Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Судьба Петровских реформ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II (аудиторные – 2 часа, самостоятельные –2 часа) Проблема преемственности курса реформ в послепетровский период. Дворцовые перевороты и усиление позиций аристократии и гвардии. Реформы центрального и местного управления (учреждение Верховного Тайного Совета, кабинета министров, Конференции при высочайшем дворе). Социально-экономическое развитие. Расширение прав и привилегий дворянства. Сокращение прав крепостного крестьянства. Внешняя политика. Россия в Семилетней войне (1757-1762 гг.), укрепление позиций России на международной арене. Воцарение Екатерины II. Увлечение идеями просвещения, реформами с целью заботы об «общественном благе» («Наказ», работа Уложенной комиссии). Реформы, прошедшие под знаком борьбы с причинами и последствиями крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Создание системы местных органов власти (Губернская реформа 1775 г.). Решения охранительных задач. Укрепление собственной социальной опоры (Жалованные грамоты дворянству и городам). Изменения в политике императрицы под влиянием Великой французской революции. Ужесточение цензуры. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Разложение феодально-крепостнического хозяйства России (70-90-е гг. XVIII в.). Внешняя политика (присоединение Крыма, правобережной Украины, Беларуссии, Литвы, Волыни, герцогства Курляндского). Особенности политического курса Павла I в ситуации кризиса европейского мира и роста противоречий во внутреннем развитии страны. Представления о самодержавной власти Павла I и дворянства на рубеже XVIII-XIX вв. Итоги социокультурного развития России в XVIII в. Тема 11. Российская империя в первой половине XIX в. (аудиторные – 4 часа, самостоятельные – 4 часа) Концепция власти Александра I. Идея «законной» и «просвещенной» монархии. Реформы 1801-1818 гг. и усилия кабинета М.М. Сперанского как попытка изменить отношения сословий и власти. «Аракчеевщина» как бюрократическая модель отношений власти и общества. Истоки декабристского движения. Просвещение в государственной политике и в общественном восприятии. Проблема свободы и сословного уравнения в документах декабристов. Дискуссии по оценке выступления декабристов и их связи с традицией революционаризма в России. Николаевская система власти, ее основные черты. Ментальное содержание формулы «Православие, Самодержавие, Народность». Смещение социальной ориентации самодержавия и падение политической роли дворянства. Формирование слоя «образованной бюрократии». Первоначальные подходы к решению крестьянской проблемы. Финансово-бюджетная политика: финансовая «серебряная реформа» Канкрина. Золотой век русской культуры. Нарастание технического отставания страны в первой половине XIX в. Цивилизационный смысл противостояния России и Франции в начале XIXв. Союзники и соперники в эпоху «наполеоновских войн». Отечественная война 1812 г. Варианты вхождения России в европейскую политику: от военного столкновения до Священного союза. Нарастание политической изоляции России в 30-50-е гг. Создание имиджа «жандарма Европы» и европейского мира о «русской угрозе. Восточная (Крымская) война как цивилизационное столкновение России и Европы.
Тема 12. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Контрреформа Александра III (аудиторные – 2 часа, самостоятельные – 4 часа) Реформаторский выбор власти и создание общественной «ситуации реформ». Кризис отношений власти и общества в результате Крымской войны. Взаимоотношения субъектов крепостнического права: государство, помещик, крестьянин. Сочетание традиционности и новаторства в решении вопроса о земельной собственности и выкупе земли по реформе 1861 г. Фигура мирового посредника как государственного арбитра. Хозяйственно-рыночный потенциал крестьянского и помещичьего хозяйства в результате реформы. Изменения в экономических и правовых отношениях власти, помещиков и крестьян в 1860-1880-е гг. Проблема земли крестьянина. Голод 1891 г., реакция власти и общества на симптомы нежизнеспособности хозяйственной системы в аграрной сфере. Реформы и реформаторы: роль государства и общества в движении к обновлению. Комплекс государственных реформ по формированию основ гражданского общества в России: земская, городская, судебная реформы. Особенности реализации принципов всесословности, разделения властей, обеспечения прав граждан. Военная реформа – новый принцип комплектования армии. Идейно-правовые основы самодержавной власти в 1880-1900 гг. Слияние государственной и церковной политики. Применение чрезвычайного законодательства. Элементы «полицейского государства» с тенденцией к тоталитарности во внутренней политике Александра III. Введение политического контроля в системе просвещения. Усиление системы государственной безопасности.
Тема 13. Социально-экономическое развитие России В пореформенное время (аудиторные – 2 часа, самостоятельные – 2 часа) Сословно-социальный портрет пореформенного общества. Проблема «среднего класса» и «гражданина». «Демографический взрыв» второй половины XIX в. Процессы миграции населения, урбанизации, индустриализация быта, подвижность социальных границ. Борьба в правительственных кругах и в обществе за выбор государственной политики в условиях кризиса реформаторства в конце 70-начале 80-х гг. Создание инфраструктуры капиталистического хозяйства: банки, биржи, буржуазия. Дискуссии об истоках российской буржуазии: «класс, которого не было». Государственная поддержка русского предпринимательства в 60-70-е гг. Роль железнодорожного строительства, технического переоборудования предприятий и частных акционерных банков для развития российской экономики второй половины XIX в. Подъем общественного движения и общественные дискуссии реформаторского времени. Появление либеральной идеи в России: от земского до конституционного либерализма. Формы политической деятельности и специфика российского либерализма. Содержание «аграрного вопроса» в России. Новые явления в структуре и облике русского крестьянства. Новации и традиции в устройстве крестьянского самоуправления. Особенности крестьянского движения в XIXв.: от «холерных» бунтов до движения за передел земли. Ментальные, идейные и организационные основы народничества. Нравственный смысл «нечаевщины» в русском освободительном движении. Бунтари и заговорщики, пропагандисты и идеологи в народническом движении. Историческая судьба идей и движения народничества. Проблема оценки роли русского народничества в историческом выборе страны. Истоки появления в России слоя наемных рабочих и сравнительная характеристика русского и европейского «пролетариата». Первые рабочие организации. Начало движения за рабочее законодательство. Попытки различных общественно-политических сил оказать влияние на рабочее и крестьянское движение.
Модуль 6. Революционный срыв развития России. Поиск альтернатив революции в начале XX века. Тема 14. Социально-политический кризис в России начала XX в. И пути его разрешения (аудиторные – 6 часов, самостоятельные – 6 часов). Нарастание кризисных явлений в русской цивилизации на рубеже XIX-XX вв. Проблемы периодизации и типологии первой революции в России. Понятие революционного кризиса как разрушения механизма взаимоотношений между властью и обществом. Политическая активность различных слоев общества в условиях политического кризиса. Политизация российского общества, возникновение легальных партий. Сравнительная характеристика решения в партийных программах главных вопросов: типа и структуры государственной власти, гражданских прав и аграрной проблемы. Различие в использовании фактора массового движения в 1905-1906 гг. Избирательная кампания и думская деятельность как альтернатива политическому перевороту и как новая структура механизма государственной власти. Причины неудачи думской деятельности либералов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.008 с.) |