Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования



Правовое регулирование является специфическим правовым воздействием, связанным с превращением правовой возможности, содерж-ся в правовых нормативах, в правовую действительность. Специфика правового регулирования проявляется в его обособленности как нормативной системы, рассчитанной на всеобщее признание и осуществления. Кроме того, правовое регулирование связано с возможностью использования системы юридических средств (правовых норм, правовых отношений, юридической ответственности и т. д.). Правовое регулирование представляет собой разделенный на стадии процесс. Выделяются (С. С. Алексеев) такие стадии правового регулирования: 1) стадия регламентации общественных отношений (издания правовой нормы и ее общего действия); 2) стадия наделения субъективными правами и юридическими обязанностями; 3) стадия обладания субъективными правами и юридическими обязанностями: 4) стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Зачастую возникает необходимость подключения в этот процесс факультативной стадии применения права, когда компетент.орган или должностное лицо издает властный индивидуальный правовой акт (правоприменительный акт). Правоприменительный акт либо предшествует возникновению правоотношения, либо обеспечи­вает реализацию субъективных прав и юридических обязанностей. Процесс правового регулирования связан с использованием при-юв (способов) правового регулирования, среди которых: 1) дозволения — состоящие в предоставлении субъективных прав на совершение определенных действий, 2) обязывания — заключающиеся в возложении обязанности совершать определенные действия; 3) запреты — выражены в обязанности воздержаться от совершения зап-щенных действий; 4) поощрения — определяются награждением объектов за определенные действия; 5) рекомендации — сводятся к предложению выбрать оптимальный вариант поведения. Типы правового регулирования: а) общедозволительный, который строится в соответствии с принципом "дозволено все, что не запрещенного". б) разрешительный, который строится в соответствии с принципом "запрещено все, кроме дозволенного". Отсюда следует, что лица могут совершать только такие действия, которые разрешены. Каждый из этих типов право­вого регулирования имеет свои сильные и слабые стороны: нельзя говорить, что один тип лучше, а другой хуже. Так общедозволи­тельный тип открывает возможности для инициативы и активности, проявления индивидуальности. Во многом частное право как право­вая общность существует, опираясь на общедозволительный тип правового регулирования. Разрешительный тип правового регулиро­вания имеет ценностный смысл как четкое определение компетен­ции и направленности деятельности субъектов права в сфере власт­ных отношений. Не случайно такая правовая общность как публич­ное право складывается на основе использования разрешительного типа правового регулирования.

 

Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы

Повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникаю­щие в процессе жизнедеятельности людей получает свое выраже­ние в нормативности, которая развернута в виде различных соци­альных норм — права, морали, политики, религии, обычаев и тради­ций. Как и все другие социальные нормы, правовые нормы пред­ставляют собой модель отношений между людьми; они носят неперсонифицированный характер, т. е. рассчитаны на многократное при­менение и не имеют конкретного адресата; их исполнение обеспечи­вается определенными средствами воздействия; они существуют в языковом и текстовом выражении; их целевое назначение — разре­шение конфликтов и регулирование поведения людей.

Наряду с признаками сходства правовые нормы обладают при­знаками различия с социальными нормами, которые определяют их специфику:

— во-первых, существуют особые способы выражения (фиксации) правовых норм: нормативно-правовые акты, юридические прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические доктрины;

— во-вторых, это правила поведения общеобязательного харак­тера (они обязательны для всех ее адресатов, независимо от их об­щественного положения и субъективного отношения к нормативу);

— в-третьих, это правила поведения, обладающие формальной определенностью, которая получает свое выражение в точности и конкретности ее предписаний, использующих субъективные права и юридические обязанности;

— в-четвертых, эти правила поведения носят властный харак­тер. Здесь проявляется связь правовых нормативов с государствен­ной властью, охрана их силой государства и возможность реализа­ции на основе государственного принуждения;

— в-пятых, это правила поведения, входящие в целостную сис­тему, где каждая норма неразрывно связана с другими причинно-следственными, иерархическими и координационными связями.

На основе этих признаков правовая норма определяется как ус­тановленное специфическим способом формально определенное правило поведения общеобязательного и властного характера, яв­ляющееся элементом целостной системы.

Системная принадлежность правовой нормы связана с ее внут-Iенней организованностью, выраженной в понятии структура право­вой нормы. Структура правовой нормы получила формулу своего вы­ражения в речевых оборотах "если — то — иначе". Соответствующие этой формуле части нормы именуются: гипотеза, диспозиция и санк­ция. Гипотеза — это часть нормы, в которой предусмотрены жизнен­ные обстоятельства, при наступлении которых возникает определен­ное отношение. Диспозиция — это часть нормы, в которой устанав­ливается само отношение, порожденное гипотезой. Санкция — это часть нормы, в которой определяются меры ответственности, насту­пающие для тех субъектов, которые действуют вопреки диспозиции.

Структура правовой нормы как бы схватывает закономерности отношений между лицами и конструирует их с помощью логических построений. Структурная характеристика правовой нормы позволя­ет отделить правовую норму от деклараций, дефиниций, идейных начал и др. положений, проникающих в нормативно-правовые акты. Таким образом, текстовое содержание нормативно-правового акта включает не только правовые нормы, но и другие правовые явле­ния, имеющие значение для обеспечения правовой целостности до­кумента (принципы, определения, презумпции, фикции и т. п.).

 

Классификация правовых норм

При классификации правовых норм используются различные ос­нования от отраслевой принадлежности нормы до ее адресатов. Между тем прежде всего следует определиться, все ли содержание нормативно-правового акта как текста заполнено правовыми нормами или же правовые нормы составляют лишь некоторую часть текста нормативно-правового акта. Как представляется, правовыми нормами можно считать лишь те изложенные в нормативно-правовом акте положения, которые устанавливают субъективные права и юриди­ческие обязанности, соответствуют структуре нормы (если — то — иначе) и непосредственно используются в регулировании поведения людей. С этих позиций, трудно принять подведение под понятие правовой нормы деклараций принципов, определений и т. п. напол­нения текстов нормативно-правовых актов. Отсюда следует разгра­ничивать в тексте нормативно-правовых актов правовые нормы и правовые установления, в качестве которых выступают преамбулы, основные задачи, принципы, дефиниции и прочее.

Среди важнейших оснований для классификации правовых норм — их роль в механизме действия права. По этому основанию правовые нормы можно разделить на общие нормы, конкретные нормы и специальные нормы. Общие нормы имеют родовое значе­ние, поскольку содержат конкретные правила для данного рода отношений. Общие нормы действуют в связке с конкретными нор­мами, которые составляют большинство правовых предписаний. Они непосредственно устанавливают субъективные права и юриди­ческие обязанности субъектов права, условия их реализации, га­рантии обеспечения, сроки и пределы действия нормативов, содер­жание осуществляемого поведения и многое другое. Особую роль в правовом регулировании выполняют специальные нормы, кото­рые предусматривают исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить нормы, устанавли­вающие различного рода льготы, т. е. предоставление каких-либо преимуществ или частичное освобождение от выполнения обязан­ностей, или облегчение условий их выполнения (А. В. Малько). В зависимости от используемого приема правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение, поощрение и рекомендация) пра­вовые нормы могут быть:

а) запрещающими, т. е. устанавливающими запреты на опреде­ленные действия. Эти нормы связаны с определением меры ответ­ственности за совершенные правонарушения;

б) обязывающими, т. е. предусматривающими обязанности со­вершать активные действия (платить налоги, служить в рядах Воо­руженных сил);

в) управомочивающими (дозволительными), т. е. наделяющими субъективными правами (правомочиями), осуществление которых зависит от воли управомоченных лиц;

г) поощрительными, т. е. устанавливающими меры поощрения за успехи в работе, примерное поведение, героические поступки и т. д.;

д) рекомендательными, т. е. предоставляющими права самим субъектам определять свое поведение, указывая на предпочтительный вариант или варианты поведения. При этом рекомендуемые действия поддерживаются определенным их стимулированием, в то время как игнорирование рекомендации может вызвать негативные последствия.

По предметной направленности правовые нормы разделяются на материальные нормы и процессуальные нормы. Нормы материаль­ного права закрепляют субъективные права и юридические обязан­ности, а также ответственность субъектов правовых отношений. Они непосредственно обращены к регулированию поведения людей в правовых отношениях. Процессуальные нормы определяют поря­док и условия реализации прав и обязанностей участников правоот­ношений. Процессуальные нормы могут быть консолидированы в отдельные отрасли (уголовный процесс), либо правовые институты (избирательный процесс).

По характеру правового предписания правовые нормы делят на императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы пред­ставляют собой предписания категорического характера, не допус­кающие каких-либо отступлений или иной трактовки. Они строго обязательны и не дают субъектам возможности иного выбора пове­дения кроме как того, который предусмотрен правовой нормой. Диспозитивные нормы, формулируя правило поведения субъектов права, предоставляют им возможность либо принять указанный ва­риант, либо урегулировать отношения по своему усмотрению в за­конных пределах. Таким образом диспозитивная норма дает воз­можность субъектам права либо самим определить на основе согла­шения свои права и обязанности, либо следовать тому варианту по­ведения, который закреплен в правовой норме.

Используются также другие основания для классификации пра­вовых норм: в зависимости от юридической силы нормативно-право­вого акта, в зависимости от времени действия, пространства, рас­пространения, круга лиц и др.

 

29. Понятие и содержание правового отношения

Правовое отношение представляет собой общественное отноше­ние, урегулированное правом, участники которого обладают субъек­тивными правами и юридическими обязанностями.

С помощью правоотношений установленные правовые нормати­вы воплощаются в конкретном поведении людей. Для возникно­вения правоотношения необходимы предпосылки. Разграничивают общие (материальные) предпосылки, которыми являются участники и определенные материальные и нематериальные блага (объекты правоотношения), и специальные (юридические) предпосылки, сре­ди которых правовые нормы, правосубъектность участников и юри­дический факт (фактический состав).

Признаки: 1.они возникают на основе правовых норм, 2.взаимодействие участников происходит через субъективные права и юридические обязанности, 3.обеспечиваются (гарантируются) государственной властью, 4. носят волевой характер, т. е. для существования правоотно­шения необходима воля (желание) по крайней мере одного из участ­ников, 5.поводом для возникновения правоотношений являются реаль­ные блага.

Состав правоотношения включает субъектов правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения. Субъекты правоотношения — это участники правоотношения, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Все субъекты правоотношений разделяются на индивидов (физические лица), организации (юридические лица) и социальные общности.

Для того, чтобы быть субъектом правоотношения организация, социальная общность и индивид должны обладать правосубъектно­стью, т. е. способностью быть субъектом права. Применительно к организациям правосубъектность выражена в их компетенции. Право­субъектность индивида выражена в правоспособности, дееспособ­ности и деликтоспособности.

Объекты правоотношения — это то, на что направлены субъек­тивные права и юридические обязанности участников. Среди объек­тов правоотношений: а) материальные блага (вещи, предметы, цен­ности); б) нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и т. д.); в) действия субъектов, услуги и их результаты; г) продукты духовного творчества (художественные произведения, научные открытия, изобретения и т. п.): д) ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспор­та, дипломы, аттестаты и т. п.).

В правоотношении разграничивается юридическое содержание и фактическое (материальное) содержание. В качестве фактического содержания выступают конкретные действия участников правоотно­шения, в которых реализуются их права и обязанности. Традицион­но юридическое содержание правоотношений связывают с вопросом о субъективных правах и юридических обязанностях участников правоотношения. Однако такое юридическое содержание характери­зует не все правоотношения. В тех правоотношениях, где одной из сторон выступает должностное лицо или орган государства в со­держании правоотношения могут быть также юридические полно­мочия и юридическая ответственность. Следовательно юридическое содержание правоотношения могут составлять, кроме субъектив­ных прав и юридических обязанностей, юридические полномочия, юридическая ответственность.

Субъективное право — вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Юридическая обязанность — вид и мера требуемого поведения обязанного лица.

Юридические полномочия (юридическая компетенция) — вид и мера властного воздействия, направленного на удовлетворение при­тязаний управомоченного лица, либо на виновное лицо.

Юридическая ответственность — вид и мера принудительного претерпевания, лишения благ личного или имущественного характе­ра, принадлежащих правонарушителю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.003 с.)