Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Проблемы этногенезиса славян↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УТВЕРЖДАЮ Директор ____________ института _____________/____________/ «_____» _____________200__ г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина _______________Отечественная история _______________ (наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)
Укрупненная группа 020000 – Естественные науки, 030000 – Гуманитарные науки,______ 040000 – Социальные науки, 050000 – Образование и педагогика, ___ 080000 – Экономика и управление______________________________ (номер и наименование укрупненной группы)
Направления 020800.62; 030500.62; 032100.62; 040100.62_050700.62; 080100.62; 080500.62 (номер и наименование направления) Специальности _____ 020801.65; 030500.65; 040101.65; 080102.65; 080104.65; 080105.65; _____ 080107.65; 080503.65; 080504.65; 080509.65 ______________ (номер и наименование специальности) Институт __________________ Гуманитарный ____________________________
Кафедра __________________ Истории России ____________________________
Красноярск 2009 Учебная программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки, 030000 – Гуманитарные науки, 040000 – Социальные науки, 050000 – Образование и педагогика, ___080000 – Экономика и управление_____________ (указывается номер и наименование укрупненной группы) направления (специальности) 020800.62; 030500.62; 032100.62; 040100.62_050700.62;____ 080100.62; 080500.62; 020801.65; 030500.65; 040101.65; 080102.65; 080104.65;___________ 080105.65; _ 080107.65; 080503.65; 080504.65; 080509.65 __ ____________________________ (указывается номер и наименование направления (специальности) Программу составили: _____ доцент Лущаева_Г.М._ _________________________ (должность, фамилия, и. о., подпись) _____ доцент Ставерова _ С.С.__________________________ (должность, фамилия, и. о., подпись) _____ ст. преподаватель Пахомова_Н.В._________________ (должность, фамилия, и. о., подпись)
Заведующий кафедрой _____ Гришаев В.В.______________________________ (фамилия, и. о., подпись) «4»_июня_2009 _г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры _______________ _______________________ Истории России _______________________________ «___4___» _____июня____________ 2009 г. протокол № ____10_________ Заведующий кафедрой __________Гришаев В.В.___________________________ (фамилия, и. о., подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ __________________________________________________________________ «______» __________________ 200___ г. протокол № _____________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Учебная программа дисциплины Составлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (бакалавр). Пояснительная записка Курс «Отечественной истории» предназначен для студентов неисторических специальностей СФУ. Программа может быть адаптирована к различным по объемам курсам истории России при использовании соответствующих тематических планов. 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развития у них профессионального и нравственного потенциала. Курс строится как история появления и реализации определенных доминант развития России в сложной взаимозависимости с созданием на основе появления новейших научных разработок картины единого и динамичного проблемного поля русской истории. Задачи изучения курса Учебные задачи курса: - уяснить закономерности и своеобразие российской истории; - раскрыть особенности развития социальной структуры русского общества и формирование общественных связей, традиций и представлений, утвердившихся в русском обществе на протяжении столетий; - осветить основные грани духовной жизни общества; - выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в истории России, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Практические задачи курса: - выработка у студентов цельного образа русской истории с пониманием ее специфических проблем; - понимания специфики решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды ее истории; - умения читать и понимать научные работы по истории России. Результатами обучения является формирование следующего набора компетенций: а) универсальных: - общенаучных (ОНК): · способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы; умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1); · владение культурой мышления, знание его общих законов; способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);
- инструментальных (ИК): · готовность работать с информацией из разных источников (ИК-3); · способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4); · способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ИК-5);
- социально-личностных и общекультурных компетенций (СЛК): · компетенций профессиональной мобильности: готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4); · морально-правовых компетенций: способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (СЛК-5); · компетенций гражданского поведения: способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6); · социально-политических компетенций: способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (СЛК-7); · компетенций саморазвития: способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (СЛК-8); · компетенций самообразования: способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии (СЛК-9); · культурно-исторических компетенций: готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-10); · историко-политических компетенций: способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-11); · культурно-религиозных компетенций: способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности (СЛК-15); · интеллектуально-критических компетенций: способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-16); · социально-экономических компетенций: способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу (СЛК-17); · социологических компетенций: способность и готовность к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации (СЛК-19); · цивилизационно-исторических компетенций: способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (СЛК-20).
Межпредметная связь Для изучения дисциплины «Отечественная история» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах. Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: история отечественного государства и права, социологии, психологии, экономической теории и других социально-экономических дисциплин. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
Содержание разделов и тем лекционного курса Модуль 1. История как наука (аудиторные - 2 часа, самостоятельные - 2 часа) Сущность, формы, функции исторического сознания (научно-познавательная, воспитательная, социальной памяти, прогностическая). Методы исторического исследования: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, хронологический, математический и др. Источники изучения истории, их классификация. Отечественная историография в прошлом и настоящем (формационный и цивилизационный подход изучения истории): общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть истории человечества.
Модуль 2. Происхождение и расселение восточных славян. Образование и развитие древнерусского государства (VI-XIII вв.) В пореформенное время (аудиторные – 2 часа, самостоятельные – 2 часа) Сословно-социальный портрет пореформенного общества. Проблема «среднего класса» и «гражданина». «Демографический взрыв» второй половины XIX в. Процессы миграции населения, урбанизации, индустриализация быта, подвижность социальных границ. Борьба в правительственных кругах и в обществе за выбор государственной политики в условиях кризиса реформаторства в конце 70-начале 80-х гг. Создание инфраструктуры капиталистического хозяйства: банки, биржи, буржуазия. Дискуссии об истоках российской буржуазии: «класс, которого не было». Государственная поддержка русского предпринимательства в 60-70-е гг. Роль железнодорожного строительства, технического переоборудования предприятий и частных акционерных банков для развития российской экономики второй половины XIX в. Подъем общественного движения и общественные дискуссии реформаторского времени. Появление либеральной идеи в России: от земского до конституционного либерализма. Формы политической деятельности и специфика российского либерализма. Содержание «аграрного вопроса» в России. Новые явления в структуре и облике русского крестьянства. Новации и традиции в устройстве крестьянского самоуправления. Особенности крестьянского движения в XIXв.: от «холерных» бунтов до движения за передел земли. Ментальные, идейные и организационные основы народничества. Нравственный смысл «нечаевщины» в русском освободительном движении. Бунтари и заговорщики, пропагандисты и идеологи в народническом движении. Историческая судьба идей и движения народничества. Проблема оценки роли русского народничества в историческом выборе страны. Истоки появления в России слоя наемных рабочих и сравнительная характеристика русского и европейского «пролетариата». Первые рабочие организации. Начало движения за рабочее законодательство. Попытки различных общественно-политических сил оказать влияние на рабочее и крестьянское движение.
И пути его разрешения (аудиторные – 6 часов, самостоятельные – 6 часов). Нарастание кризисных явлений в русской цивилизации на рубеже XIX-XX вв. Проблемы периодизации и типологии первой революции в России. Понятие революционного кризиса как разрушения механизма взаимоотношений между властью и обществом. Политическая активность различных слоев общества в условиях политического кризиса. Политизация российского общества, возникновение легальных партий. Сравнительная характеристика решения в партийных программах главных вопросов: типа и структуры государственной власти, гражданских прав и аграрной проблемы. Различие в использовании фактора массового движения в 1905-1906 гг. Избирательная кампания и думская деятельность как альтернатива политическому перевороту и как новая структура механизма государственной власти. Причины неудачи думской деятельности либералов.
Судьба столыпинских реформ (аудиторные –2 часа, самостоятельные – 2 часа) Авторитарно-полицейский способ преодоления кризиса власти. Политическая и экономическая концепция П.А. Столыпина. Реформаторские мероприятия столыпинского правительства и их судьба. Причины устойчивости крестьянской общины и вопрос о земле в представлениях власти и крестьянства. Промышленный подъем и структурные изменения в экономике в 1910-1913гг. Создание современного флота и программа перевооружения армии накануне Первой мировой войны. Нарастание антиреформаторских настроений в правящих кругах. Углубление раскола власти и общества накануне Первой мировой войны: Ленские события, дело Бейлиса, волнения студентов, рабочее движение. Кризис идеологии и организации политических партий накануне войны.
Тема 16. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Падение монархии в России (аудиторные – 2 часа, самостоятельные –2 часа) Обострение межгосударственных отношений в Европе в начале XX в. Участие России в европейских военно-политических конфликтах накануне 1-й мировой войны. «Балканский узел» и проблемы проливов во внешней политике России 1907-1914 гг. Первая мировая война как война нового типа. Имперская мотивация участия России в Первой мировой войне. Война как фактор обострения внутриполитического, социального и духовного кризиса. Кризис нелегальных партий. Изменения в содержании и целях деятельности радикальных политических сил. Консолидация либеральной оппозиции. Правительство, окружение императора, Государственная дума: механизм и специфика взаимодействия. Идея «правительства народного доверия», ее носители. Формы самоорганизации общественных сил. Роль русской буржуазии в создании альтернативного механизма власти в стране. Радикализация политической жизни в России в 1913-1915 гг. Общенациональный кризис в конце 1916 – начале 1917 гг., его внешнее выражение. Схватка за власть. Экстремизм массового движения и роль солдатских масс в февральских событиях 1917 г. Падение монархии. Партийное и социальное содержание новых органов власти. Идея Учредительного собрания как способа выхода из кризиса власти. Научные дискуссии о причинах падения монархии в России и сравнительной роли различных политических сил в событиях Февраля 1917 г.
Тема 19. Россия нэповская. И советское общество (аудиторные – 4 часа, самостоятельные – 4 часа) Начало Второй мировой войны. Империалистический характер советской политики в отношении Литвы, Латвии, Эстонии. Включение в состав СССР Бессарабии, Северной Буковины и восточно-польских земель. Война СССР против Финляндии и ее последствия. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и их содержание. Образование антигитлеровской коалиции. Проблема второго фронта. СССР на международных конференциях союзных держав в Тегеране, Ялте, Потсдаме. Война с Японией. Цена победы и итоги войны. Экономика в условиях войны. Централизация руководства экономикой. Труд и производство в тылу. Начало восстановления народного хозяйства на освобожденных территориях. Социально-экономические последствия войны. Государственная идеология в годы Великой Отечественной войны. Возвращение к национальным ценностям. Изменение духовной жизни общества.
Лабораторные занятия Учебным планом не предусмотрены. Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям по основной и дополнительной литературе, а также написание рефератов и семинарских докладов и подготовку к сдаче экзамена. Исходным моментом работы над рефератом (докладом) является выбор темы и определение задач исследования. Подготовка студента к выполнению указанных видов работы складывается из изучения, конспектирования и анализа предложенных и отобранных источников, работы с рекомендованной научной литературой, составлением плана. Работа должна содержать аргументированное освещение поставленных вопросов с ясными выводами и ссылками на изученную литературу и источники. Реферат, семинарский доклад имеют ряд обязательных элементов: 1. титульный лист (название темы, фамилия студента, курс, факультет (институт); 2. план работы (с обозначением страниц); 3. введение, в котором ставится научная проблема, содержащаяся в учебном задании, дается краткий анализ научной литературы и источников, используемых студентом при написании работы; 4. основная часть, где изложение проблемы должно быть последовательным, с использованием источников и литературы и постраничным указанием на них; 5. заключение, в котором кратко подводятся итоги изучения темы, делаются выводы; 6. список источников и литературы, которые были использованы при написании работы. Реферат (доклад) должен быть напечатан на писчей бумаге с одной стороны листа. Реферат сдается преподавателю согласно графику учебного процесса. Важным этапом в работе семинара является заслушивание и обсуждение докладов студентов. В своем выступлении докладчик дает оценку значимости выбранной темы, кратко характеризует привлеченные к исследованию источники и литературу, излагает основные положения работы и выводы, к которым он пришел, отвечает на вопросы, заданные слушателями семинара после сообщения докладчика. Самостоятельная работа студента по подготовке реферата, текста семинарского доклада является принципиально важной, поскольку в ее процессе закладываются и формируются основы исторического мышления, вырабатывается профессиональный подход к исследуемым проблемам, прививаются и осваиваются первые навыки исторического исследования, необходимые в дальнейшей научной работе. Примерная тематика рефератов 1. Славяне в изображении византийских историков. 2. Нестор – легендарный летописец Древней Руси. 3. Княжеская администрация в Киевской Руси. 4. Повседневная жизнь средневековых новгородцев. 5. Дмитрий Донской: воин и государственный деятель. 6. Средневековый суд по Судебнику 1497 г. 7. Боярин и его вотчина в XVII в. 8. Завоевание Сибири. 9. Русский дворянин XVIII в.: воспитание, образование, образ жизни. 10. Сатирические журналы второй половины XVIII в. 11. Александр I и М.М. Сперанский: реформаторские идеи и реформаторская деятельность. 12. Декабристы: содержание идей, планы преобразований и оппозиционная деятельность. 13. Формирование элементов и условий гражданского общества в России в 60 – 70-е гг. XIX в. (земская, городская, судебная и военная реформы). 14. Полицейские тенденции в системе государственной власти и в государственной политике правительства Александра III. 15. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. 16. Оформление радикальных политических течений в конце XIX – начале XX вв. Появление и особенности революционных партий. 17. Николай II и Государственная дума в России. 18. Аграрный вопрос в I и II Государственных думах. 19. П.А. Столыпин и концепция «Великой России». 20. Падение монархии в России. Дискуссии о причинах, альтернативах и оценках февральской революции 1917 г. 21. Октябрьский переворот в Петрограде и первые шаги новой власти. 22. Белое движение, его идеология и социальный состав. 23. Борьба за власть в партии и государстве в 1920-е гг. 24. «Большой террор» и сопротивление сталинскому режиму в 1930-е гг. 25. Власть и общество в СССР в 1941-1945 гг. 26. Трудовой подъем, всенародная помощь фронту в годы Великой Отечественной войны. 27. Партизанская борьба и подполье в тылу врага в годы Великой Отечественной войны. 28. Складывание антигитлеровской коалиции. Роль СССР в победе над фашистской Германией и милитаристской Японией. 29. Диссидентское и правозащитное движение в СССР. 30. Общество и средства массовой информации в период перестройки и в 1990-е годы. 31. Внешняя политика в 1985-1991 гг. 32. Политический портрет (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин). 33. Характерные черты цивилизационного процесса в России в Новое время.
3.6. Структура и содержание модулей дисциплины Приводится в таблице 3.6. (см. приложение 1) 4. Учебно-методический материал по дисциплине 4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная литература 1. Барсенков, А.С. История России 1917-2004 [Текст] /А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. - М., 2005. 2. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие [Текст] /А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М., 2001. 3. Дворниченко, А.Ю. Отечественная история до 1917 года: Учеб. пособие [Текст] /А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. - М., 2005. 4. История России: учебник для вузов [Текст] /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2005. 5. История России: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] /Под ред. Л.И. Семенниковой. М., 2005. 6. История России с древнейших времен до 1861 г. [Текст] /Под ред. Н.И.Павленко. - М., 2003. 7. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] /Под ред. М.М. Горинова, А.А.Горского, А.А. Данилова. – М., 2000. 8. История России с древнейших времен до начала XXI века [Текст] /Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2007. 9. Орлов, А.С. Основы курса истории России [Текст] /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – М., 2002. 10. Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов [Текст] /Под ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003. 11. Уткин, А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. пособие [Текст] /А.И. Уткин. - М., 2000. 12. Хуторский, В.Я. История России: от Рюрика до Ельцина [Текст] /В.Я. Хуторский. - М., 2000.
Дополнительная литература Модуль 1 13. Аникеев, А.А. Проблемы методологии истории: курс лекций [Текст] /А.А. Аникеев. – Ставрополь, 1995. 14. Ахиезер, А.С. «Самобытность России как научная проблема» [Текст] /А.С. Ахиезер. //Отечественная история. - 1994. - № 4-5. 15. Барг, М.А. О понятии «цивилизация» [Текст] /М.А. Барг //История СССР. - 1991. - № 5. 16. Барг, М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма [Текст] /М.А. Барг. – М., 1987. 17. Бердяев, Н.А. Смысл истории [Текст] /Н.А. Бердяев. - М., 1990. 18. Бердяев, Н.А. Судьба России [Текст] /Н.А. Бердяев. - М., 1990. 19. Головатенко, А. История России: спорные проблемы [Текст] /А. Головатенко. – М., 1994. 20. Губман, Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций [Текст] /Б.Л. Губман. – М., 1991. 21. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории [Текст] /Л.Н.Гумилев. – М., 1996. 22. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст] /Н.Я. Данилевский. - М., 1991, 2002. 23. Ивин, А.А. Введение в философию истории [Текст] /А.А. Ивин. - М., 1997. 24. Ионов, И.Н. Российская цивилизация. IX — начало XX в. [Текст] /И.Н.Ионов. - М., 1995. 25. История России (IX-XX вв.): Учеб. пособие [Текст] /Под ред. Я.А. Перехова. М., 1999. 26. Карамзин, Н.М. История государства Российского: в 12 т. [Текст] /Н.М. Карамзин. - М., 1988 - 1989. 27. Ключевский, В.О. Сочинения: в 9 т. [Текст] /В.О. Ключевский. - М., 1987-1990. 28. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования [Текст] /И.Д. Ковальченко. – М., 1987. 29. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Текст] /Н.И. Костомаров. - Ростов-на-Дону, 1995. 30. Левада, Ю.А. Историческое сознание и научный метод [Текст] /Ю.А. Левада //Философские проблемы исторической науки. – М., 1969. 31. Медушевская, О.М. Методология истории [Текст] /О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М., 1997. 32. Новикова, Л.И. Русская философия истории [Текст] /Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская М., 1997. 33. Пантин, В.И. Циклы и войны глобальной истории: Глобализация в историческом измерении [Текст] /В.И. Пантин. - М., 2003. 34. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории [Текст] /С.Ф.Платонов. - Ростов-на-Дону, 1997. 35. Пушкарев, С.Г. Обзор русской истории [Текст] /С.Г.Пушкарев. - М., 1991. 36. Шмурло, Е.Ф. История России (IX-XX вв.) [Текст] /Е.Ф. Шмурло. - М., 1997. 37. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] /К. Ясперс //Философия истории: Антология. - М., 1994. Модуль 2
38. Бушуев, С.В. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн. 1: IX—XVI вв. [Текст] /С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов.- М., 1991. 39. Введение христианства на Руси [Текст]. - М., 1987. 40. Вернадский, В.Г. Древняя Русь [Текст] /В.Г. Вернадский. - Тверь, 1996. 41. Вернадский, В.Г. Киевская Русь [Текст] /В.Г. Вернадский. - Тверь, 1996. 42. Вернадский, Г.В. Русская история: Учебник [Текст] /В.Г. Вернадский. – М., 2002. 43. Горский, А.А. Русские земли в ХШ-ХIV веках: пути политического развития [Текст] /А.А. Горский. - М., 1996. 44. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] /Л.Н. Гумилев. - М., 1989. 45. Гумилев, Л.Н. От Руси к России [Текст] /Л.Н. Гумилев. - М., 1992. 46. Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации [Текст] /Л.Н. Гумилев. - М., 1993. 47. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций [Текст] /И.Н. Данилевский. - М., 1998. 48. Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков: XI-XIV вв.: Курс лекций [Текст] /И.Н. Данилевский. - М., 2001. 49. Даркевт, В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси. X—XIII вв. [Текст] /В.П. Даркевт //Вопросы истории. - 1994. - № 10. 50. Замалеев, А.Ф. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности [Текст] /А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинников. - Л., 1991. 51. Из истории русской культуры. Т.1. Древняя Русь [Текст]. - М., 2000; Т.2. Киевская и Московская Русь [Текст]. - М., 2002. 52. Иловайский, Д. Собиратели Руси [Текст] /Д. Иловайский. - М., 2003. 53. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси [Текст] /А.И. Клибанов. - М., 1994. 54. Клюг, Э. Княжество Тверское (1247-1485) [Текст] /Э. Клюг. - Тверь, 1994. 55. Кобищанов, Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций [Текст] /Ю.М. Кобищанов. - М., 1995. 56. Королев, А.С. Загадки первых русских князей [Текст] /А.С. Королев. - М., 2002. 57. Кривошеев, Ю.В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси ХII-ХIV вв. [Текст] /Ю.В.Кривошеев. - СПб., 1999. 58. Литаврин, Г.Г. Византия и славяне [Текст] /Г.Г.Литаврин. - СПб, 1999. 59. Ловмяньский, Г. Русь и норманны [Текст] /Г. Ловмяньский. – М., 1985. 60. Любимов, Л. Искусство Древней Руси [Текст] /Л. Любимов. - М., 1974. 61. Мартышин, О.В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики [Текст] /О.В. Мартышин. - М., 1992. 62. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса [Текст] /Л.В. Милов. - М.,1998. 63. Мир русской истории. Энциклопедический справочник [Текст]. - М., 1997. 64. Назаренко, А.В. Древняя Русь на международных путях [Текст] /А.В. Назаренко. - М., 2001. 65. Павлов-Сильванский, Н.П. Феодализм в России [Текст] /Н.П. Павлов-Сильванский. - М., 1988. 66. Пашуто, В.Т. Внешняя политика Древней Руси [Текст] /В.Т. Пашуто. - М., 1968. 67. Перхавко, В.Б. Князья и княгини Русской земли (IХ-ХVI вв.) [Текст] /В.Б. Перхавко, Е.В. Пчелов, Ю.В. Сухарев. - М., 2002. 68. Петрухин, В.Я. Древняя Русь: нар
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.011 с.) |