Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория правового государства.

Поиск

Теория правового государства является интегративной, т.е. объединяет в себе рад концепций в единое целое. Это концепции возникновения, становления и развития идеи подчинения государства праву: теория демократии, народного суверенитета, теория разделения властей, естественных прав граждан и иных, существовавших в истории правовых и политических доктрин, авторы которых пытались и пытаются отыскать лучшее справедливое по отношению к человеку государственное устройство. В развитие истории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины выделяют рад этапов: 1.Разработка отдельных положений теории правового государства, политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, средних веков (до XVI века). Эти идеи разрабатывались в работах таких мыслителей, как Сократ, Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский, Мартин Лютер и другие. 2. Обоснование процессуальных положений теории правового государства в новое время – в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными (XVI – XVIII века). Эти идеи разрабатывались в работах таких мыслителей, как Локк, Кант, Гегель и другие. 3. Становление теории правового государства как целостной философской и политико-правовой концепции. Понимание правового государства как особого состояния государственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственному праву первой половины XIX века в трудах Вилькера, Шталя и других. 4. Развитие теории правового государства во второй половине XIX века – в XX веке. В настоящее время правовая государственность – это неотъемлемая принадлежность Западного политического строя. Особую значимость доктрине правового государства придает ее закрепление на государственном уровне, то есть, в Конституция государств. В России до революции 1917 года теория государства и права разрабатывалась в трудах таких известных российских дореволюционных юристов, как Алексеев, Гессен, Новгородцев и других. В 20х-30х годах прошлого столетия в России она была отвергнута как буржуазная и активно критиковалась в советской научной и учебной юридический литературе вплоть до конца 80х годов. Официальный курс на построение правового государства в СССР был взят на 19ой партийной конференции КПСС в 1988 году.

5. Современный этап развития рассматриваемой концепции характеризуется закреплением принципов правового государства в конституционном законодательстве, а также, что характерно для отечественной науки, – осуждение проблем формирования и построения правового государства в России. Во-первых, ни одно из существующих ныне в мире государств нельзя назвать правовым по следующим причинам: нарушения прав человека неизбежны хотя бы из-за отклоняющегося поведения должностных лиц; не везде провозглашенные права можно надлежащим образом использовать по причине хотя бы бедственного экономического положения и т.д. Во-вторых, в принципе все государства с демократическим политическим режимом, в Конституциях которых закреплены основные положения правовой государственности, можно именовать правовыми. Возможен и промежуточный вариант, когда только некоторые государства с развитой экономикой и устойчивыми демократическими традициями (например, Германия, Швеция и т.д.) называют правовыми, а все остальными – как государства, стремящиеся к этому качеству.

Юридическая техника.

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Элементы:

Методы — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

Средства юридической техники — это материальные предметы, объекты, с которыми в процессе проведения юридической работы производятся манипуляции для достижения поставленной цели: -тексты законов, которые необходимо усовершенствовать, опубликовать, систематизировать; -журналы, газеты, где публикуются нормативные акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки; -карточки, вклейки, журналы, книги, тетради, разъемные листы, если речь идет о систематизации нормативных актов; -компьютеры, используемые в процессе написания судебного решения или других юридических документов; -фотоаппараты, применяемые для фиксации расположения предметов на месте происшествия и т.д.

Значение – приводит к четкости, логичности н.а., отсутствие противоречий. Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Классификация юридической техники:

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, которая предполагает при создании, оформлении и упорядочении юридических актов соблюдение следующих правил:

1) синтаксических – это такие правила, в которых исходной единицей текста является предложение, способное выразить законченную мысль;

2) стилистических – это правила, предполагающие наличие в тексте нормативного правового акта простого стиля, четких и кратких формулировок, устойчивых словосочетаний и уместного использования обязываний, дозволений, запретов;

3) лингвистических – это правила, которые предполагают, что язык и стиль в юридических актах не должны отличаться друг от друга, так как им присущи директивность и официальность стиля;

4) терминологических – это правила, предполагающие использование при изложении правовых предписаний общеупотребительных, специальных технических и специальных юридических терминов, которые должны быть ясными, общепризнанными, однозначными, устойчивыми, точными, обладающими адекватным выражением и ограниченной смысловой специализацией.

2. Техника документального оформления – структурная организация юридического текста и его оформление посредством официальных реквизитов в виде логически связанных абзацев, частей статьи, статей, параграфов, глав, разделов и частей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.006 с.)