Функции современного государства : понятие, классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции современного государства : понятие, классификация.



В философском, общесоциологическом: Функция – 1) внешнее проявление свойств. 2) совокупность обычных специфических действий отдельных лиц, обусловленных природой, их необходимости выживания. 3) наличие специфических обязанностей.

С позиции с/с анализа: функция – эталон, образец, описание какой- либо деятельности, для осуществление которой требуется с/с для достижения поставленных целей.

Функции гос-ва рассматриваются в качестве основных направлений его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи гос-ва по управлению общества присущих ему формах и методами.

Признаки (черты) функции гос-ва:

1) Отражают деятельность, которая необходима для осуществления поставленных перед ним задач.

2) Объективно задан целями и задачами гос-ва.

3) Может в реальной деятельности отклоняться от своих функций.

4) Функции отражают сущность гос-ва.

5) Функции подвержены к изменению.

6) Осуществляется в спец правовых формах, спец методами.

Факторы: - тип гос-ва.- сущность и назначение гос-ва.- особенности стоящих функций перед гос-ом цели и задачи. - антропогенный (демография)

Классификация функции гос-ва:

1. В зависимости от соц значимости: классовые (господствующие); общесоциальные (интересы всего общества).

Классовые функции:

Рабовл. гос-во: а) создание и поддержание оптимальных условий эксплуатации рабов. Б) охрана частной собственности. В) подавление, сопротивление рабов. Г) идеологического оправдания, господство рабовладельцев. Д) завоевание, порабощение, ограбление др. народов. Е) оборона страны от внешних противников. Ж) поддержание, установление с др. гос-ми дипломатических и торговых связей.

Феод. гос-ва: 1) удержание крепостных крестьян в полной зависимости и подчинение. 2) закрепление и охрана феодальной собственности на землю. 3) идеологической обработки и духовного подавления трудящихся масс. 4) организации и консолидации (объединение) класса феодал. 5) захват и ограбление чужих территорий. 6) установление и поддержание господства на захваченных территориях. 7) защита от внешних нападений. 8) установление дипломатических и торговых отношений с др гос-ми.

Буржуазное гос-во: 1) поддержание госп-ва буржуазии. 2) сглаживание внутриклассовых противоречий. 3) определения общестратегических целей и перспектив классов буржуазии. 4) укрепление и совершенствование экономической, политической и идеологической основы власти буржуазии. 5) захват и колонизация чужих земель. 6) создание рынков сбыта, обеспечение возможности для экспансии капитала (вывоза). 7) оборона своей территории, установление, поддерживание торговых, экономических, дипломатических отношений. 8) стремление к глобальному господству.

Социалистическое государство: 1)защита, завоевание революций.2) обеспечение интересов пролетариата, подавление эксплуататорских классов.3) уничтожение государственного буржуазного аппарата, формирование нового соц-ого.4) защита социальной государственной собственности. 5) государственное регулирование экономики.6) реализация социальных программ.

Общесоциальные классы: 1)экономическая, включая функцию налогообложения.2) социальная.3) поддерживание правопорядка.4) охрана природной и окр среды. 5) борьба с международным терроризмом. 6) решение демографических проблем, освоение мирового океана, космоса. 7) сотрудничества между государствами.

2. В зависимости от времени осуществления подразделяются на:

1) Постоянные – осуществляемы на всех этапах развития.

2) Временные – прекращают свое действие с решением задач, н., стихийные действия.

3. В зависимости от форм реализации, выделяют 3 вида:

 Правотворческие (законодательные, управленческие, судебные).

 Правоприменительные.

 Правоохранительные (юрид. защита, установление порядка).

4. В зависимости от масштаба: - функции, осуществляемые на территории всего гос-ва. - функции, осуществляемые на части гос-ва. - локальная – мелкая территория.

5. В зависимости от степени важности:

1) Основные (главные) функции – важные направления деятельности по осуществлению задач.

2) неосновные (негативные) – в более узкой сфере общественной жизни.

6. В зависимости от направленности:

- внутренние (внутренняя политика).

- внешние (осущ в сфере внешней политики).

Внутренние функции классифицируются в зависимости от сфер деятельности:

 Экономическая; Политическая. Социальная. Духовно – культурная

 Установления и охраны правопорядка. Охрана прав и свобод гражданина

 Оказание социальных услуг

 Природоохранная. Идеологическая

Формы осуществления гос-ва.

1. В зависимости от видов государственных органов, осуществляющих те или иные функции, выделяют формы: - законодательная - исполнительная (управленческая)- судебная - контрольно – надзорная.

2. В зависимости от видов деятельности однородны по своим внешним признакам:

 Правовые (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность).

 Неправовые (организационные): организ – регламентирующая; организац-но – хозяйственная; организационно – идеологическая деятельность).

Методы осуществления функции гос-ва: Принуждение. Убеждение. Стимулирование. Рекомендации. Воспитание. Побуждение.

Правонарушение: понятие, признаки и виды.

Правонарушение – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, которое причиняет вред обществу, государству или отдельным лицам.

Признаки правонарушения:

1) совершение деяния, либо в форме действия (активная форма), либо бездействия (пассивная форма); 2) наличие вины, которая выражает отношение субъекта к совершенному им деянию и возможным в связи с этим последствиям; 3) противоправность – юридическое выражение общественной опасности деяния, которое отражает оценку со стороны государства, определяет содержание, виды и границы противоправного поведения; 4) общественная опасность– признак, который отражает оценку деяния со стороны общества, так как такое деяние покушается на наиболее значимые общественные интересы; 5) причинение вреда интересам общества, государства или личности. Вред может быть моральным, материальным, восстановимым, невосстановимым и т. д.; 6) наличие причинной связи между деянием и вредом; 7) наступление юридической ответственности, которая предусматривается и устанавливается в нормативных правовых актах.

Не являются правонарушениями противоправные деяния, в которых вред причиняется вследствие: 1) необходимой обороны; 2) крайней необходимости; 3) задержания лица, совершившего преступление; 4) физического или психического принуждения; 5) обоснованного риска; 6) исполнения приказа или распоряжения.

Причины совершения правонарушений – социальное и экономическое неравенство, негативное влияние, конфликты, особенности в личности правонарушителя и т. д.

Виды правонарушений:

1) в зависимости от сферы общественной жизни (экономические, политические и др.):

2) в зависимости от характера цели правонарушителя: а) с заранее поставленной целью;

б) с неопределенной либо внезапно возникшей целью;

3) в зависимости от степени общественной опасности:

а) преступления, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения и влекущие применение мер уголовного наказания;

б) проступки, которые подразделяются на:

– гражданские, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;

– административные, посягающие на общественные отношения в сфере административного права и влекущие наложение административной ответственности;

– дисциплинарные, нарушающие правила внутреннего трудового распорядка, служебные обязанности и т. д.; – процессуальные, нарушающие установленные законом процедуры осуществления правосудия.

 

 

Правовая система.

Правовая система – комплекс явлений, так или иначе связанных с правом. Она включает в себя понимание права, структуру правовых норм, структуру системы права, источники права, правовые и государственные институты, призванные создавать и реализовывать право, а также юридическую практику и юридический процесс.

Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.

Понятие «правовая система» относится к разряду предельно широких юридических понятий (категорий). И в этом плане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного права, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные связи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.

Элементы правовой системы (состав):

- право и выражающее его законодательство; правовые нормы; правовые отношения; системы права; источники права; правовые и государственные институты; юридическая практика; юридический процесс. явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика), и другие элементы.

Структура правовой системы: это целесообразные связи между элементами, которые проявляют себя через взаимодействие элементов.

Виды правовых систем:

1. романо-германская правовая семья. Действует в ряде стран континентальной Европы и Латинской Америки. В основе – древнеримское цивильное право в результате рецепции. Основные черты:

- основной источник права – нормативный акт;

- из всех нормативных актов первостепенное значение имеет закон;

- большая доля кодифицированных НПА;

- судебная практика и правовая доктрина – только вспомогательные источники права;

- велика роль нормативных договоров, правовых обычаев и принципов права;

- правовые системы подразделяются на частное и публичное право, на материальное и процессуальное право, на отдельные отрасли права;

- наличие специализированных судов (арбитражных, административных, ювенальных и т.д.)

Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемое источником права. В настоящее время нормами обычного права регулируются некоторые земельные, семейно-брачные и наследственные отношения в ряде государств Латинской Америки и Африки. В правовых системах романно-германского типа (в том числе Украины и Молдовы) признаются «обычаи делового оборота», сфера применения которых в основном ограничена внешнеторговыми сделками.

2. англо-американская правовая семья. Действует в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, частично – в Индии. В основе – система судебного прецедента, при которой правотворчество осуществляют суды. Основные черты: основной источник права – прецедент, дополнительный – нормативные акты; судебный прецедент является динамичным; отсутствие специализированных судов; нормы права не имеют стойко изложения; нет деления на отрасли, на частное и публичное право, на материальное и процессуальное право. Правовой прецедент – решение административного или судебного органа по конкретному делу, ставшее впоследствии эталоном (образцом) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Правовой прецедент доминирует и является основной формой права в странах англосаксонской правовой семьи (Англия, Австралия, США и др.)

3. семья социалистического права. Действует в социалистических государствах. Схожа с романо-германской правовой семьей, но в основе – классовая теория и доктрина позитивизма. Основные черты: понимание права в качестве классового регулятора и выразителя воли трудящегося;

- в праве находят свое выражение идеологические ценности (само право вторично по сравнению с идеологией); закон не имеет такого авторитета как в романо-германской правовой системе; приоритетная защита гос.собственности и интересов государства;

- отсутствие деления на частое и публичное право (все отрасли – публичные);

- отсутствие механизма признания и защиты естественных прав человека;

- все права человека объявлялись производными от прав государства;

- господства принципа социальной законности; отрицание целей правового государства.

4. семья религиозного права. Основные источники: Коран, Сунна, Кияс, Иджма. Тесно связана с религиозной доктриной ислама, основным источником явл священные тексты и результаты их толкования.

- индусское право (право общин) – призвано закрепить кастовые различия, применяется в основном в семейно-бытовых отношениях; иудейское право – применяется в рамках бытовых и семейных отношений; мусульманское право.

5. семья традиционного (обычного) права стран Африки и Океании. Основные черты: неписанное право; архаичное, примитивное по своему содержанию право; основной источник – обычай, ритуал, миф; формы обеспечительной деятельности – поведенческая привычка; основной способ регулирования – запрет (табу); право носит нарядный, красочный характер и передается в форме устных традиций.

 

Церковь и государство.

Государство - организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая население страны на основе гражданства или подданства, характеризующаяся наличием специального аппарата управления (органов власти и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждение, издающая и обеспечивающая реализацию общеобязательных правовых норм.

Церковь - общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии.

Политическая система большинства обществ формально исключает церковь из своего состава. Таким образом, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституциями, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимодействии реализуется принцип свободной совести, вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии.

Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.

Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.

Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой. К РФ ст.14 - Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Закон “О свободе вероисповедования” реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.

 

 

Унитарное государство.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. Унитаризм – гос устройство, характеризующееся централизованным руководством административно – территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) гос-ых образований, не обладающих суверенными правами. (Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Греция). Признаки унитарного государства:

• Единая конституция.

• Единая система высших органов государственной власти (глава, судебная система, парламент, правительство). Один центр властных полномочий

• Единое гражданство, единая система сборов налогов.

• Единая правовая система.

• Единая территория, которая делится на административно-территориальные единицы.

Классификация унитарных государств:

1. Централизованные (характерен прямой контроль центра за регионами, во главе местных органов государственной власти стоят чиновники, назначаемые из центра, которым подчинены органы местного самоуправления, например, Финляндия).

2. Децентрализованные (характерен косвенный контроль центра за регионами, Турция, Япония) – центральные органы власти имеют ограниченные права вмешательства в решении местных проблем; местные органы, избираемые население, обладают значительным объемом автономии:

a. С политической автономией – характерно наличие самостоятельных представительных органов и собственного законодательства

b. С административной автономией – характерно использование национального языка в учебных заведениях, судах, СМИ, у таких субъектов имеются некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов на территории автономии.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многона­циональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными - Япония, Египет и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.04 с.)