Тема 1. Проблемы этногенезиса славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Проблемы этногенезиса славян



УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________ института

_____________/____________/

«_____» _____________200__ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина _______________Отечественная история _______________

(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)

 

Укрупненная группа 020000 – Естественные науки, 030000 – Гуманитарные науки,______

040000 – Социальные науки, 050000 – Образование и педагогика, ___

080000 – Экономика и управление______________________________

(номер и наименование укрупненной группы)

 

Направления 020800.62; 030500.62; 032100.62; 040100.62_050700.62; 080100.62; 080500.62

(номер и наименование направления)

Специальности _____ 020801.65; 030500.65; 040101.65; 080102.65; 080104.65; 080105.65;

_____ 080107.65; 080503.65; 080504.65; 080509.65 ______________

(номер и наименование специальности)

Институт __________________ Гуманитарный ____________________________

 

Кафедра __________________ Истории России ____________________________

 

 

Красноярск 2009

Учебная программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

020000 – Естественные науки, 030000 – Гуманитарные науки, 040000 – Социальные науки, 050000 – Образование и педагогика, ___080000 – Экономика и управление_____________

(указывается номер и наименование укрупненной группы)

направления (специальности) 020800.62; 030500.62; 032100.62; 040100.62_050700.62;____ 080100.62; 080500.62; 020801.65; 030500.65; 040101.65; 080102.65; 080104.65;___________ 080105.65; _ 080107.65; 080503.65; 080504.65; 080509.65 __ ____________________________

(указывается номер и наименование направления (специальности)

Программу составили: _____ доцент Лущаева_Г.М._ _________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

_____ доцент Ставерова _ С.С.__________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

_____ ст. преподаватель Пахомова_Н.В._________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

 

Заведующий кафедрой _____ Гришаев В.В.______________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«4»_июня_2009 _г.

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры _______________

_______________________ Истории России _______________________________

«___4___» _____июня____________ 2009 г. протокол № ____10_________

Заведующий кафедрой __________Гришаев В.В.___________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 200___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)


Учебная программа дисциплины

Составлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (бакалавр).

Пояснительная записка

Курс «Отечественной истории» предназначен для студентов неисторических специальностей СФУ. Программа может быть адаптирована к различным по объемам курсам истории России при использовании соответствующих тематических планов.

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развития у них профессионального и нравственного потенциала. Курс строится как история появления и реализации определенных доминант развития России в сложной взаимозависимости с созданием на основе появления новейших научных разработок картины единого и динамичного проблемного поля русской истории.

Задачи изучения курса

Учебные задачи курса:

- уяснить закономерности и своеобразие российской истории;

- раскрыть особенности развития социальной структуры русского общества и формирование общественных связей, традиций и представлений, утвердившихся в русском обществе на протяжении столетий;

- осветить основные грани духовной жизни общества;

- выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в истории России, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Практические задачи курса:

- выработка у студентов цельного образа русской истории с пониманием ее специфических проблем;

- понимания специфики решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды ее истории;

- умения читать и понимать научные работы по истории России.

Результатами обучения является формирование следующего набора компетенций:

а) универсальных:

- общенаучных (ОНК):

· способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы; умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

· владение культурой мышления, знание его общих законов; способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);

 

- инструментальных (ИК):

· готовность работать с информацией из разных источников (ИК-3);

· способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);

· способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ИК-5);

 

- социально-личностных и общекультурных компетенций (СЛК):

· компетенций профессиональной мобильности: готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);

· морально-правовых компетенций: способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (СЛК-5);

· компетенций гражданского поведения: способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);

· социально-политических компетенций: способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (СЛК-7);

· компетенций саморазвития: способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (СЛК-8);

· компетенций самообразования: способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии (СЛК-9);

· культурно-исторических компетенций: готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-10);

· историко-политических компетенций: способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-11);

· культурно-религиозных компетенций: способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности (СЛК-15);

· интеллектуально-критических компетенций: способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-16);

· социально-экономических компетенций: способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу (СЛК-17);

· социологических компетенций: способность и готовность к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации (СЛК-19);

· цивилизационно-исторических компетенций: способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (СЛК-20).

 

Межпредметная связь

Для изучения дисциплины «Отечественная история» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах. Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: история отечественного государства и права, социологии, психологии, экономической теории и других социально-экономических дисциплин.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
         
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия:          
лекции          
практические занятия (ПЗ)          
семинарские занятия (СЗ)          
лабораторные работы (ЛР)          
другие виды аудиторных занятий          
промежуточный контроль          
Самостоятельная работа:          
изучение теоретического курса (ТО)          
курсовой проект (работа):          
расчетно-графические задания (РГЗ)          
реферат          
задачи          
задания          
другие виды самостоятельной работы: подготовка к экзамену          
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экзамен экзамен      

3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

№ п/п Модули и темы дисциплины Лекции зачет-ных единиц (часов) ПЗ или СЗ зачет-ных единиц (часов) ЛР зачет-ных единиц (часов) Самостоятель-ная работа зачетных единиц (часов) Реализуемые компетенции
  Модуль 1. История как наука.         ОНК-1, ОНК-2, СЛК-4, СЛК-20, ИК-3, ИК-4, ИК-5
  Модуль 2. Происхождение и расселение восточных славян. Образование и развитие Древнерусского государства (VI – XIII вв.)         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17
  Проблемы этногенезиса славян.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17
  Древняя Русь – раннефеодальное государство (862-1237 гг.)         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17
  Русь удельная: русские земли в середине XII – XIII вв.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17
  Русские земли в условиях татаро-монгольского нашествия.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17
  Модуль 3. Формирование Московского государства (вторая половина XIII - первая четверть XVI вв.)         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17
  Роль Московского княжества в возрождении русской государственности.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17
  Завершение объединения русских земель (вторая половина XV – первая треть XVI вв.)         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17
  Модуль 4. Особенности развития русского (российского) централизованного государства (XVI – XVII вв.)         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17
  Становление российского самодержавия. Иван IV Грозный.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17
  Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17
  Модуль 5. Российская империя в XVIII – XIX вв.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20
  Петр I: преобразование традиционного общества в России         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20
  Судьба Петровских реформ. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17
  Российская империя в первой половине XIX в.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК- 16, СЛК-17, СЛК-20
  Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы Александра III.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-6, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20
  Социально-экономическое развитие России в пореформенное время         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-6, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20
  Модуль 6. Революционный срыв развития России. Поиск альтернатив революции начала ХХ в.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20
  Социально-политический кризис в России начала ХХ в. и пути его разрешения.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20
  Режим «Третьиюньской монархии». Судьба столыпинских реформ.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-16, СЛК-17
  Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-20
  Российское общество на пути к Октябрю. Приход к власти большевиков. Установление советской власти.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-20
  Гражданская война в России 1917-1922 гг.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17
  Модуль 7. Советское государство в 1920-1930-х гг.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17
  Россия нэповская. Экономическая политика и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е годы.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17
  Тоталитаризм и сталинская модернизация советского общества в 1930-е гг.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17
  Модуль 8. СССР во Второй мировой войне.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17
  Советский союз и начало Второй мировой войны.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17
  Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и советское общество.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19
  Модуль 9. СССР: от сверхдержавы к краху (1945-1991 гг.)         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19
  Послевоенное развитие СССР и «Оттепель» в жизни советского общества.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19
  Советское общество в 1960-80-е гг. Основные тенденции развития.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19
  Модуль 10. Становление и развитие новой России (конец ХХ – начало ХХI вв.)         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19
  Российская федерация в 1992-2000 гг.         ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19

 

Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1. История как наука

(аудиторные - 2 часа, самостоятельные - 2 часа)

Сущность, формы, функции исторического сознания (научно-познавательная, воспитательная, социальной памяти, прогностическая).

Методы исторического исследования: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, хронологический, математический и др.

Источники изучения истории, их классификация.

Отечественная историография в прошлом и настоящем (формационный и цивилизационный подход изучения истории): общее и особенное.

Методология и теория исторической науки.

История России – неотъемлемая часть истории человечества.

 

Модуль 2. Происхождение и расселение восточных славян. Образование и развитие древнерусского государства (VI-XIII вв.)

В пореформенное время

(аудиторные – 2 часа, самостоятельные – 2 часа)

Сословно-социальный портрет пореформенного общества. Проблема «среднего класса» и «гражданина». «Демографический взрыв» второй половины XIX в. Процессы миграции населения, урбанизации, индустриализация быта, подвижность социальных границ.

Борьба в правительственных кругах и в обществе за выбор государственной политики в условиях кризиса реформаторства в конце 70-начале 80-х гг.

Создание инфраструктуры капиталистического хозяйства: банки, биржи, буржуазия. Дискуссии об истоках российской буржуазии: «класс, которого не было». Государственная поддержка русского предпринимательства в 60-70-е гг.

Роль железнодорожного строительства, технического переоборудования предприятий и частных акционерных банков для развития российской экономики второй половины XIX в.

Подъем общественного движения и общественные дискуссии реформаторского времени. Появление либеральной идеи в России: от земского до конституционного либерализма. Формы политической деятельности и специфика российского либерализма.

Содержание «аграрного вопроса» в России. Новые явления в структуре и облике русского крестьянства. Новации и традиции в устройстве крестьянского самоуправления. Особенности крестьянского движения в XIXв.: от «холерных» бунтов до движения за передел земли.

Ментальные, идейные и организационные основы народничества. Нравственный смысл «нечаевщины» в русском освободительном движении. Бунтари и заговорщики, пропагандисты и идеологи в народническом движении. Историческая судьба идей и движения народничества. Проблема оценки роли русского народничества в историческом выборе страны.

Истоки появления в России слоя наемных рабочих и сравнительная характеристика русского и европейского «пролетариата». Первые рабочие организации. Начало движения за рабочее законодательство. Попытки различных общественно-политических сил оказать влияние на рабочее и крестьянское движение.

 

И пути его разрешения

(аудиторные – 6 часов, самостоятельные – 6 часов).

Нарастание кризисных явлений в русской цивилизации на рубеже XIX-XX вв. Проблемы периодизации и типологии первой революции в России. Понятие революционного кризиса как разрушения механизма взаимоотношений между властью и обществом. Политическая активность различных слоев общества в условиях политического кризиса.

Политизация российского общества, возникновение легальных партий. Сравнительная характеристика решения в партийных программах главных вопросов: типа и структуры государственной власти, гражданских прав и аграрной проблемы. Различие в использовании фактора массового движения в 1905-1906 гг.

Избирательная кампания и думская деятельность как альтернатива политическому перевороту и как новая структура механизма государственной власти. Причины неудачи думской деятельности либералов.

 

Судьба столыпинских реформ

(аудиторные –2 часа, самостоятельные – 2 часа)

Авторитарно-полицейский способ преодоления кризиса власти. Политическая и экономическая концепция П.А. Столыпина. Реформаторские мероприятия столыпинского правительства и их судьба. Причины устойчивости крестьянской общины и вопрос о земле в представлениях власти и крестьянства.

Промышленный подъем и структурные изменения в экономике в 1910-1913гг. Создание современного флота и программа перевооружения армии накануне Первой мировой войны.

Нарастание антиреформаторских настроений в правящих кругах. Углубление раскола власти и общества накануне Первой мировой войны: Ленские события, дело Бейлиса, волнения студентов, рабочее движение. Кризис идеологии и организации политических партий накануне войны.

 

Тема 16. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Падение монархии в России (аудиторные – 2 часа, самостоятельные –2 часа)

Обострение межгосударственных отношений в Европе в начале XX в. Участие России в европейских военно-политических конфликтах накануне 1-й мировой войны. «Балканский узел» и проблемы проливов во внешней политике России 1907-1914 гг.

Первая мировая война как война нового типа. Имперская мотивация участия России в Первой мировой войне. Война как фактор обострения внутриполитического, социального и духовного кризиса.

Кризис нелегальных партий. Изменения в содержании и целях деятельности радикальных политических сил. Консолидация либеральной оппозиции. Правительство, окружение императора, Государственная дума: механизм и специфика взаимодействия. Идея «правительства народного доверия», ее носители. Формы самоорганизации общественных сил. Роль русской буржуазии в создании альтернативного механизма власти в стране.

Радикализация политической жизни в России в 1913-1915 гг. Общенациональный кризис в конце 1916 – начале 1917 гг., его внешнее выражение. Схватка за власть. Экстремизм массового движения и роль солдатских масс в февральских событиях 1917 г. Падение монархии.

Партийное и социальное содержание новых органов власти. Идея Учредительного собрания как способа выхода из кризиса власти.

Научные дискуссии о причинах падения монархии в России и сравнительной роли различных политических сил в событиях Февраля 1917 г.

 

Тема 19. Россия нэповская.

И советское общество

(аудиторные – 4 часа, самостоятельные – 4 часа)

Начало Второй мировой войны. Империалистический характер советской политики в отношении Литвы, Латвии, Эстонии. Включение в состав СССР Бессарабии, Северной Буковины и восточно-польских земель. Война СССР против Финляндии и ее последствия.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и их содержание. Образование антигитлеровской коалиции. Проблема второго фронта. СССР на международных конференциях союзных держав в Тегеране, Ялте, Потсдаме. Война с Японией. Цена победы и итоги войны.

Экономика в условиях войны. Централизация руководства экономикой. Труд и производство в тылу. Начало восстановления народного хозяйства на освобожденных территориях. Социально-экономические последствия войны.

Государственная идеология в годы Великой Отечественной войны. Возвращение к национальным ценностям. Изменение духовной жизни общества.

 

Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям по основной и дополнительной литературе, а также написание рефератов и семинарских докладов и подготовку к сдаче экзамена.

Исходным моментом работы над рефератом (докладом) является выбор темы и определение задач исследования.

Подготовка студента к выполнению указанных видов работы складывается из изучения, конспектирования и анализа предложенных и отобранных источников, работы с рекомендованной научной литературой, составлением плана. Работа должна содержать аргументированное освещение поставленных вопросов с ясными выводами и ссылками на изученную литературу и источники.

Реферат, семинарский доклад имеют ряд обязательных элементов:

1. титульный лист (название темы, фамилия студента, курс, факультет (институт);

2. план работы (с обозначением страниц);

3. введение, в котором ставится научная проблема, содержащаяся в учебном задании, дается краткий анализ научной литературы и источников, используемых студентом при написании работы;

4. основная часть, где изложение проблемы должно быть последовательным, с использованием источников и литературы и постраничным указанием на них;

5. заключение, в котором кратко подводятся итоги изучения темы, делаются выводы;

6. список источников и литературы, которые были использованы при написании работы.

Реферат (доклад) должен быть напечатан на писчей бумаге с одной стороны листа.

Реферат сдается преподавателю согласно графику учебного процесса.

Важным этапом в работе семинара является заслушивание и обсуждение докладов студентов. В своем выступлении докладчик дает оценку значимости выбранной темы, кратко характеризует привлеченные к исследованию источники и литературу, излагает основные положения работы и выводы, к которым он пришел, отвечает на вопросы, заданные слушателями семинара после сообщения докладчика.

Самостоятельная работа студента по подготовке реферата, текста семинарского доклада является принципиально важной, поскольку в ее процессе закладываются и формируются основы исторического мышления, вырабатывается профессиональный подход к исследуемым проблемам, прививаются и осваиваются первые навыки исторического исследования, необходимые в дальнейшей научной работе.

Примерная тематика рефератов

1. Славяне в изображении византийских историков.

2. Нестор – легендарный летописец Древней Руси.

3. Княжеская администрация в Киевской Руси.

4. Повседневная жизнь средневековых новгородцев.

5. Дмитрий Донской: воин и государственный деятель.

6. Средневековый суд по Судебнику 1497 г.

7. Боярин и его вотчина в XVII в.

8. Завоевание Сибири.

9. Русский дворянин XVIII в.: воспитание, образование, образ жизни.

10. Сатирические журналы второй половины XVIII в.

11. Александр I и М.М. Сперанский: реформаторские идеи и реформаторская деятельность.

12. Декабристы: содержание идей, планы преобразований и оппозиционная деятельность.

13. Формирование элементов и условий гражданского общества в России в 60 – 70-е гг. XIX в. (земская, городская, судебная и военная реформы).

14. Полицейские тенденции в системе государственной власти и в государственной политике правительства Александра III.

15. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте.

16. Оформление радикальных политических течений в конце XIX – начале XX вв. Появление и особенности революционных партий.

17. Николай II и Государственная дума в России.

18. Аграрный вопрос в I и II Государственных думах.

19. П.А. Столыпин и концепция «Великой России».

20. Падение монархии в России. Дискуссии о причинах, альтернативах и оценках февральской революции 1917 г.

21. Октябрьский переворот в Петрограде и первые шаги новой власти.

22. Белое движение, его идеология и социальный состав.

23. Борьба за власть в партии и государстве в 1920-е гг.

24. «Большой террор» и сопротивление сталинскому режиму в 1930-е гг.

25. Власть и общество в СССР в 1941-1945 гг.

26. Трудовой подъем, всенародная помощь фронту в годы Великой Отечественной войны.

27. Партизанская борьба и подполье в тылу врага в годы Великой Отечественной войны.

28. Складывание антигитлеровской коалиции. Роль СССР в победе над фашистской Германией и милитаристской Японией.

29. Диссидентское и правозащитное движение в СССР.

30. Общество и средства массовой информации в период перестройки и в 1990-е годы.

31. Внешняя политика в 1985-1991 гг.

32. Политический портрет (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин).

33. Характерные черты цивилизационного процесса в России в Новое время.

 

3.6. Структура и содержание модулей дисциплины

Приводится в таблице 3.6. (см. приложение 1)

4. Учебно-методический материал по дисциплине

4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная литература

1. Барсенков, А.С. История России 1917-2004 [Текст] /А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. - М., 2005.

2. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие [Текст] /А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М., 2001.

3. Дворниченко, А.Ю. Отечественная исто­рия до 1917 года: Учеб. пособие [Текст] /А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. - М., 2005.

4. История России: учебник для вузов [Текст] /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2005.

5. История России: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] /Под ред. Л.И. Семенниковой. М., 2005.

6. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст] /Под ред. Н.И.Пав­ленко. - М., 2003.

7. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] /Под ред. М.М. Горинова, А.А.Горского, А.А. Данилова. – М., 2000.

8. История России с древнейших времен до начала XXI века [Текст] /Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2007.

9. Орлов, А.С. Основы курса истории России [Текст] /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – М., 2002.

10. Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов [Текст] /Под ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003.

11. Уткин, А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. пособие [Текст] /А.И. Уткин. - М., 2000.

12. Хуторский, В.Я. История России: от Рюрика до Ельцина [Текст] /В.Я. Хуторский. - М., 2000.

 

Дополнительная литература

Модуль 1

13. Аникеев, А.А. Проблемы методологии истории: курс лекций [Текст] /А.А. Аникеев. – Ставрополь, 1995.

14. Ахиезер, А.С. «Самобытность России как научная проблема» [Текст] /А.С. Ахиезер. //Отечественная история. - 1994. - № 4-5.

15. Барг, М.А. О понятии «цивилизация» [Текст] /М.А. Барг //История СССР. - 1991. - № 5.

16. Барг, М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма [Текст] /М.А. Барг. – М., 1987.

17. Бердяев, Н.А. Смысл истории [Текст] /Н.А. Бердяев. - М., 1990.

18. Бердяев, Н.А. Судьба России [Текст] /Н.А. Бердяев. - М., 1990.

19. Головатенко, А. История России: спорные проблемы [Текст] /А. Головатенко. – М., 1994.

20. Губман, Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций [Текст] /Б.Л. Губман. – М., 1991.

21. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории [Текст] /Л.Н.Гумилев. – М., 1996.

22. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст] /Н.Я. Данилевский. - М., 1991, 2002.

23. Ивин, А.А. Введение в философию истории [Текст] /А.А. Ивин. - М., 1997.

24. Ионов, И.Н. Российская цивилизация. IX — начало XX в. [Текст] /И.Н.Ионов. - М., 1995.

25. История России (IX-XX вв.): Учеб. пособие [Текст] /Под ред. Я.А. Перехова. М., 1999.

26. Карамзин, Н.М. История государства Российского: в 12 т. [Текст] /Н.М. Карамзин. - М., 1988 - 1989.

27. Ключевский, В.О. Сочинения: в 9 т. [Текст] /В.О. Ключевский. - М., 1987-1990.

28. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования [Текст] /И.Д. Ковальченко. – М., 1987.

29. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Текст] /Н.И. Костомаров. - Ростов-на-Дону, 1995.

30. Левада, Ю.А. Историческое сознание и научный метод [Текст] /Ю.А. Левада //Философские проблемы исторической науки. – М., 1969.

31. Медушевская, О.М. Методология истории [Текст] /О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М., 1997.

32. Новикова, Л.И. Русская философия истории [Текст] /Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская М., 1997.

33. Пантин, В.И. Циклы и войны глобальной истории: Глобализация в ис­торическом измерении [Текст] /В.И. Пантин. - М., 2003.

34. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории [Текст] /С.Ф.Платонов. - Ростов-на-Дону, 1997.

35. Пушкарев, С.Г. Обзор русской истории [Текст] /С.Г.Пушкарев. - М., 1991.

36. Шмурло, Е.Ф. История России (IX-XX вв.) [Текст] /Е.Ф. Шмурло. - М., 1997.

37. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] /К. Ясперс //Философия истории: Антология. - М., 1994.

Модуль 2

 

38. Бушуев, С.В. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн. 1: IX—XVI вв. [Текст] /С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов.- М., 1991.

39. Введение христианства на Руси [Текст]. - М., 1987.

40. Вернадский, В.Г. Древняя Русь [Текст] /В.Г. Вернадский. - Тверь, 1996.

41. Вернадский, В.Г. Киевская Русь [Текст] /В.Г. Вернадский. - Тверь, 1996.

42. Вернадский, Г.В. Русская история: Учебник [Текст] /В.Г. Вернадский. – М., 2002.

43. Горский, А.А. Русские земли в ХШ-ХIV веках: пути политического развития [Текст] /А.А. Горский. - М., 1996.

44. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] /Л.Н. Гумилев. - М., 1989.

45. Гумилев, Л.Н. От Руси к России [Текст] /Л.Н. Гумилев. - М., 1992.

46. Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации [Текст] /Л.Н. Гумилев. - М., 1993.

47. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций [Текст] /И.Н. Данилевский. - М., 1998.

48. Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков: XI-XIV вв.: Курс лекций [Текст] /И.Н. Данилевский. - М., 2001.

49. Даркевт, В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси. X—XIII вв. [Текст] /В.П. Даркевт //Вопросы истории. - 1994. - № 10.

50. Замалеев, А.Ф. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности [Текст] /А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинников. - Л., 1991.

51. Из истории русской культуры. Т.1. Древняя Русь [Текст]. - М., 2000; Т.2. Киевская и Московская Русь [Текст]. - М., 2002.

52. Иловайский, Д. Собиратели Руси [Текст] /Д. Иловайский. - М., 2003.

53. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси [Текст] /А.И. Клибанов. - М., 1994.

54. Клюг, Э. Княжество Тверское (1247-1485) [Текст] /Э. Клюг. - Тверь, 1994.

55. Кобищанов, Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций [Текст] /Ю.М. Кобищанов. - М., 1995.

56. Королев, А.С. Загадки первых русских князей [Текст] /А.С. Королев. - М., 2002.

57. Кривошеев, Ю.В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси ХII-ХIV вв. [Текст] /Ю.В.Кривошеев. - СПб., 1999.

58. Литаврин, Г.Г. Византия и славяне [Текст] /Г.Г.Литаврин. - СПб, 1999.

59. Ловмяньский, Г. Русь и норманны [Текст] /Г. Ловмяньский. – М., 1985.

60. Любимов, Л. Искусство Древней Руси [Текст] /Л. Любимов. - М., 1974.

61. Мартышин, О.В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики [Текст] /О.В. Мартышин. - М., 1992.

62. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса [Текст] /Л.В. Милов. - М.,1998.

63. Мир русской истории. Энциклопедический справочник [Текст]. - М., 1997.

64. Назаренко, А.В. Древняя Русь на международных путях [Текст] /А.В. Назаренко. - М., 2001.

65. Павлов-Сильванский, Н.П. Феодализм в России [Текст] /Н.П. Павлов-Сильванский. - М., 1988.

66. Пашуто, В.Т. Внешняя политика Древней Руси [Текст] /В.Т. Пашуто. - М., 1968.

67. Перхавко, В.Б. Князья и княгини Русской земли (IХ-ХVI вв.) [Текст] /В.Б. Перхавко, Е.В. Пчелов, Ю.В. Сухарев. - М., 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.166 с.)