Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая культура общества и ее компонентыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические взгляды на культуру разделяются по двум направлениям. Одно направление в центр объяснения культурных явлений выводит понятие деятельность, а культура рассматривается как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Для. другого направления характерно понимание культуры в качестве сферы идеального, содержащего продукты духовного творчества людей: символов, идей, ценностей, — в соответствии с которыми складывается отношение к действительности, выстраивается бытие человека. На основе этих направлений выработана современная концепция культуры, синтезирующая эти важнейшие идеи и получившая наименование информационно-семиотической концепции культуры. Фундаментом информационно-семиотического подхода к культуре выступает положение о том, что она воплощает средства, способы и результаты человеческой деятельности. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления именуются артефактами. Артефактами, т. е. феноменами как порождениями культуры, выступает все созданное человеком от предметов до мыслей, средств и способов действий. Мир артефактов включает не только то, что находится вне человека, но и то, что существует в нем самом. В культуре люди черпают смысловые характеристики слов, вещей, своего поведения. Культура, следовательно, это также мир мыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Различают такие виды смыслов как знания, ценности и регулятивы. С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир. ыслов и мир знаков. Правовая культура при информационно-семиотическом подходе является воплощением средств, способов и результатов юридической деятельности. Возникновение и развитие правовой культуры это постоянное превращение средств деятельности в ее цели, и наоборот, целей в средства (к примеру, принятие конституции для достижения устойчивости, стабильности общественных отношений, и конституция как средство решения конкретных вопросов правовой жизни). Среди феноменов правовой культуры догма права (правовые нормы, правовые решения, правовые отношения), субъективное право, правовые принципы и т. п. правовые явления. Правовая культура выступает как мир юридической деятельности, т. е. мир правовых артефактов. В эти правовые явления и действия люди вкладывают определенный смысл. Поэтому правовая культура выступает также как мир смыслов, которые человек придает своим творениям. Здесь как бы соединяется информация о праве с ценностным и регулятивным смыслом его существования. При этом с помощью языка правовая информация сохраняется и накапливается, составляя важнейший компонент правовой культуры. Характеристика правовой культуры связана с важной предпосылкой об отсутствии единой правовой культуры для всех народов и наций. И действительно, разнообразие правовых культур в современном мире подтверждается, во-первых, использованием понятия "национальная правовая культура", отображающем специфику правовой культуры единичного; во-вторых, понятия "правовая культура локальной цивилизации", отображающем специфику правовой культуры отдельного; и, в-третьих, понятия "правовая культура миропорядка", отображающем специфику правовой культуры общего. С точки зрения существования правовых культур нужно различать открытые и закрытые правовые культуры. Открытые правовые культуры в своем развитии взаимодействуют с другими правовыми культурами, воспринимая, перерабатывая и закрепляя в себе наработки других правовых культур. Закрытые правовые культуры с трудом вступают в диалог с иными правовыми культурами, ограничивают восприятие достижений других правовых культур, утверждают свое правовое развитие в качестве единственно верного. В правовой культуре выделяется внешняя правовая культура, т. е. правовые позиции и ценности населения, и внутренняя правовая культура, главное содержание которой составляет профессиональная юридическая деятельность и ее результаты. Уровень развития правовой культуры во многом предопределен содержанием внутренней правовой культуры, ее направленностью и цельностью. Не случайно в этой связи подчеркивается значение юридической элиты в решении проблем правового развития, совершенствования правовой культуры.
Правосознание и правовая культура личности Правосознание личности (индивидуальное правосознание) складывается под воздействием разнообразных факторов и отношений в процессе правовой социализации и зависит от психологических особенностей человека. Оно определяется как совокупность правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств и эмоций, присущих определенному человеку. Правосознание личности уникально и неповторимо, поскольку на нем лежит отпечаток всего его индивидуального бытия и особенностей как человека. Правосознание личности проявляется в самых разных ситуациях, связанных с совершением юридически значимых действий, при осуществлении субъективных прав и юридических обязанностей, во взаимодействии с государственными органами и должностными лицами, при защите своих законных интересов, в составлении различного рода заявлений и документов. Формы проявления правосознания личности весьма многообразны: от признания справедливости действующего законодательства и его неукоснительной реализации до протеста против существующих правовых установлений и невыполнения их положений. Специфической формой проявления правосознания личности является создание произведений литературы и искусства на правовую тематику, научные статьи, монографии и диссертационные исследования. По глубине отражения правовой реальности правосознание личности разграничивают на обыденное, компетентное, профессиональное и научное. Личность, обладающая обыденным правосознанием, имеет самые общие познания в правовой сфере. Здесь все составляющие правосознания складываются во многом стихийно, на основе складывающихся отношений и личного опыта при незначительной роли правового образования и воспитания. Профессиональное правосознание личности выражено в обладании системой знаний о праве и государстве, правовыми понятиями и правовыми ценностями, убеждениями, традициями и стереотипами, связанными с профессиональным видением права. Наряду с квалифицированными суждениями о праве в профессиональное правосознание личности входит умение применять право. Таким образом, профессиональное правосознание личности неразрывно связано с осуществляемой юридической деятельностью. Высшим критерием профессионального правосознания личности выступает не просто устойчивое положительное отношение к праву и его проявлениям в социальной жизни, понимания полезности права, его необходимости и справедливости, но то, что именуют верой в право. Научное (теоретическое) правосознание личности, в отличие от профессионального правосознания, жестко не определено существующими правовыми нормами и их осуществлением. К тому же оно представляет собой систематизированное правовое знание различного рода идей, концепций, доктрин по поводу существующей правовой реальности и государственной жизни. Не случайно научное правосознание зачастую становится источником нормотворчества и совершенствования законодательства, позволяет прогнозировать развитие отраслей и институтов права, всей правовой системы, выстраивать научно обоснованную правовую политику. Субъектами научного правосознания являются ученые-юристы, работающие в системе научно-исследовательских учреждений юридического профиля, а также в системе профессионального юридического образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.03 с.) |