Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.С. Пушкин и русский театр его времени в историко-культурном контексте

Поиск

 

Историко-культурный контекст «пушкинской эпохи». Изживание старых художественных идей и формирование новых. Полемика о путях развития русского искусства между наследниками классицизма, сторонниками сентиментализма и поклонниками романтизма.

Театр и актерское искусство пушкинской эпохи. Пушкин и традиции европейского театра: пушкинское сравнение Шекспира и французского классицизма (Расин, Корнель, Мольер и Шекспир). Требования к драматическому писателю. Переход внимания зрителя и критики от пьесы к актеру. Авдотья Истомина (1799–1848) в балетах Ш. Дидло (1767–1837) и в пушкинских строфах. Екатерина Семенова – «единодержавная царица русской трагической сцены». «Порывы истинного вдохновения» в озеровских ролях Антигоны («Эдип в Афинах»), Моины («Фингал»), Ксении («Дмитрий Донской»).

Поэтический образ русского театра двадцатых годов в театральных строфах «Евгения Онегина». Зрительский опыт А. С. Пушкина и театральное окружение. Статьи Пушкина о путях русского театра - «Мои замечания об русском театре» - 1820, «О народной драме и драме «Марфа Посадница» - 1830.

Поиск новых форм развития драмы. «Борис Годунов» (1825). Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Царь и Самозванец.

«Маленькие трагедии» (1830) как «опыты драматического изучения» человека. Цель поэтической тетралогии: раскрытие духовного мира человека в кульминационный момент его судьбы. Культурфилософское содержание драматического конфликта: свобода, любовь, смерть. Лаконизм как эстетический принцип изображения человеческих страстей в «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери», «Каменном госте», «Пире во время чумы». Новое понимание классицистских единств на пути к новой драме. Единство времени – переломный момент европейской истории от Средневековья к Ренессансу. Единство места – ренессансная Европа. Единство действия – кульминационное состояние жизни человеческого духа перед лицом бытийной катастрофы. Единство слога – высокая поэзия философского порядка.

Основная литература:

1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с.

2. Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. М: Художественная литература, 1990. Переизд. 2014, 2015. Электронный ресурс:

http://az.lib.ru/g/grossman_l_p/text_1926_pushkin_v_teatralnyh_kreslah.shtml

 

Дополнительная литература:

1. Ахматова А. А. «Каменный гость» Пушкина // Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки. – М., 1989.

2. Бонди С. М. Драматургия Пушкина и русская драматургия XIX века. Электронныйренсурс: teatr lib.ru/Library/Rus_theatre/theatre_dr_07_17

3. Булгаков С. Н. «Моцарт и Сальери» //Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

4. Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. Об искусстве. – СПб., 1998.

5. Марков П. Эпоха накануне Малого театра // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т. 1: Из истории русского и советского театра. – М., 1974.

6. Пушкин в русской философской критике. Сб. ст. – М., 1990.

7. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. – М., 1975.

8. Фомичев С. А. Драматургия А. С. Пушкина // История русской драматургии /XVII – первая половина XIX века/ - Л., 1982.

9. Чулков Георгий. Пушкин и театр. Электронный ресурс:http://magazines.russ.ru/neva/2009/6/chu12.html

Н.В. Гоголь и русский театр его времени в историко-культурном контексте

Монополия императорских театров и роль драматической цензуры в театральном процессе. Мещанская драма, трагедия, мелодрама, романтическая драма, благородная (или светская) комедия, водевиль на русской сцене.

Драматургия Н.В. Гоголя – переход от эпохи водевиля и мелодрамы к новому типу драматургии и театра. Новаторство драматургии Гоголя: комическое как «смех сквозь слезы», обновление природы конфликта - замена любовного механизма на социально- философский («Театральный разъезд после представления новой комедии»). «Миражная интрига». Идея о подложности жизни – секрет природы трагического смеха Гоголя. Смех как «единственно честное и карающее лицо» (Ап.Григорьев).

Мир Гоголя, объединяющий в целое разнообразные судьбы и события, действие, связанное «в большой общий узел». Художественное обобщение Гоголя. Художественный метод Гоголя как сочетание реализма и фантастики. Русский абсурд в гоголевских комедиях. История создания «Ревизора» (1836). Проблема «пошлости пошлого человека» и «борьбы с чертом». Городничий и Хлестаков. Хлестаков – «государственное лицо» (Набоков) или «елистратишка»? Принципиальность органической пустоты Хлестакова. Немая сцена. М.С. Щепкин в пьесах Гоголя. Городничий в исполнении И. И. Сосницкого и М. С. Щепкина.

 

Основная литература:

1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с.

2. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. - М.: Coda, 1996. - 472 с.. Электронный ресурс: http://www.razym.ru/naukaobraz/disciplini/rusliter/155974-mann-yuv-poetika-gogolya.html

Дополнительная литература:

1. Берковский Н. Комедия империи («Ревизор» Гоголя и его вплощение на сцене) // Берковский Н. Литература и театр. М., 1969. Электронный ресурс:http://teatr-lib.ru/Library/Berkovsky/Lit_and_theatre/#_Toc150662161

2. Гоголь и театр. Сб. – М., 1952.

3. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ. - 1979.

4. Марков П. Малый театр и его актер. Малый театр тридцатых и сороковых годов XIX века. Об Александринском театре. // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 1: Из истории русского и советского театра.

5. Мацкин А. На темы Гоголя. – М., 1974.

6. Мережковский Д. Гоголь и черт // Мережковский Д. В тихом омуте. Статьи и эссе. М., 1991. Электронный ресурс: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_1906_gogol_i_chert.shtml

7. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.Электронный ресурс: http://royallib.com/book/k_mochulskiy/gogol_solovev_dostoevskiy.html

8. Соловьева И. «Горе от ума» и «Маскарад» // Театр. 2000. № 2.

Электронный ресурс: http://royallib.com/book/zolotusskiy_igor/gogol.html

А.Н. Островский и русский театр его времени в историко-культурном контексте

Реализм в русской драматургии и сценическом искусстве II половины XIX века. Полемика между двумя типами национального сознания об историческом пути России. Историко-культурный феномен «славянофильство / западничество».Динамика развития основных жанров театрального репертуара: от мелодрамы и романтической драмы к реалистической драме; от водевиля и фарса к реалистической комедии.

А.Н. Островский – создатель национального репертуара. Роль А.Н. Островского в становлении русского театра и русской актерской школы, в создании нового типа драмы, в развитии жанров русской драматургии и сцены. Эволюция восприятия и понимания художественного мира А.Н. Островского (Островский как «этнографический» художник в сфере бытового реализма в XIX веке, и Островский – русский Шекспир (ХХ век)). Жанровое многообразие пьес А. Н. Островского. Человек Островского в общественной жизни («Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не от мира сего»), в эпоху «труда и промышленности», философия и психология денег в драматургии Островского. («Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Последняя жертва»). Душа и характер в персонажах Островского. «Гроза» (1859) – как трагедия «осевого времени» русской истории. «Бесприданница» (1878) Театральный триптих Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Театральные основы творчества Островского. Значение А. Н. Островского для русского театра.

Основная литература:

1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с.

2. Марков П. А. Малый театр тридцатых и сороковых годов XIX века.Малый театр и его актер. Морализм Островского // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1. Из истории русского и советского театра. 542 с.Электронный ресурс: http://teatr-lib.ru/Library/Markov/Theatr_1/

3. Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. А. Н. Островский в Александринском театре. Первая постановка «Грозы». Актеры театра Островского. «Свои люди — сочтемся». «Доходное место» и др.. Л.: Искусство, 1968. 306 с. Электронный ресурс: http://teatr-lib.ru/Library/Altshuller/teatr_masterov/

4. Шалимова Н. Русский мир А.Н. Островского. Ярославль, 2000.

 

Дополнительная литература:

1. Лакшин В. Театр А.Н. Островского. – М., 1985.

2. Тургенев и театр. Сб. ст. – М., 1953.

3. Холодов Е. Мастерство Островского. М., 1963.

4. Шалимова Н. Человек в художественном мире А.Н. Островского. Ярославль, 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.007 с.)