Общая характеристика драматургии Озерова



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика драматургии Озерова



 

Озеров окончил Шляхетский корпус. Учился у Княжнина, это найдет свое отражение в дальнейшем. Чувствительность, сентиментальный лиризм – вот с чем вошел в литературу один из последних «рыцарей» шляхетского корпуса Владимир Озеров.

Первая пьеса «Ярополк и Олег» в 1798 году была поставлена и замечена, но не дала ничего русскому театру.

Озеров был вхож в дом к Державину, был его поклонником, но Державин не мог принять сентиментальные трагедии.

Озеров не классицист. Находился под влиянием Карамзина, сентименталист, предромантик, лирик. Озеровский язык – язык вольных рифм, чувствительный – изменил трагический репертуар в театре. Но также принес в сентиментальную сказку драматизм мироощущения, иные краски: мотив одиночества, невоплощенной трагической любви, муки расставания, наслаждение страданием.

Озеров один из первых почувствовал все выше перечисленные мотивы – трагизм романтического мироощущения, отсюда пессимизм и отсюда Озеров-меланхолик.

Достигает кульминационной славы, которая длится всего несколько лет (3 – 4года), пьесы Эдип в Афинах (1804), Фингал (1805) и Дмитрий Донской (1807) – успех и славу принесли Озерову.

А вот последняя пьеса «Поликсена» 1809 не дала успеха, был провал. «Поликсена» - премьера провалилась. Все обвиняли Шаховского (затем и в смерти Озерова обвиняли его). Причина провала: расстояние, которое прошел Озеров от начала: пьесы «Эдипа» до «Поликсены» - большой путь, и он начал думать совершенно иначе.

 

Озеров совершает открытие – создает сентиментальную трагедию. Медведева писала, что «он слышал время, выразил портрет эпохи, но не совершил переворота». Это так, и не так.

Соединение сентиментального мышления с масштабом. Смотрит на факты культуры через призму сентиментальности. Озеровская трагедия – это роскошь зрелищности, которая рождается на почве сентиментальности.

Коллегами Озерова были Глинка и Дмитревский.

Озеров решает окончательно бросить службу и хлопочет о пенсии. Александр I в пенсии отказывает, и он, потрясенный, уезжает в имение. Эти неудачи в карьере чиновничьей, меланхолии и депрессии после премьеры «Поликсены» ломают его. Паралич. Отец забирает его к себе.

 

«Ярополк и Олег»

имеет прямую связь с драматургией Княжнина, являясь разработкой сюжета, близкого трагедии «Владимир и Ярополк». По традиционно классической трактовке исторической темы и героев, у Озерова есть некоторая склонность к историческому колориту и подробностям (от «Ярополка» до «Донского»). И у Озерова и его предшественников историческая ситуация изменена, и пьесы кончаются характерным для русской трагедии торжеством народного героя. Озеров сохранил любовную тему летописного рассказа, но изменил соотношение. В Ярополке Озерова привлекала совершенно определенная черта, в основном обрисованная летописью. Черта эта – слабоволие киевского правителя. Это попытка намекнуть на гнет павловского царствования, на возможность добрых начал. Литературный круг, где тусил Озеров в 90-х годах 18 века был отчасти предначертан родственными и служебными связями. Произведения этого периода показывают, что Озеров в своем раннем творчестве объединил направление антиподов поэтического слова. Он пишет оды в стиле Державина, но двигается явно в русле Карамзина.

 

ЭДИП В АФИНАХ

Тяготеет к драме. Посвящена Державину. В 90-х годах в доме Державина Озеров познакомился с Олениным, который был художником театра. Шаховской буквально был одержим трагедией Озерова, которую считал величайшим открытием, новой эпохи на русской сцене. Спектакль превзошел ожидания. Героическая увертюра Козловского – торжественная и мелодичная. Лирической теме любви Антигоны к отцу подчинена вся пьеса. Озеров исходил из первенствующей в пьесе роли Антигоны, стремясь довести ее высокие чувства до кульминации самопожертвования.

Эдип был воплощением человека, верующего, что зло будет наказано, и добродетель восторжествует. Озеров превращает Эдипа в обыкновенного лирического частного человека. Отсюда много простоты и естественности, мало героического пафоса.

Морально-политическая подоплека трагедии требовала носителя морально-политического зла. Это был Креон. Креон в трагедии Озерова является олицетворением лукавого политика, интригана, действующего во имя неизменного честолюбия. Ему противопоставлен Тезей – воплощенная справедливость, идеал политического деятеля. Противопоставление «справедливого» владыки тирану – основная идея всего первого акта. Естественно публика догадывалась, что речь идет о Павле I и Александре I. Совершенная пассивность, статичность главных ролей пьесы обратно пропорциональна эмоциональной нагрузке этих ролей, которая создала необычайный успех пьесы, вызывая у зрителя не только слезы, но и рыдания. Не поступки двигают действие, а движение чувств. После «Эдипа» Озеров стал не только первым драматургом, но одним из самых любимых и модных поэтов. Эдип античный, истинно трагический герой. Постановка «Царя Эдипа» привлекла Шаховского. Он ставил ее на свои деньги, так у театра не было средств. Успех был ошеломительным.

 

«ФИНГАЛ»

Трагедия в трех действиях с хорами и пантомимными балетами. Фингал - Яковлев, Моина – Семенова, Старн – Шушерин. В стиле помпезной романтики задумана была постановка «Фингала», осуществленная Олениным и Шаховским. Трагедия, вопреки классической традиции состояла только из трех действий с разными для каждого из них декорациями. Именно в поэме «Фингал» чувствительность сильно возросла. Личность героя расслаблена, раздвоена. Только явное предательство Старна возвращает Фингалу силы героя, а Моине великодушие и смелость. Моина борется между долгом и любовью, как положено героине классической трагедии. Но Фингал внутренне противоречив. Озеров сделал из него мыслителя в духе материалистической философии 18в. У Озерова – ученика Княжнина - тенденция к философским и политическим темам, и в то же время есть внутренняя неувязка этих тем с чувствительной основой его трагедий. «Фингал» как бы открыл путь позднейшим романтическим спектаклям: это история слишком частная, история одиночек.

Монологи Моины и Фингала представляют собою своеобразный элегический цикл, кульминация которого находится в любовной сцене.

Недвусмысленные намеки на политическую ситуацию, возникшую вокруг союзника России – Пруссии. Где столкнулись интересы многих европейских монархов, и где российскому императору была уготована «романтическая» жертвенная роль «благородного рыцаря», между тем поставившая его собственную страну на грань бесславной войны. Поражение русской армии под Аустерлицем, последовавшее вскоре, лишь подтвердило драматичность возникшей ситуации.

 

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

1806 г. Была поставлена в 1807. Озеров не придавал серьезного значения точности изображаемых событий. «Дмитрий Донской» был задуман как трагедия политическая. Аналогии в ней даны открыто. И они не вызвали сомнений у зрителя. Все увидели в Дмитрии Александра I, а Александр не хотел видеть себя в ДД, т.к. Александр пошел на договор с неприятелем. Что касается увлекательного романа Дмитрия с Ксенией, то здесь не было аналогий, отступление от исторической истины в пользу лирической, любовной темы - характерно для элегического направления Озерова. «Унизил героя, чтобы возвысить любовника» - как сказал Вяземский. В трагедии нашли свое выражение не только темы надвигающейся войны, но и не менее злободневные вопросы внутренней политики. Трагедия «Дмитрий Донской» была поставлена и напечатана в период между Патриотическим манифестом и первой победой русских войск.

 

ПОЛИКСЕНА

1809. Сам по себе миф о троянке Поликсене, принесенной в жертву тени убитого Ахиллеса, ее возлюбленного, был достаточно привлекателен для сентименталиста. Озеров наделил свою Поликсену свойствами романтической, балладной Леноры Бюргера. Поликсену обуревает некое безумие, любовь, страсть к мертвецу, который призывает ее. Мерзляков пишет, что Поликсена одна занимает внимание зрителей.

«Поликсена» - гибель Трои, безысходная судьба троянок. Мир бесправно побежденных. Поликсена чтобы сохранить жизнь троянкам, героически идет на смерть. Однако сентименталист говорит – что человек может жить, если кто-то принесет себя в жертву. Трагическая картина разорвана с трагической логикой неизбежности. Мир бойни, ужасов, в котором Озеров первый воссоздал современную историю. Он создает образ не античной жизни, а наполеоновской войны. Озеров становится в своем мироощущении более пессимистичным. Чувствуя мучительное разочарование в идеалах просвещения, он не видит спасения в общественных нравах. Он верит, что всем людям от рождения даруется доброта. У него не осталось почвы для гармонического ощущения мира. Увидев мир жестоким и несентиментальным, у Озерова нет опоры, ему нечего противопоставить. «Поликсена» становится истинной трагедией - нет надежд и иллюзий. Он проходит творческий путь от трагедии личной любви к осознанию трагедии мироздания. Единственная подлинная трагедия («Поликсена»), в которой он вырастает в эпоху романтизма, пьеса опередила свою публика – она не готова была еще видеть реальность. Публика продолжает все еще лить слезы. Она не готова видеть, что ее ждет впереди.

 

Заслуга Озерова состоит в том, что он сумел преодолеть тяжеловесность и неуклюжесть ложно-классического слога 18-го века и позволил актерам свободно отдаваться эмоциям и страстям изображаемых ими героев. Под влиянием сентименталистких тенденций, он сделал классицистского героя человечней, попытался спустить его с катурн и сделать ближе к зрителям, что безусловно вело к тому, что герои его трагедий отчасти лишились того трагического масштаба, к которому стремились классицисты. Вместе с тем, Озеров подхватил и переосмыслил на новом этапе поэтику аллюзионных ходов русской политической трагедии. Пик его популярности совпал с патриотическим подъемом и определялся обостренным политическим сознанием его современников.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.011 с.)