Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство понимания и применения законов на всей территории их действия (единство законности).

Поиск

Всеобщность законности.

Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц.

Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись

4. Целесообразность законности - означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Гарантии:

· Экономические гарантии. Господство одной формы собственности позволяет свести на нет одни из самых "плодородных" на правонарушения экономические противоречия в обществе. Полное уравнивание людей в экономическом плане ведет к облегченному регулированию отношений в экономической сфере, нет стимула, чтобы нарушать закон.

· Социальные гарантии - комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступления от идей законности- гигантский аппарат надзора за населением позволяет выслеживать и предупреждать правонарушения на стадии замысла, наличие организаций для всех возрастов (по примеру пути от октябренка до члена коммунистической партии)- воспитание чувства любви к существующему режиму как единственно возможному, а значит и уважению к существующему государству и праву.

· Политические гарантии - сведение к минимуму прав и свобод граждан ведет к тому, что государство их не нарушает, они реализуются в упрощенном порядке.

· Идеологические - господство одно идеологии позволяет избавиться от идеологических разногласий, граждане, воспитывающиеся в духе поклонения государству не нарушают закон по своему собственному глубокому убеждению, считая закон идеальным.

· Юридические гарантии. Здесь антидемократическое государство на высоте: закон изобилует разного рода запретами под угрозой жестокого наказания, которое лишает желания нарушать закон даже самых смелых. Причем гигантский аппарат управления и надзора позволяет быстро и точно применять правовые нормы государством.

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.

К юрид. гарантиям относятся следующие специальные средства борьбы с правонарушениями

- средства выявления правонарушений;

- средства предупреждения правонарушений;

- средства пресечения правонарушений;

- меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;

- юридическая ответственность;

- правосудие.

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

Соотношение категорий «законность» и «правопорядок» выражается в следующем:

Во-первых, законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории:

законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

В-третьих, различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

В-четвертых, право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

В-пятых, различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок следствие; если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством; если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.


Билет № 27

1. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.

2. Правосознание и правовая культура.

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Признаками правового государства являются:

1) верховенство закона, "связанность" государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности должны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, то есть

· максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

· приниматься компетентными органами, которые уполномочены народом;

· приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

· должна соблюдаться иерархия законов: они не должны противоречить ни Конституции, ни друг другу. Все подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы "сдержек" и "противовесов", взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать ответственность, невзирая на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками (основой) создания и функционирования правового государства служат:

1) производственные отношения, основанные на многих формах собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституциализма, парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4) с юридической стороны – создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь "разгосударственное" общество способно самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть основой, то есть социальной базой, правового государства.

 

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функционировании и развитии общества, установлении правового порядка.

С помощью же правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает:
-осмысление и ощущение необходимости права;
-оценку права;
-осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
-осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
-восприятие процесса и результатов реализации права;

В структуре правового сознания воплощено единство правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология, т.е. систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка.

В структуре правосознания правовая идеология взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает в себя следующие элементы:
- общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их положения в структуре общества;
- психологический уклад - привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные социальным группам общества;
- представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
- чувства, эмоции и настроения, связанные с правом;
- способы формирования представлений (настроений, чувств и т.д.) - влияние, взаимовлияние, подражание и внушение.

Функции правосознания - это основные направления его взаимодействия с правовой действительностью

Функции правосознания:

1. Оценочная функция (с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым)

2. Регулятивная функция (реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования.

* во-первых, в том, что при непосредственном участии правосознания создаются юридические нормы, позитивное право;
* во-вторых, в том, что каждый индивид определяет конкретный вариант поведения с учётом юридических норм;
* в-третьих, в том, что с его помощьюэ в случае пробелов индивид может формулировать своё поведение, урегулировать ситуации с пониманием юридических норм, законодательства;
* в-четвёртых, в том, что правосознание позволяет координировать правовое регулирование с иными видами регуляторов)

3. Познавательная функция (через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни- социальной, естественной. Задача здесь установить относящиеся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д.)

4. Выступает мощным средством социально – юридического контроля за поведением.

Виды правосознания:

1) В зависимости от субъектов правосознания:

Ø Индивидуальное(отдельных физических лиц)

Ø Групповое (социальных сообществ людей)

Ø Общественное или общесоциальное (всего общества)

2) С точки зрения профессиональной подготовки субъектов правосознания (уровень отражения правосознания окружающей действительности):

v Обыденное правосознание

v Профессиональное правосознание

v научное

Правовая культура в широком смысле – правовая культура всего общества, которая охватывает все ценности в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура в узком смысле – культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками примерного поведения.

Правовая культура зависит от:

1. Уровня развития правового сознания населения.
2. Уровня развития правовой действительности - последняя состоит из теоретической, образовательной и практической деятельности.

Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней.

Она складывается из качественной оценки следующих институтов:

· позитивное право, т.е. действующее законодательство;

· источники права;

· правооотношения;

· законность и правопорядок;

· реализация права;

· государственный аппарат;

· индивидуально-правовые акты;

· правосознание;

· юридическая наука, литература, образование и др.

Правовая культура имеет несколько уровней:

· индивидуальный - на уровне отдельной личности;

· корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива;

· общий - на уровне общества в целом;

· цивилизационный и ли общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое.

Функции правовой культуры:

1) Познавательно-преобразовательная

2) Праворегулятивная

3) Ценностно-нормативная

4) Правосоциализаторская

5) Коммуникативная

Виды правовой культуры:

· обыденная;

· профессионально-юридическая;

· доктринальная - научная.

Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляется собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.

Правосознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового воздействия. Без них невозможна правотворческая деятельность и правовое регулирование. При этом, правосознанию принадлежит первостепенное место в механизме правового воздействия.

Формирование правосознания и высокой правовой культуры способствует повышению эффективности механизма правового воздействия на общественные отношения. Право воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей не только с помощью юридических средств, но и разнообразными неюридическими путями. Правовая культура неразрывно связана с правосознанием и подобно ему окружает право со всех сторон, способствует укреплению правопорядка в обществе.


Билет № 28

1. Понятие, признаки и модели социального государства.

2. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.

 

Социальное государство – государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности

Социальное государство характеризуется заботой о соблюдении интересов всех своих граждан, созданием для них достойных условий жизни. Оно стремится сформировать новый тип солильных отношений на принципах справедливости, гражданского мира.

В проблеме формирования социального государства главными вопросами являются:

- интерпретация самого понятия государства;

- определение концептуальных основ сущности «социального»;

- установление критериев и характеристик «социального государства».

Основополагающие критерии (признаки) социального государства:

- высокий уровень экономического развития государства, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

- социально ориентированная структура экономики, выражающаяся в многообразии форм собственности;

- социальная налоговая политика;

- формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

- разработка и реализация государством разнообразных социальных программ;

- обязанность государства обеспечивать каждому достойный уровень жизни,

- социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

- развитое социальное законодательство;

- социальная ответственность государства по отношению к своим гражданам и

ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу;

- право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума.

Виды Основные требования по социальной защищенности Принцип реализации модели
Модель пассивного государством всеобщего благосостояния Снижение риска для благосостояния индивида, лежащих за пределами возможностей его личной предусмотрительности. Обеспечение условия жизни, не унижающие человеческого достоинства; социальное равенство; оказание социальной помощи нуждающимся на условиях социального равенства.
Модель активного государством всеобщего благосостояния Снижение преступности, укрепление статуса семьи и решение международных конфликтов. Опора на принцип субсидиарности, выступающий основой новых форм социальной солидарности.

Условия существования социального государства:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

9. Наличие развитого социального законодательства.

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

 

Виды деформаций правосознания:

· правовой нигилизм - это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;

· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;

· правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы в соответствии с социальной справедливостью.

Причины правового нигилизма (на примере России)

a. Географическая – наша страна имеет большой размер и на этой территории находятся разные народы и разное отношение к праву.

b. Психологическая особенность народа (русского) – слишком большой нравственный и моральный аспект

c. Историческая:

а). не знала эпоху Ренесанса

б) не было эпохи Просвещения

в) не было реформации

Реформация – разделение католицизма на протестантов и католиков

г) поздний переход к капитализму и слишком ранний переход к социализму

Пути предотвращения:

v обеспечение должного качества принимаемых законов,

v упрочение законности,

v повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом,

v приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения,

v профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц

v Необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

 


Билет № 29

1. Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.

2. Понятие, виды, основания юридической ответственности.

 

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами.

Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.

Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.

Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

 

 

Юридическая ответственность – отрицательная реакция государства на противоправное деяние, выражающееся в государственном осуждении правонарушителя и причинении ему определенных лишений, предусмотренных санкциями правовых норм.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. Если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности.

Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их её исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием её является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют следующие виды юридической ответственности:

1. Уголовная ответственность – наиболее суровый вид ответственности.. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности.

2. Административная ответственность – ответственность за административные правонарушения, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.

Меры административного принуждения — предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы, административный

арест.

3. Гражданская ответственность – ответственность, за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба, т.е. за нарушение имущественных и неимущественных прав.

4. Дисциплинарная ответственность – ответственность за совершение дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника.

Материальная ответственность - ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате (1/3, 2/3 месячного заработка).

6 Конституционная ответственность. К особенностям этого вида ответственности можно отнести:

а) она имеет ярко выраженный политический характер;

б)относительно узок круг органов и лиц, на которые она распространяется;

в) специфичны ее меры; она ключевой институт публичного права;

г) специфичны ее меры;

д) она наступает, как за правонарушения, так и при их отсутствии (задержка в принятии решений, принятие неэффективного решения);

е) ее наступление направлено, прежде всего, на защиту Конституции.

 


Билет № 30

1. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

2. Права человека.

В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы – социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».

Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе, определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

· социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

· норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

· норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности.

Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

1) все они регулируют общественные отношения;

2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

3) они определяют границы должного и возможного поведения;

4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений;

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией.

Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

3. Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным.

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, – по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.

Технико-юридические нормы — это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) — юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.

 

Права человека, охватывающие сферу личной, семейной и другой частной жизни, не подконтрольны государству. Они распространяются на каждого человека. Они неотчуждаемы и принадлежат людям от рождения. Они вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства и являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В то же время права гражданина охватывают сферу его отношений с государством.

Международные документы, регулирующие отношения прав личности:

· Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в 1948 году. Данная Декларация провозглашает принципы правового положения личности, устанавливает стандарт этого положения, имеет международное значение и носит рекомендательный характер. На основании принципов этой Декларации Организация Объединенных наций приняла ряд международных договоров и других документов, которые имеют обязывающий характер для участников договоров и присоединившихся к ним государств;

· Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

· Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в 1966 г., вступил в силу с 1973 г.);

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

· Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

В Конституции закреплены следующие права и свободы:

· личные (определяют статус человека как биосоциального организма): право на жизнь, достоинство личности, на свободу и личную неприкосновен­ность, на частную жизнь, неприкосновенность жилищаи т.д.

· политические права и свободы (определяют статус человека как субъекта политической общности – государства): свобода печати и информации, право на объединение, право на мирные собрания и публичные манифестации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право обращений;

· экономические, социальные и культурные права и свободы (определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни): право на экономическую деятельность, право частной собственности, трудовые права и свободы (свобода труда, право на труд, на забастовку, на отдых и др.), защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, право на жил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.019 с.)