Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.С. Пушкин и русский театр его времени в историко-культурном контекстеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Историко-культурный контекст «пушкинской эпохи». Изживание старых художественных идей и формирование новых. Полемика о путях развития русского искусства между наследниками классицизма, сторонниками сентиментализма и поклонниками романтизма. Театр и актерское искусство пушкинской эпохи. Пушкин и традиции европейского театра: пушкинское сравнение Шекспира и французского классицизма (Расин, Корнель, Мольер и Шекспир). Требования к драматическому писателю. Переход внимания зрителя и критики от пьесы к актеру. Авдотья Истомина (1799–1848) в балетах Ш. Дидло (1767–1837) и в пушкинских строфах. Екатерина Семенова – «единодержавная царица русской трагической сцены». «Порывы истинного вдохновения» в озеровских ролях Антигоны («Эдип в Афинах»), Моины («Фингал»), Ксении («Дмитрий Донской»). Поэтический образ русского театра двадцатых годов в театральных строфах «Евгения Онегина». Зрительский опыт А. С. Пушкина и театральное окружение. Статьи Пушкина о путях русского театра - «Мои замечания об русском театре» - 1820, «О народной драме и драме «Марфа Посадница» - 1830. Поиск новых форм развития драмы. «Борис Годунов» (1825). Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Царь и Самозванец. «Маленькие трагедии» (1830) как «опыты драматического изучения» человека. Цель поэтической тетралогии: раскрытие духовного мира человека в кульминационный момент его судьбы. Культурфилософское содержание драматического конфликта: свобода, любовь, смерть. Лаконизм как эстетический принцип изображения человеческих страстей в «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери», «Каменном госте», «Пире во время чумы». Новое понимание классицистских единств на пути к новой драме. Единство времени – переломный момент европейской истории от Средневековья к Ренессансу. Единство места – ренессансная Европа. Единство действия – кульминационное состояние жизни человеческого духа перед лицом бытийной катастрофы. Единство слога – высокая поэзия философского порядка. Основная литература: 1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с. 2. Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. М: Художественная литература, 1990. Переизд. 2014, 2015. Электронный ресурс: http://az.lib.ru/g/grossman_l_p/text_1926_pushkin_v_teatralnyh_kreslah.shtml
Дополнительная литература: 1. Ахматова А. А. «Каменный гость» Пушкина // Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки. – М., 1989. 2. Бонди С. М. Драматургия Пушкина и русская драматургия XIX века. Электронныйренсурс: teatr lib.ru/Library/Rus_theatre/theatre_dr_07_17 3. Булгаков С. Н. «Моцарт и Сальери» //Пушкин в русской философской критике. – М., 1990. 4. Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. Об искусстве. – СПб., 1998. 5. Марков П. Эпоха накануне Малого театра // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т. 1: Из истории русского и советского театра. – М., 1974. 6. Пушкин в русской философской критике. Сб. ст. – М., 1990. 7. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. – М., 1975. 8. Фомичев С. А. Драматургия А. С. Пушкина // История русской драматургии /XVII – первая половина XIX века/ - Л., 1982. 9. Чулков Георгий. Пушкин и театр. Электронный ресурс:http://magazines.russ.ru/neva/2009/6/chu12.html Н.В. Гоголь и русский театр его времени в историко-культурном контексте Монополия императорских театров и роль драматической цензуры в театральном процессе. Мещанская драма, трагедия, мелодрама, романтическая драма, благородная (или светская) комедия, водевиль на русской сцене. Драматургия Н.В. Гоголя – переход от эпохи водевиля и мелодрамы к новому типу драматургии и театра. Новаторство драматургии Гоголя: комическое как «смех сквозь слезы», обновление природы конфликта - замена любовного механизма на социально- философский («Театральный разъезд после представления новой комедии»). «Миражная интрига». Идея о подложности жизни – секрет природы трагического смеха Гоголя. Смех как «единственно честное и карающее лицо» (Ап.Григорьев). Мир Гоголя, объединяющий в целое разнообразные судьбы и события, действие, связанное «в большой общий узел». Художественное обобщение Гоголя. Художественный метод Гоголя как сочетание реализма и фантастики. Русский абсурд в гоголевских комедиях. История создания «Ревизора» (1836). Проблема «пошлости пошлого человека» и «борьбы с чертом». Городничий и Хлестаков. Хлестаков – «государственное лицо» (Набоков) или «елистратишка»? Принципиальность органической пустоты Хлестакова. Немая сцена. М.С. Щепкин в пьесах Гоголя. Городничий в исполнении И. И. Сосницкого и М. С. Щепкина.
Основная литература: 1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с. 2. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. - М.: Coda, 1996. - 472 с.. Электронный ресурс: http://www.razym.ru/naukaobraz/disciplini/rusliter/155974-mann-yuv-poetika-gogolya.html Дополнительная литература: 1. Берковский Н. Комедия империи («Ревизор» Гоголя и его вплощение на сцене) // Берковский Н. Литература и театр. М., 1969. Электронный ресурс:http://teatr-lib.ru/Library/Berkovsky/Lit_and_theatre/#_Toc150662161 2. Гоголь и театр. Сб. – М., 1952. 3. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ. - 1979. 4. Марков П. Малый театр и его актер. Малый театр тридцатых и сороковых годов XIX века. Об Александринском театре. // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 1: Из истории русского и советского театра. 5. Мацкин А. На темы Гоголя. – М., 1974. 6. Мережковский Д. Гоголь и черт // Мережковский Д. В тихом омуте. Статьи и эссе. М., 1991. Электронный ресурс: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_1906_gogol_i_chert.shtml 7. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.Электронный ресурс: http://royallib.com/book/k_mochulskiy/gogol_solovev_dostoevskiy.html 8. Соловьева И. «Горе от ума» и «Маскарад» // Театр. 2000. № 2. Электронный ресурс: http://royallib.com/book/zolotusskiy_igor/gogol.html А.Н. Островский и русский театр его времени в историко-культурном контексте Реализм в русской драматургии и сценическом искусстве II половины XIX века. Полемика между двумя типами национального сознания об историческом пути России. Историко-культурный феномен «славянофильство / западничество».Динамика развития основных жанров театрального репертуара: от мелодрамы и романтической драмы к реалистической драме; от водевиля и фарса к реалистической комедии. А.Н. Островский – создатель национального репертуара. Роль А.Н. Островского в становлении русского театра и русской актерской школы, в создании нового типа драмы, в развитии жанров русской драматургии и сцены. Эволюция восприятия и понимания художественного мира А.Н. Островского (Островский как «этнографический» художник в сфере бытового реализма в XIX веке, и Островский – русский Шекспир (ХХ век)). Жанровое многообразие пьес А. Н. Островского. Человек Островского в общественной жизни («Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не от мира сего»), в эпоху «труда и промышленности», философия и психология денег в драматургии Островского. («Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Последняя жертва»). Душа и характер в персонажах Островского. «Гроза» (1859) – как трагедия «осевого времени» русской истории. «Бесприданница» (1878) Театральный триптих Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Театральные основы творчества Островского. Значение А. Н. Островского для русского театра. Основная литература: 1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с. 2. Марков П. А. Малый театр тридцатых и сороковых годов XIX века.Малый театр и его актер. Морализм Островского // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1. Из истории русского и советского театра. 542 с.Электронный ресурс: http://teatr-lib.ru/Library/Markov/Theatr_1/ 3. Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. А. Н. Островский в Александринском театре. Первая постановка «Грозы». Актеры театра Островского. «Свои люди — сочтемся». «Доходное место» и др.. Л.: Искусство, 1968. 306 с. Электронный ресурс: http://teatr-lib.ru/Library/Altshuller/teatr_masterov/ 4. Шалимова Н. Русский мир А.Н. Островского. Ярославль, 2000.
Дополнительная литература: 1. Лакшин В. Театр А.Н. Островского. – М., 1985. 2. Тургенев и театр. Сб. ст. – М., 1953. 3. Холодов Е. Мастерство Островского. М., 1963. 4. Шалимова Н. Человек в художественном мире А.Н. Островского. Ярославль, 2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.007 с.) |