Феномен commedia dell'arte в историко-культурном контексте Ренессанса. Его роль в развитии мирового театра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен commedia dell'arte в историко-культурном контексте Ренессанса. Его роль в развитии мирового театра.



Истоки искусства commedia dell'arte. Его связь с древнеримской ателланой, фарсом, «ученой» драмой Ренессанса. Карнавальные представления труппы Анджело Беолько(Рудзанте) и их роль в разработке принципов комедии масок (трюки, диалекты, вокал и танец). 1555 г. – первое упоминание комедии масок Жоашеном дю Беле (французский поэт, живший в Риме).

Commedia dell'arte в контексте культуры итальянского Ренессанса. Реализация в ней основных принципов ренессансного мировоззрения: антропоцентризм, гуманизм, творчество как миропознание и др. Центры развития: Венеция (север) и Неаполь (юг). Причины популярности представлений commedia dell'arte именно в этих городах.

Основные принципы искусства commedia dell'arte.

Маска в commediadell'arte. Северный (венецианский) ансамбль масок: Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин. Южный (неаполитанский) ансамбль масок: Тарталья, Скарамуччио, Бригелла, Ковьелоо, Пульчинелла. Маска Коломбины/Смеральдины. Особенности сценического образа (костюм, пластика, речь) Роль в сюжете представления. Связь масок Комедии с социокультурным контекстом эпохи. Его отражение в названиях масок, их характеристиках внешности, речи (итальянские диалекты), пластики. Персонажи без масок в commedia dell'arte (Лелио, Изабелла).Их характеристика.

Роль актерских индивидуальностей в создании образов-масок: Анджело Беолько (Рудзанте), Изабелла Андренни (Изабелла), Франческо Андреини (Капитан Спавенто), Сильвио Фьорилли (Пульчинелла), Тиберио Фьорилли (Скарамуш), Тристано Мартинелли (Арлекин). Совершенствование и обогащение маски Арлекина: Джузеппе Доменико Бьянколелли (1636-1688), Томмазо Висентини (1682-1739).

Импровизация как характерная черта представления commedia dell'arte. Религиозно-символический смысл театральной речевой импровизации. Литературная эрудиция актера как основа речевой импровизации. Злободневность подобных театральных представлений. Их органическая связь с историческим моментом.

Пластическая импровизация в контексте ренессансного антропоморфизма. Философско-религиозный смысл тела актера как совершенно инструмента. Природа жеста актера commedia dell'arte. Синкретический характер пластической выразительности сценических образов масок: эксцентрика, клоунада, пантомима, акробатика. Понятие «лацци». Его характеристика и роль в создании художественного образа.

Commedia dell'arte в европейском культурном контексте.Гастрольная деятельность итальянских трупп в Европе. Их влияние на формирование национальных театральных культур.

Commedia dell'arte за пределами эпохи Ренессанса. Вырождение традиции комедии масок XVII-XVIII вв. Вытеснение ее в пространство низовой культуры по мере утверждения театральной системы классицизма в XVII веке. Конфликт между развлекательным характером поздней комедии масок и морализаторским и дидактическим пафосом драматургии эпохи Просвещения в XVIII веке. Деятельность К. Гоцци и К. Гольдони.

Историческое значение commedia dell'arte для развития мирового театра.

Историческое значение итальянского театра эпохи Ренессанса.

Основная литература:

1. Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. Искусство итальянского Возрождения. – М., 2012.

2. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

3. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

Литература:

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. – Л., 1973.

2. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. – М., 1967.

3. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. – М., 2012.

4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

5. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1. – М., 1956.

6. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

7. Миклашевский К. Lacommediadellarte, или Театр итальянских комедиантов XVI-XVII веков. – Пг., 1914.

8. Молодцова М.М. Комедия дель арте. – Л., 1990.

9. Молодцова М.М. Четыре шедевра итальянского «ученого театра» эпохи Возрождения. – СПб., 2011.

10. Реизов Б.Г. Карло Гольдони. – Л., М., 1957.

11. Стрелер Дж. Театр для людей. – М., 1984.

12. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. /Сост. и ред. С. С. Мокульского. – М., 1953.

9. Испанский театр XVI–XVII вв. в историко-культурном контексте Ренессанса (Лопе да Вега), маньеризма (Тирсо де Молина) и барокко (Кальдерон): истоки, поэтика, драматургия, сценическая практика.

Особенности историко-культурного контекста формирования испанского национального театра. Понятие о чести как основополагающем элементе испанской культуры. Основные исторические вехи и принципы имперской политики Испании.

Театральность культуры Испании «Золотого века» и роль театра в культуре Испании XVI-XVII вв.Типы театральных представлений и их организация в Испании в XVI-XVII вв.: площадной театр, корраль, придворный театр. Организация театрального пространства: иерархия пространств сцены и зрительного зала. Своеобразие представления в испанском театре. Актер в испанском театре. Средства художественной выразительности в создании образа и особенности сценической речи.

Основные этапы развития театрального искусства Испании XVI– XVII вв.

Истоки театрального Искусства Испании. Испанский романс как один из источников национальной драмы. Влияние романа Фернандо де Рохаса «Селестина» на театральную практику, ее идеологию и эстетику. Лопе де Руэда – родоначальник испанского народного театра. Фарс – основа драматургии Лопе де Руэда.

Ренессансный театр. Представление о мире и человеке в ренессансном театре Испании «Золотого века». Специфика положительного героя как человека чести. Роль обмана и его осмысление положительным героем.

Мигель де Сервантес Сааведра, его значение в формировании национального театра. Жанровый диапазон драматургии Сервантеса.

Расцвет испанского ренессансного театра во второй половине XVI в. Концепция национального театра Лопе да Вега. Творчество да Вега как основа репертуара театра «Золотого века». Жанровый диапазон драматургии Лопе да Вега: религиозные драмы, крестьянские и дворцовые комедии, трагедии и «комедии плаща и шпаги». Комедия «Собака на сене» – вершинное произведение Лопе да Вега. Религиозно-философский смысл произведения.

Театр маньеризма. Маньеризм как период в истории развития искусства. Его основные черты и их воплощение в искусстве театра. Своеобразие конфликта в маньеристической драматургии. Изменение отношения к обману в пьесах этого направления. Проблема положительного героя в маньеристической драме.

Маньеристическая драматургия Тирсо де Молина (Габриэль Тельес). Ее жанровый диапазон: ауто сакраменталес, комедии положений, комедии «плаща и шпаги» и др. Комедия «Севильский озорник, или Каменный гость» как вершинное произведение драматурга. Переосмысление амплуа галана в образе Дона Хуана. Проблема преступления и возмездия в пьесе. Философско-религиозный смысл пьесы. Символическое значение образа Каменного гостя.

Театр барокко. Барокко – художественный метод, стиль и период в истории искусства. Трагическое мироощущение эпохи и его отражение в различных сферах художественного творчества. Своеобразие театральных представлений эпохи барокко.

Драматургия дона Педро Кальдерона де ла Барки (1600-1681) как феномен барочной культуры. Жанровый диапазон драматургии Кальдерона: аутос сакраменталес, крестьянские драмы («Саламейский алькальд»), драмы чести («Стойкий принц»), религиозно-философские драмы («Жизнь есть сон»), комедии положений («Дама-невидимка»). Проблема выбора героя и своеобразие конфликта, религиозный символизм в драматургии Кальдерона и ее философские смыслы.

Историческое значение испанского театра XVI-XVII вв.

 

Основная литература:

1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013.

2. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011.

3. Силюнас В. Театр «Золотого века». – М., 2012.

Литература:

1. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. – Л., 1973.

2. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX- XX вв. – М., 2001.

3. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 1. – М., 1956.

4. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

5. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011.

6. Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. От истоков до вершин. – М., 1995.

7. Силюнас В. Стиль жизни и стиль искусства. Испанский театр маньеризма и барокко. – СПб., 2000.

8. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.011 с.)