Феномен «елизаветинского театра» в историко-культурной традиции английского Ренессанса. Феномен В. Шекспира и роль его драматургии в развитии мирового театра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен «елизаветинского театра» в историко-культурной традиции английского Ренессанса. Феномен В. Шекспира и роль его драматургии в развитии мирового театра.



Историко-культурный контекст развития английского искусства в XVI – первой половине XVII вв. Философские системы, определившие развитие культурной жизни Англии в это время (Т. Мор, Я. Бёме, Ф. Бэкон).

Место театра в жизни английского города XVI – первой половины XVII вв. Типы театров того времени: публичные, придворные и частные. Роль театральных постановок в процессах самоидентификации английской нации и формирования английской государственности. Театральные здания того времени и их характеристика.

Театральное представление: организация и восприятие. Роль слова в пространстве «елизаветинского театра». Проблема актера в театре елизаветинской эпохи и система амплуа в елизаветинском театре.

Основные этапы развития драматургии в елизаветинском театре.

Ранний этап. Истоки драматургии: моралите и интермедии. Влияние «ученой» драматургии на становление английского театра. «Гордобук» Гальфрида Монмутского (1561) как первый опыт национальной драматургии. Его связь с античной традицией (использование хора для комментирования внесценического действия). Народная драма и ее авторы-памфлетисты: Грин, Пил, Нэш, Кид. Полемический социально-сатирический пафос жанра. Усложненность языка в аристократической драматургии Дж. Лили. Трагедия мести («кровавая драма», «ужасная трагедия») как самый популярный жанр. Т. Кид («Испанская трагедия» (1582-1592)) как его основоположник. Кризисные настроения в драматургии К. Марло: «Тамерлан» (1586), «Трагическая история доктора Фауста» (1588-1589).

Шекспировский этап. Шекспир – культурный миф елизаветинской эпохи. Религиозно-философский пафос драматургии Шекспира. Отражение кризиса идей гуманизма в его пьесах. Жанровый диапазон драматургии.

Концепция человека в творчестве Шекспира. Преломление представлений о человеке в комедиях и трагедиях этого автора. Системы образов персонажей. Герой комедии/трагедии как культурный тип. Женские образы в произведениях, их специфика. Преломление темы любви в произведениях. Нарастание кризисных мотивов в его творчестве. «Гамлет» – вершинное произведение Шекспира-трагедиографа.

Исторические хроники Шекспира в историко-культурном контексте Англии второй половины XVI в. Их политические, религиозно-философские, культурные смыслы. Концепция власти в творчестве Шекспира. Варианты образов королей в исторических хрониках.

Драматургия последнего периода творчества Шекспира. Проблема с определением жанра этих произведений. Кризисный характер их проблематики. Специфика системы образов.

Выдающиеся актеры елизаветинской сцены: Ричард Бербедж и Эдуард Аллейн.

Поздний этап. Бэн Джонсон – современник В. Шекспира. Его трактат «Защита поэзии» – декларация близости Б. Джонсона эстетике классицизма. Жанровый диапазон драматургии Б. Джонсона: трагедии («Заговор Катиллины»), комедии («Вольпоне», «Алхимик»), «маски» – театрализованные карнавальные представления: эволюционирование жанра в оперу-балет.

Значение «елизаветинского театра» для развития мирового театрального искусства.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб.,

Литература:

1. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. – М., 1965.

2. Аникст А.А. Шекспир: ремесло драматурга. – М., 1974.

3. Бартошевич А.В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. Беседы с Екатериной Дмитриевской в газете «Экран и сцена»№. М., 2013.

4. Бартошевич А.В. Шекспир на английской сцене, конец XIX – первая половина XX в.: Жизнь традиций и борьба идей. – М., 1985.

5. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. – М., 1994.

6. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. – Л., 1973.

7. Горбунов А. Шекспир и его младшие современники. (Эволюция стилей и жанров) // Горбунов А. Шекспировские контексты. – М., 2006.

8. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX- XX вв. – М., 2001.

9. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1. – М., 1956.

10. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

11. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

12. Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир. – М., 1966.

13. Минц Н.В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира (Шекспир в английском театре XVII-XIX в.). – М., 1991.

14. Пинский Л.Е. Шекспир. – Л., 1971.

15. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

16. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. – М., 1985.

 

Театральное искусство Франции в историко-культурном контексте Нового времени (XVII в.). Трагедия в контексте системы классицизма: поэтика (Н. Буало), драматургия (П. Корнель, Ж. Расин) и практика (Т. Дюпарк, М. Шанмеле).

Историко-культурный контекст развития театрального искусства во Франции XVII столетия.Основные события и периоды Французской истории.

Французская мысль в европейском научно-философском контексте. Формирование философских систем Спинозы, Бекона, Паскаля, Ньютона, Кеплера,Гассенди,Гоббса и Локка. Определяющая роль для развития менталитета французов XVII века философской системы Р. Декарта. Актуальность картезианства для становления эстетики французского классицизма.

Формирование классицистской эстетики во Франции. Ее значение для становления национальной культуры и политический смысл. «Итальянские корни» французского классицизма. Авторские предисловия к драмам как элементы формирования классицистской эстетики во Франции. Роль полемики между «древними и новыми» авторами в утверждении классицизма как ведущей поэтической системы.

Оформление доктрины классицизма в трактате Н. Буало «Поэтической искусство» (1674).

Эволюция французского классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, Мольер.

Драматургия П. Корнеля – становление «классицистского канона». Своеобразие поэтики драматургии П. Корнеля. Феномен «героя Корнеля». Трагикомедия «Сид» (1636-1637) – вершинное произведение драматургии П. Корнеля.Своеобразие жанровой природы «Сида».

Драматургия Ж. Расина – расцвет классицистской трагедии. Особенности его мировоззрения драматурга и их отражение в творчестве.

Эволюция творчества Ж. Расина: от декларации гражданского пафоса«Фиваида, или братья-соперники» (1664, театр Пале-Рояль) и «Александр Великий» (1665, театр Мольера, позже – Бургундский отель ) к средоточению на внутренних переживаниях персонажа («Андромаха» (1667), «Британик» (1669), «Береники» (1670). Развитите темы гибельности человеческих страстей в произведениях зрелого Расина («Баязет» (1672), «Митридат» (1673)).

Последние пьесы Ж. Расина: «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1690). Особенности поэтики драматургии Расина. Созвучие античной идеи рока янсенистскому пониманию благодати, как дара Бога. Фатализм произведений Ж. Расина в контексте барочной эпохи и ее понимания человека.

Своеобразие решения конфликта между долгом и страстью в драматургии Ж. Расина. Камерный, интимный характер конфликтов его произведений.

Феномен «героя Расина» и его актуальность в историко-культурном контексте расцвета и начала упадка абсолютизма. Роль монолога в раскрытии душевного состояния героя.

Оригинальность интерпретации Расином темы любви: любовькак болезнь, безумие, страдание, ослепление, плен души и ее пытка.

Организация действияв пьесах Ж. Расина.

Трагедия «Федра» (1677) как вершинное произведение Ж. Расина. Предисловие к трагедии и отражение в нем авторской интерпретации произведения.

Сценическая жизнь расиновской «Федры»: М. Шанмеле (первая исполнительница), Рашель, С. Бернар, Е. Семёнова (1823), М. Ермолова (1890), А. Коонен (1921).

Ж. Расин как театральный деятель. Представление драматурга об «образцовом» исполнении трагедий. Создание им художественной традиции «искусства декламации». Наиболее выдающиеся актеры школы Расина: Т. Дюпарк, М. Шанмеле.

Значение французской классицистской трагедии для развития мировой художественной культуры.

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература:

1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1957.

2. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. – СПбГУ, 2001.

3. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

4. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1 – М., 1956.

5. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

6. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

7. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. – М., 1987.

8. Кадышев В. Расин. – М., 1990.

9. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980.

10. Михайлов Л. Театр Корнеля //Корнель П. Театр: в 2 т. – М., 1983

11. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.02 с.)