Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное государство: понятие, виды, функции.

Поиск

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран (Франция, Германия, Италия). Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7).

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально-экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.

Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:

— как индивиду, который отличается от других физическими и психическими качествами, т.е. имеет индивидуальность;

— как члену социального организма, каким является гражданское общество, т.е. индивиду, который входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;

— как гражданину, который является подданным государства.

Функции социального государства:

1) Поддержка социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей);

2) Достаточное финансирование, направленное на развитие системы здравоохранения, образования, транспорта, строительства;

3) Предоставление гражданам права на труд, охрана труда;

4) Функция сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, специальные социальные программы и т.д.;

5) Борьба с безработицей – обеспечение трудом населения, выплата пособий по безработице, переквалификация, бесплатное обучение новым профессиям;

6) Поддержка материнства и т.п.

48. Понятие правотворчество и его виды.

Правотворчество – это деятельность государства, направленная на издание, изменение или отмену правовых норм или решений.

Цели правотворчества: Основная - совершенствование современного законодательства; Вспомогательная – изменение или отмена норм права.

Правотворчество характеризуется тем, что:

- оно представляет собой активную, творческую государственную деятельность;

- основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.

Принципы правотворчества:

а) научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов, важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.) кроме того указанный принцип включает в себя прогнозирование последствий реализаци того или иного акта;

б) профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.);

в) законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

г) демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

д) гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации);

е) оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Виды: в литературе выделяют непосредственное (правотворчество народа на референдуме, органы государства, наделенные специальной компетенцией) и опосредованное правотворчество.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды субъектов, как:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

- правотворчество государственных органов (парламента, правительства);

- правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

- правотворчество органов местного самоуправления;

- локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации);

- правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1)Законотворчество – правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2)Делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию оперативного решения для определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3)Подзаконное правотворчество – здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Это могут быть подзаконные акты, нормативные договоры и иные формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.009 с.)