Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита прав, свобод и законных интересов личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В самом общем виде защита прав, свобод и законных интересов личности выступает как противодействие их незаконным нарушениям и ограничениям, предупреждением этих нарушений и ограничений, а также возмещение вреда, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось (А. М. Ларин). Требует пояснения вопрос о различении прав, свобод и законных интересов. Термин "право" определяет конкретные действия человека, в то время как термин "свобода" подчеркивает более широкие возможности выбора, не очерчивая конкретно результата (например, право избирать и быть избранным и каждому гарантируется свобода совести). Законный интерес в отличие от субъективного права выступает как гарантированное государством дозволение, выраженное в стремлении субъекта пользоваться определенным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой. Законный интерес включает два правомочия: возможность пользоваться конкретным благом (право пользования) и возможность обращаться за защитой к государству (право притязания), где второй элемент является дополнительным, поскольку суть законного интереса в юридическом дозволении. Значение прав, свобод и законных интересов личности в механизме действия права выражено в признании за ними возможности прямого действия. Это означает, что личность может осуществлять их, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь непосредственно Конституцией и ссылаясь на нее. Государственные гарантии прав, свобод и законных интересов личности разделяются на общие и специальные. Среди общих гарантий: конституция, определяющая объем, осуществление и защиту закрепленных прав, свобод и законных интересов; выведение на уровень законов правовой регламентации прав, свобод и законных интересов; признание за президентом роли гаранта прав, свобод и законных интересов; установление правовых процедур защиты (конституционных, судебных, административных и др.); применение юридической ответственности к лицам, нарушающим права, свободы и законные интересы. Среди специальных гарантий: 1) система судебной защиты; 2) административно-правовые способы защиты; 3) деятельность омбудсмена; 4) оказание адвокатской помощи; 5) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и должностных лиц и т. д. Наряду с государственными гарантиями прав, свобод и законных интересов, которые являются важнейшими в пределах национальной правовой системы, существуют международная защита прав человека, а также региональные формы и средства защиты прав человека (европейская защита прав человека). В современном мире защита прав, свобод и законных интересов личности перестает быть исключительно внутренним делом государства. Яркое подтверждение тому деятельность Европейского суда по правам человека, решения которого являются обязательными для государств присоединившемся к Европейской конвенции по защите прав и свобод.
41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания. Под функциями права понимается его назначение, выраженное в направлениях воздействия на сознание и волю людей, на их поведение. При рассмотрении функций права необходимо проводить различие между правовым воздействием и правовым регулированием. При этом понятие правовое воздействие включает в себя не только регулятивное воздействие с помощью юридических средств (правовое регулирование), но также идеологическое, информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Функции права проявляются по всем этим направлениям. В этой связи может быть осуществлено деление функций права на регулятивные, идеологические, информационные и ценностно-ориентирующие. Распространение получила классификация функций права на общесоциальные и специальные. Среди общесоциальных функций права выделяются экономическая, политическая и воспитательная. Среди специальных (юридических) функций права различают регулятивную, охранительную, компенсационную, ограничительную и воспитательную. Классификация общесоциальных функций достаточно условна, поскольку в реальности сложно провести разграничение правового воздействия при решении различного рода задач. Экономическая функция права во многом связана с использованием договорных отношений. При этом экономическая функция права осуществляется как путем регулирования правомерных действий в экономических отношениях, так и косвенным путем, угрозой применения санкций за совершение правонарушений в сфере экономики. Политическая функция права заключается в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами, политическими партиями и т. д. Регулирование прав и свобод человека — важное направление политической функции права. Воспитательная функция права связана с воздействием по формированию правового сознания и правовой культуры, формированию правовой активности граждан. Право устремлено к обеспечению гуманного, справедливого отношения между людьми. Среди специальных (юридических) функций права регулятивная функция занимает особое место, поскольку она связана с установлением позитивных правил поведения, направлена на организацию общественных отношений, координацию социальных взаимодействий и обеспечение социальной целостности. Охранительная функция права представляет собой правовое воздействие, нацеленное на охрану общезначимых экономических, политических, национальных и личных отношений, вытеснение явлений, чуждых обществу. Не следует охранительную функцию права связывать только с уже совершенными правонарушениями. Важнейшая ее составляющая — превентивное действие, предотвращение правонарушений. Компенсационная функция права — инструмент обеспечения социальной справедливости (возмещение морального вреда, компенсация за причиненный вред потерпевшим от преступлений и т. д.). Она свойственна различным отраслям права, является необходимым инструментом гармонизации интересов субъектов права. Ограничительная функция связана с необходимостью уравновешивания противоположных интересов. Это касается ограничения прав, чтобы действия одних субъектов не нарушали действий других (запрет на участие в политической деятельности государственных служащих, ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и т. д.). Восстановительная функция права позволяет восстановить прежнее правовое состояние, вернуть имущество, реабилитировать имя, восстановить на работе и т. п. Она связана с неправомерными действиями других субъектов права и выражается в отмене вынесенных решений, восстановлении правового статуса и т. д.
42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания. Правовое воспитание — это постоянное воздействие на человека и общество с целью формирования правовой культуры. Субъектами правового воспитания выступают как институты государства, так и институты гражданского общества: семья, трудовые коллективы, объединения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деятели, преподаватели, журналисты и др, Формы правового воспитания. 1) правовое обучение — состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффективной и результативной, поскольку она предоставляет воспитываемому индивиду определенную систему правовых знаний; 2) правовая пропаганда — заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения при помощи СМИ (пресса, телевидение, радиовещание, Интернет), Данная форма правового воспитания привлекает своими широкими возможностями — она доступна практически неограниченному числу индивидов; 3) юридическая практика — способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в реализации права и правоприменительной деятельности. Юридические действия, осуществляемые индивидом самостоятельно, исполнение решений правоприменительного органа способствуют закреплению знаний о праве, обретению правовых умений и навыков; 4) самовоспитание — связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений. Без самовоспитания не может быть эффективной ни одна из форм правового воспитания. Только собственные усилия по приобретению правовых знаний, размышления о правовой действительности способствуют выработке правовой культуры личности. Методы правового воспитания — это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового воспитания — убеждение, поощрение, позитивный пример, принуждение и наказание. Показатели: правовая активность, правовая самостоятельность, креативность личности.
43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как метод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъектами права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюдении и исполнении законов как государственной властью и ее представителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой. В последние годы отмечается стремление связывать законность только с деятельностью государственных органов и должностных лиц (Н. В. Витрук). Иными словами субъектами законности не считаются граждане и иные негосударственные образования. Стремление сделать законность уделом государственных структур, превратить в профессиональное понятие слабо согласуется с идеей верховенства права, отказом государству и его органам быть исключение и (особыми) субъектами права. Потому следует признать обоснованным сохранение традиционного подхода к вопросу о субъектах законности. Другое дело содержательная характеристика законности, связанная с проблемой соотношения права и закона, поскольку в самой законности не ставится вопрос о правовом и неправовом законе. Законность — это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности. Как сложное, многогранное явление законность перебрасывает мостик, фиксирует связь между законом и социальной реальностью. Законность выражается в системе требований, среди которых выделяют: верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и свобод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологический компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды, т. е. правовая идеология; организационный компонент, который включает средства, приемы и условия осуществления законности; обеспечительный компонент, который выделен в системе контроля и надзора за законностью. Существование законности определено системой основополагающих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности называют: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед законом, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписаний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что достигается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким основаниям. В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для конституционной законности характерны такие признаки: правовой характер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие конституционных норм, действие Конституции на всей территории государства. Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине — Конституционного Суда).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.124 (0.013 с.) |