Театр и культура 17, первой половины 19 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр и культура 17, первой половины 19 века.



 

В эпоху барокко доминантным искусством был театр. Театр – синтез искусств, создает картину бытия, иллюзию жизни.

«Театр как подобие мира и мир, как театр». Торжество иллюзии.

Люди играют жизнь как спектакль, роли могут меняться, все люди стремятся получить чужие роли. Смерть сорвет маски.

 

Большую роль играло понятие человек – зритель жизни. И за ширмы заглядывать не должно, они специально выстроены.

Мир – книга, букварь.

Жизнь есть сон, тень. Бог зритель и судья.

Мир – столкновение противоположностей: свет-тьма, Бог-дьявол, верх-низ. Принцип контраста, дуальность мышления.

Соединяются натурализм и условность, нормативность и имровизанциооность, разум и страсть, душа и тело. Конфликт идеала и реальности, жизнь – вечная борьба реального и мнимого, желаемого и действительного. Комедийное сплетается с трагедийным.

Синтез искусств.

Литературные произведения приобретали черты театральности, строились таким образом, что читатель мог зрительно представить (поэтические картины в театральной динамике)

Часто сам театр становился предметом изображения

Сближение живописи с театром.

Соответствия между устройством сцены и композицией полотен. «Мизансцены картины». Занавес на картине, как настоящий, так и нарисованный.

 

Интерьер. Парадные портьеры, драпированные коллонады, фрески, переходящие в гипсовый орнамент. Разрушение границ между изображением и местом его нахождения.

 

Барочные скульптуры, как фигуры театральных героев

 

В архитектуре живописность преобладает над функциональностью. Декор определяется скульптурами, образующие театральные группы, разработанные мизансцены.

 

Окказиональная архитектура (на случай).

Триумфальные арки, колонны, условные античные храмы. Сближение их с театром: подражание античному, недолговечность.

Пример: ледяной дом 1740 год.

Живые картины.

Иллюминационный театр фейерверков.

Вид паратеатральной культуры. По случаю торжественных событий общественной жизни, коронаций, бракосочетаний королевских особ. Они могли быть динамичны, в воздухе и на земле, водные фейерверки, каскады огней. С помощью них разыгрывались сцены, путем последовательного сжигания фигур на каркасе.

Маскарад

1722 года. Корабли на колесах. Устроитель Петр 1.

Маскарады могли принимать сатирическое направление. «Торжествующая Минерва» 1763 год, осмеяние пороков человеческих.

Домашние театры – барочный театр целиком, в уменьшенном виде, соразмерно вложенному капиталу.

Духовная жизнь приобретает элементы театральности. Появляются проповедники, которых можно «не только слушать, но и смотреть». Театральными представлениями бывали и религиозные диспуты.

Во многих пьесах возводилась окказиональная архитектура.

В пьесе любительского театра 18 века «Действие о короле Гишпанском» в 13 явлении воздвигаются триумфальные врата.

 

 

Билет 5. Театр в контексте социокультурной ситуации 1 четверти XIX века

 

Лотман называет эту новую эпоху эпохой "юности русской культуры". Марков утверждает, что 19 век - это расчет с 18-м веком, попытка строительства нового века русской культуры. Бердяев называет 19 век - веком самосознания, самопознания, напряженной культурной деятельности. Эпоха Великой Французской революции. ЗОЛОТОЙ ВЕК

Когда еще правил Павел I, пытаясь создать всеобщее равенство, превращает страну во всеобщее рабство, дисциплина пришла на место свободы. Постоянная борьба с инакомыслием. Ключевский называет время правления Павла "эпохой великого поста". Правление Александра I Ключевский называл Светлым Христовым Воскресением. Александр входит в русскую культуру как "ангел на троне", по словам Карамзина. Александр был одним из многих, одним из всех, в то время как Павел требовал поклонения себе. Павел был человеком очень театральным - следил за театром. Он часто менял роли, в нем проявляется "гигантомания", абсолютный Дон Кихот.

Главный лозунг Екатерины - лозунг Просвещения, в центре - либеральные ценности. В Павле сочетаются стилистические черты дисциплинирования, иерархии (любовь к военным парадам - классицистские традиции). Он был чудовищным сентименталистом, но притом он романтический герой (закомплексованность, растерзывающая и разрывающая). Александр - сложно стилистический персонаж, сложный психологический феномен. Знаковое лицо не только для России 19 века. Это та фигура, которая выражает целую эпоху европейской истории. 18 век - век свободных идей, разрешенных в крупную революцию, меланхолия. 19 век - эпоха реакций, разрешенных в торжество буржуазных идей, время надежд, эйфория. В конце 18 в. Рождается первое поколение русской интеллигенции.

Начало 19 века - полистилистическое время, в котором сосуществуют сентиментализм, классицизм и предромантизм.

Целый комплекс реформ Александр пытается ввести в 1-е годы своей власти, в которую входит его реформаторская деятельность. Нет пророка в своем отечестве: русская власть пугается крутизны своих реформ. Несовпадение сердечного ритма, пульса эпохи Александра I и общества (он плохо говорил по-русски, а культура – это в первую очередь язык).

Л.Я.Гинзбург писала, что 1 чет. 19 век – героическая эпоха. Ее итог в литературе – Чацкий, исторический итог – декабристское восстание. Россия – жандарм Европы, тайные общества, проекты конституций.

Юность предшествует зрелости. 2 четверть 19 века - эпоха "цветения", расцвета золотого века. Пушкин – главная ромашка.

Зеньковский говорит о 2 путях: европеизации и самостоятельном развитии. Флоровский: рус. культура задумывается о возможности рус. художественной школы. Поиск самобытных героев, эстетики. Поиск пути.

ТЕАТР

Появляется новая комедия - Шаховской, Крылов, Загоскин; новая сентиментальная трагедия - Озеров; сентиментальная драма. В репертуаре появляется Шекспир (в переводе читается как мелодрама, стал знаменем позднего сентиментализма и романтизма) и Шиллер. Коцебу - очень популярен в России (факт драматической массовой культуры).

Важна проблема зрителя и публики: зрительный зал демократизируется, меняется социальный состав. Культура распространяется, Просвещение становится модой. Зритель диктует свои потребности театру. "Театру очень сложно оторваться от поэзии прилавка" (Блок)

К театру возвращается игровая природа (развлекательности). Театр - не только урок, но и эстетическое зрелище. Зритель получает наслаждение.

Спектакль (синий учебник)

Театральный спектакль представлял собой самонастраивающуюся систему. Труппы, организованные по принципу амплуа, способны были разыгрывать любую сюжетную комбинацию.

Структура представления из разных жанров:

1.Одноактные водевили и комические оперы открывали театральный вечер.

2. Затем «серьезные» произведения (траг, драмы и зрелищные представления) или комедия.

3. Завершалось все сюжетно организованным дивертисментом, музыка, танцы, песни и тп.

Для сент.спектакля важен национальный колорит действия, картины природы, аккомпанирующие чувствам героев. Действие происходит в богатых и бедных горницах, избах, на деревенских улицах, в лесу или на фоне идиллического сельского пейзажа. Костюмы идеализированы, но согласуются с бытовой реальностью. В манере актерской игры превалировали эмоция и чувствительность.

Начало 19 века – кризис трагедийного спектакля. Обновление трагедии на русской сцене виделось в создании некоего синтетического жанра в «античном духе» с включением в действие хоров, зрелищных декораций в стиле «сценический ампир» (основатели стиля Оленин и Шаховской).

В декорационном оформлении новый репертуар потребовал разнообразия и детализации мест действия, согласованности обстановки с национальным и местным колоритом. Вырабатывается новый стиль. Превалирующее значение имеет кулисная система декораций с живописными задниками. Однако теперь декорация служит не просто оформлением, а становится местом действия, создает его атмосферу, подчеркивает динамическую выразительность.

В театре начала века можно было говорить и о сценографии, и о костюмах, и о пространстве и тд.

Театральный спектакль строится по законам переодевания, смены масок, подмены, обманки.

 

БИЛЕТ 6: Особенности сентиментальной драмы начала 19 века. «Лиза…» Федорова

Сентиментализм на рубеже веков

Изменение образа спектакля, эстетические тенденции времени требовали иных изобразительных средств. Сентиментальная драма обживала сценическое пространство, заселяла его современниками, заполняла его деталями действительности, стремясь создать бытовую, социально окрашенную среду. Пространство разомкнуто природно-естественное или конкретно-сословное. Сцена подобна живописному полотну, написанному с натуры. Спектакль – как смена картин.

Как в сказке – вдруг потерянное находится, погибшие оживают, бедные – становятся богатыми, крестьянки дворянками, враги – друзьями.

Объем создают внесценические персонажи, внесценическое время и место действия. Сюжетное время разомкнуто. Образ будущего на протяжении пьесы постоянно меняется, его очертания зыбки. Но к финалу будущее становится реальным, оно близко, ощутимо, и конечно, счастливо.

Новаторство сентиментальной драмы заключается в том, что экспонируются факты реальной биографии героев, события «повседневной жизни», повторяющиеся изо дня в день, из года в год. Лиза каждое утро приходит к Добросердовой (Ильин); каждый год крестьян рекрутируют, идет война, в деревнях девушки выходят замуж. Подобные факты – это знаки, создающие ощущение, что жизнь тянется уже давно.

Выделены сцены цены вторым ролям и статистам!

 

Письма – знак времени. «Переписка друзей.. это история сердца, чувствований и заблуждений. Роман в котором мы сами действующие лица». Особенно важной становится переписка с женщиной – она воспринимается как нежнейшая душа, глубоко чувствующая, говорящая сердцем, в сентиментальной драме – нравственная опора и стержень действия

В «Лизе...» Ильина Добросердова ведет три года переписку с Прямосердовым, и когда они встречаются, ведут беседу, как хорошо знакомые люди, хотя первый раз видят друг друга. Она и с сыном на протяжении 17и лет общается письмами, а потом, на следующий день после встречи говорит: «Знаю тебя лучше, чем сам знаешь».

 

Лидеры эпохи сентиментализма – А.Каратыгиноа, Е. Семенова, А. Яковлева.

 

Повышенная чувствительность, интенсивность переживаний, преувеличенная естественность, утрированный натурализм – вот игра актера раннего сентиментализма. Драма породила обилие штампов. Натуральность обернулась чрезмерной условностью и даже фальшью. Однако театр осознает это, когда появятся пародии Шаховского и Крылова.

 

Нравственный подвиг сентименталисты предлагают сделать нормой жизни: не догмой, а сознательным выбором, духовно-душевной потребностью.

Идея совершенной личности живет в образе обыкновенного обывателя, маленького человека, духовный предел которого устанавливается нормой повседневного поведения для всех. Гуманизм сентиментализма безграничен. Нужно полюбить «черненького».

Можно говорить о рождении нового героя, в котором внутренний человек примеряется с общественным. Стремление к восстановлению цельности расколотого «прогрессом» человека.

Век

Общество обращается к доктрине «Москва – Третий Рим».

 

На рубеже 19 века рождается первое поколение интеллигентов. Становится вопрос о возможности национальной художественной школы. Но несмотря на безусловный ход «окультуривания» и просвещения русского человека – в «низах» ситуация все же иная. «Великий французский разврат», пренебрежение к родной действительности, которое завершилось ненавистью или презрением к ней. Читали много, читали все, однако – без разбору. Книжки украшали ум, потрясали нервы, но не улучшали существующего порядка. Драматургия, поставленная на театре, сделала острые проблемы социума фактом, открытым для публичного обсуждения.

 

Ближе к действительности (не условные Испанские гранды, а Россия) Умершая от несправедливой ненависти родственников жены Матвея; проданный в рекруты Креинев; измученная тоской, унижением, готовая к самоубийству Лиза(Федоров). нищета и одиночество матери-крестьянки; зависимая от брата, состоятельного петергуржского чиновника, помещица Добросердова (Ильин).

Усложнение сюжетного ряда, мотивировок. Завязка внесценическая. Внесценические герои. Разработка линий героев. Много подробностей истории, времени, биографий, больше кол-во бытовых деталей.

Повышена степень подробности в драматургическом тексте. Здесь идут на службу и побеждают врагов, отдают в рекруты, проигрывают в карты состояние, неожиданно получают наследство, платят долги, теряют близких.

Меняется язык. Путь индивидуализации, конкретизации: маляры, судьи, ростовщики, старосты, крестьяне, дворяне, военные – говорят по-разному. В «Лизе…» Федорова Матвея выдает перед людьми его умение говорить и воспитание, которое он дал дочери.

Меньше поверхностных штампов охов и ахов.

Самосознание героя. Тема о достоинстве любого человека. Гармония естественного человека.

Народ барина вытащил.

Герои более активные и действующие.

Культ простого человека-труженика: в «Рекрутском наборе» эта тема достигает апофеоза (надо сказать, что там нет ни одного барина).

Образ Монарха. Государь и велик и близок. Спокойствие последнего поселянина и тихой воспитанницы природы для него так же дорого, как и спокойствие первого вельможи. И поэтому герои готовы идти к царю. Но в конце концов судьба их зависит от них самих.

Царь-батька хороший. А что живем плохо – чиновники виноваты.

Тема патриотизма. Федоров пишет русский с большой буквы: русских нельзя победить, они дерутся за веру, отечество и доброго царя. Именно в сентиментализме вызревает идеология православия, самодержавия, народности.

Тема православия. «Ты с богом порвала». Для русской сентиментальной драмы ясно, что спасение от отчаяния, хаоса в стойкости и молитве.

.

 

«Лиза или Следствие гордости и обольщения» Федоров

 

Это драма раскаянья и прощения.

в начале пьесы лиза находится в экстатическом состоянии (черты барокоо, но природа этих черт другая, бытовая!)

в пьесе 2 сюжета:

1 – любовь. (лиза и следствие обольщения) Эраст слабый, трусит, предает, собирается жениться ради денег, обманывает Добросердову и ее отца. Слуга (как и у Лукина в «МОТЕ…») аидит истинные вещи, наставляет, бедный более зрячий (утопия-решение: иди к царю, царь добрый-хороший)

2 – сословное неравенство (следствие гордости): неравный брак матвея с матерью лизы, лизы с эрастом. но на самом деле все настоящие люди равны, т.е. нет разделений.

 

В «лизе» ильина реальных, жизненных драматических признаков больше: бедная помещица добросердова, родители- крестьяне потеряли единственного сына(забрали в армию), другой потерял дочь и жену в кораблекрушении. У федорова лиза более эмоциональная, живая, экзальтированная, самостоятельна, т.е. сама принимает решения, а у ильина – книжная, зависимая от случая, обстоятельств.

Об отличии «Лиз»

(этого нет в вопросе билета, но НС спрашивала об этом на лекциях, поэтому может спросить и на экзамене + это было сделано в билетах, поэтому я решила оставить, хотя бы для отдельного ознакомления, вдруг понадобится, тем более не так много)

говорить трудно потому что кроме того, что это обе сентиментальные драмы, там есть Добросердовы благородных кровей и Лизы крестьянки, которые в конце тоже становятся благородными путем «приобретения», узнавания отцов, - больше ничего общего нет.

Добросердова у Ильина бедная помещица, которую обеспечивает брат, у которой сын служит уже 17 лет, которая истинно заботится о благе крестьян. Она даже вывела обычай выдавать замуж девушку, как вещь отца.

У Ильина препятствие счастью в материальной зависимости Влюбленного Лиодора от дяди и сословное неравенство. У Федорова герои дважды нарушают это неравенство. У них препятствие для Эраста – мягкотелость – невозможность жить бедно. И гордость Матвея.

«Лиза» Ильина более закручена. Мы лишь к концу пьесы узнаем, кто кем кому является, и, то для этого герои совершенно не естественным (для жизни) образом собираются все в одной избе.

У Ильина происходят узнавания не в лицо (слишком долго герои не виделись) а по сопоставлению историй. У Федорова Гордов и Матвей узнают друг друга, как нормальные люди, просто встретившись. Причем в обоих случаях случайность занимает главенствующее место. Такой яркой, как у ильина, у федорова нет темы отношения помещика и крестьянина. У федорова только катя крестьянка, остальные, по сути, свободные, да это и не есть главенствующая проблема у него. У ильина же добросердова своих крестьян сама воспитывает, дает им свободу жениться-родиться, не угнетает их и тд.

Для сентиментальной драмы не важно почему герои влюбляются или хотят быть вместе. У Федорова конфликт ярче – честь – она уже ему поверила, отдалась и теперь боится, что он не женится. Если у Федорова больше говорят о чести (позиция Я), то у Ильина – о долге (Вы).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.032 с.)