Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 5. Реформа русского стихосложения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: 1. Русское стихотворство до XVIII столетия. Причины позднего появления стихотворства в русской литературе. Силлабическое стихосложение, основные жанры и принципы построения стиха. Стиховедческие взгляды А.Д. Кантемира. 2. Причины реформирования русского стихосложения. Значение фольклорной и западноевропейской литературной традиций в преобразовании русского стиха. 3. Основные положения «Нового и краткого способа к сложению российских стихов» В.К. Тредиаковского. В чем ограниченность реформы Тредиаковского и каковы причины этого явления? Почему А.Н. Радищев назвал В.К. Тредиаковского «дактило-хореическим витязем» русской поэзии? 4. Что нового внес в теорию русского стиха М.В. Ломоносов (по сравнению с В.К. Тредиаковским)? От каких положений в теории стиха Ломоносова позднее отказалась русская поэзия и почему? Докажите, что литературная практика М.В. Ломоносова была богаче, сложнее и динамичнее теоретических суждений поэта. 5. Система стиховедческих воззрений А.П. Сумарокова. 6. Значение реформы Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова для теории и практики русского стихосложения. Задания для обсуждения: 1. Отработайте понятие стиховедческого порядка: «силлабический», «тонический», «силлабо-тонический» стих, стихотворные «стопа», «размер», «рифма». Выпишите в тетрадь примеры разного типа стиха, различных стихотворных размеров и рифм, обратившись к текстам произведений русской поэзии XVIII в. 2. Определите стихотворный размер и рифму следующих поэтических фрагментов: Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. (М.В. Ломоносов)
На морских берегах я сижу, Не в пространное море гляжу, Но на небо глаза возвожу. (А.П. Сумароков) Возьми, египтянка, гитару, Ударь по струнам, восклицай; Исполнясь сладострастна жару, Твоей всех пляской восхищай. (Г.P. Державин)
Державин умер!... слух идет,- И все молве сей доверяют, Но здесь и тени правды нет: Бессмертные не умирают! (В.В. Капнист) 3. Составьте конспекты статей Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова по проблемам стиховедения. Выделите в них спорные и бесспорные положения. В чем истоки полемики поэтов о национальной сути русского стиха и путей развития стихотворства в России? Литература Тексты Кантемир А.Д. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских // Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 407-428 («Б-ка поэта». Бол. сер.). Тредиаковский В.К Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний // Тредиаковский В.К Избр. произведения. М.; Л., 1963. С. 365—385 («Б-ка поэта». Бол. сер.). Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избр. произведения. М.; Л., 1965 (1986): С. 486—494 («Б-ка поэта». Бол. сер.). Сумароков А.П. О стопосложении// Русская литература XVII1 века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979.С. 153-155. Исследования Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова. Реформа русского стихосложения // Возникновение реформе русского стихосложения в XVIII веке. К проблеме ее национальных истоков // Русская литература. 1975. № 2. С. 51—69. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. С. 19-52. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988. Дополнительная Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-307, 314-337. Холшевников В.К. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. С. 15-22. Вомперский В.П. Риторики в России XVII—XVIII вв. М., 1988. С. 76-96, 134-170. Занятие 6. Русская классицистическая трагедия. Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий самозванец». Вопросы для обсуждения: 1. Историческая основа трагедии, ее политический и философский подтекст. 2. Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма. 3. Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова. 4. Художественное пространство и время в трагедии. 5. Диалог и монолог в пьесе. 6. Значение трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» в развитии русской драматургии. Задания для обсуждения: 1. Дайте определение «трагедии», выделите основные черты трагедии классицизма. Объясните, почему писатели-классицисты активно работали в жанре исторической трагедии. 2. Определите конкретно-историческое и «вечное» в дидактической направленности трагедии «Димитрий Самозванец». Самозванщина как феномен русской истории и отношение к этому явлению Сумарокова. 3. Докажите, что в трагедии «Димитрий Самозванец» Сумароков нарушает принцип однолинейности образа. Литература Тексты Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 120-136. Сумароков А.П. Синав и Трувор. Димитрий Самозванец // Сумароков AM. Драматические сочиненэд. Л., 1990. С. 83—133, 247-293. Для сравнения: Пушкин А.С. Борис Годунов // Пушкин А.С Поли. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т. 5. С. 217-330. Исследования Александрова Е.А. Формы конфликта и характер театральности трагедий классицизма (на материале А.П. Сумарокова) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. Л., 1976. Вып. 2. С. 17—27. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981. С. 68-74. Бочкарев В А. Русская историческая драматургия XVII—XVIII веков. М., 1988. С. 112-142. Дополнительная Берков П.Н. А.П. Сумароков // Русские драматурги XVIII— XIX вв. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 92-107. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977. С. 205-210. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. М., 1977. Т. 1. С. 256—264. Моисеева Т.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980. С. 171-182. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48—73. Занятие 7. «Отрывок путешествия в *** И***Т***». Проблема авторства произведения. Вопросы для обсуждения: 1. Причины возникновения проблемы авторства произведений русской литературы XVIII в. и основные пути ее решения в науке. 2. Вопрос о соотношении художественного и документального начал в «Отрывке путешествия». Для творческой манеры каких писателей второй половины XVIII в. характерно подобное соотношение художественного и документального в произведении? Обоснование своей точки зрения. 3. Идейная позиция автора и художественные средства ее выражения в «Отрывке путешествия» (на уровне тематики и проблематики произведения, метода и стиля, жанра, сюжета, композиции, системы образов и др.). 4. Принцип пространственной фокусации и его связь с основными принципами отбора материала в произведении. Роль пейзажа, названий деревень в идейно-художественном замысле «Отрывка путешествия». Общее и разлинное в описании крестьянской избы у А.Н. Радищева и автора «Отрывка». Соотношение реального и символического в этих эпизодах «Путешествий». 5. Тема крепостной деревни в «Письмах к Фалалею» и в «Отрывке». Что общего в подходе к решению проблемы взаимоотношений крестьян и помещиков, в принципах изображения персонажей, в стилевой манере произведений? 6. Как решается проблема авторства «Отрывка» в современном литературоведении? Спорные и бесспорные положения работы Т.П. Макогоненко, где доказывается, что автор произведения — Н.И. Новиков. Какова ваша точка зрения на авторство «Отрывка путешествия»? Задания для обсуждения: 1. Что такое атрибуция текста? Выявите специфику атрибуционной работы на материале древнерусской литературы и литературы XVIII в. 2. Докажите, что антитеза — ведущий прием организации художественной структуры «Отрывка». Как этот прием используют Н.И. Новиков и А.Н. Радищев в создании образной системы своих произведений? 3. Выпишите в тетрадь материал, позволяющий выполнить Литература Тексты Отрывок путешествия в*** И***Т***. Письма к Фалалею // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 273-276, 282-287. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (главы «Любани», «Едрово», «Пешки») — любое издание. Исследования Макогоненко Г.Р. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 313— 328. Татаржцев А.Г. Щейно-эстетическая позиция автора «Отрывка путешествия в*** И***Т***» // Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. XVIII век. Л., 1976. Сб.П. С. 87-103. Лихоткин ГА. Об авторстве «Отрывка путешествия в*** И***Т***» // Русская литература. 1988. Щ 1. С. 150—161. Глухов В.И. Н.И. Новиков как писатель-сатирик. Иваново, 1991. Дополнительная Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.; Л., 1951. С. 227-255. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.; Л., 1961. С. 92-96. Елеонский С. Ф. Изучение творческой истории художественных произведений. М., 1962. С. 3—93. Бабкин Д.С. К раскрытию тайны «Живописца» // Русская литература. 1977. № 1. С. 109—117. Иванова Т.Е. Н.И. Новиков или Д.И. Фонвизин? (Атрибуция «Писем к Фалалею») // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. 1990. № 5. С. 27—39.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.007 с.) |