Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовое регулирование является специфическим правовым воздействием, связанным с превращением правовой возможности, содерж-ся в правовых нормативах, в правовую действительность. Специфика правового регулирования проявляется в его обособленности как нормативной системы, рассчитанной на всеобщее признание и осуществления. Кроме того, правовое регулирование связано с возможностью использования системы юридических средств (правовых норм, правовых отношений, юридической ответственности и т. д.). Правовое регулирование представляет собой разделенный на стадии процесс. Выделяются (С. С. Алексеев) такие стадии правового регулирования: 1) стадия регламентации общественных отношений (издания правовой нормы и ее общего действия); 2) стадия наделения субъективными правами и юридическими обязанностями; 3) стадия обладания субъективными правами и юридическими обязанностями: 4) стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Зачастую возникает необходимость подключения в этот процесс факультативной стадии применения права, когда компетент.орган или должностное лицо издает властный индивидуальный правовой акт (правоприменительный акт). Правоприменительный акт либо предшествует возникновению правоотношения, либо обеспечивает реализацию субъективных прав и юридических обязанностей. Процесс правового регулирования связан с использованием при-юв (способов) правового регулирования, среди которых: 1) дозволения — состоящие в предоставлении субъективных прав на совершение определенных действий, 2) обязывания — заключающиеся в возложении обязанности совершать определенные действия; 3) запреты — выражены в обязанности воздержаться от совершения зап-щенных действий; 4) поощрения — определяются награждением объектов за определенные действия; 5) рекомендации — сводятся к предложению выбрать оптимальный вариант поведения. Типы правового регулирования: а) общедозволительный, который строится в соответствии с принципом "дозволено все, что не запрещенного". б) разрешительный, который строится в соответствии с принципом "запрещено все, кроме дозволенного". Отсюда следует, что лица могут совершать только такие действия, которые разрешены. Каждый из этих типов правового регулирования имеет свои сильные и слабые стороны: нельзя говорить, что один тип лучше, а другой хуже. Так общедозволительный тип открывает возможности для инициативы и активности, проявления индивидуальности. Во многом частное право как правовая общность существует, опираясь на общедозволительный тип правового регулирования. Разрешительный тип правового регулирования имеет ценностный смысл как четкое определение компетенции и направленности деятельности субъектов права в сфере властных отношений. Не случайно такая правовая общность как публичное право складывается на основе использования разрешительного типа правового регулирования.
Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы Повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе жизнедеятельности людей получает свое выражение в нормативности, которая развернута в виде различных социальных норм — права, морали, политики, религии, обычаев и традиций. Как и все другие социальные нормы, правовые нормы представляют собой модель отношений между людьми; они носят неперсонифицированный характер, т. е. рассчитаны на многократное применение и не имеют конкретного адресата; их исполнение обеспечивается определенными средствами воздействия; они существуют в языковом и текстовом выражении; их целевое назначение — разрешение конфликтов и регулирование поведения людей. Наряду с признаками сходства правовые нормы обладают признаками различия с социальными нормами, которые определяют их специфику: — во-первых, существуют особые способы выражения (фиксации) правовых норм: нормативно-правовые акты, юридические прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические доктрины; — во-вторых, это правила поведения общеобязательного характера (они обязательны для всех ее адресатов, независимо от их общественного положения и субъективного отношения к нормативу); — в-третьих, это правила поведения, обладающие формальной определенностью, которая получает свое выражение в точности и конкретности ее предписаний, использующих субъективные права и юридические обязанности; — в-четвертых, эти правила поведения носят властный характер. Здесь проявляется связь правовых нормативов с государственной властью, охрана их силой государства и возможность реализации на основе государственного принуждения; — в-пятых, это правила поведения, входящие в целостную систему, где каждая норма неразрывно связана с другими причинно-следственными, иерархическими и координационными связями. На основе этих признаков правовая норма определяется как установленное специфическим способом формально определенное правило поведения общеобязательного и властного характера, являющееся элементом целостной системы. Системная принадлежность правовой нормы связана с ее внут-Iенней организованностью, выраженной в понятии структура правовой нормы. Структура правовой нормы получила формулу своего выражения в речевых оборотах "если — то — иначе". Соответствующие этой формуле части нормы именуются: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза — это часть нормы, в которой предусмотрены жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникает определенное отношение. Диспозиция — это часть нормы, в которой устанавливается само отношение, порожденное гипотезой. Санкция — это часть нормы, в которой определяются меры ответственности, наступающие для тех субъектов, которые действуют вопреки диспозиции. Структура правовой нормы как бы схватывает закономерности отношений между лицами и конструирует их с помощью логических построений. Структурная характеристика правовой нормы позволяет отделить правовую норму от деклараций, дефиниций, идейных начал и др. положений, проникающих в нормативно-правовые акты. Таким образом, текстовое содержание нормативно-правового акта включает не только правовые нормы, но и другие правовые явления, имеющие значение для обеспечения правовой целостности документа (принципы, определения, презумпции, фикции и т. п.).
Классификация правовых норм При классификации правовых норм используются различные основания от отраслевой принадлежности нормы до ее адресатов. Между тем прежде всего следует определиться, все ли содержание нормативно-правового акта как текста заполнено правовыми нормами или же правовые нормы составляют лишь некоторую часть текста нормативно-правового акта. Как представляется, правовыми нормами можно считать лишь те изложенные в нормативно-правовом акте положения, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности, соответствуют структуре нормы (если — то — иначе) и непосредственно используются в регулировании поведения людей. С этих позиций, трудно принять подведение под понятие правовой нормы деклараций принципов, определений и т. п. наполнения текстов нормативно-правовых актов. Отсюда следует разграничивать в тексте нормативно-правовых актов правовые нормы и правовые установления, в качестве которых выступают преамбулы, основные задачи, принципы, дефиниции и прочее. Среди важнейших оснований для классификации правовых норм — их роль в механизме действия права. По этому основанию правовые нормы можно разделить на общие нормы, конкретные нормы и специальные нормы. Общие нормы имеют родовое значение, поскольку содержат конкретные правила для данного рода отношений. Общие нормы действуют в связке с конкретными нормами, которые составляют большинство правовых предписаний. Они непосредственно устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их реализации, гарантии обеспечения, сроки и пределы действия нормативов, содержание осуществляемого поведения и многое другое. Особую роль в правовом регулировании выполняют специальные нормы, которые предусматривают исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить нормы, устанавливающие различного рода льготы, т. е. предоставление каких-либо преимуществ или частичное освобождение от выполнения обязанностей, или облегчение условий их выполнения (А. В. Малько). В зависимости от используемого приема правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение, поощрение и рекомендация) правовые нормы могут быть: а) запрещающими, т. е. устанавливающими запреты на определенные действия. Эти нормы связаны с определением меры ответственности за совершенные правонарушения; б) обязывающими, т. е. предусматривающими обязанности совершать активные действия (платить налоги, служить в рядах Вооруженных сил); в) управомочивающими (дозволительными), т. е. наделяющими субъективными правами (правомочиями), осуществление которых зависит от воли управомоченных лиц; г) поощрительными, т. е. устанавливающими меры поощрения за успехи в работе, примерное поведение, героические поступки и т. д.; д) рекомендательными, т. е. предоставляющими права самим субъектам определять свое поведение, указывая на предпочтительный вариант или варианты поведения. При этом рекомендуемые действия поддерживаются определенным их стимулированием, в то время как игнорирование рекомендации может вызвать негативные последствия. По предметной направленности правовые нормы разделяются на материальные нормы и процессуальные нормы. Нормы материального права закрепляют субъективные права и юридические обязанности, а также ответственность субъектов правовых отношений. Они непосредственно обращены к регулированию поведения людей в правовых отношениях. Процессуальные нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников правоотношений. Процессуальные нормы могут быть консолидированы в отдельные отрасли (уголовный процесс), либо правовые институты (избирательный процесс). По характеру правового предписания правовые нормы делят на императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы представляют собой предписания категорического характера, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки. Они строго обязательны и не дают субъектам возможности иного выбора поведения кроме как того, который предусмотрен правовой нормой. Диспозитивные нормы, формулируя правило поведения субъектов права, предоставляют им возможность либо принять указанный вариант, либо урегулировать отношения по своему усмотрению в законных пределах. Таким образом диспозитивная норма дает возможность субъектам права либо самим определить на основе соглашения свои права и обязанности, либо следовать тому варианту поведения, который закреплен в правовой норме. Используются также другие основания для классификации правовых норм: в зависимости от юридической силы нормативно-правового акта, в зависимости от времени действия, пространства, распространения, круга лиц и др.
29. Понятие и содержание правового отношения Правовое отношение представляет собой общественное отношение, урегулированное правом, участники которого обладают субъективными правами и юридическими обязанностями. С помощью правоотношений установленные правовые нормативы воплощаются в конкретном поведении людей. Для возникновения правоотношения необходимы предпосылки. Разграничивают общие (материальные) предпосылки, которыми являются участники и определенные материальные и нематериальные блага (объекты правоотношения), и специальные (юридические) предпосылки, среди которых правовые нормы, правосубъектность участников и юридический факт (фактический состав). Признаки: 1.они возникают на основе правовых норм, 2.взаимодействие участников происходит через субъективные права и юридические обязанности, 3.обеспечиваются (гарантируются) государственной властью, 4. носят волевой характер, т. е. для существования правоотношения необходима воля (желание) по крайней мере одного из участников, 5.поводом для возникновения правоотношений являются реальные блага. Состав правоотношения включает субъектов правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения. Субъекты правоотношения — это участники правоотношения, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Все субъекты правоотношений разделяются на индивидов (физические лица), организации (юридические лица) и социальные общности. Для того, чтобы быть субъектом правоотношения организация, социальная общность и индивид должны обладать правосубъектностью, т. е. способностью быть субъектом права. Применительно к организациям правосубъектность выражена в их компетенции. Правосубъектность индивида выражена в правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Объекты правоотношения — это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников. Среди объектов правоотношений: а) материальные блага (вещи, предметы, ценности); б) нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и т. д.); в) действия субъектов, услуги и их результаты; г) продукты духовного творчества (художественные произведения, научные открытия, изобретения и т. п.): д) ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспорта, дипломы, аттестаты и т. п.). В правоотношении разграничивается юридическое содержание и фактическое (материальное) содержание. В качестве фактического содержания выступают конкретные действия участников правоотношения, в которых реализуются их права и обязанности. Традиционно юридическое содержание правоотношений связывают с вопросом о субъективных правах и юридических обязанностях участников правоотношения. Однако такое юридическое содержание характеризует не все правоотношения. В тех правоотношениях, где одной из сторон выступает должностное лицо или орган государства в содержании правоотношения могут быть также юридические полномочия и юридическая ответственность. Следовательно юридическое содержание правоотношения могут составлять, кроме субъективных прав и юридических обязанностей, юридические полномочия, юридическая ответственность. Субъективное право — вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Юридическая обязанность — вид и мера требуемого поведения обязанного лица. Юридические полномочия (юридическая компетенция) — вид и мера властного воздействия, направленного на удовлетворение притязаний управомоченного лица, либо на виновное лицо. Юридическая ответственность — вид и мера принудительного претерпевания, лишения благ личного или имущественного характера, принадлежащих правонарушителю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.009 с.) |