). Стриндберг и Ницше. Т. Манн о Стриндберге. Конфликт между «женским» и «мужским» началом в пьесе «Отец» (1887). Теория камерного (интимного) театра Стриндберга в предисловии к пьесе «Фрекен Жюли» (1888). Своеобразие понимания Стриндбергом натурализма («великий натурализм», «грандиозное искусство»), особенности стриндберговского диалога, концентрация действия, теория драматического характера. Одноактная пьеса как «формула будущей драмы». Условно-обобщенная форма философско-символических пьес Стриндберга, отражающих субъективную картину мира, контраст междуматериальным и духовным, видимостью и сущностью. («Игра снов» (1902), «Соната призраков» (1907) и др.). Режиссерские принципы Стриндберга. Стриндберг и русский театр.

Герхарт Гауптман (1862-1946). Натуралистические тенденции в ранней драматургии Гауптмана («Перед восходом солнца», 1889). Сложность творческой эволюции Гауптмана. Ницшеанские мотивы и проблема творческой личности в драматической сказке «Потонувший колокол» (1896), обращение к поэтической традиции немецкого романтизма. Психологизм и гуманистическое звучание драмы «Перед заходом солнца» (1932), мотив трагического одиночества человека.

Бернард Шоу (1856-1950) – основоположник театра идей, «создатель интеллектуального театра XX века». Анализ Шоу идейно-художественного новаторства Ибсена в статье «Квинтэссенция ибсенизма» (1891). Интерес к Вагнеру, Марксу, Ницше, идеям фабианцев. Спор с Шекспиром. Острое социальное звучание, обличительный пафос пьесы «Профессия миссис Уоррен» (1894). Отрицательное отношение Шоу к трагедии, юмор как одна из главных составляющих поэтики драматурга, органичное соединение комического и трагического. Сущность драматического конфликта в комедии «Пигмалион» (1913), особенности построения характеров, использование гротеска, мифологический план. «Дом, где разбиваются сердца» (1917) – опыт обращения к традициям Л. Толстого и А. Чехова. Символический план пьесы, новые черты реализма Шоу (философское иносказание, фантастика, парадоксальность, политический гротеск). Шоу на сцене русского театра.

Феномен символизма в культуре рубежа XIX-XX вв. Теория и практика символистской драмы в творчестве Мориса Метерлинка (1862-1949). Философские основания театра Метерлинка. Метерлинк о задачах и смыслах творчества («Сокровище смиренных», 1896). Несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия, идея «двух диалогов» в драме, роль «тайны», рока. Драма «молчания», «ожидания» («статическая» драма), театр марионеток. Метерлинк о «настоящем трагизме жизни», драма как диалог «живого существа и его судьбы». Символические смыслы слепоты в пьесах «Слепые» (1891), «Непрошенная» (1891), «Там внутри» (1894). Бунт против смерти-рока в пьесе «Смерть Тентажиля» (1894). «Театр покоя» и поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица» (1908). Метерлинк на сцене русского театра.

 

Основная литература:

1. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и ХХ столетий. 2-е изд., испр. – СПб., 2012.

2. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – первой половины ХХ века. – М.,2014.

3. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

Литература:

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен. – М., 1956.

2. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

3. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

4. Зарубежная литература ХХ века / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. 2-е изд. испр. и доп. – М., 2004. (C. 24-67: гл. «Западноевропейская «новая драма» (А. В. Сергеев))

5. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 5,6. – М., 1970, 1974.

6. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX вв. – М., 1984.

7. Пирсон Х. Бернард Шоу. – М.,1972.

8. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

9. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. – М., 1973.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.013 с.)