ТОП 10:

Тема 10. Судьба Петровских реформ.



«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

(аудиторные – 2 часа, самостоятельные –2 часа)

Проблема преемственности курса реформ в послепетровский период. Дворцовые перевороты и усиление позиций аристократии и гвардии. Реформы центрального и местного управления (учреждение Верховного Тайного Совета, кабинета министров, Конференции при высочайшем дворе).

Социально-экономическое развитие. Расширение прав и привилегий дворянства. Сокращение прав крепостного крестьянства.

Внешняя политика. Россия в Семилетней войне (1757-1762 гг.), укрепление позиций России на международной арене.

Воцарение Екатерины II. Увлечение идеями просвещения, реформами с целью заботы об «общественном благе» («Наказ», работа Уложенной комиссии).

Реформы, прошедшие под знаком борьбы с причинами и последствиями крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Создание системы местных органов власти (Губернская реформа 1775 г.). Решения охранительных задач. Укрепление собственной социальной опоры (Жалованные грамоты дворянству и городам). Изменения в политике императрицы под влиянием Великой французской революции. Ужесточение цензуры.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Разложение феодально-крепостнического хозяйства России (70-90-е гг. XVIII в.).

Внешняя политика (присоединение Крыма, правобережной Украины, Беларуссии, Литвы, Волыни, герцогства Курляндского).

Особенности политического курса Павла I в ситуации кризиса европейского мира и роста противоречий во внутреннем развитии страны. Представления о самодержавной власти Павла I и дворянства на рубеже XVIII-XIX вв.

Итоги социокультурного развития России в XVIII в.

Тема 11. Российская империя в первой половине XIX в.

(аудиторные – 4 часа, самостоятельные – 4 часа)

Концепция власти Александра I. Идея «законной» и «просвещенной» монархии. Реформы 1801-1818 гг. и усилия кабинета М.М. Сперанского как попытка изменить отношения сословий и власти.

«Аракчеевщина» как бюрократическая модель отношений власти и общества.

Истоки декабристского движения. Просвещение в государственной политике и в общественном восприятии. Проблема свободы и сословного уравнения в документах декабристов. Дискуссии по оценке выступления декабристов и их связи с традицией революционаризма в России.

Николаевская система власти, ее основные черты. Ментальное содержание формулы «Православие, Самодержавие, Народность». Смещение социальной ориентации самодержавия и падение политической роли дворянства. Формирование слоя «образованной бюрократии». Первоначальные подходы к решению крестьянской проблемы. Финансово-бюджетная политика: финансовая «серебряная реформа» Канкрина.

Золотой век русской культуры.

Нарастание технического отставания страны в первой половине XIX в.

Цивилизационный смысл противостояния России и Франции в начале XIXв. Союзники и соперники в эпоху «наполеоновских войн». Отечественная война 1812 г. Варианты вхождения России в европейскую политику: от военного столкновения до Священного союза.

Нарастание политической изоляции России в 30-50-е гг. Создание имиджа «жандарма Европы» и европейского мира о «русской угрозе. Восточная (Крымская) война как цивилизационное столкновение России и Европы.

 

Тема 12. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Контрреформа Александра III (аудиторные – 2 часа, самостоятельные – 4 часа)

Реформаторский выбор власти и создание общественной «ситуации реформ». Кризис отношений власти и общества в результате Крымской войны.

Взаимоотношения субъектов крепостнического права: государство, помещик, крестьянин. Сочетание традиционности и новаторства в решении вопроса о земельной собственности и выкупе земли по реформе 1861 г. Фигура мирового посредника как государственного арбитра. Хозяйственно-рыночный потенциал крестьянского и помещичьего хозяйства в результате реформы. Изменения в экономических и правовых отношениях власти, помещиков и крестьян в 1860-1880-е гг. Проблема земли крестьянина. Голод 1891 г., реакция власти и общества на симптомы нежизнеспособности хозяйственной системы в аграрной сфере.

Реформы и реформаторы: роль государства и общества в движении к обновлению. Комплекс государственных реформ по формированию основ гражданского общества в России: земская, городская, судебная реформы. Особенности реализации принципов всесословности, разделения властей, обеспечения прав граждан. Военная реформа – новый принцип комплектования армии.

Идейно-правовые основы самодержавной власти в 1880-1900 гг. Слияние государственной и церковной политики. Применение чрезвычайного законодательства. Элементы «полицейского государства» с тенденцией к тоталитарности во внутренней политике Александра III. Введение политического контроля в системе просвещения. Усиление системы государственной безопасности.

 

Тема 13. Социально-экономическое развитие России

В пореформенное время

(аудиторные – 2 часа, самостоятельные – 2 часа)

Сословно-социальный портрет пореформенного общества. Проблема «среднего класса» и «гражданина». «Демографический взрыв» второй половины XIX в. Процессы миграции населения, урбанизации, индустриализация быта, подвижность социальных границ.

Борьба в правительственных кругах и в обществе за выбор государственной политики в условиях кризиса реформаторства в конце 70-начале 80-х гг.

Создание инфраструктуры капиталистического хозяйства: банки, биржи, буржуазия. Дискуссии об истоках российской буржуазии: «класс, которого не было». Государственная поддержка русского предпринимательства в 60-70-е гг.

Роль железнодорожного строительства, технического переоборудования предприятий и частных акционерных банков для развития российской экономики второй половины XIX в.

Подъем общественного движения и общественные дискуссии реформаторского времени. Появление либеральной идеи в России: от земского до конституционного либерализма. Формы политической деятельности и специфика российского либерализма.

Содержание «аграрного вопроса» в России. Новые явления в структуре и облике русского крестьянства. Новации и традиции в устройстве крестьянского самоуправления. Особенности крестьянского движения в XIXв.: от «холерных» бунтов до движения за передел земли.

Ментальные, идейные и организационные основы народничества. Нравственный смысл «нечаевщины» в русском освободительном движении. Бунтари и заговорщики, пропагандисты и идеологи в народническом движении. Историческая судьба идей и движения народничества. Проблема оценки роли русского народничества в историческом выборе страны.

Истоки появления в России слоя наемных рабочих и сравнительная характеристика русского и европейского «пролетариата». Первые рабочие организации. Начало движения за рабочее законодательство. Попытки различных общественно-политических сил оказать влияние на рабочее и крестьянское движение.

 

Модуль 6. Революционный срыв развития России. Поиск альтернатив революции в начале XX века.

Тема 14. Социально-политический кризис в России начала XX в.

И пути его разрешения

(аудиторные – 6 часов, самостоятельные – 6 часов).

Нарастание кризисных явлений в русской цивилизации на рубеже XIX-XX вв. Проблемы периодизации и типологии первой революции в России. Понятие революционного кризиса как разрушения механизма взаимоотношений между властью и обществом. Политическая активность различных слоев общества в условиях политического кризиса.

Политизация российского общества, возникновение легальных партий. Сравнительная характеристика решения в партийных программах главных вопросов: типа и структуры государственной власти, гражданских прав и аграрной проблемы. Различие в использовании фактора массового движения в 1905-1906 гг.

Избирательная кампания и думская деятельность как альтернатива политическому перевороту и как новая структура механизма государственной власти. Причины неудачи думской деятельности либералов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.006 с.)