Законность, справедливость и целесообразность как критерии юридической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законность, справедливость и целесообразность как критерии юридической деятельности.



Законность - общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний прав. норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.

Критерии законности:

1. Единство законности. При всем многообразии действующих законов и иных НПА, при всех местных особенностях законность д/б единой для всей страны. Понимание и применение законов д/б одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе своей законности, отличной от общегосударственной.

2. Всеобщность законности. Характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не м/б избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. Все субъекты права должны нести юр. ответственность в случае нарушения закона.

3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности д/б то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач соц. прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.

Принципы законности:

1. Верховенство закона. Проявляется в соответствии подзаконных актов законам. В случае противоречия подзаконного акта закону применению подлежит закон. Верховенство закона – неотъемлемый признак суверенитета государства.

2. Равенство граждан перед законом. Принцип проявляется в равенстве общего правового статуса. Каждый гражданин государства имеет равные от рождения права и обязанности. Реализуя общий правовой статус в зависимости от своих возможностей и многообразных жизненных ситуаций, он приобретает конкретный статус, характеризующий его фактическое правовое положение в обществе. Равные исходные права и обязанности – условие и стимул для раскрытия творческих возможностей человека.

3. Единство законности на территории суверенного государства. Выражается в единообразном понимании и применении законов и подзаконных актов на всей территории их действия. Нормативные акты суверенной республики единообразно должны применяться на ее территории.

4. Ответственность граждан, всех без исключения должностных лиц за нарушение юридических норм. Все лица, независимо от каких-либо обстоятельств (служебного положения, национальной, религиозной принадлежности и т.д.), должны в равной мере предстать перед законом, неся ответственность в зависимости от тяжести и характера правонарушения. Это обстоятельство, наряду с неотвратимостью наказания, способно значительно стабилизировать общественные отношения, защищать права и свободы граждан.

Гарантии законности – средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности.

Без надежных гарантий нет ни права, ни законности, ни правопорядка. Гарантии законности весьма разнообразны по своему характеру. Ими должны быть:

- преобразованные производственные отношения, способные обеспечить реальность провозглашенных прав и свобод (экономические гарантии);

- власть народа, причем речь идет только о подлинном народовластии (политические гарантии);

- высокая сознательность и правовая культура граждан (духовные гарантии);

-предусмотренные законодательством предупредительные меры (отмена незаконных актов, залог имущества, меры пресечения, задержание, арест и др.);

- контроль и расследование, юридическая ответственность и связанное с ней наказание (юридические гарантии).

Улучшение работы правотворческих органов, повышение качества законов, их стабильность, создание и функционирование конституционных судов, несомненно, сделают более эффективными юридические гарантии законности.

Состав правонарушения.

Состав правонарушения – система типичных и наиболее важных признаков отдельных разновидностей правонарушений, которые необходимы и достаточны для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

Элементы юридического состава:

1) объект правонарушения – регулируемые и охраняемые государством общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние и которым причинен вред.

Виды объектов правонарушения:

а) общий – общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом; б) родовой – группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель; в) непосредственный – конкретные права и интересы субъектов права, государственный строй, предметы материального мира, на которые осуществляется посягательство, и др.;

2) объективная сторона правонарушения – внешняя сторона противоправного деяния, которая включает в себя:

а) действие либо бездействие, указывающее на способ совершения правонарушения; б) вред, который причиняется деянием; в) причинно–следственную связь, которая существует между противоправным деянием и наступившими последствиями, т. е. вредом; г) время, место, орудие совершения правонарушения– факультативные признаки;

3) субъект правонарушения – это лицо, совершившее правонарушение. Субъектом могут быть организация либо деликтоспособное (несет юрид отвктственность) и вменяемое лицо, достигшее предусмотренного законодательством возраста.

Специальный субъект – должностное лицо, военнослужащий, работник транспорта, медицинский работник.

4) субъективная сторона правонарушения – это внутреннее выражение правонарушения, которое характеризуется наличием вины, т. е. психического отношения лица к совершенному правонарушению.

Формы вины:

а) умысел:

– прямой, при котором лицо осознает общественно опасный характер деяния, предвидит общественно опасные последствия и желает их наступления; – косвенный, при котором лицо сознает общественно опасный характер деяния, предвидит общественно опасные последствия и не желает их наступления, но сознательное допускает;

б) неосторожность:

– легкомыслие, при котором лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; – небрежность, при которой лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий деяния, хотя при необходимости, внимательности, предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

 

Действие нормативных актов во времени.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.009 с.)