Юридические коллизии: понятие и пути решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические коллизии: понятие и пути решения.



Юр. коллизия – это противоречия, кт возникают в процессе правоприменит. деят-ти м/у НПА, регулирующими одно или несколько смежных обществ. отношений.

Причины возникновения:

1) собственно правовые коллизии, возникающие “внутри” права, - низкое качество законов, противоречия между актами и др.

2) причины, привносимые из др. сфер (полит. борьба, кризис власти, противоречия в экономике и др.).

 

Виды юр.коллизий:

1) м/у нормами права (коллизия правовых норм);

2) м/у НПА;

3) м/у целыми НПА или отд. нормами права;

4) м/у актами применения права;

5) м/у актами толкования;

6) м/у национ. и междунар. правом.

Коллизия правовых норм – различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одно и то же фактическое отношение.

Причины коллизии правовых норм:

1) ошибки правотворческих органов;

2) несвоевременное обновление законод-ва;

3) небрежность в нормотворческой работе, когда, например, принимаются новые юр. нормы, а прежние, посвященные этому же вопросу, не отменяются и не изменяются. Возникает в момент издания противоречивых норм, но проявляет она себя реально при их действии, применении.

Виды коллизий правовых норм:

1) коллизии м/у нормами одной юр. силы (противоречия м/у нормами республиканских кодексов, м/у нормами одного и того же кодекса и т.д.);

2) иерархические - коллизии м/у нормами разл. юр. силы (м/у Основами законод-ва и кодексами);

3) темпоральные (временные) - коллизии м/у нормами, изданными в разное время. Приоритет более поздних норм;

4) пространственные – обусловлены территориальным аспектом действия норм, коллизии м/у нормами, изданными на разной территории (м/у нормами РФ и нормами субъектов РФ);

5) содержательные – коллизии м/у общими и спец. нормами, приоритет спец. норм.

Виды коллизий м/у НПА:

1) м/у законами и подзаконными актами (приоритет – закон);

2) м/у федерал. НПА и НПА субъектов РФ;

3) м/у НПА равной юрид. силы, принятых в разное время;

4) м/у общим НПА и специальным.

 

Идеальным способом устранения и преодоления коллизий в праве является их снятие – отмена одной или нескольких конфликтующих норм или изменение, уточнение вопросов, регулируемых коллизионными нормами. Это делается в процессе правотворчества, а в правоприменительной деятельности наиболее распространенным способом преодоления коллизий в праве являются коллизионные нормы и положения, выработанные правоприменительной практикой.

Средства преодоления:

а) Принятие нового или замена, или отмена ранее действовавшего НПА (долго);

б) Судебный порядок рассмотрения спора;

в) Планомерное, системно-упорядоченное развитие законод-ва, гармонизация юрид. норм;

г) Временные или специальные режимы;

д) Согласительно-примирительные процедуры (переговорный процесс);

е) Разработка и применение коллизионных норм и принципов;

ж) Международные процедуры (в коллизиях международного и национального права).

 

Механизм государства.

Механизм гос- ва представляет собой целостную иерархическую с/с гос органов и организаций (институты), с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции.

1) Взаимосвязанных между собой

2) объединенных общими принципами деятельности.

3) Осуществляющую гос власть, решающих его задач.

Основными признаками механизма государства являются:

• механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

• механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

• органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

• каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом;

• для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.

Соотношение понятий механизм гос-ва и гос аппарат:

1. Под гос аппаратом понимают с/с гос органов, осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

2. с/с гос органов в их статичном состоянии.

3. Отождествляется с механизмом гос-ва.

Основными принципами механизма государства являются:

Принцип разделения властей (зак, испол, судебной), которое формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц, т.е. самостоятельное функционирование каждой ветви власти в целях исключения произвола в их деятельности;

Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата - информирование населения о деятельности государственных органов. Так, право граждан путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства;

Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями соц-экономических, полит и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл основной профессией.

o принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан гос-ва, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

o принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства, в их взаимоотношении с населением и между собой, также с различными общественными движениями и организациями. Строгое и неукоснительное соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативно-правовых актов всеми органами государства.

Структура механизма гос-ва. (широкое понимание). Элементы:

Гос органы; Гос организации; Гос учреждения; Гос предприятия; Гос служба; Материальные и финансовые средства.

Гос органы – это такие подразделения, которые обладают гос-но – властными полномочиями и связаны с принудительной силой; с возможностью принятия общеобязательных решений.

Гос организации – подразделения, которые призваны осущ-ть охранительную деятельность данного гос-ва. (Вооружённые Силы, Внутр войска, служба безопасности, милиция, пенитенциальные).

Гос учреждения – элементы, структурные подразделения не обладающие властными полномочиями, но тем не менее осущ-щие непосредственную практическую деятельность по выполнению функции гос-ва.

Гос предприятия – подразделения, не обладающие власт полномочиями, но осуществляющие хозяйственную деятельность.

Гос служба – представляет собой профессионально – служебную деятельность по обеспечению, исполнению самого гос-ва, гос органов и лиц, замещающих гос должности.

Конфедерация.

Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Признаки конфедерации

1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2. Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

Особенности:

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Государства-конфедерации:

- Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.

- Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

- В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

- Конфедерацией на данный момент является Союзное государство — Союз России и Белоруссии.

Наиболее известные исторические конфедерации — это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.

В основе конфедерации обычно лежит международно-правовой договор или соглашение о согласовани и и совместном осуществлении определенных ограниченных целей, функций и задач. Решения органов конфедерации получают силу на территории ее субъектов лишь после их ратификации соответствующими органами субъектов, которые к тому же обладают правом их нулификации, т.е. отклонения. Органы конфедерации часто состоят из представителей ее субъектов. Субъекты конфедерации обладают правом выхода из нее.

Исторические факты подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. Это связано с тем, что у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.024 с.)